«Серебряный век русской литературы, его проявление в других видах искусства»
Цель урока:
Повторить и обобщить полученные знания о литературе серебряного века; показать особенность поэзии серебряного века и проявление его в различных видах искусства, прежде всего в живописи и музыке.
Задачи:
Образовательные:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;
обобщить материал по теме.
Воспитательные:
воспитывать общую культуру, патриотическое чувство, эстетическое восприятие окружающего;
воспитывать творческую личность;
формировать личностное отношение к проблемам, раскрытым в искусстве.
Развивающие:
развивать образное мышление, умение выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы;
развивать познавательный интерес;
совершенствовать навыки выразительного чтения анализа лирического произведения;
способствовать развитию на примере произведений искусства эстетического вкуса и чуткости к поэтическому слову.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование к уроку:
учащихся по творчеству поэтов этого периода
Репродукции полотен И.И.Машкова «Портрет А.И.Мильмана», Петрова-Водкина «Купание красного коня» (слайд).
Репродукции картин Левитана, Поленова, Крамского, Грабаря
Записи произведений С.Рахманинова.
Запись песни на стихи М.Цветаевой «Мне нравится, что вы
больны не мной…»
Методические приемы: Слово учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение стихотворений, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, презентация.
Словарь: Серебряный век, модернизм, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм
Ход урока
Орг.момент. Проба состояний.
Учитель: Представьте, что вы прямо сейчас можете взять в руки любой предмет, какой захочется. Опишите его и расскажите всем, что бы вы с ним сделали?
Высказывания учащихся.
Учитель: Какая разница настроений! Но мы высказались, услышали друг друга, удивились, заулыбались. Отчасти мы выплеснули эмоциональный заряд и получили впечатление, что свободны в своих действиях, высказываниях.
Учитель:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Это строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой, где впервые в литературе было употреблено выражение «серебряный век».
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? Запишите их.
Прочитайте свои записи всем. Важное для себя запишите.
(Серебряный век – блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство).
Учитель: Звуковой облик слов «Серебряный век »создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном.
Слайд 1 Тема нашего урока: «Серебряный век русской поэзии, его проявление в других видах искусства»
(Учитель сообщает тему, целеполагание урока учащимися).
Слайд 2
-Что должны знать?
-Что должны уметь?
Постановка целей урока.
Учитель: На этом уроке мы попытаемся показать различное выражение искусства серебряного века в поэзии, живописи и музыке.
2. Выявление знаний по данной теме.
Учитель: Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с модернистскими течениями серебряного века и его проявлениями в творчестве поэтов этой эпохи. Давайте вспомним основные понятия.
(проектируется тест)
Слайды 3-7
Задание 1. Определите течение по его характеристике:
1: (символизм)
Поэтика намека и иносказания;
Отношение к слову как шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;
Апология мига, мимолетности, в которых отражается Вечность;
Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
Глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;
Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
2: (акмеизм)
Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, “радостного любования бытием”;
Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование “прекрасной ясности” (“кларизма”);
Обращение к человеку, к “подлинности” его чувств;
Поэтизация мира первозданных эмоций.
3: (футуризм)
Отрицание гармонии как принципа искусства;
Культ техники, индустриальных городов;
Словесные деформации, напряженный интерес к “самовитому слову”, к неологизму, к игровому началу;
Пафос эпатажа;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника.
Задание 2. Исправьте неточности в предложенных списках:
Символисты: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Бунин, А.Блок, А.Белый…
Акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Иванов, С.Есенин…
Футуристы: В.Хлебников, В.Маяковский, Д.Бурлюк, И.Северянин, М.Цветаева…
Задание 3. Представители поэтических школ;
О каком модернистском течении идет речь:
“Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой.” (Валерий Брюсов) (Символизм)
“Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.” (Декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу»)
(Футуризм)
“Для нас … вес ничтожнейшего все-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и потому перед лицом небытия – все явления братья”. (“Я за ясность. Тайна поэзии в окрыленности и глубине, а не в том, чтобы читатель не понимал действия.» (А.Ахматова «А я акмеистка, а не символистка….»)
