Серия уроков по изобразительному искусству в шестом классе общеобразовательной организации.
Фролова Алла Михайловна,
учитель ГБОУ НАО «Средняя школа № 4»,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Уроки разработаны на основе УМК «Изобразительное искусство, 6 класс» Т. Я. Шпикаловой.
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Тема: «Символика древних орнаментов». Цикл уроков посвящён орнаментальному искусству Древнего Египта, Древней Греции.
Материал уроков нацеливает на создание педагогических условий для декоративного творчества учащихся с элементами художественного конструирования с применением освоенных средств художественной выразительности декоративного искусства.
Основные содержательные линии: Роль искусства в художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Специфика художественного изображения. Композиция. Цвет. Ритм. Взаимоотношение формы и характера. Передача на плоскости и в пространстве многообразия форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Виды орнамента. Орнамент и его происхождение.
На первом уроке школьники знакомятся с декоративными орнаментальными системами народов Древнего мира, их мотивами и художественными достоинствами. Восприятие учащимися изделий декоративно-прикладного искусства, которые объединяет то, что все они сделаны художниками-мастерами прикладного искусства. Диалог об искусстве помогает учащимся понять, что для каждой эпохи характерны свои элементы орнамента, которые художники отбирают сообразно с определённой декоративной системой, распределяя декор в зависимости от украшаемой поверхности и желаемого эффекта.
Продолжение второго урока начинается с восприятия фантастических изображений египетских богов, с изображением зверей и птиц в древнеегипетском орнаментальном искусстве.
В продолжении темы восприятия греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей – выдающихся памятников мировой художественной культуры - шестиклассники знакомятся с вазописью Древней Греции и особенностью её декора. В диалоге отмечаются многообразие форм и видов традиционных греческих сосудов и их орнаментики, углубляют своё представление о принципах орнаментальной композиции (ритмическое размещение бордюров, симметрия, связь декора с формой сосуда).
Ожидаемые результаты:
Личностные – формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира; формирование основ зрительной компетентности в комплексной оценке художественных качеств изделий декоративно-прикладного искусства; повышение внутренней мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
Метапредметные – формирование критериев оценки и самооценки, развитие коммуникативных и рефлексивных умений учащихся, формирование познавательной и коммуникативной культуры через освоение универсальных учебных действий.
Предметные – формирование художественно-эстетического вкуса, художественной грамотности в изображении ленточных растительных, зооморфных, антропоформных орнаментов; приобретение опыта художественно-творческой деятельности в создании декора для украшения изделий на основе изученных традиций, трансформации и стилизации природных форм; освоение специфики художественного изображения (композиция, цвет, ритм, взаимоотношение формы и характера при использовании различных материалов и техник).
Тема урока: «Особенности древнегреческой керамики» (2 часа)
Цель урока:
- дать представление об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, ее роли и значении в жизни общества;
-познакомить учащихся с видами античных сосудов и их значении в жизни древнегреческого общества.
Задачи урока:
- познакомить с античной керамикой и видами древних орнаментов;
- углубить знания о духовных особенностях культуры древнегреческого общества;
- формировать навыки росписи глиняных изделий.
Оборудование:
- мультимедиа;
- силуэтные заготовки древнегреческих сосудов.
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему урока.
Учитель. Продолжая знакомство с культурой Древней Греции, мы познакомимся с её декоративно-прикладным искусством. Одним из самых распространённых видов искусства в жизни человека была керамика.
Слово «керамика» происходит от греческого слова “керамос”, что означает глина.
Из чего были сделаны изделия древнегреческих гончаров?
Ученики. Изделия лепили из глины, а затем обжигали.
Учитель. Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.
(Рассказ учителя сопровождается презентацией)
Изготавливать керамические изделия люди научились много веков назад, постепенно совершенствуя мастерство и технику. Несмотря на глубокие различия культур древних народов, у которых оно практиковалось, технические приемы и применение керамики удивительно похожи.
Керамика древних греков, особенно афинян, – одно из наивысших достижений этого искусства.
