Семинар для родителей «Общечеловеческие ценности - основа семейного воспитания»
Подготовила:
Манапова Алтын Оразовна
Школа-лицей №2 г. Кокшетау
План
- Психолого-педагогические основы Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»
- Вечные общечеловеческие ценности
- Роль родителей (воспитание девочек, воспитание мальчиков)
Цель: создать условия для понимания значимости программы НДО «Самопознание» в успешности обучения и воспитания детей. Задачи: - расширить представления родителей о программе НДО «Самопознание»; - повышение педагогической культуры родителей; - создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей; - Объяснить важную роль ценностей в каждой семье.
- „ Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“ Назарбаева Сара Алпысовна .
- Современная школа, ориентированная на европейские рациональные традиции, должна сегодня радикально менять свои установки, осваивая опыт восточного менталитета: давать не только и не столько сумму знаний, готовить к профессиональной жизни, сколько просвещать, воспитывать характер, формировать человеческую личность, для которой руководящими жизненными принципами стали бы общечеловеческие ценности, нравственные принципы и идеалы. Выше изложенное подчеркивает и раскрывает безусловную актуальность и необходимость курса «Самопознание», идея внедрения которого в качестве учебной дисциплины, как путь к нравственно-духовному образованию и воспитанию молодого поколения, принадлежит Первой Леди Казахстана Саре Алпысовне Назарбаевой.
- Концепции нравственно-духовного образования, где общей целью курса «Самопознание» в системе образования РК является формирование целостного, духовно просвещенного человека, гражданина Планеты и одновременно – родного Казахстана, способного жить и быть счастливым в эпоху глобализации, уметь беречь и сохранять окружающий мир, понимать людей с другим жизненным укладом, проявлять уважение к различным культурам и жизненным практикам, защищая и развивая свой собственный этнический образ мира.
- Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.
Сократ ( 469 до н.э.-399 до н.э.) – древнегреческий философ.
« Я ничего не знаю. И все - таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать».
Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию « всеобщего» в нравственности как основы истинной морали.
Сократ сформулировал педагогические принципы:
- Отказ от принуждения и насилия
- Использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом.
- Человек должен руководствоваться, прежде всего, велениями своего разума и совести.
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931гг.)
Казахский философ-мыслитель, ученый- историк, поэт.
« Человеком движут два интереса- телесный и духовный. Кто преследует только интересы телесные, тот эгоистичен, самолюбив, близок к бахвальству. Кто дорожит честью и живет честным трудом, тот движим и духовными интересами».
Абу Наср аль- Фараби (870-950гг.)
Философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока.
« В мире самое легкое- поучать других, самое трудное- понять себя».
- Психолого-педагогические основы программы НДО «Самопознание»:
Три постулата гуманной педагогики :
1. Вера в высшее Духовное начало в ребенке, в его высшее предназначение, в возможность неограниченного совершенствования
2. Вера в высшее Духовное начало в самом себе, в свое высшее предназначение, в возможность неограниченного совершенствования
3. Вера в силу только гуманных методов
- Классификация ценностей по Т.И. Петраковой. Общечеловеческие ценности как основа содержания Программы.
- Природные - ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.
- Приобретенные - корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение, и др.
- Абсолютные - не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств) праведное поведение, покой, любовь, истина, ненасилие
- Абсолютные общечеловеческие ценности и их взаимосвязь со структурой человеческой личности.
- Абсолютные общечеловеческие ценности пронизывают собой все стадии духовного роста человека и содержатся в нем с самого начала его рождения в менее или более проявленном виде. Степень проявленности общечеловеческих ценностей свидетельствует о духовном уровне личности. Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:
»
- Раскрытие нравственно- духовной глубины предмета «Самопознание» невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, который концентрируется в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества
- Общечеловеческие ценности – Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь и Ненасилие – не зависят от национальной расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности и неизменны во времени. Они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую духовную основу человека и его культуры.
- Классификация системы ценностей Т.И. Петраковой.
- Три вида : природные, приобретенные, абсолютные.
- Уровни структуры человеческой личности.
- Ненасилие - духовный уровень
- Любовь - нравственный уровень
- Истина - интеллектуальный уровень
- Внутренний покой - эмоциональный уровень
- Праведное поведение - физический уровень
- Характер является главным богатством человека .
духовный уровень
эмоциональный
уровень
физический уровень
Интеллектуальный
уровень
Истина – основа. Человек, вставший на путь истины – правильный.
нравственный уровень
Истина – есть знания об изначальной природе человека.Истина – это понимание единства в многообразии.
ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ
(интуиция, совесть, вдохновение)
УРОВЕНЬ РАЗЛИЧЕНИЯ
(сознание, знание)
индивидуальное сознание
МЕНТАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(ум, мысли)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
(подсознание)
5 органов чувств
ФИЗИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
Структура сознания- это природа, один из кардинальных вопросов психологии, который наиболее тесно связан с вопросом духовности человека.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться делать добро» В. Сухомлинский Роль родителей (воспитание девочек, воспитание мальчиков)
Типы отношений родителей к детям, отрицательно влияющие на характер детей
- Излишняя опека (ребенок привыкает полагаться на своих родителей до такой степени, что это мешает ему самому принимать решения)
- Излишняя уступчивость (делает ребенка испорченным, требовательным, неспособным относиться к другим с пониманием)
- Излишняя тревога (делает ребенка беспокойным и нервным – могут развиться психосоматические болезни)
- Завышенные требования (дети склонны чувствовать себя растерянными, подавленными и неудачниками)
- Пренебрежение (дети, которыми пренебрегали, отвергали в раннем возрасте, проявляют склонность к агрессии и импульсивности, становясь старше, что способствует увеличению преступности, насилия, наркомании)
Типы воспитания детей в семье
- Воспитание с позиций материальной заинтересованности – будешь хорошим, наградим (деньги, подарки, развлечения), будешь плохим – накажем.
- Воспитание с позиций насилия – не хочешь, заставим.
- Отсутствие воспитания – это баловство детей или равнодушие родителей к вопросам воспитания «Как живет пусть так живет. Все дети были такими.
- Все курят. Все пьют»
- Роль матери в воспитании ребенка
- Духовный учитель в десять раз важнее обычного учителя, отец в десять раз важнее духовного учителя, а мать в тысячу раз важнее отца.
Восточная мудрость
- Нация может быть построена только на культуре женщин. Приходящее поколение формируется сегодняшними матерями. В прошлом, настоящем или в будущем - во все времена женщина является стержнем прогресса, сердцем нации, самим ее дыханием.
- Миссия матери - заложить основы благочестия и морали . Она должна обеспечить детей необходимой моральной и духовной подготовкой. Когда мать наполнена духовностью, это благоприятно сказывается на детях, и они также наполняются ею. Если она строго придерживается морали, дети также учатся морали.
- Роль отца в воспитании ребенка
- Мужчина в семье занимает главенствующую роль. Мужчина - воплощение долга, мудрости и дисциплины.
- Отец внушает своим сыновьям понятие – честности, мужественности, твердости воли, справедливости и ответственности – без этих качеств мужчина не способен быть настоящим мужчиной.
- Любовь отца к дочери вселяет в девочку уверенность в себе.
- Отец, своей любовью и заботой о дочерях воспитывает в них хорошее отношение ко всем мужчинам, из них получаются хорошие жены, которые будут любить и уважать своего мужа и смогут создать дома атмосферу любви и счастья, в которой будут расти и хорошо развиваться дети.
- Фундамент гармоничной жизни в семье
- Единство, понимание и терпение в семье.
- Семья – это лаборатория, в которой два человека переходят от «Я» к «МЫ» . Посмотреть на ситуацию глазами любви, понимания и прощения – вот что такое священные узы брака.
- Любовь, радость и счастье в семье .
- Супружество - это тренировочная площадка для взращивания Любви, которая выше чувственности. Очень важно супругам в браке достигнуть единства и гармонии не только на уровне физическом и психологическом, но прежде всего на духовном уровне . Это позволит в течении жизни построить чистые, возвышенные отношения, которые основаны на глубоком взаимном уважении, искренней преданности, сердечной благодарности за прожитые годы. Безусловно, такие возвышенные отношения отразятся на отношениях с детьми. Дети в таких семьях будут переживать чувство глубокого духовного единения и в своей дальнейшей жизни сохранят вкус к чистоте духовных отношений и смогут создать прекрасные семьи.
- Служение, долг и ответственность в семье.
- Бескорыстное служение - это фундамент семейной жизни , но котором может быть построено счастье и процветание семьи.
- Повторное анкетирование родителей
Групповое пение Песня «Мы желаем Счастья вам »
- Золотые правила воспитания для родителей
- В мире где кружится снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую, Ждём порой мы весть. Чтобы было легче в трудный час, Нужно верить каждому из нас, Нужно верить каждому, В то, что счастье есть!
- Припев: Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом. Как солнце по утрам Пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам. И оно должно быть таким - Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим.
- В мире где ветрам покоя нет, Где бывает облачным рассвет. Где в дороге дальней Нам часто снится дом. Нужно и в грозу и в снегопад, Чтобы чей-то очень добрый взгляд Чей-то очень добрый взгляд Согревал теплом.
- Припев.
- Заклчительная минута для родителей
- Пусть то, о чем мы сегодня говорили, поможет вам укрепить ваши взаимоотношения в семье. - Любовь и вера родителей имеют исключительное значение в воспитании детей. Любовь родителей к ребенку делает его уверенным в себе, раскованным, свободным. Ребенок, получивший много любви в семье, будет щедро делиться ею с людьми всю жизнь. - Я думаю, что после сегодняшней встречи вы немного иначе взглянете, друг на друга, и я буду рада, если у кого-то отношения изменятся в лучшую сторону. И еще несколько слов,
- рецепт счастья: «Возьмите полную чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути!» ^ Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.
Заклчительная минута для родителей
- Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.