(Акмеизм)
А теперь давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесётся перед нами…
( Ученик даёт историческую справку)
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С. Ю. Витте.
1894 г - начало царствования Николая II
1904 – 1905 г г. – русско- японская война.
1905 – 1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. - создание первой Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г - -начало Первой мировой войны.
1917 г – Февральская революция; свержение самодержавия, Октябрьская революция.
Учитель: Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и небывалые перемены.
Вот поэтому это время также получает название Декаданс ( декадентство от лат. – упадок, погружение в индивидуальные переживания).
Учитель
Ощущение кризиса эпохи было всеобщим, но в литературе это отражалось по-разному.
Литература этого периода явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию.
Давайте вслушаемся в строки поэтов серебряного века.
Слайд 2
Обратимся к эпиграфу урока « Я каждый миг исполнен откровенья» (вывесить на доску)
Эти слова можно сказать о каждом поэте рубежа веков.
Презентация поэтов серебряного века (домашняя работа в парах)
1-й чтец
Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы.
МОЯ МЕЧТА
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной,
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь, проложенный и мерный.
Но, встретив Холм Покинутых Святынь,
Она дрожит в тревоге суеверной,
Стоит, глядит, не шелохнет травой,
И прочь идет с поникшей головой.
2-й чтец
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце.
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Поэт Серебряного века Константин Бальмонт выпустил свой первый сборник стихов
на заре этого века, в 1890 году. В течение целого десятилетия был самым известным
из русских поэтов. Знал четырнадцать иностранных языков, делал прекрасные переводы. Его отличали неугомонный нрав и неуёмная сила.
3-й чтец « Поэт»
Сладок мне венец забвенья тёмный,
Посреди ликующих глупцов
Я иду отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.
Но душа не хочет примиренья.
И не знает, что такое страх;
К людям в ней – великое презренье,
И любовь, любовь в моих очах:
Я люблю безумную свободу!
Выше храмов, тюрем и дворцов,
Мчится дух мой к дальнему восходу,
В царство ветра, солнца и орлов!
Дмитрий Мережковский - идеолог символизма. Заметная фигура среди богемы Серебряного века, высоко образованный человек. Он является автором историко- философских романов, пьес и исторических трудов.
4-й чтец
Я-бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Поэт Серебряного века Фёдор Тетерников знаком всем нам под псевдонимом Фёдора Соллогуба Сын портного и прислуги. Двадцать пять лет преподавал математику в глухих северных городках. И писал, писал стихи.
5-й чтец « Запевка»
О России петь - что стремиться
По лесным горам, полевым коврам.
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) тоже был яркой звездой на небосклоне Серебряного века. В феврале 1918 года на поэтическом вечере в Политехническом музее в Москве был провозглашён королём поэтов. Больше 20-ти лет прожил в эмиграции. Тосковал по России.
6-й чтец « Душа и имя»
Кто создан из камня. Кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело- измена, мне имя – Марина.
Я бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти,
Тем гроб и надгробные плиты.
В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Конечно же, это Марина Цветаева. Печатала свои стихи с 16 лет. Совсем юную её поддерживали Брюсов и Волошин. С последним завязалась дружба на долгие годы. Не входила ни в какую литературную группировку. Всю жизнь жила любовью к мужу, детям, России. В августе 41-го покончила жизнь самоубийством.
7-й чтец
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
Ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?
С первых своих шагов в поэзии ОН жадно, настойчиво, непрерывно искал контакта своего стиха с сердцем "человека улицы", большого, массового читателя своего времени.
С первых своих шагов в литературе он боролся за этого читателя, проходя сквозь строй открытых атак и кулуарных интриг, сопровождавшихся улюлюкающими выкриками и записками: «…, для кого вы пишете?", «…, вас не понимает и не принимает массовый читатель".
