Семинар – практикум для родителей
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, УЧЕТ ИХ В ВОСПИТАНИИ
ЦЕЛЬ
- познакомить родителей с. основными индивидуально-психологическими свойствами личности подростка.
- рассмотреть типичные заболевания, возникающие в результате неправильного воспитания, незнание и непонимание родителями возрастных особенностей подростков.
- познакомить с психолого-педагогической характеристикой «трудных» детей;какие ошибки в школьном, семейном воспитании делают подростков «трудными».
Форма проведения: лекция.
Подростковый возраст, отрочество. В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, и главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут; меняется и лицо. Девочки по своему виду приближаются к женскому типу. Развитие не всегда и не во всем проистекает соразмерно. В частности, нередки нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов. Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.
Средний школьный возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Но нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных нравственных установок, идут вразрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно и проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением. Одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.
Подростки ценят обоснованное и доказательное изложение учебного материала, охотно воспроизводят рассуждения учителя в своих ответах. Но их собственный логический аппарат еще недостаточно гибок. Это ведет подростка к необоснованным, несмотря на внешнюю стройность, выводам.
Одно из типичных явлений возраста - возникновение чувства любви. И родителям, и учителям не следует недооценивать силу этого чувства, тем более относиться к нему иронически. Кто из нас, взрослых, не наблюдал, как взрослеют наши дети, когда любовь вдруг «охватит» их. Попытки «взять себя в руки», скрыть свои переживания от чужих глаз ничего не дают. А вместе с тем само чувство настолько интимно, что невозможно рассказать о нем даже самому близкому человеку. Часто душевные муки наносят болезненный удар по самолюбию.
Девочки вступают в эту фазу первых увлечений раньше, чем мальчики, в 12-14 лет. Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени дальнейшие взаимоотношения с ним.
То, что подросток остается один на один со своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности, и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер, подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием.
При обсуждении вопроса о том, насколько неизбежно возникновение такого кризиса во взаимоотношениях подростка и взрослого, целесообразно рассмотреть две его стороны. Во-первых, нельзя не признать того, что подростковый период - это и на самом деле время серьезнейших качественных сдвигов в психическом развитии. Было бы нелепо надеяться на то, что эти сдвиги не произойдут, - они необходимы. Нужно стремиться создавать такую обстановку, которая не толкает подростка на изоляцию от взрослых, на духовный уход от них. Напротив, надо, чтобы контакты укреплялись, чтобы связь подростка и близких ему взрослых становилась более богатой и содержательной. Для этого подростку нужно оказывать ненавязчивую поддержку, если ему кажется, что его личность обесценена, а вместе с тем признавать его самостоятельность. Нужно, чтобы подросток не на словах, а на деле понял, что и в семье, и в классе его уважают, что от его позиции, его помощи зависит благополучие его родных и друзей. Совсем не обязательно создавать такую обстановку специально. Во многих семьях она существует исконно. На такой почве кризисов общения между взрослыми и подростками просто не возникает. Где же они возникают? Конфликты возникают не внезапно и не сразу, как это иногда представляется нам, взрослым. Особенно опасны конфликты в семье. Зерна сегодняшних драм были посеяны гораздо раньше. По мере того, как ваш ребенок подрастал, он все более нуждался в самостоятельности, в том, чтобы всерьез прислушивались к его мнению, т. е. относились с уважением. Беда многих родителей: они не находят это обязательным, видя в детстве только стадию подготовки к жизни. Между тем для самого ребенка детство - это богатая событиями и насыщенная переживаниями жизнь. Из-за столь разных точек зрения то, что, по мнению родителей, делается в интересах ребенка, воспринимается им как нечто ему навязанное. Он постоянно испытывает давление, основанное на непонимании его запросов. Физическое и психологическое взросление открывает перед ним пути избавления от этого гнета. Конфликт становится неизбежным. Если вчера родители не считали нужным прислушиваться к мнению подростка, то сегодня он не прислушивается к взрослым. Наступает и следующее действие драмы: подросток, чтобы не оказаться в одиночестве, ищет и нередко находит компанию, близкую ему если не по возрасту, то по установкам, где господствует раскованность и отсутствует принуждение. На самом деле он попадает под власть законов своей группки, законов достаточно хватких. Так он становится «трудным», неконтактным и неуправляемым. Родителям не остается ничего другого, как приступить к его перевоспитанию, и оказывается, что для этого, в первую очередь, необходимо создание таких условий, в которых могла бы полностью раскрыться его подавленная самостоятельность.
Народная педагогика запечатлела для родителей немало мудрых мыслей, говорящих о роли семьи в воспитании детей. Например, «Дети, что цветы, - уход любят», «Пусти детей по воле, сам будешь в неволе», «Неразумная опека хуже беспризорности», «Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях», «Уважай в ребенке человека», «Не будь господином своим детям, будь им другом». Эти пословицы дают возможность сформулировать «правила» для родителей по отношению к детям. В целом изменение отношений родителей и детей при перевоспитании таково: восстановление взаимного доверия и откровенности, усиление у подростка ответственности за семейное благополучие, повышение заинтересованности ребенка в семейных делах. И, безусловно, жизнь подростка в семье должна наполняться положительными переживаниями: семья обязана приносить подростку все больше и больше общей радости, все больше светлого удовлетворения. Когда ребенок станет активным членом семьи, тогда у него будет ощущаться потребность в общении с родителями, он будет чувствовать удовлетворение.