СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символика иконы

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Символика иконы На православном Востоке икона всегда была связана с мировоззрением, и это нашло отражение в ее художественно-символическом языке. <…> Уходя от скульптуры и достаточно натуралистических раннехристианских изображений, церковное искусство становится все более условным, тяготеющим к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончалась, подчеркивая духовную наполненность образа. Можно сказать, что икона, накапливая, аккумулируя дух, стремилась преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной плазме. Икона – это священный образ, в котором находит свое отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, прежде всего к опыту святых отцов, помогает понять ту Весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом.  

Просмотр содержимого документа
«Символика иконы»

Символика иконы

На православном Востоке икона всегда была связана с мировоззрением, и это нашло отражение в ее художественно-символическом языке. Уходя от скульптуры и достаточно натуралистических раннехристианских изображений, церковное искусство становится все более условным, тяготеющим к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончалась, подчеркивая духовную наполненность образа. Можно сказать, что икона, накапливая, аккумулируя дух, стремилась преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной плазме. Икона – это священный образ, в котором находит свое отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, прежде всего к опыту святых отцов, помогает понять ту Весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека в его повседневности, а являет нам Царство будущего века. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа – победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее – натуралистический способ передачи, язык иконы – символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Царства.

(Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 13)
Илл. 1. Статуя Христа – Доброго Пастыря. IV в.
Илл. 2. Христос Вседержитель. Икона VI в. Первая сохранившаяся икона (образ написанный красками на доске) Иисуса Христа выполнена в реалистической манере.
Илл. 3. Андрей Рублев. Христос Вседержитель. Центральная часть Звенигородского чина. XIV в.
Илл. 4. В.Г. Перов. Христос и Богоматерь у житейского моря. XIX в.
Илл. 5. Богоматерь Толгская. Русская икона XIII в.

  1. Какой мир изображает икона?

  2. Почему для иконы не подходит натуралистический тип изображения?

  3. Сравните образ Богоматери, написанный русским художником XIX в. Василием Перовым и русскую икону XIII в. – Богоматерь Толгская. Какой из этих образов лучше отображает вечный невидимый мир?

Символика цвета в иконе
Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.
(Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 16)
Видишь, сияет там, впереди,
Свет потаенный?
Тихо, смиренно, мой друг, подойди
К Божьим иконам.
Лики святых, словно звезды, горят
В небе Христовом.
Светом пронизан праздничный ряд –
Духом и Словом.
Чудный торжественный иконостас –
Быль, а не сказка.
Видишь: Евангелие для нас
Явлено в красках!
Татьяна Егорова, 2004
ТЕРМИН «ИКОНА»
Икона
Cлово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikôn означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого.
(Л.А. Успенский. Богословие иконы Православной церкви).

Иллюстрации
-Андрей Рублев. Христос. Звенигородский чин
-Ап. Лука пишет образ Богоматери. Византийская икона 15 в.
-Богоматерь Боголюбская. XII в.
-Богоматерь Толгская. XIII в.
-Дионисий. Богоматерь Одигитрия. XV в.
-Перов. Богоматерь у житейского моря
-Статуя Христа - Доброго Пастыря. 4 в.
-Феофан Грек. Богоматерь Донская. 14 в.
-Христос Вседержитель. VI в.
-Рублев А. Троица. XV век