Учитель: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одарённая личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Слайд 8
Прослушивание в аудиозаписи стихотворения В.Хлебникова «Заклятие смехом». (45 сек)
Что бы вы сказали об этом стихотворении?
Какие чувства вызвало оно в вас?
Какие образы показались для вас новыми, необычными?
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые композиции из раздробленных, разрушенных слов. Велимир Хлебников мастерски играет словами в стихотворении «Заклятие смехом», которое напоминает языческий заговор.
Серебряный век стал культурной эпохой не только в России, но и во всём мире.
Создан музей поэтов Серебряного века. Стихи многих поэтов переведены на многие языки мира.
Чтение стихов Анны Ахматовой на английском языке «Царскосельская статуя» (1 мин)
-Какое впечатление произвела на вас поэзия Серебряного века?
-Какой вывод для себя сделали?
ВЫВОД: Поэзия Серебряного века – поэзия чувств.
Слово учителя: Серебряный век породил так много поэтов – «хороших и разных», все они жили сложной внутренней жизнью. Вся жизнь их была наполнена до краёв исканиями, чувствами, мыслями и стихами. Поэзия Серебряного века отличается языковым своеобразием. Яркость метафор, ассонанс, сравнения, оксюморон - наиболее часто употребляющиеся выразительные средства.
Самостоятельная работа (в группах)
Из трёх стихотворений (символиста, акмеиста, футуриста) выписали все существительные и записали в три столбика. Какой столбик «символистский», какой «акмеистский», какой «футуристский»? Какие образы помогли вам это понять?
Бездна
Ночь
Дух
Миры
Любовь
Кормило
Сретенье
Светила
Твердь
Лоно
Легион
Атом
Пожар
Пламень
Символизм
Вяч.Иванов «Дух»
Небо
Труп
Звёзды
Черви
Туман
Боль
Обман
Миопы
Круп
Эфиопы
Ухватка
Сыпь
Вязь
Вервия
Футуризм
Д.Бурлюк «Мёртвое небо»
Лыжи
Небо
Месяц
Луг
Дворец
Окошки
Тишина
Тропинка
Дорожка
Проруби
Ива
Дерево
Русалки
Путь
Имена каких поэтов перечислены в следующих строках стихотворения Г.Шенгели 1955 года?
Он знал их всех и видел всех почти:
Валерия, Андрея, Константина,
Максимилиана, Осипа, Бориса,
Ивана, Игоря, Сергея, Анну,
Владимира, Марину, Вячеслава,
И Александра – небывалый хор,
Четырнадцатизвёздное созвездье!
(Брюсов, Белый, Бальмонт, Волошин, Мандельштам, Пастернак, Бунин, Северянин, Есенин, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Иванов, Блок)
Слово учителя:
Сегодня мы с вами говорим о поэзии серебряного века и его проявлении в различных видах искусства. Поэзия серебряного века явилась связующим звеном развития современной поэзии.
Традиции поэтов рубежа веков продолжаются в творчестве Н. Тихонова, Э. Багрицкого, А. Дементьева. Многие стихи переложены на музыку.
Слайд 9
М. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной» (Прослушивание песни в исполнении Аллы Пугачёвой). (1 мин.40 сек.)
Учитель: Важнейшее свойство эпохи – лирическое преображение всех видов искусств.
Всмотритесь в полотна живописцев того времени.
Сообщение учащихся – искусствоведческое. ( На фоне музыки С. Рахманинова «Вокализ» ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи)
К. Петров- Водкин. « Купание красного коня »
“Купание красного коня” – произведение, ставшее поворотным в творчестве Петрова-Водкина. В центре картины – героически-призывный, словно пылающий “красный конь” – символ кипучей энергии, могучей, сдеживаемой человеком силы. В сложной духовной атмосфере тех лет картина воспринималась как предчувствие исторических перемен. Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.
