-
Мотивационный этап (2 мин) | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. 1.Работа с пословицей. -Прочитайте, что написано на доске «Береги природу, она добром ответит» -Как вы думаете, что вы прочитали? (пословицу) -Правильно! -а как вы думаете, что такое пословица? Межпредметная связь (с литературой) -Верно. -Пословица - это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость. -Как вы понимаете данную пословицу? -Верно. Природа - наш друг. Нужно относится к ней бережно, охранять животных и растений, особенно тех, которые находятся на грани исчезновения. Без природы человек не сможет прожить. 2. Мотивация -Ребята, нам пришло письмо, где просят о помощи найти клад «знаний». Наша задача, побывать в роли исследователей, чтобы отыскать это клад. За каждое правильно выполненное задание, вы будете отмечать «+» в карточке исследователя. | Л1 Р1 К1 |
-
Актуализация знаний (5 мин) | Повторение ранее изученного: -Для того, чтобы узнать что-то новое, нужно повторить ранее изученный материал. -Посмотрите на доску, что там написано? Пришла поздняя осень. -Что это? -Молодцы, это предложение, а как вы определили, что это предложение? -Отлично, первое слово написано с заглавной буквы, в конце стоит точка, слова связаны между собой по смыслу. -Назовите слово, которое употреблено в переносном значении Прогнозирование: -Молодцы, пришла, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением). -Кто знает, как называются такие слова? -У нас возникло противоречие, мы не знаем, как называются такие слова. -Для того, чтобы узнать с какой темой сегодня будем работать, Даша выйди и поставь слова в правильном порядке: Что синонимы такое -Молодцы, тема нашего урока что такое синонимы -Какую цель на урок поставим? -Отлично, сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы и научимся подбирать их к словам. Посмотрите на план нашего урока, если вы с ним согласны покажите солнышко. План: -
Подбирать синонимы (2) -
Что такое синонимы (1) -
Роль в тексте (3) -Почему не согласны? -Молодцы, потому что пункты планы перемешались. -Катя, выйди и поставь пункты плана в правильном порядке, помни про технику безопасности, не трогай оборудование влажными руками, работай только тыльной стороной стилуса. -Отлично, мы справились с первой частью нашего урока, оцените свою работу в карточке исследователя. | Р1 К1 М1 |
-
Открытие новых знаний (10 мин) | Работа по 1п.п. -Приступим к выполнению 1п.п. -Вспомните, что мы должны узнать первым пунктом нашего плана? -Молодцы, для того, чтобы узнать, что такое синонимы вы проведете исследование в группах. -Даша, Катя и Света будут работать у интерактивной доски, а Юля, Маша и Даша будут работать у интерактивной панели. -Исследователи первой группы, ваша задача прочитать стихотворение, найти синонимы, подчеркнуть их и сделать вывод, что такое синонимы. -Исследователи второй группы, ваша задача прочитать стихотворение и сказать, в чем особенность синонимов. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. -Итак, поменяйтесь местами и проведите взаимопроверку, если исследователи справились с заданием покажите класс. -Отлично, садитесь! -Исследователи первой группы, какой вы сделали вывод, что же такое синонимы? -Молодцы, синонимы — это слова с одинаковым значением -Исследователи второй группы, какой вы сделали вывод, какие особенности есть синонимов? -Совершенно верно, синонимы пишутся по-разному, но смысл имеют одинаковый, молодцы! -Давайте сделаем полный вывод, что же такое синонимы? -Молодцы, синонимы — это слова с одинаковым значением, но пишутся они по-разному. -Если мы узнали, что такое синонимы покажите солнышко, отлично! Оцените свою работу в карточке исследователя. Элемент научности: -Ребята, а вы знали, что слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный». Игра «Хлопни, если» -Сейчас мы с вами поиграем в игру хлопни если, я буду называть пары слов, если вы услышите пару с синонимами хлопните, если нет, то ничего не делайте. Смелый – храбрый, темно – светло, смешной – веселый, смех – грусть. -Отлично! Работа по 2п.п. -А какой у нас 2п.п.? -Мы узнали, что такое антонимы, теперь нам нужно научиться подбирать синонимы к словам. Для этого поиграем в игру «Объясни словечко» Я буду называть вам слова, а вы подберите к нему синоним Мокрый – (сырой) Луна – (месяц) Лгать – (обманывать) Зеленый?? -Как вы думаете, что мы будем делать, если не знаем синоним к слову? -Молодцы, мы посмотрим в словарь синонимов в учебнике на стр.141 -а сейчас с помощью словаря запишите синонимы к словам: ветер, дивный, и третье слово выберите сами. -Молодцы ребята, все слова верно подобрали! -а сейчас поменяйтесь работами и проведите взаимопроверку, если ваш одноклассник справился с заданием, покажите класс, отлично. -Если мы научились подбирать синонимы к словам покажите солнышко, замечательно, оцените свою работу в карточке исследователя. Работа по 3п.п. -Мы научились подбирать синонимы к словам, а теперь нам нужно узнать, какую роль в тексте играют синонимы. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему? 1. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Зябнет на солнышке, Зябнет в жару. 2. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. - Кто готов, поднимите руку. -Какими словами - синонимами заменили слово зябнет? -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? -Отлично, синонимы обогащают нашу речь, помогают избежать повторов одних и тех же слов в предложении -Если мы узнали, какую роль играют синонимы в речи покажите класс, отлично! Оцените свою работу в карточке исследователя. | П1 Пр.1 |
-
Закрепление (4 мин) | -а теперь пришло время выполнить разноуровневую самостоятельную работу. -У вас на партах лежат карточки, задание на зеленой карточке более легкое, на красной повышенной сложности, выберите ту, которая вам по силам и выполните задание. Красная карточка: Подбери синонимы к словам. Запиши по образцу. Образец: друг – товарищ. Врач, смелость, обман, дети, ученик, правда. Зеленая карточка: Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы. Спасает, охраняет, выручает, освобождает; Интересный, интенсивный, занимательный, знатный; Активный, веселый, энергичный, забота; Темнота, туманность, тьма, темень, мрак; Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние -Составьте 2 предложения с данными парами слов. -Поднимите руку те, кто делал задание на зеленой карточке, выйдите и продемонстрируйте свои ответы под документ камерой. -Поднимите руку те, кто выполнял задание на красной карточке, выйдите и продемонстрируйте свои ответы под документ камерой. -Отлично, оцените свою работу в карточке исследователя. | Пр.1 Р.1 Н.1 |
-
Итог. Рефлексия (2 мин) | -Итак, уважаемые исследователи наш урок подходит к концу. -с какой темой мы сегодня познакомились? -Что такое антонимы? -Отлично, если мы достигли цели урока и выполнили все пункты плана покажите класс. -Покажите мне свои карточки самооценки, молодцы, я согласна с вашей самооценкой. Воспитательный момент. Давайте вспомним нашу пословицу «Береги природу, она добром ответит» Как вы думаете, нужно ли человеку бережно относится к природе, чтобы она отвечала нам добром и почему? -Верно. Вывод: Всегда помните о том, что природа- это очень важная часть нашей жизни. В природе всегда все взаимосвязано. Как мы будет относится к природе, так и она будет относиться к нам. -Спасибо, за работу на уроке! | Л.1 |