СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Символы России: Государственный гимн, герб, флаг. «Что может герб нам рассказать?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба, флага, гимна, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Символы России: Государственный гимн, герб, флаг. «Что может герб нам рассказать?»»

Тема урока. Символы России: Государственный гимн, герб, флаг. «Что может герб нам рассказать?»

Цели: закреплять основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба, флага, гимна, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Учитель. У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете - есть Родина своя.

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть Родина своя

(И. Мазнин)

Скажите, о чем это стихотворение?

(О том, что у всех есть Родина).

- А что для вас значит слово Родина? (Родина – это наши мама и папа, наша семья, это место, где мы родились, это наш родной город, страна, в которой мы живем, все в ней для нас родное). Родина у каждого человека одна.

- А как по-другому можно назвать Родину? (Отчизна, Отечество) 

- Почему? (в ней живут наши отцы, жили наши деды и прадеды).

- А как называется наша с вами Родина?

Да, ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя.

Наша Родина – это великая страна. Обратите внимание на карту.


Учитель. - Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на юг. Когда на западе нашей страны наступает ночь, и люди ложатся спать, на востоке начинается утро, когда на севере нашей страны идет снег, на юге – припекает солнце, люди купаются в море. Чтобы добраться с одного конца страны на другой, нужно ехать на поезде семь дней – целую неделю!

Вот какая большая наша страна! Много чудесных стран на земле, но для нас Россия – самая лучшая, потому что она наша Родина и мы гордимся ей и любим ее от всего сердца.

Ребята, у меня есть вот такое сердечко (демонстрирует). Я предлагаю вам наполнить его словами любви к нашей стране и гордости за нее.

- Какими бы словами вы описали нашу страну? Какая она?

Ученики. (Сильная, бескрайняя, милая, родная, красивая, великая, чудесная, добрая, дорогая, любимая, единственная, огромная, миролюбивая, необъятная, крепкая, надежная, богатая, замечательная, могучая, неповторимая, дружелюбная, справедливая и т. д.)

Учитель. - Какие прекрасные слова вы сказали о нашей Родине – России. Я тоже положу туда свое слово: многонациональная.

Ведь в России живет много народов разных национальностей, у каждого народа есть свои обычаи, сказки, танцы, музыка. Но все они являются гражданами России и называются - россияне. И мы с вами тоже россияне.

Россия – это государство. Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы и мы – граждане своей страны, должны их знать и уважать.

- Какие государственные символы вы знаете? 

Ученики. - Флаг, герб, гимн. 

Учитель. - А что такое государственные символы?

Ученики. - Это условные знаки государства, по которым оно отличается от других государств.

Учитель. -Посмотрите на флаг России.

Учитель. – Флаг нашей страны имеет свою историю. Много лет тому назад вместо флага люди использовало шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, ли конский хвост. Назывался он стягом.  Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко – красного или темно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развевался на ветру, придавая уверенность и мужество защитникам.

Затем на полотнищах стали изображать святых «знамения». Так появилось слово «знамя». Их украшали богатые узоры.

- Назовите цвета Российского флага?

- А что означают эти цвета?

Ученики. Белый цвет – цвет мира и чистоты, наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает;

синий - вера, верность, народ верен своей стране, защищает ее,

красный - цвет силы, цвет крови, пролитой за Родину.

- Как расположены полосы флага?

- Где можно увидеть флаг страны?

Ученики. Над Кремлем, на государственных учреждениях, в дни государственных праздников, на самолетах, космических кораблях, на международных спортивных соревнованиях поднимают государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу.

Учитель. - Во все времена отношение к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага. Рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу. Государственный флаг объединяет нас и в дни радости, и в минуты опасности.

Ученик.

Три полоски флага - это неспроста.

Белая полоска- мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес.

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный трехцветный наш Российский флаг.


Государственный герб России


Учитель. - На красном щите расположен золотой двуглавый орел. В лапах орел держит скипетр и державу. Скипетр- это жезл, символ власти. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Слово «держава» означает могущество, то есть страна могучая. Всадник, разящий копьем дракона – символ победы над злом, готовность народа встать на защиту Родины.

- Почему на гербе нашей страны изображен именно орел?

Ученики. Орел-это сильная, красивая, гордая птица. Поднятые крылья орла показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.

- А почему у орла две головы?

Ученики. - Наша страна очень большая и головы орла смотрят одновременно на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.

Ученик. В. Смирнов «Герб России»,.

Герб страны - орел двуглавый, гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.

На груди орла – щит красный, дорог всем– тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.

Развевается плащ синий и копье в руке блестит,

Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит.

Подтверждает герб старинный независимость страны,

Для народов всей России наши символы важны


Учитель. - О каком государственном символе мы еще не сказали?

Ученики.  О гимне.

Учитель. - Что такое гимн? 

Ученики. -Это торжественная песня.

Учитель. - Да, это главная песня страны, в которой народ прославляет свою родину.

- Когда исполняется гимн?

Ученики. - На торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. Каждый день, ровно в шесть часов утра, гимн можно услышать по главному российскому радио. С его исполнения начинается новый день страны.

Учитель.- Как нужно слушать гимн?

Ученики. - При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием. Слушают молча или подпевают.

Учитель. - Да. такое поведение при исполнении гимна считается достойным.


Флаг, герб, гимн – это государственные символы России. Они объединяют жителей нашей страны. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине.


Ученик.

Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.


В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.


Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

(И. Агеева)



Гимн России

Ученик. Мотив и гордый, и знакомый

Звучит по радио с утра.

Так просыпается страна

Под звуки Гимна – знак особый.

И нам не стоит забывать,

При звуке Гимна надо встать. (А. Александров)


Ученик. Герб России

У России величавый

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и горд.

Он - России дух свободный.

( В. Степанов)


Учитель. - Но есть еще и неофициальные символы России. По ним узнают нашу страну в любом уголке мира. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня.

Для многих людей символом России является белоствольная березка, потому что таких берез, таких красивых березовых рощ нет больше нигде. Поэтому многие поэты посвящали и посвящают этому дереву стихи. 

Ученик.

Белоствольные березки - символ Родины моей.

Нету деревца другого сердцу русскому милей.

Изумрудная весною, а зимою – в серебре.

Машет веткой золотою всем детишкам в сентябре.

каждый листик, как сердечко. Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка ты березку посади.


Учитель. -Вот и подошла к концу наша беседа о России - нашей прекрасной, любимой, единственной и неповторимой Родине.

- Скажите, какие чувства вы испытывали сегодня, когда говорили о России? Люди, которые так любят свою страну, гордятся ей, называются патриотами.

Вам здесь жить, делать нашу страну еще сильнее, красивее и богаче. Я надеюсь, что когда вы вырастете, то станете достойными гражданами нашей великой страны, настоящими патриотами.

Исполняется песня «Я гражданин России» Я. Перадзе




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!