Конспект урока
ФИО учителя: Еселевич Ольга Ильинична
Предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Тема урока: «Сильные и слабые позиции согласных звуков. Оглушение согласных парных по звонкости-глухости на конце слова».
Цель: Закрепить умение определять слабые и сильные позиции согласных звуков.
Задачи:
1.Учиться проверять парный согласный на конце слова.
Развивать речь учащихся.
3.Формировать коммуникативные УУД.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсное обеспечение: раздаточный материал, карточки с заданиями, звуковые модели, «Рабочая тетрадь по русскому языку №2».
УМК: Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко "Русский язык".
Дополнительная литература: Н.М.Бетенькова, Д.С.Фонин "Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка", Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка.
План урока (с указанием времени):
1. Организационный момент (1мин.).
2. Повторение пройденного (10 мин.).
3. Усвоение новых знаний (8 мин.).
4. Закрепление знаний (9 мин.).
5. Контроль и самопроверка (7 мин.).
6. Подведение итогов (3 мин.).
7. Домашнее задание (2 мин.).
Предполагаемые результаты.
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств.
Предметные:
овладение учебными действиями с языковыми единицами;
умение использовать их для решения познавательных задач.
Время урока: 40 минут.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Приветствие. Определение темы и цели урока. | Мы продолжаем работу по теме «Сильные и слабые позиции согласных звуков». | | |
2. Повторение пройденного | Отгадайте метаграмму. Когда я с д – расту в саду. Когда я с т – плыву в пруду. Запишите транскрипцию. Что заметили? Почему по произношению [плот] нельзя точно узнать слово? На конце слова происходит оглушение. Запишите слово плот (лексическое значение), проверьте по сильной позиции. Плот – скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или переправы по воде. Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена. Как называют слова, которые звучат одинаково, а значение разное? Омонимы. Слово омонимы заимствовано из французского языка. Буквально «одноимённый», имеется в виду одинаковое звучание слов, обозначающих разные явления и предметы(10 мин.). | Дети отгадывают. Плот, плод. Записывают транскрипцию. Отвечают на вопросы. Звучат одинаково, а значение разное. Последние звуки совпадают: работает только один звук из пары. Позиция слабая. В тетради запись: плот – плоты, плод – плоды. Омонимы. Определение находит учащийся в толковом словаре Ожегова | Исследовательские (изучение проблемы, поиски путей её решения) |
3. 4. | .Откройте «Рабочую тетрадь по русскому языку» с.21 №38 Я читаю, вы слушаете и определяете уровень сложности задания. Правильный ответ б). Звук [р] – сонорный, не имеет пары по звонкости-глухости, поэтому всегда в сильной позиции. Мягкость на письме обозначает мягкий знак. Читайте второе задание. С кем будете работать? Проверка (я читаю: дети реагируют либо хлопками, либо встают на ноги). Кто выбрал ответ: А), б), в), г), свой ответ. Объясните. Звук [п] – мягкий, глухой, парный и на письме его обозначают либо бь, пь, т.к.позиция слабая (8 мин.). Приведите примеры слов: цепь, голубь, сыпь, прорубь. . Выберете одного человека из группы. Кого выбрали, встаньте на ноги, глазами договоритесь с кем одним, будете работать в паре. Остальные внимание на схему. Показать на пальчиках: кол-во звуков, кол-во звуков в сильной позиции, в слабой позиции. Следующую работу выполняете в группах: «Р.т.», с.20 №33. Сначала прочитайте задание. Какие знания понадобятся для его выполнения? 2-3 минуты на выполнение работы. Проверка: одна гр. читает, другая объясняет. Сток – стог, омонимы. 8 минут. Сток – вода стекает вниз; место или приспособление, по которому стекает жидкость; сама стёкшая жидкость. Стог – большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы. Задания у доски. Прочитай в обратном порядке звуки, из которых состоят такие слова: Туз, пол, парк (слова из магнитных букв; картинку краба). | Дети определяют уровень сложности задания. Дети выполняют задание в парах. Отвечают на вопросы. Выбирают ответ, объясняют. Проверяют. Приводят примеры. Выбирают. Пары подходят к доске, получают задание. Дети считают и показывают кол-во звуков. Читают задание. Отвечают на вопросы. Объясняют ход мыслей другой группы. Проверка: читают задание, дети проверяют с места. 3 минуты. Вывод: слабая позиция согласных на конце слова; сильная позиция перед гласными. | Рефлексивные Коммуникативные (умение вести диалог) Рефлексивные (оценка своей деятельности) Познавательные. Личностные. Коммуникативные. Рефлексивные |
5. | Ребята в другом классе определяли слабые позиции согласных звуков в следующих словах: [скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий]. Мнения разделились: одни не нашли, т.к. слова заканчиваются на сонорный или гласный; другие считают, что происходит оглушение. А как думаете вы? Это задачи, которые мы будем решать на следующих уроках. . Викторина по группам. У вас на партах цифры 1и2. Вы слушаете задание, обсуждаете и выбираете номер правильного ответа. 1.[ а,о,у,э,и,ы] 1) Это гласные буквы. 2) Это гласные звуки. 2. Е,ё,ю,я. 1) Это гласные буквы. 2) Это гласные звуки. 3. Шарик и шарик 1)Звуки в этих словах одинаковые. 2) Буквы в этих словах одинаковые. 4.Жар и жарь 1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые. 2) Согласные звуки на конце этих слов разные. 5.Лук и луг 1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые. 2) Согласные звуки на конце этих слов разные. 6.Жир и пир 1) Гласные звуки в этих слов одинаковые. 2) Гласные звуки в этих слов разные. | Дети высказывают предположения. | Исследовательские |
6.Итог | Кто помог в изучении нового? С каким интересным заданием познакомите родителей? | | Регулятивные |
Ход урока
1. Приветствие. Определение темы и цели урока.
Здравствуйте, поздоровайтесь с гостями.
Мы продолжаем работу по теме «Сильные и слабые позиции согласных звуков».
Отгадайте метаграмму.
Когда я с д – расту в саду.
Когда я с т – плыву в пруду.
Плот, плод.
Запишите транскрипцию.
Что заметили?
Звучат одинаково, а значение разное.
Почему по произношению [плот] нельзя точно узнать слово?
Последние звуки совпадают: работает только один звук из пары. Позиция слабая.
На конце слова происходит оглушение.
Запишите слово плот (лексическое значение), проверьте по сильной позиции.
В тетради запись: плот – плоты, плод – плоды
Плот – скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или переправы по воде.
Плод – часть растения, развивающаяся из завязи цветка и содержащая семена.
Как называют слова, которые звучат одинаково, а значение разное?
Омонимы. Слово омонимы заимствовано из французского языка. Буквально «одноимённый», имеется в виду одинаковое звучание слов, обозначающих разные явления и предметы(10 мин.).
3.Откройте «Рабочую тетрадь по русскому языку» с.21 №38
Я читаю, вы слушаете и определяете уровень сложности задания.
Дети выполняют задание в парах.
Правильный ответ б).
Звук [р] – сонорный, не имеет пары по звонкости-глухости, поэтому всегда в сильной позиции. Мягкость на письме обозначает мягкий знак.
Читайте второе задание. С кем будете работать?
Проверка (я читаю: дети реагируют либо хлопками, либо встают на ноги).
Кто выбрал ответ:
А), б), в), г), свой ответ.
Объясните.
Звук [п] – мягкий, глухой, парный и на письме его обозначают либо бь, пь, т.к.позиция слабая (8 мин.). Приведите примеры слов: цепь, голубь, сыпь, прорубь.
4. Выберете одного человека из группы. Кого выбрали, встаньте на ноги, глазами договоритесь с кем одним будете работать в паре. Пары подходят к доске, получают задание.
Остальные внимание на схему.
Показать на пальчиках: кол-во звуков, кол-во звуков в сильной позиции, в слабой позиции.
Молодцы.
Следующую работу выполняете в группах: «Р.т.», с.20 №33.
Сначала прочитайте задание. Какие знания понадобятся для его выполнения?
2-3 минуты на выполнение работы.
Проверка: одна гр. читает, другая объясняет.
Сток – стог, омонимы. 8 минут.
Сток – вода стекает вниз; место или приспособление, по которому стекает жидкость; сама стёкшая жидкость.
Стог – большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы.
Задания у доски.
Прочитай в обратном порядке звуки, из которых состоят такие слова:
Туз, пол, парк (слова из магнитных букв; картинку краба).
Проверка: читают задание, дети проверяют с места. 3 минуты.
Вывод: слабая позиция согласных на конце слова; сильная позиция перед гласными.
5.Ребята в другом классе определяли слабые позиции согласных звуков в следующих словах: [скаска] [рэткий] [громкий] [лофкий].
Мнения разделились: одни не нашли, т.к. слова заканчиваются на сонорный или гласный; другие считают, что происходит оглушение. А как думаете вы?
Это задачи, которые мы будем решать на следующих уроках.
. Викторина по группам.
У вас на партах цифры 1и2. Вы слушаете задание, обсуждаете и выбираете номер правильного ответа.
1.[ а,о,у,э,и,ы]
1) Это гласные буквы.
2) Это гласные звуки.
2. Е,ё,ю,я.
1) Это гласные буквы.
2) Это гласные звуки.
3. Шарик и шарик
1)Звуки в этих словах одинаковые.
2) Буквы в этих словах одинаковые.
4.Жар и жарь
1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.
2) Согласные звуки на конце этих слов разные.
5.Лук и луг
1) Согласные звуки на конце этих слов одинаковые.
2) Согласные звуки на конце этих слов разные.
6.Жир и пир
1) Гласные звуки в этих слов одинаковые.
2) Гласные звуки в этих слов разные.
6. Итог
Кто помог в изучении нового?
С каким интересным заданием познакомите родителей?