СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Словосочетания. Виды.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Словосочетания. Виды.»

Тема.  Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Тема. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.

«Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Актуализация знаний   1 . Что изучает синтаксис? 2. Что называется словосочетанием? 3. Чем отличается предложение от словосочетания?  4. В чем заключается грамматическое значение словосочетаний? 5. Какие типы словосочетаний вы знаете? 6. Что не является словосочетанием? 7. Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете? 8. Расскажите про виды подчинительной связи.

Актуализация знаний

  • 1 . Что изучает синтаксис?
  • 2. Что называется словосочетанием?
  • 3. Чем отличается предложение от словосочетания?
  • 4. В чем заключается грамматическое значение словосочетаний?
  • 5. Какие типы словосочетаний вы знаете?
  • 6. Что не является словосочетанием?
  • 7. Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?
  • 8. Расскажите про виды подчинительной связи.

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов: подлежащее и сказуемое (Погода теплая); сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, задрав нос, попасть впросак), сочетание знаменательного слова со служебным (существительное с производным предлогом: близ города, накануне праздника; частица при глаголе: пусть говорят); составные формы слов (например, степени сравнения прилагательных: более смелый, сложное будущее время глаголов: будет делать); неделимые сочетания слов, которые в предложении выполняют роль одного члена: а)  сочетания слов с главным словом числительным (три сестры); б)  сочетания слов с предлогом из и значением избирательности (в один из классов); в)  сочетания слов с предлогом с и значением собирательности (отец с сыном); г)  имена собственные из нескольких слов (Нижний Новгород).
  • К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
  • подлежащее и сказуемое (Погода теплая);
  • сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши, задрав нос, попасть впросак),
  • сочетание знаменательного слова со служебным (существительное с производным предлогом: близ города, накануне праздника; частица при глаголе: пусть говорят);
  • составные формы слов (например, степени сравнения прилагательных: более смелый, сложное будущее время глаголов: будет делать);
  • неделимые сочетания слов, которые в предложении выполняют роль одного члена:
  • а) сочетания слов с главным словом числительным (три сестры);
  • б) сочетания слов с предлогом из и значением избирательности (в один из классов);
  • в) сочетания слов с предлогом с и значением собирательности (отец с сыном);
  • г) имена собственные из нескольких слов (Нижний Новгород).
виды подчинительной связи

виды подчинительной связи

  Давайте познакомимся с алгоритмом определения вида подчинительной связи Алгоритм выполнения задания Для правильного выполнения задания по определению вида подчинительной синтаксической связи необходимо: определить главное слово в словосочетании; поставить вопрос к зависимому слову (при этом нужно обратить внимание на морфологическую характеристику слова, а не определять его синтаксическую функцию в предложении: например, дом (кого?) друзей — зависимое слово отвечает на вопрос косвенного падежа существительного, следовательно, связь — управление, в отличие от синтаксической характеристики: дом (чей?) друзей — несогласованное определение); по морфологической характеристике зависимого слова определить вид подчинительной связи.

Давайте познакомимся с алгоритмом определения вида подчинительной связи

  • Алгоритм выполнения задания
  • Для правильного выполнения задания по определению вида подчинительной синтаксической связи необходимо:
  • определить главное слово в словосочетании;
  • поставить вопрос к зависимому слову (при этом нужно обратить внимание на морфологическую характеристику слова, а не определять его синтаксическую функцию в предложении: например, дом (кого?) друзей — зависимое слово отвечает на вопрос косвенного падежа существительного, следовательно, связь — управление, в отличие от синтаксической характеристики: дом (чей?) друзей — несогласованное определение);
  • по морфологической характеристике зависимого слова определить вид подчинительной связи.
Обобщение и систематизация знаний   1. Определите типы словосочетаний: играть в футбол, хороший ремонт, переоцениваем способности, потребность общества, очень тихо, слишком шумно, сидеть за столом, дружески беседовать, идти не оглядываясь, любовь к человеку, некоторые из друзей, обидно до слез.

Обобщение и систематизация знаний

  • 1. Определите типы словосочетаний: играть в футбол, хороший ремонт, переоцениваем способности, потребность общества, очень тихо, слишком шумно, сидеть за столом, дружески беседовать, идти не оглядываясь, любовь к человеку, некоторые из друзей, обидно до слез.
3. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний из следующих предложений. 1) Не спеша бродят медведи. Старательно обнюхивают каждую кочку, осматривают всякий пенёк. 2) Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек. 3) Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.  
  • 3. Сделайте синтаксический разбор словосочетаний из следующих предложений.
  • 1) Не спеша бродят медведи. Старательно обнюхивают каждую кочку, осматривают всякий пенёк. 2) Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревьями, ловит птиц и неосторожных, робких зайчишек. 3) Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.
  •  
Порядок синтаксического разбора словосочетаний. Выделить словосочетания из предложения. Рассказать, как построено каждое словосочетание: а)  указать главное и зависимые слова; б)  назвать части речи, которыми они выражены; в)  определить вид связи (согласование, управление, примыкание). 3. Указать грамматическое значение словосочетаний.
  • Порядок синтаксического разбора словосочетаний.
  • Выделить словосочетания из предложения.
  • Рассказать, как построено каждое словосочетание:
  • а) указать главное и зависимые слова;
  • б) назвать части речи, которыми они выражены;
  • в) определить вид связи (согласование, управление, примыкание).
  • 3. Указать грамматическое значение словосочетаний.
4. Типовые задания ЕГЭ № 1. Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ждать стало невмоготу, надо было действовать, и твердым, как мне казалось, шагом я подошел к окошечку регистратуры и громко постучал в стекло.   № 2. Из данных предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Он всегда говорил, что жизнь — это не цепь упущенных возможностей и не время, потраченное напрасно. Это человеческая жизнь!   № 3. Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю для чего, я рассказал ему о своей тайне.  
  • 4. Типовые задания ЕГЭ
  • 1. Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  • Ждать стало невмоготу, надо было действовать, и твердым, как мне казалось, шагом я подошел к окошечку регистратуры и громко постучал в стекло.
  •  
  • 2. Из данных предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
  • Он всегда говорил, что жизнь — это не цепь упущенных возможностей и не время, потраченное напрасно. Это человеческая жизнь!
  •  
  • 3. Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  • У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю для чего, я рассказал ему о своей тайне.
  •  
5. Тренировочные упражнения № 1. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ? кофе по-турецки, каждый из присутствующих, известный всем каждый из гостей, дрожащий от холода, очень неприятный что-нибудь интересное, тот бульвар, один цветок раннее утро, остановившийся у дороги, нечто важное № 2. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ? любуясь картиной, зарабатывать авторитет, жить близ реки сомневаться в успехе, трое в лодке, дядин дом красный от мороза, сверкая на солнце, очень внезапно вспоминать детство, живущий по соседству, немного испугаться № 3. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ? взгляни на картину, подойти вплотную, нужно встретиться смотреть вдаль, накричать сгоряча, прийти утром играть вслепую, кто-то чужой, поступить по-дружески 4)искусство убеждать, идти полем, вкусное ситро
  • 5. Тренировочные упражнения
  • 1. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ?
  • кофе по-турецки, каждый из присутствующих, известный всем
  • каждый из гостей, дрожащий от холода, очень неприятный
  • что-нибудь интересное, тот бульвар, один цветок
  • раннее утро, остановившийся у дороги, нечто важное
  • № 2. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ?
  • любуясь картиной, зарабатывать авторитет, жить близ реки
  • сомневаться в успехе, трое в лодке, дядин дом
  • красный от мороза, сверкая на солнце, очень внезапно
  • вспоминать детство, живущий по соседству, немного испугаться
  • 3. В каком ряду перечислены все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ?
  • взгляни на картину, подойти вплотную, нужно встретиться
  • смотреть вдаль, накричать сгоряча, прийти утром
  • играть вслепую, кто-то чужой, поступить по-дружески
  • 4)искусство убеждать, идти полем, вкусное ситро
  • 6. Самостоятельная работа.
  • 1. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ из данного предложения:
  • Мне пришлось долго ему объяснять, что для достижения успеха нужно верно найти точку приложения своих сил.
  • № 2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ из данного предложения:
  • Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то от произведения искусства остался один хвост.
  • 3. Выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ из данных предложений:
  • Ничто живое так не нуждается в утешении, как человек. Поэт может увидеть во сне копну сена и испытать ужас бессмысленности существования.
  • 4. Напишите, какой вид подчинительной связи в словосочетании НЕ ТЕРЯЯ СОЛДАТ:
  • А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно от­ступая, накапливали силы для решающего сражения.
  • 5. Напишите, какой вид подчинительной связи в словосочетании БУДУЩЕГО СТРАНЫ в данном предложении:
  • Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
  • 6. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ из данного предложения:
  • Врач почему-то не начинал прием, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение.
  • 7. Выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ из данного предложения:
  • И тут-то происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает.
  • 8. Выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ из данного предложения:
  • Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал.
  • 9. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ из данных предложений:
  • У меня нет никакого таланта, — говорил Альберт Эйнштейн, — а только страстное любопытство. Это страстное любопытство и заставляет людей читать книгу за книгой.
  • 10. Выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ из данного предложения:
  • В юности мы переоцениваем свои способности или ошибаемся в своем выборе, но действуют тут и объективные причины, и главнейшая из нихпотребность общества в разных профессиях.
  •  
Закрепление материала Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Верите ли вы, что сочетание «хороший преподаватель» – примыкание? Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение? Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? Верите ли вы, что сочетание «идти быстро» - управление. Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Закрепление материала

  • Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
  • Верите ли вы, что сочетание «хороший преподаватель» – примыкание?
  • Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
  • Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
  • Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
  • Верите ли вы, что сочетание «идти быстро» - управление.
  • Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Составить синквейн: «Гражданин РФ» 1-я строка — существительное, выражающее главную тему синквейна; 2-я строка — два прилагательных, выражающих главную мысль; 3-я строка — три глагола, описывающих действия в рамках темы; 4-я строка — фраза, несущая определенный смысл (это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная са­мим автором синквейна); 5-я строка — резюме, вывод, выражающий личное отношение автора синквейна к теме, ассоциация с первым словом. 2. Разобрать три словосочетания.

Составить синквейн: «Гражданин РФ»

  • 1-я строка — существительное, выражающее главную тему синквейна;
  • 2-я строка — два прилагательных, выражающих главную мысль;
  • 3-я строка — три глагола, описывающих действия в рамках темы;
  • 4-я строка — фраза, несущая определенный смысл (это может быть афоризм, цитата, пословица или фраза, составленная са­мим автором синквейна);
  • 5-я строка — резюме, вывод, выражающий личное отношение автора синквейна к теме, ассоциация с первым словом.

2. Разобрать три словосочетания.

Вопросы для повторения: - Что такое словосочетание? - Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова? - Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? - Какие виды подчинительной связи вы знаете? - Какая связь называется согласованием? Приведите примеры. - Какая связь называется управлением? Приведите примеры. - Какая связь называется примыканием? Приведите примеры.

Вопросы для повторения:

  • - Что такое словосочетание?
  • - Какие бывают словосочетания по способу выражения главного слова?
  • - Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
  • - Какие виды подчинительной связи вы знаете?
  • - Какая связь называется согласованием? Приведите примеры.
  • - Какая связь называется управлением? Приведите примеры.
  • - Какая связь называется примыканием? Приведите примеры.
Творческое домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Я – гражданин России». Из сочинения выписать 10 словосочетаний с разными видами подчинительной связи, указать главное и зависимое слово, поставить вопрос, указать вид связи.
  • Творческое домашнее задание.
  • Написать сочинение-рассуждение «Я – гражданин России».
  • Из сочинения выписать 10 словосочетаний с разными видами подчинительной связи, указать главное и зависимое слово, поставить вопрос, указать вид связи.
Рефлексия урока.   Сегодня я узнал… Было трудно… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
  • Рефлексия урока.

 

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ И ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ И ВНИМАНИЕ