СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила трения разработка

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме "Сила трения" 

Просмотр содержимого документа
«Сила трения разработка»

Сила трения. Трение в природе и технике

Цель:

- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

- продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;

- совершенствовать навыки групповой работы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: брусок деревянный, оборудование для фронтальной работы (указано в карточках для групповой работы), карточки для групповой работы.

Учебник: А. В. Пёрышкин Физика 7, 2010

Ход урока

  1. Постановка проблемного опыта.


Учитель: Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках и лыжах. Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь? Что вам мешает катиться всё дальше и дальше? Давайте проведём следующий опыт: толкнём брусок по столу. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены? (Слайд № 1)

  1. Формирование новых знаний.


  1. Объяснение учителя:


- явление трения, сила трения, виды трения;

- сила трения покоя;

- причины трения;

- измерение силы трения (слайды № 2 - 8).

2. Работа в группах.

Учитель: Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Учёных издавна интересовало, от чего зависит сила трения. Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей (слайд № 9).

А хотите знать, от чего зависит сила трения? Давайте разобьёмся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи. (Учащиеся получают карточки для групповой работы).

3. Обсуждение результатов работы в группах.

Каждая группа докладывает о проведённом эксперименте по следующему плану:

  1. цель экспериментальной работы;

  2. порядок выполнения работы;

  3. полученные результаты, выводы (слайды 10 - 12).


Учитель: Леонардо да Винчи получил следующие результаты (слайд № 13):

- от площади не зависит;

- от величины нагрузки зависит (пропорциональна ей);

- от шероховатости поверхностей зависит.

Совпадают наши результаты эксперимента с его результатами?

  1. Объяснение учителя: трение в природе и технике.


Учитель: Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно? (Слайд № 14).

- Какова роль силы трения при ходьбе? (Слайд № 15).

- Как можно облегчить движение по скользкой поверхности? (Слайд № 16)

- Как уменьшить трение (слайды № 17 - 18)? (Смазка, подшипники).

Справка

- В Москве во время реконструкции улицы Горького часть домов с помощью катков была передвинута на другое место.

- Когда первый поезд шёл по только что построенной железной дороге из Петербурга в Москву, «один услужливый царский чиновник, желая угодить начальству, приказал на подведомственном ему перегоне выкрасить рельсы белой масляной краской. Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колёса поезда забуксовали – и поезд остановился. Случилось это потому, что из – за смазки сила трения покоя резко уменьшилась и её не хватило на то, чтобы тянуть поезд. Пришлось срочно соскребать краску на перегоне в несколько километров».

5. Формирование умений и навыков.

Упражнения№1

1. Соотнесите виды трения с соответствующими фразами (слайд № 19).

Трение скольжения

Одно тело катится по поверхности другого

Трение качения

Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку

Трение покоя

Одно тело скользит по поверхности другого


Упражнения№2 Выберите факторы, которые влияют на силу трения (слайд № 20):


- сила, вынуждающая тело начать движение;

- вес груза;

- площади движущихся поверхностей;

- направление движения;

- неровность поверхности.

Б. Решение качественных задач (слайды № 21 - 28)

1. Почему санки, скатившись с горы, останавливаются?

2. Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?

3. Почему трудно удержать в руках живую рыбу?

4. Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой?

5. Какой вид трения имеет место при катании на велосипеде? При перевозке груза на санках? При катании на лыжах? При передвижении рабочим катушки с проводом? При движении вагонетки?

6. Какой вид трения удерживает ящик при его перемещении на наклонном транспорте?

7. Почему металлические ступеньки (лестницы, подножки трамвая, поезда и т. п.) не гладкие, а имеют рельефные выступы?

8. Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают верёвкой так, чтобы оно не вращалось?

3. Экспресс – диагностика (слайд № 29)

Учащиеся выполняют тестовое задание. Ответы показывают с помощью сигнальных карточек по команде учителя.

  1. Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжёлый шкаф?


  1. сила трения скольжения;

  2. сила трения покоя;

  3. сила тяжести.


  1. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха?


  1. 700 Н;

  2. 0 Н;

  3. 70 Н.


  1. При смазке трущихся поверхностей сила трения…


  1. не изменяется;

  2. увеличивается;

  3. уменьшается.


  1. Как направлена сила трения, когда брусок движется по столу вправо?


  1. вправо;

  2. влево;

  3. вертикально вниз


  1. В гололёд тротуары посыпают песком. При этом трение подошв обуви о лёд…


  1. не изменяется;

  2. уменьшается;

  3. увеличивается


4.Подведение итогов урока.

Учитель: Что мы узнали сегодня о трении? Что такое сила трения? Когда она возникает? Как направлена? Каковы причины её возникновения? Какие виды трения вы знаете? От чего зависит и от чего не зависит сила трения?

  1. Домашнее задание.


30, 31, 32 (слайд 30).

Народ сложил множество поговорок о трении. Например: «не подмажешь – не поедешь», «колодезная верёвка сруб перетирает». Какие пословицы о трении вы знаете? Объясните их физический смысл.

Творческое задание. Если трение вдруг исчезнет, что вы будете кричать – «Ура!» или «Караул!»? Напишите сочинение на эту тему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!