СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сильные и слабые позиции согласных звуков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы урока можно использовать в работе с любой из программ обучения по русскому языку в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Сильные и слабые позиции согласных звуков"»

Конспект урока



ФИО учителя: Еселевич Ольга Ильинична

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: «Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных парных по звонкости-глухости на конце слова».

Цель: Закрепить умение определять слабые и сильные позиции согласных звуков.

Задачи:

1.Учиться проверять парный согласный на конце слова.

  1. Развивать речь учащихся.

3.Формировать коммуникативные УУД.

Тип урока: комбинированный.

Ресурсное обеспечение: раздаточный материал, карточки с заданиями, звуковые модели, «Рабочая тетрадь по русскому языку №2».

УМК: Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко "Русский язык".

Дополнительная литература: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин "Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка", Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.

План урока (с указанием времени):

1. Организационный момент (1мин.).

2. Повторение пройденного (10 мин.).

3. Усвоение новых знаний (8 мин.).

4. Закрепление знаний (9 мин.).

5. Контроль и самопроверка (7 мин.).

6. Подведение итогов (3 мин.).

7. Домашнее задание (2 мин.).

Предполагаемые результаты.

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • активное использование речевых средств.

Предметные:

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами;

  • умение использовать их для решения познавательных задач.



Время урока: 40 минут.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Приветствие. Определение темы и цели урока.




Мы продолжаем работу по теме «Сильные и слабые позиции согласных звуков».




2. Повторение пройденного

Отгадайте метаграмму.

Когда я с д – расту в саду.

Когда я с т – плыву в пруду.

Запишите транскрипцию.

Что заметили?



Почему по произношению [плот] нельзя точно узнать слово?

На конце слова происходит оглушение.

Запишите слово плот (лексическое значение), проверьте по сильной позиции.

Плот – скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или переправы по воде.

Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена.

Как называют слова, которые звучат одинаково, а значение разное?

Омонимы. Слово омонимы заимствовано из французского языка. Буквально «одноимённый», имеется в виду одинаковое звучание слов, обозначающих разные явления и предметы(10 мин.).








Дети отгадывают.

Плот, плод.





Записывают транскрипцию.

Отвечают на вопросы.

Звучат одинаково, а значение разное.



Последние звуки совпадают: работает только один звук из пары. Позиция слабая.

В тетради запись: плот – плоты, плод – плоды.























Омонимы.





Определение находит учащийся в толковом словаре Ожегова










Исследовательские

(изучение проблемы, поиски путей её решения)

3.

































































4.

.Откройте «Рабочую тетрадь по русскому языку» с.21 №38

Я читаю, вы слушаете и определяете уровень сложности задания.

Правильный ответ б).

Звук [р] – сонорный, не имеет пары по звонкости-глухости, поэтому всегда в сильной позиции. Мягкость на письме обозначает мягкий знак.

Читайте второе задание. С кем будете работать?

Проверка (я читаю: дети реагируют либо хлопками, либо встают на ноги).

Кто выбрал ответ:

А), б), в), г), свой ответ.

Объясните.

Звук [п] – мягкий, глухой, парный и на письме его обозначают либо бь, пь, т.к.позиция слабая (8 мин.). Приведите примеры слов: цепь, голубь, сыпь, прорубь.





. Выберете одного человека из группы. Кого выбрали, встаньте на ноги, глазами договоритесь с кем одним, будете работать в паре. Остальные внимание на схему.

Показать на пальчиках: кол-во звуков, кол-во звуков в сильной позиции, в слабой позиции.



Следующую работу выполняете в группах: «Р.т.», с.20 №33.

Сначала прочитайте задание. Какие знания понадобятся для его выполнения?



2-3 минуты на выполнение работы.

Проверка: одна гр. читает, другая объясняет.

Сток – стог, омонимы. 8 минут.

Сток – вода стекает вниз; место или приспособление, по которому стекает жидкость; сама стёкшая жидкость.

Стог – большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы.

Задания у доски.

Прочитай в обратном порядке звуки, из которых состоят такие слова:

Туз, пол, парк (слова из магнитных букв; картинку краба).






Дети определяют уровень сложности задания.

Дети выполняют задание в парах.









Отвечают на вопросы. Выбирают ответ, объясняют.













Проверяют.

























Приводят примеры.





Выбирают.

Пары подходят к доске, получают задание.









Дети считают и показывают кол-во звуков.







Читают задание.

Отвечают на вопросы.















Объясняют ход мыслей другой группы.























Проверка: читают задание, дети проверяют с места. 3 минуты.



Вывод: слабая позиция согласных на конце слова; сильная позиция перед гласными.






Рефлексивные





Коммуникативные (умение вести диалог)























Рефлексивные (оценка своей деятельности)





















Познавательные.



Личностные.



























Коммуникативные.

















Рефлексивные

5.

Ребята в другом классе определяли слабые позиции согласных звуков в следующих словах: [скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий].