Ученик. Особенностью греческой керамики стала ее самобытная роспись. Расписывал изделия либо сам гончар, либо художник - вазописец. Основной темой сюжетов были античные мифы, а затем и сюжеты из реальной жизни. Вазопись древнегреческого периода принадлежит стилю, переходному от геометрического. Орнамент располагается в виде ряда лент, но все большее значение приобретает изображение фигур людей и животных (Слайд 1).
Учитель. Свободные места между изображениями мастер заполнял орнаментально-декоративными мотивами – пальметтами, розетками и т.д. Мягкое сочетание бледно-желтой поверхности сосуда с коричневым силуэтом создавало сочную гамму. Особого богатства красочная гамма достигает в коринфских сосудах. Основное цветовое соотношение фона и изображения дополнялось белой, красной и фиолетовой красками (Слайды 2, 3).
Ученик. В более поздний классический период Афины славились своими чернофигурными вазами: изображение наносилось черным лаком при помощи кисти и представляло собой только силуэты; детали рисунка процарапывались или прочерчивались поверх лака. Черные фигуры контрастно выделяются на красном фоне глины, из которой сделана ваза (Слайд 4).
Учитель. Не менее эффектной была и краснофигурная техника: изображения здесь оставлены некрашеными, а фон вазы покрывали черным лаком. Затем тонкими рельефными линиями выполняли детали изображений. Это придавало росписи более естественный вид, чем в чернофигурной технике, поскольку изображения выделялись светлым (красным) цветом на черном фоне. Рельефная линия создавалась выдавливанием глазури из маленькой трубочки.(Слайд 5)
Ученик. Греческая керамика отличается чрезвычайно большим разнообразием форм. Чаще всего встречаются около 20 видов, всего же насчитывается более 350. Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением.
Так, амфора с двумя удобными ручками для переноса предназначалась для хранения вина или масла. Кувшин с устойчивым основанием – гидрия – предназначался для переноски и хранения воды. Широкогорлый кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. (Слайды 6,7)
Ученик. Чаша для питья вина – килик – имела высокую ножку и две маленькие ручки. Сосуды для черпания вина из кратера – киафы – обладали высокой изящно изогнутой ручкой. Другой характер имели лекифы – маленькие сосуды с одной грациозной ручкой: в них хранили ритуальные масла и благовония. Большой сосуд яйцевидной формы – пифос – служил для хранения зерна (Слайды 8,9).
Учитель. Греческая керамика предназначалась для постоянного использования, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В русском языке у амфоры есть ножка, тулово, ручки, шейка – горло и венчик. Её части названы частями человеческого тела. То же самое было и в Древней Греции, то есть для древнего грека амфора – это человек. Мало того, греки считали, что амфора – это женщина, у амфоры женская сущность. (Слайд 10).
Учитель. Рассмотрим традиционные орнаменты Древней Греции (Таблица «Орнаменты Древней Греции»)
Мы часто встречаем на греческих сосудах такой орнамент, который называется “меандр”. “Меандр” – это название реки во Фракии. Река эта сильно петляет, по сходству с рекой назван орнамент. Часто этот орнамент греки изображали на горлышке сосуда либо обрамляли им тулово.
Еще один орнамент называется “турецкая плетенка”. Он символизирует прочность изделия. Почему? Пока посуду из глины не научились обжигать, чтобы она не разваливалась, делали каркас для нее, плели корзиночку, а сверху облепляли глиной. Глина на каркасе держится очень хорошо. Когда керамику научились обжигать, воспоминание о том, что переплетение прутиков придавало прочность изделию, осталось, поэтому на посуде, уже обжигаемой, стали эти прутики, прежде просвечивающие сквозь глину, рисовать и до сих пор рисуют.
Рассмотрим ещё солярные орнаменты – изображение Солнца - знак солнечного колеса. Бывает правостороннее изображение символики солнца и левостороннее. В одном случае изображение олицетворяет солнечное, мужское, сухое, дневное, доброе начало. В другом случае – лунное, влажное, злое, женское, ночное начало. В зависимости от того, как нарисован знак солнечного колеса, он имеет различное значение. Это древнейший тип солярного (солярные знаки – это знаки, которые схематично изображают солнце) орнамента. Симметрия и соразмерность являются главными правилами Греческого декора.
Закрепление нового материала.
Учитель. Каждая колонка получает вопросы. Сначала обсуждаете их парой, затем четверкой, потом колонкой. На обсуждение - 2 минуты.
Вопросы для первой колонки:
- Что означает слово керамика?
- Какие вы знаете виды сосудов?
Вопросы для второй колонки:
- Для чего сосуды использовались? Привести примеры, показать на иллюстрациях.
- С чем олицетворяли сосуд?
Вопросы для третьей колонки:
- Чем украшались керамические изделия?
- Какие орнаменты вам известны? Привести примеры, показать на иллюстрациях.
(работа в парах и мини-группах. Отчет групп)
Практическая работа.
Учитель. Мы с вами сегодня попробуем выполнить вазу. Работу будем выполнять по алгоритму:
Выбор формы для будущей вазы.
Анализ формы и её назначение.
Нарисовать орнамент на изделии, пользуясь таблицей.
Учитель. При выборе вида вазы для росписи на что мы должны опираться?
Ученик. Нужно подумать, для чего могла бы служить эта ваза и в соответствии с этим подобрать орнаменты для её украшения.
Учитель. Как вы будете выбирать место для орнамента на вазе?
Ученик. Орнаменты размещались на горлышке вазы и ножке, а также использовались для обрамления сюжетной росписи на тулове вазы. В соответствии с заготовкой вазы и размерами места для орнамента надо подобрать необходимую ширину орнамента.
Учитель. Следующий этап – создание рисунка. Чем мы будет на данном этапе пользоваться?
Ученик. При создании рисунка следует использовать таблицу орнаментов. Вы можете изобразить любые понравившиеся вам орнаменты Древней Греции.
Учитель. Используя карандаш, выполните ритмичный орнамент, соответствующий правилам древнегреческой вазописи.
5. Подведение итогов.
Завершить орнаментальное оформление вазы. Знакомство с древнегреческой керамикой и завершение практической работы продолжится на следующем уроке.
Домашнее задание
Продумать рисунок сюжета для вазы, используя дополнительную литературу по теме «Керамика Древней Греции».
Тема урока: «Орнаменты народов мира. Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта»
Цель: Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
Задачи:
Образовательная – вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока, повторить и обобщить материалы предыдущих уроков: ДПИ (декоративно-прикладное искусство); Орнамент; Виды и способы построения орнамента; Символика в орнаменте; Особенности Древнеегипетского орнамента: мотивы, виды и способы построения, цветовая гамма и т.д.;
Развивающая – развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства и мировой художественной культуры, а так же методом глубокого погружения в материал;
Воспитательная – формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете (живущие ныне и ушедшие цивилизации) являются яркими представителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлых цивилизаций и настоящего времени.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Иллюстративный материал: детские работы, индивидуальный раздаточный материал, книги, методические таблицы.
Ход урока
Организационный момент
Объявление темы урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! А сейчас послушайте внимательно стихотворение:
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…
Все знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Учитель. Как вы думаете, о какой стране идет речь? (Древний Египет)
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур.
- Что вы знаете о Древнем Египте? ( Это страна пирамид-усыпальниц, фараонов, царей Древнего Египта)
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (Дети предлагают темы урока)
Учитель. Тема нашего урока «Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта». О Египте говорили, что это страна загадок. Люди здесь поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных.
…Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
При всем человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Объяснение нового материала.
Учитель. Благодаря строгим правилам изображения (канону), созданным египетскими мастерами - резчиками, живописцами, скульпторами, - древнеегипетскую культуру и искусство отличали неповторимая целостность и своеобразие.
Ученик. В Древнем Египте человек наблюдал природу и наделял её своими чувствами и мыслями, нередко очеловечивая природу. Древний египтянин верил, что человек может превратиться в животное и наоборот. Обожествляя животных, он надеялся на их защиту.
Орнамент, выполненный на предметах быта, которыми пользовались люди, не только украшал эти изделия, но и служил своеобразным оберегом, олицетворяя могущественные силы природы, которым поклонялся человек Древнего мира.
Орнамент является знаковым, символическим отображением миропонимания каждой эпохи, каждого народа. Научившись понимать, читать, расшифровывать орнамент, можно узнать очень много интересного и неожиданного.
