"Использование приема технологии критического мышления синквейн в развитии речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
Автор презентации:
Буздалина Оксана Вячеславовна
учитель начальных классов
МБУ «Школа №70»
г.Тольятти
Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностных результатов, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления.
Критически мыслящие люди умеют:
- решать задачи;
- решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
- слушать собеседника;
- рассматривать проблемы с разных точек зрения;
Одной из основных задач в учебном процессе для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Сегодня я хочу представить один из методических приемов, который направлен на формирование критического мышления. Это - Синквейн.
Что такое синквейн?
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Она придумала форму пятистрочного стихотворения, основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей
традиционный синквей имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще используют в школах.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки. С 1997 года стал применятся в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Правила составления синквейна:
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
2. Вторая строка – пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. Третья строка – записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.
Синквейн состоит из 5 строк.
Его форма напоминает ёлочку.
1 строка
2 строка
3 строка
4 строка
5 строка
кто? что? – 1 существительное
какой? – 2 прилагательных, описание темы
что делает? – 3 глагола, действия относящиеся к теме
что думает автор о теме? – фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка
кто? что? – 1 существительное, вывод, итог
Тема для написания синквейна может быть любой.
- о природе;
- по картине и литературном герое;
- о настроении;
- об изученном материале на уроке и т.д.;
Важно, что изучение материала и его закрепление может происходить в ходе выполнения задания – составления синквейна.
Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, учатся кратко излагать информацию в нескольких словах.
Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску - мотивацию.
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.
Способы работы с синквейном на уроках русского языка и литературного чтения:
- составление синквейна по прочитанному произведению;
- составление синквейна по изученной теме;
- составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.
Организационные формы работы с синквейнами:
- Самостоятельная работа (при выполнении домашней работы)
- Самостоятельная работа (на уроке)
- Групповая работа ( в парах).
Самое главное достоиноство синквейна- простота.
Синквейн могут составить все.
Синквейн на уроке русского языка
При подготовке к сочинению дается готовый синквейн. Учащиеся сами определяют тему сочинения.
Осень.
Золотая, теплая.
Наступила, разукрасила, грустит.
Унылая пора! Очей очарованье!
Времена года.
Русский язык – имя существительное
Существительное
Одушевленное, неодушевленное
Обозначает, называет, именует
Имя существительное обозначает предмет
Часть речи
Русский язык – звуки
Звуки.
Гласные, согласные.
Звучат, гремят, поются.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Синквейн на уроках литературного чтения Тема: басня И.А.Крылова «Ворона и лисица».
Сравнение героев
Ворона
Глупая, доверчивая
Лисица
Хитрая, голодная
Слушает, каркает, думает
Вороне нравится лесть
Подходит, смотрит, говорит
Добивается своей цели
Простофиля
Плутовка
Литературное чтение - устное народное творчество
Сказка
Волшебная, бытовая
Учит, развлекает, развивает
Сказка ложь- да в ней намек
Фантазия
Литературное чтение - А.С.Пушкин
А.С.Пушкин
Великий, русский
Сочинял, творил, восхищал
Чувства добрые пробуждал
Гений
Какие положительные моменты я вижу в использовании синквейна в своей практике:
Учащиеся учатся и в итоге умеют:
- Анализировать сложную информацию
- Выделять главное из текста
- Делать выводы
- Формулировать свои мысли кратко
- Расширяется словарный запас
- Формируется интерес к предмету
- Учащиеся самореализуются, становятся увереннее в себе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности.
?????
Точный, краткий
Обучает, развивает, обобщает
Выражает главное в 5 строках
Методический прием
Спасибо за внимание!