Илья Машков «Портрет А.И.Мильмана»
Необычен многоракурсный «Портрет А.И. Мильмана» (1916). В трехчетвертном повороте на фоне человеческого и лошадиных черепов предстает красивый молодой человек с черной бородой и палитрой в руках — в тройном изображении: анфас, в профиль и со спины. Это тридцатилетний художник Адольф Мильман, член объединения «Бубновый валет», одним из основателей и активных участников которого являлся Илья Машков. Портрет отличают оригинальность композиции, сочетающей традиционную схему парадного портрета и дерзкий кубистический приём. Это неожиданное сочетание придаёт характеристике портретируемого особую остроту. Стоящий на столе череп – атрибут традиционного натюрморта – соседствует с атрибутами живописи – палитрой и вазой с кистями. Футуристический портрет рождает странные ощущения: с одной стороны избранные предметы воплощают авторскую идею о величии творческого духа, о силе искусства, над которым не властна смерть, а с другой, что-то трагическое угадывается в облике Мильмана. Картина находится в Волгоградском музее изобразительных искусств.
Учитель: Прошло почти сто лет с тех пор, как закончился Серебряный век. Как вы считаете, интересна ли поэзия серебряного века в наше время?
А как вы думаете, существуют сегодня те направления искусства, которые прославили Серебряный век?
(поисковый вопрос)
Слайд 10
Проявление символизма в современном искусстве.
Обратимся к словам художника Евгения Кустова, нашего современника символиста. «Мое творчество направлено на развлечение ума и услаждение вкуса. Праздное созерцание не принесет никакого удовольствия. Мои работы эклектичны как сущность человека, и символичны как наша жизнь»
(слайд)
Учитель: Что вы почувствовали, когда рассматривали картину Кустова? (Картина обращена к античности. Это теперь такая редкость. По-моему, просто замечательно, немного грустно, немного таинственно, но прекрасно.)
Подведение итогов урока:
Литературоведческий самодиктант:
1. Это слово означает « современный » новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества.
( модернизм)
2. Этим термином называют рубеж веков.
(серебряный век).
3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства;
Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
(символизм)
4.Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
(акмеизм)
5. Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
(футуризм)
6. Это слово означает «упадок», обречённость
(декаденство)
Проверьте написание этих слов.( они написаны на доске)
Учитель: К, сожалению, судьба многих поэтов Серебряного века трагична. Кто покинул Родину, кто был расстрелян или сослан в лагеря, кто покончил жизнь самоубийством. Но остались яркие личности, громкие имена. Поэтам Серебряного века посвящено стихотворение Александра Ахремочкина
Я век серебряный для вас друзья прославлю,
Не дам угаснуть пламени стихов
И мир пусть рукоплещет вдохновенью,
Награде нам от греческих богов.
Нам сказки Пушкина, как легкий шорох ветра
Стихи Васильева, как грохот всех морей
И Надсона сверкающие грозы,
Нам разум ослепляют как Орфей.
Мы Лермонтова чутко принимаем,
Некрасова всегда боготворим,
А Маяковский это лёд и пламень,
Как айсберг средь людских равнин.
****** ********* ********* *****
Какими сочными бывают в жизни строки,
Какие яркие пылают в них слова
И смысл какой заложен в них глубокий,
Как бьют они по струнам бытия.
Давайте снова вспомним поэтов Серебряного века. Вот их имена:
Слайд 11-12
Презентация поэтов. (Под музыку композитора С.Рахманинова)
Вы слушал музыку пианиста и композитора Серебряного века Сергея Рахманинова Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова - художественный символ России.
Подведение итогов урока:
Ребята, подводя итоги урока, мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свои впечатления от изученной темы.
Затронул ли вашу душу мир образов и фантазий серебряного века?
Что вы чувствовали, когда созерцали картины художников, слушали музыку и стихи?
Был ли эффект от увиденного, услышанного, прочитанного? С помощью чего он был достигнут? (созвучия, общих красок, гармонией, призрачностью образов, приглушенных и спокойных тонов, печалью, романтичностью, присутствием мотивов мечтательной тоски. Слушая музыку и стихи, смотря на картины хотелось унестись в мир мечтаний и грез.)
Я попрошу вас свои ощущения выразить в синквейне.
Рефлексия.
Написание Синквейна
Темы синквейна: символизм, акмеизм, футуризм, поэзия и т.д.
Учитель: Можем ли мы сделать вывод, что цель нашего урока была достигнута?
Ну а мы не прощаемся с поэзией серебряного века: мы будем соприкасаться с ним, всякий раз открывая для себя новые тайны. Я очень надеюсь, что наша встреча помогла вам убедиться в том, что вы владеете секретами читательского мастерства и умеете общаться с поэтами на их сложном, но прекрасном языке…
Большое спасибо, ребята, за вашу помощь на уроке. Мне очень понравились ваши презентации, работа в группах по выявлению языковых средств.
Оценочный лист на доске
Д / з:
Мое восприятие искусства серебряного века (эссе)
Основные черты и значение «серебряного века» для культуры России (письменная работа)
.
Вариант: Практическая работа (5 мин)
(работа в группах)
1. Что с чем и почему сравнивает поэт в следующих строчках:
Мои слова — жемчужный водомёт
средь лунных снов, бесцельный, но вспенённый, —
капризной птицы лёт,
туманом занесённый.
(А.Белый. Мои слова)
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(М.Цветаева. Моим стихам, написанным так рано...)
2. Какой троп использует автор в стихах, уподобляя природный мир человеческому:
Зябко пушились листы,
Сад так тоскливо шумел.
— Если б любить я умел
Так же свободно, как ты.
(И.Анненский. Тоска сада)
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.Есенин. Отговорила роща золотая...)
В каких именно словах это проявляется? Выпишите их.
3. Какие из выделенных определений являются эпитетами? Выпишите их.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
(К.Бальмонт. Безглагольность)
Люблю в осенний день несмелый
Листвы сквозящей слушать плач,
Вступая в мир осиротелый
Пустынных и закрытых дач.
(В.Брюсов. Дачи осенью).
2. Перекличка с другими видами искусства (на слайдах репродукции художников начала XX века, демонстрация сопровождается музыкальными фрагментами из произведений русских композиторов):
Символизм (Бакст, Врубель, Борисов-Мусатов, Глазунов)
Футуризм (Малевич, Гончарова, Кандинский, Прокофьев)
Акмеизм (Головин, Жуковский, Серебрякова, Кустодиев, Лядов)
Модернизм в целом (Грабарь, Куинджи, Кустодиев, Скрябин)
Реализм (Крамской, Левитан, Поленов, Чайковский)
О значении искусства символизма очень точно сказал поэт Владислав Ходасевич в статье «О символизме»(1928):
«Символисты прежде всего не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно творческим методом… Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде героя, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино».
Прощай серебрянный век...
[Александр Ахремочкин]
Прощай серебряный век,
Не нужно потомкам стихов,
Лишь слёзы сверкают в глазах,
Лишь слышно душевную боль…..
.
создать условия для реальной самооценки учащихся
Художники, поэты, музыканты, портреты которых представлены вашему вниманию (презентация), незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением. Порой кажется, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценке ценностей.
Юрия Козлова «Серебряный век »
Оттепель на Родине опять
Мы из льда позора, толщи снега
По крупицам будем собирать
Золото серебряного века
Мировая война,
Революции бег,
Да репрессий волна-
Вот Серебряный век.
Уцелели не все
После тех передряг:
Тот живёт, как во сне,
Тот народу стал враг.
Слово правды в цепях,
А доносчик- герой:
Кто гниёт в лагерях,
Кто убит сам собой.
Под негласный надзор
Поступает талант.
Совесть ходит, как вор,
Слово как спекулянт.
15
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Занимательная теория литературы
Великие русские писатели и поэты
Русская литература 5 класс ФГОС
Русская литература 9 класс ФГОС
© 2017, Титова Анастасия Ивановна 1905 4
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы