Символизм.
Старшие и младшие символисты
Гусева Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Сойгинская СШ»
п. Сойга
Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры , которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы .
Ключевым понятием символизма является « символ » - многозначное иносказание , в отличие от аллегории - однозначного иносказания.
Символ – слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность.
«В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа»
(Д. Мережковский)
«Символ - окно в бесконечность»
(Ф. Сологуб)
Многие художественные открытия и философские идеи 20 века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853- 1900)
Он верил в спасительную миссию Красоты и был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов,- прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность .
Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов.
Теоретические основы символизма дал
Д.С. Мережковский, в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», также вышли три сборника стихотворений «Русские символисты» (1895 г.), где большинство стихотворений принадлежали В. Брюсову.
На первый план вышли экзистенциальные темы : Жизнь, Бог, Смерть.
Главным предметом символизма стало мистическое содержание . Мистик – человек, который умеет видеть сквозь этот мир какие-то другие сущности, иные миры.
Главный принцип символизма можно обозначить как двоемирие (или многомирие ).
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов» , которые понимали символизм как литературную школу, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты .
Идеологом «старших» символистов стал Д. Мережковский, а учителем, или метром, - Валерий Брюсов.
Реальность окружающего мира оказывается для Брюсова только призраком мира Иного.
К.Д. Бальмонт цели символизма добивался игрой звуков и прихотливостью ритмов.
Поэзия «младосимволистов»
Младшие символисты :
А.А. Блок, Андрей Белый, Вяч. И. Иванов (1866 – 1949).
Отличия от старших символистов:
- конкретизировали содержание стихотворений;
- читателя не гипнотизировали с помощью звуков и ритмов, а призывали в иные миры.
Заполним в тетради таблицу
Поэт
Особенности творчества
К. Бальмонт
Символы
З.Н. Гиппиус
А.А. Блок
А. Белый
В.Я. Брюсов
Заполним в тетради таблицу
Поэт
Особенности творчества
К. Бальмонт
Символы
Музыкальность, звуковые эффекты
З.Н. Гиппиус
Декадентство, афористичность стихов
А.А. Блок
Свет, огонь, солнце
Тьма, свет, религиозные символы
Интимность стихов, двоемирие
А. Белый
Музыкальность, ритмичность
Вечная Женственность = Прекрасная Дама
В.Я. Брюсов
Солнце, огонь, символ разрыва
Эгоцентризм, причудливость рифм
Мечта, Муза, город
Домашнее задание
Выучить записи в тетради.
Подготовиться к тесту.