- повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- овладение нормами литературного языка.
- воспитание любви к родному русскому языку.
-толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
-устанавливать причинно-следственные связи.
-осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
-уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
- различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
- формирование знаний о типах связи слов в словосочетании, формирование умений определять типы связи слов в словосочетании;
- подготовка учащихся к выполнению заданий ОГЭ.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку Ребята, каково ваше настроение на начало урока? | Записывают в тетрадях дату. | 1.Регулятивные: уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности». 2. Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 3.Коммуникативные: участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества |
2. Проверка домашнего задания Цель: формирование умения составлять связное монологическое высказывание на предложенную тему. | Организовывает самопроверку домашнего задания. Самопроверка домашнего задания . | | 1.Регулятивные: формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности, применять знания, полученные на предыдущем уроке в рамках созданной учителем учебной ситуации, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуальным образом. 2.Коммуникативные: уметь проявлять себя. |
3.Актуализация опорных знаний Цель: повторить и обобщить сведения о словосочетании, выяснить уровень освоения материала | Терминологический диктант. а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание) б) Из каких слов состоит словосочетание ( из главного и зависимого) в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная) г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование) д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание) е) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис) | Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов У доски работают 2 ученика. 1ученик.создание кластера «Виды словосочетаний по характеру главного слова» 2ученик.создание кластера «Типы связи слов в словосочетании»(взаимопроверка) | Познавательные: Общеучебные: Обнаруживать общее (называть) и различноев функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Осуществлять определение типов связей. Логические: анализ, синтез, выбор основания для сравнения. 2.Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
4. Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи Цель:подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | Попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему урока в тетрадь. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель? Какими знаниями по теме мы должны владеть? | | Предметные: формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности,1.Регулятивные: планирование решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам.2.Личностные:уметьответить на вопрос: какой смысл имеют для него полученные знания. 3.Познавательные:уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
5.Работа над новой темой, открытие нового знания Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи. | Молчаливые грачи, затянутые в блестящее оперенье, важно и медленно расхаживали по дороге. Какие виды связи в словосочетании вам известны? 2. Выписать из предложения по одному словосочетанию на каждый вид связи. Указать, в чем согласуется главное и зависимое слово, каким падежом управляет главное слово, какая часть речи примыкает? Организует знакомство с порядком синтаксического разбора словосочетания по учебнику | Слушают, анализируют, делают вывод. Самостоятельно формулируют результат наблюдения. Высказывают свои мнения, записывают в тетрадь схему. Производят синтаксический разбор предложения. Выписывают из предложения по одному словосочетанию на каждый вид связи. Указывают, в чем согласуется главное и зависимое слово, каким падежом управляет главное слово, какая часть речи примыкает. Работают на доске. Делают записи в тетрадях. | Предметные: формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности,1.Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании». 2.Личностные:уметь определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве. 3.Познавательные:уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
6.Физкультминутка | А теперь немного отдохнем. «Предлагаю вам поиграть: нужно встать , когда услышите словосочетание со связью согласование: веселые крики, играя лучами, великолепный день, прислушиваясь к звукам, запорошив кусты, спящий лес, глубокие сугробы, прозрачные кружева. | Выполняют физминутку. | |
7.Первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму Цель: выработать навыки работы по алгоритму, закрепить полученные знания | Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их по схеме Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь. | По изученному плану выполняют в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний: | Предметные: формирование навыков работы по предложенным учителем памяткам и алгоритмам деятельности,1.Регулятивные: формирование навыков решения практической задачи (составление словосочетания, вычленение словосочетания из предложения) индивидуальным образом, формирование умений работать по алгоритмам, формирование знаний об основных особенностях грамматического строя русского языка на примере темы «Способы связи слов в словосочетании». 2.Личностные:уметь определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве. 3.Познавательные:уметь обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
8.Закрепление и повторение изученного, включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: закрепить полученные знания | Организует самостоятельную работу Самостоятельно работают по вариантам. Производят синтаксический разбор словосочетания. 1 в. Расхаживать по дороге, 2 в. расхаживали важно. Выполняют взаимопроверку. | | 1.Предметная: формирование умения применять полученные знания на практике. 2.Регулятивные.контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном, формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом. 3.Личностные. уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их. |
9.Домашнее задание Цель: Включение в систему знаний и повторение , ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания. | | Записывают домашнее задание 1.Упражнение (1 группа) 2.Выписать из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 5 предложений, произвести синтаксический разбор 3 словосочетаний(2 группа). | Предметная: формирование навыков составления лингвистического портфолио учащимися с целью накопления ими опорного материала. 1.Регулятивные: формирование и реализация навыков составления лингвистического портфолио с целью накопления опорного материала, помогающего в выполнении домашних и самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся. 2.Личностные: формирование умений к самоанализу результатов |
10. Рефлексия Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | Работают по таблице«Знаю – хочу знать — узнал». | | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |