СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.»

План практического занятия



1. Название дисциплины Русский язык и культура речи



2. Тема. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.




3. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания студентов о словосочетании; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию студентов; прививать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.




4. Тип: обобщение и систематизация знаний




5. Методы: слово преподавателя, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах, тестирование.



6. Материально – техническое обеспечение и дидактические средства, ТСН

раздаточный материал (тесты), учебник, презентация, компьютер.



7. Литература

1 Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб.пособие/ Е.Д. Ващенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015.- 349с.

2 Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. Гриф Минобр.

3 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2014.

4 Заярная И.Ю. Репетитор по русскому языку: учебное пособие/ И.Ю.Заярная.- Ростов н /Д: Феникс, 2014.- 479с.

5 Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебн.пособие для 9-11 кл..- 2-е изд, испр.-М.:Просвещение, 1986.-320с.




Ход урока


Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели.


Преподаватель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Преподаватель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Соединение слов – это есть словосочетание).

Преподаватель: Подберите синоним к слову «соединение»

(Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях)

Преподаватель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Преподаватель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием).


  1. Актуализация знаний.


Преподаватель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.


Итак, обобщим имеющиеся знания.

1. Что изучает синтаксис?

(В синтаксисе изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи словосочетаний и предложений).


2. Что называется словосочетанием?

(Словосочетание выделяется из предложения и представляет собой соединение слов, одно из которых (зависимое) подчинено другому (главному).

Например, умный студент – студент – главное слово, какой?- умный – зависимое слово).

(Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически).


3. Чем отличается предложение от словосочетания? (Предложение имеет грамматическую основу).


4. В чем заключается грамматическое значение словосочетаний?

(Грамматическое значение словосочетаний состоит в том, что зависимое слово конкретизирует смысл главного. Так, в словосочетании- сдружился (как?) по-хорошему- зависимое слово указывает на образ действия, в словосочетании – сдружился (с кем?) с девочкой — на лицо, которое в этом действии участвует, а в словосочетании – девочка (какая?) черноглазая -— на признак этого лица).


5. Какие типы словосочетаний вы знаете?

(В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные).


По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные


ИМЕННЫЕ

x

защита диплома

x

каждый из нас

х

один из нас

х

скупой на слова


Главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением,

именем числительным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

слушать преподавателя

x

учиться хорошо

х

ехать отдыхать




Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

x

Слишком шумно

x

чрезвычайно увлекательно

х

вдали от друзей




Главное слово выражено наречием


6. Что не является словосочетанием?

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

  1. подлежащее и сказуемое (Погода теплая);

  2. сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, задрав нос, попасть впросак),

  3. сочетание знаменательного слова со служебным (существительное с производным предлогом: близ города, накануне праздника; частица при глаголе: пусть говорят);

  4. составные формы слов (например, степени сравнения прилагательных: более смелый, сложное будущее время глаголов: будет делать);

  5. неделимые сочетания слов, которые в предложении выполняют роль одного члена:

а) сочетания слов с главным словом числительным (три сестры);

б) сочетания слов с предлогом из и значением избирательности (в один из классов);

в) сочетания слов с предлогом с и значением собирательности (отец с сыном);

г) имена собственные из нескольких слов (Нижний Новгород).


7. Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?

В современном русском языке существуют два основных вида связи — сочинительная и подчинительная.

При сочинении между собой связаны независимые друг от друга синтаксически равноправные слова и предложения. Например: Мороз и солнце. Всходило солнце, и в саду громко пели птицы.

Если в словосочетании одно слово синтаксически зависит от другого, такой тип связи называется подчинением.

Различаются три вида подчинительной связи — согласование, управление и примыкание.


8. Расскажите про виды подчинительной связи.

Главное слово

Зависимое слово

Примеры


Согласование

Существительное

Части речи, отвечающие на вопрос какой ? чей ? Прилагательные, причастия, порядковые числительные, местоимения. (Согласуется в роде, числе, падеже.)

выходной день, несмолкаемый шум, одиннадцатый класс, мои друзья


Управление


Глагол и его формы, существительное

Существительное ставится в том падеже, которого требует главное слово.

заботиться (о ком?) о родителях (пр. п.), освоить (что?) земли (в. п.)

Примыкание

Любая само­стоятельная часть речи (кроме числи­тельного)

Неизменяемые слова или неизменяемые формы: инфинитив, наречие, деепричастие, притяжательные местоимения 3-го лица (их, ее, его).

сидеть (как?) тихо, читать (как?) лежа, ее (чья?) книга






- Давайте познакомимся с алгоритмом определения вида подчинительной связи.


Алгоритм выполнения задания

Для правильного выполнения задания по определению вида подчинительной синтаксической связи необходимо:

  1. определить главное слово в словосочетании;

  2. поставить вопрос к зависимому слову (при этом нужно обратить внимание на морфологическую характеристику слова, а не определять его синтаксическую функцию в предложении: например, дом (кого?) друзей — зависимое слово отвечает на вопрос косвенного падежа существительного, следовательно, связь — управление, в отличие от синтаксической характеристики: дом (чей?) друзей — несогласованное определение);

  3. по морфологической характеристике зависимого слова определить вид подчинительной связи.


  1. Обобщение и систематизация знаний.


Работа в парах

1. Определите типы словосочетаний: играть в футбол, хороший ремонт, переоцениваем способности, потребность общества, очень тихо, слишком шумно, сидеть за столом, дружески беседовать, идти не оглядываясь, любовь к человеку, некоторые из друзей, обидно до слез.


