СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание. Конспект и презентация к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «открытия» нового знания.

Формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое слово, определять вид словосочетания.     

Просмотр содержимого документа
«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ЕГО ВИДЫ»







МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

3532354 Краснодарский край, Северский район, ст. Смоленская, ул. Мира, д. 121

Тел/факс: 8 -86166- 55-4-69, e-mail: school-49@mail.ru ИНН 2348020955 БИК 040349001




Открытый урок в 5 «Б» классе

По теме:

«Словосочетание»

Выполнила:

учитель русского языка

и литературы

Замма М.В.


СЦЕНАРИЙ УРОКА В 5 «Б» классе

Тема: « Словосочетание. Виды словосочетаний.»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цели:

деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия

по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной

речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров,

формирование границ собственного знания и незнания


по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников,

умения адекватного понимания информации, умения строить устные

высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,

аргументировать свою точку зрения


содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий


по достижению предметных результатов: формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в

словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить и

выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое

слово, определять вид словосочетания.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Действия педагога

Деятельность обучающися

Универсальные действия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей

Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Целеполагание

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

- Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)

- Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.

- А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака).(Слайд № 2)





Записывают слова






Составляют словосочетания

Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения данного задания

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


3. Открытие новых знаний

- Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 3)

- Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).

- Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). Давайте определим в наших словосочетаниях. (Слайд № 4)

Синее море

яркое солнце

отдых на море

лежать на пляже

тихая погода

плавать в море

белые облака

- Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом).

- Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют? (Именные и глагольные). А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 5).

- Давайте с вами обратимся к учебнику. Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом).

Участвуют в обсуждении новой темы














Определяют главное и зависимое слово















Читают §22

Моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Планирование, прогнозирование, оценивание, коррекция, контроль

4.Первичное закрепление нового знания

-Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах)

Задание: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний.


1.Вот и последние листочки облетели с деревьев.


Последние листочки (прил.+сущ.) им. с/с

Облетели с деревьев (гл.+сущ.) гл. с/с


2. Живая природа чутко откликает -ся на времена года. (Слайд № 7)


Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с

Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с

Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с

Откликается на времена года. (гл.+сущ.) гл. с/с


3.Ковер из мокрых листьев покрыва - ет сады и парки. (Слайд № 8)


Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с

Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с

Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с

Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с


4. На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя. (Слайд № 9)


На голых сучьях (прил.+сущ.) им.с/с

Повисли капли (гл.+сущ.) гл. с/с

Капли дождя (сущ.+сущ.) им. с/с

Ночного дождя (прил.+сущ.) им.с/с

Работа в парах. Обучающие списывают предложения, производят синтаксический разбор, выписывают словосочетания.


Выбор эффективных способов решения заданий

Контроль, коррекция и оценка действия партнера

Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. (Слайд № 10, 11, 12)

1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:

А) Шагать быстро;

Б) Серебристая река;

В) Мокрый от дождя;

Г) Задорно танцевать.

2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:

А) Посетить музей;

Б) Выставочный зал;

В) Недалеко от дома;

Г) Школа закрылась.

3.Укажите именное словосочетание:

А) Играть в снежки;

Б) Подвижные дети;

В) Смотрит далеко;

Г) Гуляешь с друзьями.

4.Укажите глагольное словосочетание:

А) Горячий чай;

Б) Лежит на лужайке;

В) Игра в волейбол;

Г) Помощь родителям.

Слайд № 11:

  1. А;

  2. Г;

  3. Б;

  4. Б.

Слайд № 12:

Критерии оценивания теста:

  1. Ошибки отсутствуют - «5»

  2. 1ошибка - «4»

  3. 2-3 ошибки - «3»

  4. 4 ошибки - «2»

Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой.


Уметь контролировать действия партнера

Контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6.Рефлексия деятельности

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

(Слайд № 13)

  1. Сегодня на уроке мы вспомнили…

  2. Сегодня на уроке мы говорили о …

  3. Сегодня на уроке я узнал(а) …

Оцените наш урок, нарисуйте смайлик в тетради.

Участвуют в обсуждении итогов урока


Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению


7.Домашнее задание

§22, упр. 227 (пис.), 229 (в табл. тетр.)

Задание: упр. 227:

Списать словосочетания, произвести синтаксический разбор, определить вид

словосочетаний.

Записывают Д/З.




