СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символика православной иконы

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Просмотр содержимого документа
«Символика православной иконы»

Символика православной иконы

Символика православной иконы

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее  содержание . Тогда многие не умели читать, но  язык символов  прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее  содержание . Тогда многие не умели читать, но  язык символов  прививался любому верующему с детства.

Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Ико́на (от ср.- греч . εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
  • Ико́на (от ср.- греч . εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
  • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
 Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.  Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все.

Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.

Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все.

Перспектива    Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Перспектива

Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной горний. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной горний.

Икона есть видимое невидимого.

Икона - это окно в горний мир Духа

Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы,  одежда – символ . Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей –   складки . Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы,  одежда – символ .

Она – ткань из подвигов святого.

Одна из важных деталей –   складки .

Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы.

В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Символика предметов и животных  Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия.

Символика предметов и животных

  • Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека
  • Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия.
Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека.  Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза

  • Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека.
  • Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
  • Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
  • К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Символика агнца  С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца.  Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха

Символика агнца

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца.

Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха

Символика рыбы  В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет

Символика рыбы

В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).

Гора  – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения .   Дуб  – древо жизни.

Гора  – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения .

Дуб  – древо жизни.

Золотой венец  – символ духовной победы.   Посох у ангела  – символ небесного вестника, посланника.

Золотой венец  – символ духовной победы.

Посох у ангела  – символ небесного вестника, посланника.

Каждый предмет в иконе - символ:  -Дом  – символ домостроения, созидания.  - Красный крест  – символ мученичества (и Возрождения).  -Цветок анемона  – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).  -Юноша с трубой  – ветер.  -Пеликан  – символ чадолюбия.

Каждый предмет в иконе - символ:

-Дом  – символ домостроения, созидания. - Красный крест  – символ мученичества (и Возрождения).

-Цветок анемона  – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

-Юноша с трубой  – ветер.

-Пеликан  – символ чадолюбия.

Правая и левая сторона на иконе или фреске  – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Два-три дерева  - символизируют лес. Луч с небесных сфер  – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Правая и левая сторона на иконе или фреске  – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

Два-три дерева  - символизируют лес.

Луч с небесных сфер  – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Также иногда иконописцы применяли разные  символические изображения , значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со  Священным писанием: Золотой крест, якорь и сердце  - означают веру, надежду и любовь. Книга  – дух премудрости. Золотой подсвечник  – дух разума. Евангелие  – дух совета. Семь золотых рогов  – дух крепости.

Также иногда иконописцы применяли разные  символические изображения , значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со  Священным писанием:

Золотой крест, якорь и сердце  - означают веру, надежду и любовь.

Книга  – дух премудрости.

Золотой подсвечник  – дух разума.

Евангелие  – дух совета.

Семь золотых рогов  – дух крепости.

Семь золотых звезд  – дух ведения. Громовые стрелы  – дух страха Божия. Лавровый венок  – дух радости. .

Семь золотых звезд  – дух ведения.

Громовые стрелы  – дух страха Божия.

Лавровый венок  – дух радости.

.

Всевидящее Око Божие – символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе. Господь уподобляется солнцу, как источнику света, а способ Божественного ведения – глазу. 
  • Всевидящее Око Божие – символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе. Господь уподобляется солнцу, как источнику света, а способ Божественного ведения – глазу. 
 Голубь в церковной символике – это символ Святого Духа.  Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия

Голубь в церковной символике – это символ Святого Духа.

Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия

Изображение архитектуры

Изображение архитектуры

 здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.  Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

 Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.   Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д.

Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.

Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.

Символика цвета

  • Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
 Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

Золотым  цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность.Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.  Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого . Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
  • Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность.Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
  • Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
  • Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого .
  • Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
 Синий и голубой цвета - означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.  Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.  Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Синий и голубой цвета - означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира.

Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Коричневый цвет    Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.  Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Коричневый цвет

Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

 Зеленый —  цвет Духа Святого, оживотворяющего все вокруг. Поэтому в Троицу весь храм облачается и украшается зеленью: скошенной травой, ветками березы, цветами. В зеленом облачении служится и понедельник после Троицы – День Святого Духа. Зеленый цвет – цвет вербного воскресения, празднующего грядущего Господа накануне страстной седмицы.

Зеленый — цвет Духа Святого, оживотворяющего все вокруг. Поэтому в Троицу весь храм облачается и украшается зеленью: скошенной травой, ветками березы, цветами. В зеленом облачении служится и понедельник после Троицы – День Святого Духа. Зеленый цвет – цвет вербного воскресения, празднующего грядущего Господа накануне страстной седмицы.

Пурпурный цвет    Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.    Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью.  Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.

Пурпурный цвет

Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле.

Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью.

Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.

 Красный -  Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.  Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.  В красных одеждах изображали на иконах мучеников.  Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Красный - Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.

Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.

В красных одеждах изображали на иконах мучеников.

Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие
  • Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.
  • На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
  • Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
 Черный цвет - цвет зла и смерти.  В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.  В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.  Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.  Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Черный цвет - цвет зла и смерти.

В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну.

В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны.

Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Желтый , или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов Серый - цвет, который никогда не использовался в иконописи Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Желтый , или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов

Серый - цвет, который никогда не использовался в иконописи

Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Символы евангелистов Символы евангелистов  – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила  евангелистам ; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов .

Символы евангелистов

Символы евангелистов  – изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила  евангелистам ; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов .

Ангел – символ евангелиста Матфея  Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

Ангел – символ евангелиста Матфея

Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.

Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

Лев – символ евангелиста Марка

Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.

Орёл – символ евангелиста Иоанна  Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения

Орёл – символ евангелиста Иоанна

Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения

Телец – символ евангелиста Луки  Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

Телец – символ евангелиста Луки

Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью

Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Круг в иконописи

Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.

Символика жестов

  • Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.
Символика жестов Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.

Символика жестов

  • Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.
Символика жестов Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.

Символика жестов

  • Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.
Символика жестов Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Символика жестов

Две руки, поднятые вверх – моление о мире.

Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.

Символика жестов Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Символика жестов

  • Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Описать икону, читая символы, изображенные на ней. Икона «Умягчение злых сердец» напоминает людям о спасительной для души необходимости милосердия, терпимости, иначе все проявления недобрых чувств, будто стрелы, пронзают грудь Богоматери. Многие семьи, в которых супружеские отношения складываются неблагополучно, прибегают к молитвам перед этой иконой, и в дом возвращаются взаимопонимание и лад. Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке на иконе Неувядаемый цвет, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».  Образ семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки. Неувядаемый цвет Умягчение злых сердец

Описать икону, читая символы, изображенные на ней.

Икона «Умягчение злых сердец» напоминает людям о спасительной для души необходимости милосердия, терпимости, иначе все проявления недобрых чувств, будто стрелы, пронзают грудь Богоматери. Многие семьи, в которых супружеские отношения складываются неблагополучно, прибегают к молитвам перед этой иконой, и в дом возвращаются взаимопонимание и лад.

Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке на иконе Неувядаемый цвет, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».

Образ семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Неувядаемый цвет

Умягчение злых сердец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!