Урок по теме: «Синтаксис сложного предложения»
Цели урока:
Воспитание внимательного отношения к языку, культуры речи.
Ход урока
I. Организационный этап (2 мин)
Приветствие учеников, проверка готовности класса к уроку.
II. Актуализация знаний (8 мин)
Учитель предлагает ученикам вспомнить изученное ранее материал по простым предложениям, задав следующие вопросы:
Ученики отвечают устно, учитель записывает правильные ответы на доске.
III. Изучение нового материала (20 мин)
1. Определение понятия
Учитель объясняет понятие сложного предложения:
Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких грамматически связанных частей (простых предложений), объединённых общим смысловым содержанием и единой синтаксической структурой.
2. Классификация сложных предложений
Различают три основных типа сложных предложений:
Сложносочинённые предложения: части связаны сочинительными союзами («и», «или», «либо», «однако»).
Сложноподчинённые предложения: одна часть подчиняется другой посредством подчинительных союзов («чтобы», «если», «потому что», «так как») или союзных слов («который», «чей», «куда»).
Бессоюзные сложные предложения: связь между частями осуществляется интонационно и пунктуационно без помощи союзов.
Пример каждого вида приведён на доске:
1. Мы пошли гулять, и погода была прекрасная. (сложносочинённое)
2. Я пришёл домой поздно, потому что задержался на работе. (сложноподчинённое)
3. Наступила ночь, стало темно. (бессоюзное сложное)
IV. Закрепление материала (15 мин)
Выполнение упражнений по определению типов сложных предложений:
Выпишите из текста пять примеров сложных предложений разных видов.
Составьте самостоятельно одно сложносочинённое, одно сложноподчинённое и одно бессоюзное предложение.
V. Итоги урока (5 мин)
Обобщение пройденного материала, ответы на вопросы учеников, оценка проделанной работы.
VI. Домашнее задание (5 мин)
Написать сочинение-миниатюру на свободную тему объемом около 7–10 предложений, используя разные виды сложных предложений.
Дополнительные задания для самостоятельной работы:
Найдите десять ошибок в структуре сложных предложений в тексте и исправьте их.
Переведите тексты песен или стихотворений в форму сложных предложений.