Урок родного языка
"Синонимы и антонимы в речи".
2-й класс
Цель:
Продолжить формирование понятий "синонимы" и "антонимы".
Способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы.
Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
Развитие умения выбирать антонимы в зависимости от значения слова.
Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, кроссворды, мячик, компьютер, проектор, карточка "Спасательный круг", штурвалы красного и зелёного цвета, якоря.
Тип урока: закрепление знаний
Перед уроком дети делятся на 2 команды. На столах заранее разложены карточки необходимые для занятия. В качестве наглядного сопровождения используется компьютерная презентация
Перед началом занятия на экране высказывание А.И. Куприна о русском языке:
"Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен" (слайд 1)
Ход урока.
I Организационный момент
II Сообщение темы занятия.
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море - море слов –
Купаться ежечасно!
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. На некоторых островах мы уже побывали.
В нашем путешествии участвуют две команды: команда девочек и команда мальчиков.
Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово -продолжение вписать в клеточки кроссворда. Работаем под девизом: "Не спеши языком, торопись делом"
Дети по очереди зачитывают пословицы, капитаны команд записывают их в кроссворды. (слайд 2)
Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали. (слайд 3,4)
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня тема нашего занятия "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ" (слайд 5,6)
Мы продолжим знакомство с этими понятиями.
III Путешествие на остров Синонимов. (слайд 7)
Итак, путешествие начинается. Вот мы на острове Синонимов.
Для того, чтобы сойти на берег, каждой команде надо выполнить своё задание (каждый ученик работает индивидуально).
Задание 1. Подбери синонимы. (слайд 8)
огонь шалун чистый озорник красный конница алфавит бросать | алый скакать азбука озорник кавалерия кидать пламя аккуратный |
Задание 2. Скажите кому подходят следующие синонимы. (слайд 9)
Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок. (слайд 10)
На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: "Какие слова называются синонимами?" (слайд 11)
Во Дворце устроена выставка (на слайде рисунки: луна, врач, ель, собака, конь, бегемот, карандаш, ромашка).
Рассмотрите картины, к каким из них можно подобрать синонимы?
ЛУНА - МЕСЯЦ | СОБАКА - ПЁС | ДОКТОР - ВРАЧ |
ЛОШАДЬ - КОНЬ | БЕГЕМОТ - ГИППОПОТАМ | |
Продолжите фразу:
- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
(слайд 12)- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют).
Подъём на гору Находок (слайд 13)
Путешествие продолжается.
Чтобы вновь оказаться на берегу моря, надо перебраться через гору. Горные тропинки узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропе.
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют коллективно.
Задание для 1 команды. (слайд 14)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 команды.
Кот ходил, бродил, набрёл на избушку.
Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил.
Вот навстречу ему идёт лисица.
Задание для 1 команды.
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Задание для 2 команды.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
Приятелей много, а друга нет.
Свой хлеб слаще чужого каравая.
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:
- Для чего синонимы нужны в речи? (слайд 15)
Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал.
- Что такое синонимы?
Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. (слайд 16)
IV Динамическая пауза "Игра наоборот"
Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
Вперед – назад
Вниз - вверх
Назад – вперед
Присел – подпрыгнул
Подпрыгнул – присел (слайд 17)
V На острове Антонимов
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Вот мы причалили к острову Антонимов. (слайд 18)
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ. (слайд 19)
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Сыграем в игру "Противоположные слова" (слайд 20)
Учащиеся по очереди читают слова и подбирают противоположные. (слайд 21)
Отправляемся дальше.
В пещере Тайн (слайд 22)
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты) (слайд 23)
Худой (человек) - ________________, (толстый)
Худой (карман) - _________________, (целый)
Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
Близкий (человек) - _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) - _________________, (низкий)
Высокий (человек) - _______________. (невысокий)
Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)
Путешествие по острову Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (слайд 24
)
- Что такое антонимы?
Антонимы - это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
VI Бухта Творчества (слайд 25)
Путешествие продолжается. Наш кораблик причалил в бухте Творчества. (слайд 26). Нам предстоит справиться еще с одним испытанием.
Прочитайте текст. (слайд 27)
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
- С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к спасательному кругу, который лежит у вас на парте (на спасательном круге записаны слова-помощники).
Задание 1 группе заменить пропущенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
Задание 2 группе заменить пропущенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
Проверка.
А) Получившийся текст читают. (слайд 28)
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы - слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читают. (слайд 29)
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)
Как приятно выходить на берег в такую погоду! (слайд 30)
VII Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать, возьмите штурвал зелёного цвета.
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Покажите ваши штурвалы. Положите их на свой лист с заданиями.
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! (слайд 31)