Символы моей Родины
познавательная программа
Оборудование: герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, открытки с видами Волгограда, записи русских народных песен, песни о Москве, песни о Родине, плакат с пословицами о Родине, материал для выполнения мозаики с видами Москвы, плакат с государственной символикой РФ, набор государственных флагов и гербов, карта России на доске.
Ход мероприятия
(Звучит мелодия песни «Ромашковая Русь».)
Учитель: В этом учебном году вы пришли на наш первый урок, который называется «Урок России». Мы поговорим о государственных символах, о нашей малой родине.
Россия...
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа —
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь. — Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите; как вы их понимаете (на плакате рус. нар. пословицы): — Одна у человека мать, одна у него и Родина. — Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. — Послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задает «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды —
Звезды мира над Кремлем. — Как называется страна, в которой вы живете? (Россия.) — В каком государстве вы живете? (Российская Федерация.) — Назовите столицу нашего государства. (Москва.) — Конечно, каждый хотел бы побывать в Москве. Мы это сделаем — совершим заочное путешествие по столице.
(Через эпидиаскоп демонстрируются виды города с комментариями учителя.)
На уроках истории, на классных часах, на уроках чтения мы уже знакомились с историей Москвы. Поэтому задание, которое вы сейчас получите, не будет для вас трудным. Вам нужно собрать мозаику с видом Москвы и рассказать об изображенной на ней достопримечательности.
(Во время работы звучит песня «Москва златоглавая».)
( Проверка творческой работы детей)
Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ — основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции — является государственным праздником. У нас — это выходной день.
У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн.
Вы учащиеся 3 класса, поэтому уже должны знать государственные символы Родины. Предлагаю вам выполнить задания: — Из множества гербов выделите Российский герб — Из множества флагов выделите Российский флаг
(Дети выполняют задания в группах.) — Каково значение цветов российского флага? (Ответы детей.) Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду; красный — огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и в декоративно-прикладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Вы правильно выбрали герб — государственный символ нашего государства.
Герб — это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Рассмотрите герб нашего государства и расскажите о его символике.
(Ответы детей.)
Фон герба — красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита — зо-лотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица — на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава — золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей — это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет. — Подумайте и ответьте на вопрос. Для чего стране нужны такие государственные символы, как герб и флаг?
У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн — тор-жественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
(Исполняется первый куплет и припев гимна.) — Чтобы уважать Родину, надо ее знать. А что вы знаете о России? — В какой области России вы живете?
Совершим путешествие по Воронежскому краю.
Воронеж родной.
Чем же славен наш край?
Здесь, на воронежской земле, великий царь Петр 1 строил первые российские корабли; во время войны ракетные установки «катюши», собранные на воронежском заводе, наводили на фашистов ужас; на воро-нежском авиационном заводе собрали первые реактивные пассажирские самолеты ТУ; около города Воронежа построена одна из самых больших в стране АЭС, которая обеспечивает электроэнергией и соседние области; наши черноземы дают высокие урожаи; всей стране известно творчество наших земляков Пятницкого, Никитина, Кольцова, Докучаева. — А что вы знаете о них, ребята?
(Ответы детей.)
А вот и сам областной центр со своими проспектами, фонтанами, мостами, рукотворным морем, памятниками.
Вы можете продолжить путешествие по Воронежу, побывав там во время каникул.
Послушайте песню «С чего начинается Родина?» и подумайте над вопросом-названием песни.
Кто-то назвал ее Таловой,
Словом певучим, как трель.
В прошлом селеньице малое
Стало райцентром теперь...
Эти слова написал наш земляк- поэт В.М. Кириченко. Для В.М. Ки-ченко малой родиной стал поселок Таловая. А откуда произошло это название?
(Ответы детей, показ буклета о Таловой через эпидиаскоп.)
Посмотрите, это план поселка. Улицы его располагаются полукругами от железнодорожного узла. Таловая была маленьким поселком: такими были дома, это здание промкомбината, такие паровозы проводили составы по железной дороге. А вот это вид Таловой сейчас — это красивый, утопающий в зелени поселок, с красивыми домами, магазинами, с раскинувшимися вокруг широкими полями. Вот тут и работал В.В. Докучаев. Среди таких вот полей раскинулись и наши села.
(Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя».)
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я —
Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути!
Ты скорей, дружок, расти
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я —
Здравствуй, Родина моя! — Дети, а что вы знаете об истории названия вашего поселка?
Предлагаю вам посмотреть фотопанораму, которую подготовила _В.В. Важинская- заведующая нашего школьного музея.
(Через эпидиаскоп показываются фотографии, рассказывающие истории села Терехово.)
(Читается стихотворение земляка И.Н. Кузьменко.) — Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая»! Ее мы бережём, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.
(В заключение исполняется песня о Родине.)