СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические нормы русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены  задания, призванные закреплять и расширять знания обучающихся о синтаксических нормах.

Подобраны формы, способствующие развитию навыков анализа, сопоставления, обобщения.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы русского языка»

Синтаксические нормы русского языка

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.




Ход занятия

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. 

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На сегодняшнем уроке мы остановимся на синтаксических нормах, так как уже на уроках повторения вспомнили простые предложения, осложнённые различными синтаксическими конструкциями.

  1. Текст-загадка.

Начать урок я предлагаю с загадки. Текста-загадки. Внимательно прочитайте текст К. Паустовского и подумайте, о ком он. 

Это он написал о себе горькие слова: «Как в ночь звезды падучей пламень, не нужен в мире я». Но, боже мой, как он ошибся! И как нужен миру этот мгновенный пламень падучих звезд! Потому что не единым хлебом жив человек. Он считал себя пленником земли. Он растратил жар души в пустыне. Но пустыня расцвела после этого и наполнилась его поэтической силой его гневом тоской его постижением счастья. Ведь это он застенчиво признался: «Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой». И кто знает может быть острый и режущий воздух горных вершин забрызганных кровью демона наполнен очень слабым очень отдаленным запахом этого приветливого лесного цветка. А он, как и этот поверженный демон, – просто ребенок не получивший от жизни того к чему он страстно стремился: свободы справедливости и любви. (К.Паустовский)

Как вы думаете, о ком этот текст?

Давайте озаглавим этот текст.

Я предлагаю вам поработать с текстом. Расставьте знаки препинания в предложениях второго абзаца.

3. Актуализация опорных знаний. 

Давайте с вами теперь ещё раз обратимся к первому абзацу текста и вспомним, что синтаксические конструкции часто используются писателями и поэтами как средства выразительности, средства создания художественного образа. Какие фигуры вы найдёте в предложениях первого абзаца? Сравнительный оборот, восклицательные предложения, парцелляция. Что такое парцелляция? По сути, парцелляция – это грамматическая ошибка, состоящая в нарушении границ предложения. А когда ещё в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, сделайте конспект.

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся: .

  • в предложениях с однородными членами;

  • в именах собственных в предложении;

  • в предложениях с причастным оборотом;

  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;

  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

  • при других формах согласования главных членов предложения;

  • при употреблении деепричастного оборота;

  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом;

  • при употреблении прямой и косвенной речи.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

5. Работа с таблицей “Типичные ошибки в построении предложений”.(конспект)


1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.




6. Закрепление изученного.

Задание 2: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу и исправив ошибки.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Например:

1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

Е, Л, Н

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций


3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.


4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.


5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).


6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.





Задание 3. Исправляем грамматические ошибки в предложениях. 

Например:

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.


Поезд прибыл согласно расписания.


Комиссия установила о причинах аварии.


Такое поведение не свойственно для образованного человека.


В посёлке интересовались и верили всему необычному.


Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.


Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.


Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.


Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.


Он любил и увлекался чтением.


Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.


Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим


Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.


Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.


Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.


Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.





7. Рефлексия. Продолжите предложения.

  • У меня сегодня получилось …

  • Я не совсем понял ...

  • Мне было трудно …

8.Домашнее задание. Изучите учебный материал, представленный в презентации, дополните свой конспект, выполните задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!