2. Заполните таблицу приведёнными ниже словосочетаниями. Расскажите на основе этого материала, какие части речи в качестве зависимых слов 1) согласуются, 2) управляются, 3) примыкают.


Согласование

Управление

Примыкание





Здание эл..ватора, лёгкое прик..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прилагательное, ра..пространённое приложение, пр..гласить на танец, пр..дл..жить помощь, пр..увеличить (в)двое, пр..спустить флаг, оди..адцатая ост..новка, их пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена; с..езжать, пр..тормаживая; пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, пр..одолеть пр..пятствия, его тетрадь.


Работа в группах

3. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний из следующих предложений.

1) Не спеша бродят медведи. Старательно обнюхивают каждую кочку, осматривают всякий пенёк. 2) Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек. 3) Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.


Порядок синтаксического разбора словосочетаний.

  1. Выделить словосочетания из предложения.

  2. Рассказать, как построено каждое словосочетание:

а) указать главное и зависимые слова;

б) назвать части речи, которыми они выражены;

в) определить вид связи (согласование, управление, примыкание).

3. Указать грамматическое значение словосочетаний.




Индивидуальная работа

4. Типовые задания ЕГЭ

1. Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ждать стало невмоготу, надо было действовать, и твердым, как мне казалось, шагом я подошел к окошечку регистратуры и громко постучал в стекло.

(твердым шагом)


2. Из данных предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Он всегда говорил, что жизнь — это не цепь упущенных возможностей и не время, потраченное напрасно. Это человеческая жизнь!

(цепь возможностей)


3. Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю для чего, я рассказал ему о своей тайне.

(вдруг рассказал)


5. Тренировочные упражнения

1. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ?

  1. кофе по-турецки, каждый из присутствующих, известный всем

  2. каждый из гостей, дрожащий от холода, очень неприятный

  1. что-нибудь интересное, тот бульвар, один цветок

  2. раннее утро, остановившийся у дороги, нечто важное

№ 2. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ?

  1. любуясь картиной, зарабатывать авторитет, жить близ реки

  2. сомневаться в успехе, трое в лодке, дядин дом

  1. красный от мороза, сверкая на солнце, очень внезапно

  1. вспоминать детство, живущий по соседству, немного испугаться

3. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ?

  1. взгляни на картину, подойти вплотную, нужно встретиться

  1. смотреть вдаль, накричать сгоряча, прийти утром

  2. играть вслепую, кто-то чужой, поступить по-дружески

4)искусство убеждать, идти полем, вкусное ситро


Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 2.


6. Самостоятельная работа.

1. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ из данного предложения:

Мне пришлось долго ему объяснять, что для достижения успеха нужно верно найти точку приложения своих сил.

№ 2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ из данного предложения:

Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то от произведения искусства остался один хвост.

3. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ из данных предложений:

Ничто живое так не нуждается в утешении, как человек. Поэт может увидеть во сне копну сена и испытать ужас бессмысленности существования.

4. Напишите, какой вид подчинительной связи в словосочетании НЕ ТЕРЯЯ СОЛДАТ:

А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно от­ступая, накапливали силы для решающего сражения.

5. Напишите, какой вид подчинительной связи в словосочетании БУДУЩЕГО СТРАНЫ в данном предложении:

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

6. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ из данного предложения:

Врач почему-то не начинал прием, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение.

7. Выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ из данного предложения:

И тут-то происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает.

8. Выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ из данного предложения:

Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал.

9. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ из данных предложений:

У меня нет никакого таланта, — говорил Альберт Эйнштейн, — а только страстное любопытство. Это страстное любопытство и заставляет людей читать книгу за книгой.

10. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ из данного предложения:

В юности мы переоцениваем свои способности или ошибаемся в своем выборе, но действуют тут и объективные причины, и главнейшая из них потребность общества в разных профессиях.


Ответы

ответ

ответ

1

своих сил

6

почему-то не начинал

2

один хвост

7

подчиняясь законам

3

ничто живое

8

поджав ноги

4

управление

9

заставляет читать

5

управление

10

действуют тут


IV. Закрепление материала.

      1. Разминка «Веришь ли ты?»

Преподаватель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения.

Преподаватель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. (Да)

Преподаватель: Верите ли вы, что сочетание «хороший преподаватель» – примыкание?

(Нет, это согласование).

Преподаватель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

(Да).

Преподаватель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

(Да).

Преподаватель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

(Да).

Преподаватель: Верите ли вы, что сочетание «идти быстро» - управление.

(Нет, примыкание).

Преподаватель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

(Да).


2. Составить синквейн: «Гражданин РФ».

Разобрать три словосочетания.


V. Итог урока.

1. Вопросы для повторения:

- Что такое словосочетание?

- Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?

- Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

- Какие виды подчинительной связи вы знаете?

- Какая связь называется согласованием? Приведите примеры.

- Какая связь называется управлением? Приведите примеры.

- Какая связь называется примыканием? Приведите примеры.

2. Выставление оценок и их комментирование.


VI. Творческое домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Я – гражданин России».

Из сочинения выписать 10 словосочетаний с разными видами подчинительной связи, указать главное и зависимое слово, поставить вопрос, указать вид связи.


VII. Рефлексия урока.

Студенты осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Было интересно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!