Актуализация знаний | Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но для того чтобы отправится в путешествие мы должны с вами вспомнить названия музыкальных инструментов. Правильно. Молодцы! Некоторые музыкальные инструменты вам знакомы. Итак, в какое путешествие мы отправимся, узнаем из темы нашего занятия. Послушайте загадку, и отгадайте ее Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. Правильно. Так какова тема нашего занятия? Верно. Но мы не просто будем говорить об оркестре, а познакомимся с симфоническим оркестром. Итак, тема нашего занятия: Симфонический оркестр. Мы с вами отправимся в музыкальный театр. Побываем в необычном месте - оркестровой яме. А что это такое оркестровая яма? Действительно, оркестровая яма – это углубленное помещение перед сценой, предназначенного для размещения оркестра. Наше путешествие мы начинаем со знакомства музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. | - Гитара, фортепиано, скрипка, виолончель, барабан, труба, тарелки, флейта. - Оркестр - Оркестр - Помещение, предназначенное для оркестра. | Регулятивные: обучающиеся учатся отличать верно, выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Познавательные: обучающиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. |
Основная часть | Наше путешествие началось.. - Что такое оркестр? - Правильно. Оркестр (от др.-греч. ορχήστρα) – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. - Какой оркестр называется симфоническим? Это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных инструментов. Симфонический оркестр входят несколько групп музыкальных инструментов. - А как называют руководителя оркестра? Давайте посмотрим на расположение музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Что вы можете сказать, как расположены инструменты? Музыканты в оркестре располагаются своеобразно, это нужно для того, что бы каждый из них хорошо видел дирижера, место которого в центре. Хорошая звучность оркестра зависит от размещения этих групп по отношению друг к другу. Только благодаря рассадке, получается, добиться правильной силы звука, так как сила звучания групп инструментов неодинакова. Обратите внимания на схему симфонического оркестра. Оркестранты сидят в строго определенном порядке. В симфоническом оркестре все инструменты разделены на четыре группы. 1. Струнные смычковые 2.Деревянные духовые 3.Медные духовые 4. Ударные - Посмотрите, какие инструменты изображены на 1 картинке? К какой группе их можно отнести? Почему? Молодцы. Верно Какие инструменты изображены на 2 картинке? К какой группе они относятся? Почему? Молодцы. Правильно Какие инструменты изображены на 3 картинке? К какой группе они относятся? Почему? Какие инструменты изображены на 4 картинке? К какой группе они относятся? Вы правильно указали группы музыкальных инструментов. - Как вы считаете, почему струнная группа инструментов располагается впереди? Духовая сзади? Правильно. Молодцы. Сейчас мы с вами послушаем произведения, в которых используется звучание струнных инструментов. Но прежде, чем мы прослушаем музыку, ответьте на вопрос, что такое тембр? Верно, но правильней будет так: оттенок звука одного и того же тона на различных голосах или инструментах. Прослушаем с вами музыкальное произведение, после прослушивания ответьте на вопрос: - Какой инструмент был солирующим? Музыку мы как слушаем? Слушание пьесы Камиль Сен-Санс «Лебедь». - Какой же инструмент был солирующим? Какой тембр у виолончели? Молодцы, бархатный тембр. Певучая мелодия рисует картину движения лебедя. - Следующая группа – деревянные духовые инструменты. Какие инструменты входят в эту группу? Прослушаем следующее произведение и ответим на вопрос: Какой инструмент солирующий? Слушание Иоганн Себастьян Бах «Шутка» Правильно. Какой тембр у флейты? Молодцы. Мелодия легкая, воздушная. Какой образ создает композитор? Хорошо. Правильно. А сейчас мы с вами немного отдохнем. Проведем физминутки под музыку. Продолжаем наше путешествие. Следующая группа – медные духовые инструменты. Прослушаем произведение и определим солирующий инструмент. Слушание П. Чайковский Неаполитанский танец. - Какой инструмент солирующий? Какой тембр? Верно. Молодцы. Последняя группа - Ударные инструменты. Прослушаем произведение и ответим на вопрос: Какой инструмент солирующий? Слушание П.И.Чайковский «Испанский танец» Какой инструмент солирующий? Какой тембр? Народные инструменты передают энергию ритма и живость мелодии. Вот мы с вами познакомились с группами музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра. Повторим еще раз эти группы. Карточки! Молодцы. Мы слушали отдельно музыкальные инструменты. А теперь послушаем, как же звучат все эти инструменты в симфоническом оркестре. Слушание Симфонический оркестр На Музыкальных инструментах играют, но так же про них сочиняют песни. Одну из них мы с вами сейчас разучим. Прослушайте и скажите, о каком инструменте поется в песне? Слушание Франц Йозеф Гайдн «Старый добрый клавесин» - Что такое клавесин? Правильно. А как бы вы назвали песню? Можно было и так назвать. Но композитор Йозеф Гайдн дал песне такое название «Старый добрый клавесин». Йозеф Гайдн обратите внимания на портрет – австрийский композитор, представитель венской классической школы. Основатель современного оркестра. - Почему клавесин дедушка рояля? Прослушаем еще раз и определим характер и настроение песни. Слушание Правильно. Методика разучивания песни. Старый добрый клавесин - Дедушка рояля, Музыкантов пригласил, Чтобы поиграли. Чтобы каждая струна Принялась за дело, Чтоб звенела тишина, Чтобы эхо пело. В небе плещется закат, В окна льется вечер, Пусть играет музыкант, Пусть мерцают свечи. Нас сегодня пригласил В сказочные дали Старый добрый клавесин - Дедушка рояля. | - Большой коллектив музыкантов. - Окраска голоса музыканта, инструмента. - Дирижер - В определенном порядке - Скрипка, альт, виолончель, контрабас. Струнные, так как у всех есть струны. - Флейта, гобой, кларнет, фагот Деревянные духовые Сделаны из дерева Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке.
- Валторна, труба, тромбон, туба Медные духовые инструменты Звук металлический
- Тарелки, литавры, малый барабан, большой барабан. - Ударные инструменты - Струнная группа инструментов играет тихо, а духовая громко. - Окраска звучания - В тишине - Виолончель - Мелодия певучая, нежная - Флейта, гобой, кларнет, фагот - Флейта - Игривый, радостный. - Образ шуточный Выполняют движения под музыку - Труба, валторна, тромбон, туба. - Труба. Звонкий. Музыка энергичная - Тарелки, литавры, малый барабан, большой барабан. - Бубен - Мелодия ритмичная 1. Струнные 2.Деревянно – духовые 3.Медно – духовые 4. Ударные - О клавесине Клавесин - клавишный струнный музыкальный инструмент. - Клавесин, Старый клавесин - Рояль имеет сходство с клавесином Пропевание фраз вместе с учителем | Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |