Символика православной иконы
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание . Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
- Ико́на (от ср.- греч . εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
- Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.
Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все.
Перспектива
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной горний.
Икона есть видимое невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ .
Она – ткань из подвигов святого.
Одна из важных деталей – складки .
Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы.
В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.
В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Символика предметов и животных
- Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека
- Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия.
Виноградная лоза
- Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека.
- Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
- Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
- К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Символика агнца
С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца.
Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха
Символика рыбы
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения .
Дуб – древо жизни.
Золотой венец – символ духовной победы.
Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.
Каждый предмет в иконе - символ:
-Дом – символ домостроения, созидания. - Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
-Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
-Юноша с трубой – ветер.
-Пеликан – символ чадолюбия.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева - символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения , значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:
Золотой крест, якорь и сердце - означают веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
.
- Всевидящее Око Божие – символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе. Господь уподобляется солнцу, как источнику света, а способ Божественного ведения – глазу.
Голубь в церковной символике – это символ Святого Духа.
Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия
Изображение архитектуры
здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.
Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Символика цвета
- Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
- Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность.Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
- Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
- Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого .
- Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Синий и голубой цвета - означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.
Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.
Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Коричневый цвет
Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Зеленый — цвет Духа Святого, оживотворяющего все вокруг. Поэтому в Троицу весь храм облачается и украшается зеленью: скошенной травой, ветками березы, цветами. В зеленом облачении служится и понедельник после Троицы – День Святого Духа. Зеленый цвет – цвет вербного воскресения, празднующего грядущего Господа накануне страстной седмицы.
Пурпурный цвет
Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.
Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью.
Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.
Красный - Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
- Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
- На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
- Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Черный цвет - цвет зла и смерти.
В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.
Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Желтый , или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов
Серый - цвет, который никогда не использовался в иконописи
Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Символы евангелистов
Символы евангелистов – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам ; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов .
Ангел – символ евангелиста Матфея
Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Лев – символ евангелиста Марка
Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Орёл – символ евангелиста Иоанна
Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
Телец – символ евангелиста Луки
Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Круг в иконописи
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
Символика жестов
- Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Символика жестов
- Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Символика жестов
- Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Символика жестов
Две руки, поднятые вверх – моление о мире.
Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.
Символика жестов
- Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Описать икону, читая символы, изображенные на ней.
Икона «Умягчение злых сердец» напоминает людям о спасительной для души необходимости милосердия, терпимости, иначе все проявления недобрых чувств, будто стрелы, пронзают грудь Богоматери. Многие семьи, в которых супружеские отношения складываются неблагополучно, прибегают к молитвам перед этой иконой, и в дом возвращаются взаимопонимание и лад.
Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке на иконе Неувядаемый цвет, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».
Образ семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.
Неувядаемый цвет
Умягчение злых сердец