Ученик. Искусство Древнего Египта, во многом основанное на религиозно-мифическом восприятии мира, носило яркие черты индивидуальности, отразившиеся в архитектуре, скульптуре, и, разумеется, в орнаментах.
Древний Египет можно назвать родиной растительного орнамента, возникновение которого связано с благоприятными климатическими условиями в долине реки Нил, где собирали по три урожая в год.
Древнеегипетский орнамент сформировался в результате обожествления природных мотивов.
Учитель. Создать изобразительный знак предмета означало сберечь и увековечить его жизненную силу.
В Древнеегипетском орнаменте присутствуют как общие символы, так и особенные, присущие только этой цивилизации знаковые изображения.
Декоративное изображение лотоса (священного цветка, который являлся знаком плодородия, знаком фараонов, символом Древнего Египта) было основным мотивом древнеегипетского орнамента. Как символ солнечного света и жизни, изображение лотоса стало общеобязательным во всех обрядовых росписях Древнего Египта.
Ученик. Лотос – один из знаковых символов, часто применяется в декорировании различных предметов, а так же в росписях гробниц. Лотос – земноводное травянистое растение из рода кувшинок. Цветки лотоса плавают на поверхности воды и бывают белого, розового и голубого цвета. У древних египтян лотос был священным растением. Они приписывали ему лечебные и магические свойства. Египтяне украшали изображением лотоса храмы богов, домашнюю утварь. Стилизованное изображение лотоса в Египте – один из наиболее часто встречающихся элементов орнамента.
Учитель. Еще одним очень распространенным орнаментальным изображением в Древнем Египте являлся папирус (водное тростниковое растение)
Ученик. Это травянистое растение высотой до 5 метров росло по берегам Нила. В современном Египте оно исчезло, а в древности из него делали ладьи, корзины, сандалии, циновки и писчий материал, который тоже называли папирусом. Это растение было жизненно важным для жителей Древнего Египта, именно поэтому они так охотно украшали его изображением стены в царских дворцах и гробницах, поверхности различных изделий.
Учитель. Сравни изображения реального лотоса и тростника папируса с их декоративными изображениями в орнаменте.
Пальметта – стилизованный веерообразный лист.
В орнаменте использовали ещё трилистник.
Ученик. Алоэ — это засухоустойчивое растение, оно символизировало жизнь в потустороннем мире. Фараоны считали его эликсиром долголетия. Алоэ был неотъемлемым атрибутом погребальных церемоний и символизировал новую жизнь.
Ученик. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
Учитель. Более трёх тысяч лет длилась история Древнего Египта. Люди сделали пригодными для жизни огромные пустыни, построили дворцы, храмы и гробницы, покрыли их стены великолепными росписями.
В древнеегипетской архитектуре широко использовались колонны со стволом, напоминавшим связку тростника, и с капителью в форме цветка или бутона папируса. Лотос и тростник были государственными символами Древнего Египта, отражающими тему единения севера и юга. Особенно это хорошо видно в архитектуре, где в одной постройке могли чередоваться колонны, капители которых декорированы мотивами то лотоса, то тростника.
Колорит в искусстве Древнего Египта не только созвучен природе этой страны, но и обусловлен общепринятым канонам, которым следовали мастера.
Применялись красный, синий, зелёный цвет - цвет жизни, голубой - цвет богов, желтый цвет ассоциировался с солнцем и бессмертием, чёрный цвет связывался с представлением о посмертном возрождении и вечной жизни. Орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.
Практическая часть.
Учитель. Вы получаете задание: выполнить зарисовки - повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента в цвете.
Для работы используете материалы: тонированная или белая бумага, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
5. Рефлексия:
1.Что изображали чаще в египетском орнаменте?
2.Какой элемент египетского орнамента обозначает возрождение к жизни?
3.Назовите элемент орнамента Египта, который считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце?
6. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Учитель. На ваших столах лежат три кружочка (красный, жёлтый и синий)
Выберите один цвет, который у вас ассоциируется с сегодняшним уроком, поднимите вверх кружочек.
Красный кружок – интересно, очень понравилось, много узнал нового.
Жёлтый – не очень понравилось, было трудно.
Синий – не понравилось.
- Какой же у нас получился урок?
Учитель. В завершении хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.