Урок № 32 7кл _________________
Симфоническая картина
Цели урока: обогащение культурного и духовного мира обучающихся через творчество композитора-импрессиониста К. Дебюсси.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
| Д | о | | | | | | |
р | Е | | | | | | | |
| Б | е | т | х | о | в | е | н |
с | Ю | и | т | а | | | | |
| С | и | | | | | | |
| С | о | н | а | т | а | | |
м | И | | | | | | | |
Кроссворд 1. Первая нота музыкального звукоряда.
2. Вторая нота музыкального звукоряда.
3. Великий немецкий композитор, один из венских классиков.
4. Одно из произведений А. Шнитке «… в старинном стиле».
5. Седьмая нота музыкального звукоряда.
6. Инструментальный музыкальный жанр, в переводе на русский язык означает «звучать».
7. Третья нота музыкального звукоряда.
Дебюсси – ключевое слово. Это французская фамилия, фамилия композитора.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какова цель урока?
Сегодня мы познакомимся с творчеством французского композитора Клода Дебюсси.
IV. Работа по теме урока. Запишите в тетрадях тему урока: «Клод Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества».
Клод Дебюсси (1862 – 1918) – выдающийся французский композитор, ведущий представитель музыкального импрессионизма.
Сегодня мы познакомимся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотрим особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.
История возникновения Импрессионизма. Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression –впечатление).
Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Их назвали - импрессионисты.
Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.
У истоков создания этого направления стояли французские художники Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега.
Что характерно для импрессионистов? Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.
Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Клод Дебюсси. Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
Сюита «Ноктюрны». Ноктюрн в переводе означает «ночная музыка». А у Дебюсси название «Ноктюрны» имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идет не о привычной форме ноктюрна, но обо всем том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений»
Дебюсси создает эту сюиту в 1897-1899 гг. Толчком к их созданию послужили собственные впечатления композитора от современного Парижа.
В сюите три части: «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из этих частей имеет свою программу, предисловие композитора.
В предисловии к пьесе «Празднества» композитор пишет: «Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия… проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним, но фон остается все время – это праздник… это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма».
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В 1,3 частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам.
Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.
Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали эти принципы от художников. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.
Импрессионизм (в пер. с фр. – «впечатление») – одно из крупнейших течений в искусстве конце XIX – начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Сегодня вы познакомитесь с симфонической картиной К. Дебюсси «Празднества».
Симфоническая картина – это небольшое музыкальное произведение, без особого сюжета, которое часто описывает какой-либо пейзаж или сцену.
Празднества – торжественное празднование чего-либо. Просмотр видеозаписи
Какой характер у этого произведения? (таблица эпитетов) Как вы думаете, что хотел изобразить композитор в этом произведении?
Симфоническая картина «Празднества» – это изображение торжественного шествия, уличного ликования веселящейся толпы. Здесь используется мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном. Эта пьеса отличается сочностью песенно-танцевальных образов, близких итальянскому фольклору.
V. Закрепление материла.
Вопросы: С творчеством какого композитора вы познакомились на уроке? Представителем какого государства является Клод Дебюсси? Как называется музыкальное направление, название которого буквально переводится как «впечатление»? Назовите музыкальное произведение, с которым вы познакомились на уроке? В каком жанре написано произведение «Празднества»?
VI. Рефлексия