СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы (презентация)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационный материал поможет учащимся наглядно представить  данный материал.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы (презентация)»

    Синонимы  Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г-к Анапа Черевик Татьяна Николаевна

Синонимы Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г-к Анапа

Черевик Татьяна Николаевна

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.   Задачи:   - обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;  - развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;  - воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи: - обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; - развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; - воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:   личностные: формировать интерес к русскому языку;  метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;  предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Планируемые результаты: личностные: формировать интерес к русскому языку; метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Лексический диктант    (по лексическому значению определить слова и записать их).   Все слова языка (лексика).  Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).  Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).  Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).  Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).  Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

Лексический диктант (по лексическому значению определить слова и записать их). Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

 Д.Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго зайца…»   Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.  - Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?  - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь!  Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого. - Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя - никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов.

Дом

Дом

Хижина

Хижина

Курень

Курень

Изба

Изба

Коттедж

Коттедж

Вилла

Вилла

1-я кочка (1-я группа)   Бураны, вьюги и метели,  Как много с ними канители,  Как много шума, толкотни,  Как надоели мне они! –  Так проворчал мороз угрюмый  И речку в лед сковал без шума.

1-я кочка (1-я группа)  Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

 2-я кочка (2-я группа)   Зябнет осинка,  Дрожит на ветру,  Стынет на солнышке,  Мерзнет в жару.

2-я кочка (2-я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)     Дуб дождя и ветра вовсе не боится.  Кто сказал, что дубу страшно простудиться.  Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,  Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

3-я кочка (3-я группа)   Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Перепишите синонимы в порядке усиления действия:   1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять. 2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Синонимический ряд Большой - огромный- громадный –гигантский - исполинский.  Градация – группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Синонимический ряд

Большой - огромный- громадный –гигантский - исполинский.

Градация

группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.

Игра в мяч Приятель-друг Противник-враг Шагать-идти Солдат-воин, боец  Родник-ключ Доктор-врач Метель-вьюга, пурга, ураган Холод-мороз, стужа Мокрый- сырой, влажный Вкусный- аппетитный, лакомый.

Игра в мяч

  • Приятель-друг
  • Противник-враг
  • Шагать-идти
  • Солдат-воин, боец
  • Родник-ключ
  • Доктор-врач
  • Метель-вьюга, пурга, ураган
  • Холод-мороз, стужа
  • Мокрый- сырой, влажный
  • Вкусный- аппетитный, лакомый.
Редактирование текста  Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.   Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.   Слова для справок: робкий,  пугливый, трусливый, боязливый.

Редактирование текста

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий,

пугливый, трусливый, боязливый.

Спишите предложения.  Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все ... противника.  Вся природа ждала ... весны.  (атака, наступление)   2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.  Он оплатил на почте ... по телефону.  (беседа, разговор)   3) Из окна открывался красивый ... на море.  ... в романах Тургенева играет важную роль.  (вид, пейзаж).

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.

Вся природа ждала ... весны.

(атака, наступление)

 

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

Он оплатил на почте ... по телефону.

(беседа, разговор)

 

3) Из окна открывался красивый ... на море.

... в романах Тургенева играет важную роль.

(вид, пейзаж).

Соедините линиями синонимы из разных колонок   Багрянец Своеобразие Схематизм    Высказывание Несгибаемость Шаблонность Индивидуальность Стойкость Текст Скульптор Абзац Отступ Ваятель Пурпур

Соедините линиями синонимы из разных колонок

 

Багрянец Своеобразие

Схематизм Высказывание

Несгибаемость Шаблонность

Индивидуальность Стойкость

Текст Скульптор

Абзац Отступ

Ваятель Пурпур

Мини-тест     1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.  А) состязание  Б) сражаться  В) борьба     2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?  А) чистоплотный  Б) опрятный  В) аккуратно     3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?  А) добрый – участливый – человеколюбие  Б) лёгкий – воздушный – невесомый  В) молодость – юность - молодеть

Мини-тест   1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба   2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно   3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность - молодеть

  Ребята продолжите предложения:   Синонимы – это … (примеры ..)   Синонимический ряд – это … (свои примеры).    Роль синонимов в речи…

Ребята продолжите предложения: Синонимы – это … (примеры ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры). Роль синонимов в речи…

Используемая литература :  1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.     2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –М. : Просвещение, 2010.     3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений  / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамнин, М.А. Мищерина. –М.: ООО «Русское слово», 2011.     4. Русский язык. 6 класс: тематический дифференцированный контроль/ авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008  5. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2006  6. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru

Используемая литература : 1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.   2. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –М. : Просвещение, 2010.   3. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамнин, М.А. Мищерина. –М.: ООО «Русское слово», 2011.   4. Русский язык. 6 класс: тематический дифференцированный контроль/ авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2008 5. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2006 6. Интернет-ресурсы: images.yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!