Просмотр содержимого презентации
«Словосочетание и его виды»

Словосочетания Синее море Яркое солнце Отдых на пляже Лежать на пляже Тихая погода Белые облака Плавать в море

Словосочетания

Синее море

Яркое солнце

Отдых на пляже

Лежать на пляже

Тихая погода

Белые облака

Плавать в море

Тема нашего урока: Словосочетание. Виды словосочетаний

Тема нашего урока:

Словосочетание.

Виды словосочетаний

Словосочетания Синее море  Яркое солнце  Отдых на пляже  Лежать на пляже Тихая погода  Белые облака  Плавать в море

Словосочетания

Синее море

Яркое солнце

Отдых на пляже

Лежать на пляже

Тихая погода

Белые облака

Плавать в море

Именные Глагольные Синее море Лежать на пляже Яркое солнце Плавать в море Отдых на пляже Тихая погода Белые облака Виды словосочетаний

Именные

Глагольные

Синее море

Лежать на пляже

Яркое солнце

Плавать в море

Отдых на пляже

Тихая погода

Белые облака

Виды словосочетаний

Задание.Списать, раскрыть скобки. Сделать синтаксический разбор предложений. Выписать словосочетания, произвести разбор и определить вид словосочетаний   1).Живая природа чутко (от)кликае(тся, ться) на времена года. 2). Ковер (из) мокрых листьев покрывает сады и парки. 3).На голых сучьях повисли крупные капли ноч(?)ного дождя.

Задание.Списать, раскрыть скобки. Сделать синтаксический разбор предложений. Выписать словосочетания, произвести разбор и определить вид словосочетаний

1).Живая природа чутко (от)кликае(тся, ться) на времена года.

2). Ковер (из) мокрых листьев покрывает сады и парки.

3).На голых сучьях повисли крупные капли ноч(?)ного дождя.

Живая природа чутко откликается на времена года.  Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с Откликается на времена года.(гл.+сущ.) гл. с/с

Живая природа чутко откликается на времена года.

Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с

Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с

Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с

Откликается на времена года.(гл.+сущ.) гл. с/с

Ковер из мокрых листьев покрывает сады и парки.   Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с

Ковер из мокрых листьев покрывает сады и парки.

Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с

Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с

Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с

Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с

На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя.  На голых сучьях (прил.+сущ.) им.с/с Повисли капли (гл.+сущ.) гл. с/с Капли дождя (сущ.+сущ.) им. с/с Ночного дождя (прил.+сущ.) им.с/с

На голых сучьях повисли крупные капли ночного дождя.

На голых сучьях (прил.+сущ.) им.с/с

Повисли капли (гл.+сущ.) гл. с/с

Капли дождя (сущ.+сущ.) им. с/с

Ночного дождя (прил.+сущ.) им.с/с

Тест.  1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:  А) Шагать быстро;  Б) Серебристая река;  В) Мокрый от дождя;  Г) Задорно танцевать.  2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:  А) Посетить музей;  Б) Выставочный зал;  В) Недалеко от дома;  Г) Школа закрылась.  3.Укажите именное словосочетание:  А) Играть в снежки;  Б) Подвижные дети;  В) Смотрит далеко;  Г) Гуляешь с друзьями.  4.Укажите глагольное словосочетание:  А) Горячий чай;  Б) Лежит на лужайке;  В) Игра в волейбол;  Г) Помощь родителям.

Тест.

1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:

А) Шагать быстро;

Б) Серебристая река;

В) Мокрый от дождя;

Г) Задорно танцевать.

2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:

А) Посетить музей;

Б) Выставочный зал;

В) Недалеко от дома;

Г) Школа закрылась.

3.Укажите именное словосочетание:

А) Играть в снежки;

Б) Подвижные дети;

В) Смотрит далеко;

Г) Гуляешь с друзьями.

4.Укажите глагольное словосочетание:

А) Горячий чай;

Б) Лежит на лужайке;

В) Игра в волейбол;

Г) Помощь родителям.

Ответы:

Ответы:

  • А;
  • Г;
  • Б;
  • Б.
Критерии оценивания теста:

Критерии оценивания теста:

  • Ошибки отсутствуют
  • «5»
  • 1ошибка
  • «4»
  • 2-3 ошибки
  • «3»
  • «2»
  • 4 ошибки
Продолжите предложения: Сегодня на уроке мы вспомнили…  Сегодня на уроке мы говорили о …

Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке мы вспомнили…

  • Сегодня на уроке мы говорили о …

  • Сегодня на уроке я узнал(а) …
Спасибо за урок

Спасибо за урок