Мнения разделились: одни не нашли, т.к. слова заканчиваются на сонорный или гласный; другие считают, что происходит оглушение. А как думаете вы?

Это задачи, которые мы будем решать на следующих уроках.

. Викторина по группам.

У вас на партах цифры 1и2. Вы слушаете задание, обсуждаете и выбираете номер правильного ответа.

1.[ а,о,у,э,и,ы]

1) Это гласные буквы.

2) Это гласные звуки.

2. Е,ё,ю,я.

1) Это гласные буквы.

2) Это гласные звуки.

3. Шарик и шарик

1)Звуки в этих словах одинаковые.

2) Буквы в этих словах одинаковые.

4.Жар и жарь

1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.

2) Согласные звуки на конце этих слов разные.

5.Лук и луг

1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.

2) Согласные звуки на конце этих слов разные.

6.Жир и пир

1) Гласные звуки в этих слов одинаковые.



2) Гласные звуки в этих слов разные.






Дети высказывают предположения.

Исследовательские

6.Итог

Кто помог в изучении нового?

С каким интересным заданием познакомите родителей?



Регулятивные

























Ход урока

1. Приветствие. Определение темы и цели урока.

Здравствуйте, поздоровайтесь с гостями.

Мы продолжаем работу по теме «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

  1. Отгадайте метаграмму.

Когда я с д – расту в саду.

Когда я с т – плыву в пруду.

Плот, плод.

Запишите транскрипцию.

Что заметили?

Звучат одинаково, а значение разное.

Почему по произношению [плот] нельзя точно узнать слово?

Последние звуки совпадают: работает только один звук из пары. Позиция слабая.

На конце слова происходит оглушение.

Запишите слово плот (лексическое значение), проверьте по сильной позиции.

В тетради запись: плот – плоты, плод – плоды

Плот – скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или переправы по воде.

Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена.

Как называют слова, которые звучат одинаково, а значение разное?

Омонимы. Слово омонимы заимствовано из французского языка. Буквально «одноимённый», имеется в виду одинаковое звучание слов, обозначающих разные явления и предметы(10 мин.).

3.Откройте «Рабочую тетрадь по русскому языку» с.21 №38

Я читаю, вы слушаете и определяете уровень сложности задания.

Дети выполняют задание в парах.

Правильный ответ б).

Звук [р] – сонорный, не имеет пары по звонкости-глухости, поэтому всегда в сильной позиции. Мягкость на письме обозначает мягкий знак.

Читайте второе задание. С кем будете работать?

Проверка (я читаю: дети реагируют либо хлопками, либо встают на ноги).

Кто выбрал ответ:

А), б), в), г), свой ответ.

Объясните.

Звук [п] – мягкий, глухой, парный и на письме его обозначают либо бь, пь, т.к.позиция слабая (8 мин.). Приведите примеры слов: цепь, голубь, сыпь, прорубь.

4. Выберете одного человека из группы. Кого выбрали, встаньте на ноги, глазами договоритесь с кем одним будете работать в паре. Пары подходят к доске, получают задание.

Остальные внимание на схему.

Показать на пальчиках: кол-во звуков, кол-во звуков в сильной позиции, в слабой позиции.

Молодцы.

Следующую работу выполняете в группах: «Р.т.», с.20 №33.

Сначала прочитайте задание. Какие знания понадобятся для его выполнения?

2-3 минуты на выполнение работы.

Проверка: одна гр. читает, другая объясняет.

Сток – стог, омонимы. 8 минут.

Сток – вода стекает вниз; место или приспособление, по которому стекает жидкость; сама стёкшая жидкость.

Стог – большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы.

Задания у доски.

Прочитай в обратном порядке звуки, из которых состоят такие слова:

Туз, пол, парк (слова из магнитных букв; картинку краба).

Проверка: читают задание, дети проверяют с места. 3 минуты.

Вывод: слабая позиция согласных на конце слова; сильная позиция перед гласными.

5.Ребята в другом классе определяли слабые позиции согласных звуков в следующих словах: [скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий].

Мнения разделились: одни не нашли, т.к. слова заканчиваются на сонорный или гласный; другие считают, что происходит оглушение. А как думаете вы?

Это задачи, которые мы будем решать на следующих уроках.

. Викторина по группам.

У вас на партах цифры 1и2. Вы слушаете задание, обсуждаете и выбираете номер правильного ответа.

1.[ а,о,у,э,и,ы]

1) Это гласные буквы.

2) Это гласные звуки.

2. Е,ё,ю,я.

1) Это гласные буквы.

2) Это гласные звуки.

3. Шарик и шарик

1)Звуки в этих словах одинаковые.

2) Буквы в этих словах одинаковые.

4.Жар и жарь

1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.

2) Согласные звуки на конце этих слов разные.

5.Лук и луг

1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.

2) Согласные звуки на конце этих слов разные.

6.Жир и пир

1) Гласные звуки в этих слов одинаковые.

2) Гласные звуки в этих слов разные.

6. Итог

Кто помог в изучении нового?

С каким интересным заданием познакомите родителей?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!