СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синие цветы Гжели".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Синие цветы Гжели"

Презентация знакомит с искусством создания и росписью Гжели.

Просмотр содержимого документа
«"Синие цветы Гжели".»

СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ

СИНИЕ ЦВЕТЫ ГЖЕЛИ

С давних времен недалеко от Москвы вдоль пролегавшего когда-то Большого Касимовского тракта, тянувшегося среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов и перелесков, расположилось несколько небольших деревушек. Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, а иногда Огжелью или Акжелью. Происходящее название промысла «Гжель» до сих пор вызывает немало толкований, но наиболее правдоподобным кажется созвучие этого слова с глаголом «жечь», то есть обжигать глину, делать керамику. Гжельские умельцы испокон веков жгли глиняные горшки, игрушки, изразцы, поэтому и название промысла отражает основной вид деятельности людей. Свои секреты гжельские гончары передавали от дедов к внукам

С давних времен недалеко от Москвы вдоль пролегавшего когда-то Большого Касимовского тракта, тянувшегося среди высоких хвойных лесов, заболоченных лугов и перелесков, расположилось несколько небольших деревушек. Каждая из них имела свое название, но вместе они обычно именовались Гжелью, а иногда Огжелью или Акжелью. Происходящее название промысла «Гжель» до сих пор вызывает немало толкований, но наиболее правдоподобным кажется созвучие этого слова с глаголом «жечь», то есть обжигать глину, делать керамику. Гжельские умельцы испокон веков жгли глиняные горшки, игрушки, изразцы, поэтому и название промысла отражает основной вид деятельности людей. Свои секреты гжельские гончары передавали от дедов к внукам

Гжель не всегда была сине-белой. Сначала изделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майоликой . Каких только форм и росписей не было в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету. Из глубины веков до наших дней,  Старанием мастеров умелых,  Русь украшает чудо-Гжель  Узором синим в платьях белых.  Весеннее украсят утро  Чудесной гжели нежные букеты,  И легким ветерком как будто,  На нас подует жарким летом.  Порой осенней в ярких красках  Природы милого творенья,  К нам гжель приходит снежной сказкой,  Зимы, предвидя приближение.  Ну а зимой, холодной, вьюжной,  Согреет нас огнем камин,  В котором жаркий пламень дружит  С узором сине-голубым. «Гжельская майолика»

Гжель не всегда была сине-белой. Сначала изделия Гжели были многоцветны. Примерно 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Называлось это майоликой . Каких только форм и росписей не было в гжельском промысле. Были жёлтые, зелёные и голубые тона. Гжельская майоликовская роспись была народной, красочной по цвету.

Из глубины веков до наших дней, Старанием мастеров умелых, Русь украшает чудо-Гжель Узором синим в платьях белых. Весеннее украсят утро Чудесной гжели нежные букеты, И легким ветерком как будто, На нас подует жарким летом. Порой осенней в ярких красках Природы милого творенья, К нам гжель приходит снежной сказкой, Зимы, предвидя приближение. Ну а зимой, холодной, вьюжной, Согреет нас огнем камин, В котором жаркий пламень дружит С узором сине-голубым.

«Гжельская майолика»

Издавна гжельские умельцы делали посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом « жечь », ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре Керамическая посуда

Издавна гжельские умельцы делали посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом « жечь », ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре

Керамическая посуда

Глиняная посуда – керамика . Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами.

Глиняная посуда – керамика . Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами.

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики —  фарфор ,  полуфарфор ,  каменная керамика ,  фаянс ,  майолика . Основной вид грубой керамики —  гончарная керамика .

В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики —  фарфорполуфарфоркаменная керамикафаянсмайолика . Основной вид грубой керамики —  гончарная керамика .

Фарфор  имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением, при постукивании издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырьё для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фарфор  имеет плотный спёкшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением, при постукивании издаёт высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырьё для фарфора — каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс  имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырьё для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Фаянс  имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырьё для производства фаянса — беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение, используется в производстве посуды.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение, используется в производстве посуды.

Майолика  имеет пористый черепок, водопоглощение, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырьё — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок

Майолика  имеет пористый черепок, водопоглощение, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырьё — беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок

Гончарная керамика  имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками

Гончарная керамика  имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах.

В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Готовые изделия служат не только для декора, но и для практического применения.

Готовые изделия служат не только для декора, но и для практического применения.

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее.

У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего. Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок. Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее.

Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. Кстати, для того, чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!

Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Когда гжельская роза готова, ее украшают завитками, листиками или аккуратно наносят на краешки цветка золотистую краску. Кстати, для того, чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!

Гжельская роза Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Гжельская роза Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.

А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

В современном мире актуальность гжельских мотивов применяется в разнообразном творчестве.

В современном мире актуальность гжельских мотивов применяется в разнообразном творчестве.

Список используемой литературы : Маленькие чудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. Тарановская ; рис. А. Аземши. - Л. : Детская литература, 1981 Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г. Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное  искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2015 г. Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно -прикладное  искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Выполнил: Разумовский А.Г. МОУ «Лицей №26» Г.Саранск 2020 г.

Список используемой литературы :

Маленькие чудеса : сб. очерков о русском народном искусстве / сост. Н. Тарановская ; рис. А. Аземши. - Л. : Детская литература, 1981

Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2009 г.

Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное  искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2015 г.

Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно -прикладное  искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского.

Выполнил: Разумовский А.Г.

МОУ «Лицей №26»

Г.Саранск 2020 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!