СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синквейн - на уроках русского языка и литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка и литературного чтения для закрепления и обобщения материала  интересно проходит применение приема "Синквейн"

Просмотр содержимого документа
«Синквейн - на уроках русского языка и литературного чтения»

"Использование приема технологии критического мышления синквейн в развитии речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Автор презентации:

Буздалина Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов

МБУ «Школа №70»

г.Тольятти

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностных результатов, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления. Критически мыслящие люди умеют:    решать задачи;  решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;  слушать собеседника;   рассматривать проблемы с разных точек зрения;  

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностных результатов, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления.

Критически мыслящие люди умеют: 

  •   решать задачи;
  • решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • слушать собеседника;
  •   рассматривать проблемы с разных точек зрения;

 

Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Сегодня я хочу представить один из методических приемов, который направлен на формирование критического мышления. Это - Синквейн. Что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Сегодня я хочу представить один из методических приемов, который направлен на формирование критического мышления. Это - Синквейн.

Что такое синквейн?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Она придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквей имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще используют в школах. Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. С 1997 года стал применятся в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Она придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей

традиционный синквей имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще используют в школах.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. С 1997 года стал применятся в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Правила составления   синквейна: 1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.  2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих  тему синквейна. 3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме синквейна. 4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой  ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.  5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Правила составления   синквейна:

1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного. 

2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих  тему синквейна.

3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме синквейна.

4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой  ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. 

5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку. 1 строка  2 строка 3 строка 4 строка 5 строка кто? что? – 1 существительное  какой? – 2 прилагательных, описание темы что делает? – 3 глагола, действия относящиеся к теме что думает автор о теме? – фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка кто? что? – 1 существительное, вывод, итог

Синквейн состоит из 5 строк.

Его форма напоминает ёлочку.

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

5 строка

кто? что? – 1 существительное

какой? – 2 прилагательных, описание темы

что делает? – 3 глагола, действия относящиеся к теме

что думает автор о теме? – фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка

кто? что? – 1 существительное, вывод, итог

Тема для написания синквейна может быть любой.   о природе;  по картине и литературном герое;  о настроении;  об изученном материале на уроке и т.д.; Важно, что изучение материала и его закрепление может происходить в ходе выполнения задания – составления синквейна.  Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, учатся кратко излагать информацию в нескольких словах.  Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску - мотивацию. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Тема для написания синквейна может быть любой.

  • о природе;
  • по картине и литературном герое;
  • о настроении;
  • об изученном материале на уроке и т.д.;

Важно, что изучение материала и его закрепление может происходить в ходе выполнения задания – составления синквейна.

Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, учатся кратко излагать информацию в нескольких словах.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску - мотивацию.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Способы работы с синквейном на уроках русского языка и литературного чтения:  составление синквейна по прочитанному произведению;  составление синквейна по изученной теме;  составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна;  коррекция и совершенствование готового синквейна;  анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия  темы этого синквейна. Организационные формы работы с синквейнами:  Самостоятельная работа (при выполнении домашней работы)  Самостоятельная работа (на уроке)  Групповая работа ( в парах). Самое главное достоиноство синквейна- простота.   Синквейн могут составить все.

Способы работы с синквейном на уроках русского языка и литературного чтения:

  • составление синквейна по прочитанному произведению;
  • составление синквейна по изученной теме;
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия  темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

  • Самостоятельная работа (при выполнении домашней работы)
  • Самостоятельная работа (на уроке)
  • Групповая работа ( в парах).

Самое главное достоиноство синквейна- простота.

  Синквейн могут составить все.

Синквейн на уроке русского языка При подготовке к сочинению дается готовый синквейн. Учащиеся сами определяют тему сочинения.  Осень. Золотая, теплая. Наступила, разукрасила, грустит. Унылая пора! Очей очарованье! Времена года.

Синквейн на уроке русского языка

При подготовке к сочинению дается готовый синквейн. Учащиеся сами определяют тему сочинения.

Осень.

Золотая, теплая.

Наступила, разукрасила, грустит.

Унылая пора! Очей очарованье!

Времена года.

Русский язык – имя существительное Существительное Одушевленное, неодушевленное Обозначает, называет, именует Имя существительное обозначает предмет Часть речи

Русский язык – имя существительное

Существительное

Одушевленное, неодушевленное

Обозначает, называет, именует

Имя существительное обозначает предмет

Часть речи

Русский язык – звуки Звуки. Гласные, согласные. Звучат, гремят, поются. Используются в устной речи. Фонетика.

Русский язык – звуки

Звуки.

Гласные, согласные.

Звучат, гремят, поются.

Используются в устной речи.

Фонетика.

Синквейн на уроках литературного чтения Тема: басня И.А.Крылова «Ворона и лисица».  Сравнение героев Ворона Глупая, доверчивая Лисица Хитрая, голодная Слушает, каркает, думает Вороне нравится лесть Подходит, смотрит, говорит Добивается своей цели Простофиля Плутовка

Синквейн на уроках литературного чтения Тема: басня И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Сравнение героев

Ворона

Глупая, доверчивая

Лисица

Хитрая, голодная

Слушает, каркает, думает

Вороне нравится лесть

Подходит, смотрит, говорит

Добивается своей цели

Простофиля

Плутовка

Литературное чтение - устное народное творчество Сказка Волшебная, бытовая Учит, развлекает, развивает Сказка ложь- да в ней намек Фантазия

Литературное чтение - устное народное творчество

Сказка

Волшебная, бытовая

Учит, развлекает, развивает

Сказка ложь- да в ней намек

Фантазия

Литературное чтение - А.С.Пушкин А.С.Пушкин Великий, русский Сочинял, творил, восхищал Чувства добрые пробуждал Гений

Литературное чтение - А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

Великий, русский

Сочинял, творил, восхищал

Чувства добрые пробуждал

Гений

Какие положительные моменты я вижу в использовании синквейна в своей практике: Учащиеся учатся и в итоге умеют:  Анализировать сложную информацию  Выделять главное из текста  Делать выводы  Формулировать свои мысли кратко  Расширяется словарный запас  Формируется интерес к предмету  Учащиеся самореализуются, становятся увереннее в себе

Какие положительные моменты я вижу в использовании синквейна в своей практике:

Учащиеся учатся и в итоге умеют:

  • Анализировать сложную информацию
  • Выделять главное из текста
  • Делать выводы
  • Формулировать свои мысли кратко
  • Расширяется словарный запас
  • Формируется интерес к предмету
  • Учащиеся самореализуются, становятся увереннее в себе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности. ????? Точный, краткий Обучает, развивает, обобщает Выражает главное в 5 строках Методический прием

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности.

?????

Точный, краткий

Обучает, развивает, обобщает

Выражает главное в 5 строках

Методический прием

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!