СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтез искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция предметов искусств - альтернативная система обучения дошкольников предметам искусств

Просмотр содержимого документа
«Синтез искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников»


Синтез искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников.


Посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связи между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребёнка от влияния идей насилия и жестокости.

Искусство помогает детям построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях, является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность

В последнее время большим успехом пользуются интегрированные занятия. Интеграция предметов искусств – альтернативная система обучения дошкольников предметам искусств, их эстетического воспитания и развития.

В педагогике искусства сохраняется по-прежнему информативный подход, но очень немногословные сведения о деятельности композиторов, художников, писателей заменяются на информацию образно-эмоционального содержания произведений искусства самого общего характера. Остается невостребованным основное то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство как игру – чувственное отражение мира, факт творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира.

Общеизвестно, что воздействие искусств является наиболее эффективным способом развития личности. Использование музыкальных произведений на занятиях по изодеятельности, передача музыкального образа в движении, в мимике лица ребёнка, а затем в его вербальной характеристике образа, усиливает и эмоциональное отношение ребёнка к воспроизводимому сюжету и одновременно позволяет более осмыслено использовать им средства выразительности в передаче задуманного образа.

Изобразительное искусство и музыка в качестве взаимодействующих компонентов выбраны не случайно. Изобразительное искусство опирается на зримое, оно статично и неподвижно, связано с воспроизведением внешнего, а музыка опирается на слышимое, она динамична и развивается во времени, воплощает внутреннее, отражает субъективный мир. Видимо поэтому каждое из этих искусств существует самостоятельно, нуждается во взаимодействии с другими искусствами.

Практика показывает, что в начале подобной работы по применению комплекса искусств можно подбирать музыкальные произведения по принципу контраста. Например, контрастные по состоянию образы моря из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова (отрывок «Море») и такая же контрастная по образной характеристике живопись Айвазовского, Ван-Гога.

Показ репродукций на каждый музыкальный фрагмент должен быть небольшим по количеству: достаточно иметь 2-3 репродукции. Кроме того показ репродукций должен соответствовать звучанию музыки и в том случае, если нужно добиться сильного эмоционального воздействия обоих искусств на ребёнка

Интегрированные занятия мы планируем заранее. Они могут быть различными по тематике. Тема может быть взята из жизни или заимствована из сказки, связана с определённым сюжетом, темой. Занятие готовится совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях.

Главной целью интегрированных занятий является побуждение детей к творчеству, обогащение ребят разнообразными впечатлениями.

Отбирая музыкальные пьесы, обращается внимание на эмоционально- образное содержание, тематическую направленность, раскрывающиеся в характере музыки, текстах песен и названиях инструментальных пьес; жанр -лирически-спокойный, героически-праздничный, шуточно-весёлый; средства выразительности – динамические, регистровые, ладотональные, темповые, тембровые, метроритмические.

Мы определили следующие задачи интегрированных занятий:

- развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности;

- расширение эмоционального опыта;

- формирование представлений о звуке, цвете, линии, форме и их свойствах;

- словесное выражение своих переживаний и ощущений.

Остановимся на основном методе, который применим на интегрированных занятиях, - эстетической игре.

Эстетическая игра строится по законам искусства (композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, метроритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация). Участвуя в такой игре, находясь в её пространстве, действуя по её законам, ребёнок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства. Выделяются основные компоненты, присущие эстетической игре с ребёнком:

-создание мнимой ситуации. Таким воображаемым полем может быть сказка, сочиненная педагогом, фольклорная или литературная сказка, то есть придумывается сюжет;

- факт перевоплощения, принятия на себя роли другого Я, обязательно с возможностью выхода из роли;

-соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного или графического произведения;

- поиск «психологического жеста» - выражение в пластике тела обобщенной эмоции;

- игра с неоформленным материалом, «провоцирующая» фантазия:

- рождение способности синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы.

Эстетическая игра доставляет ребёнку удовольствие, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, пробовать свои силы в различных ситуациях.

Для формирования художественно-творческого развития детей используются в работе и другие методы: манипулятивные игры, режиссерские, символические и ролевые игры.

Художественно-творческое развитие - это нацеленность на открытие, самовыражение своего образа Я, самовыдвижение собственного потенциала личности ребёнка к оригинальному продукту деятельности.

Эффективность формирования художественно-творческого развития детей проверялась нами по критериям, предложенными Р.М. Чумичевой. Анализ результатов по критериям формирования творческого развития показал: в начале использования синтеза искусств на занятиях 2 младшей группы процент по восприятию музыки детьми составлял 77%, а в подготовительной этой же группе он составлял 87,5%. Рост процентного отношения в старших группах тоже заметен. В начале года он составлял 81,5%, а на конец 84,9%.

Дети активно самовыражаются. Так, в постановке музыкальной сказки «Теремок на новый лад» принимали участие 16 человек, дети из разных групп. В постановке требовались и правильное произношение, и выразительное исполнение песен, и артистизм, и умение двигаться. Дети прекрасно справились с поставленными перед ними задачами. Использование таких форм развития детей способствует глубокому проникновению ребёнка в слово, в мир звуков, помогает формированию правильной речи детей, её развитию, развивают творческий потенциал детей, способствует самовыражению дошкольников.

Каждое занятие должно стать для ребёнка единственным и неповторимым, должно нести в себе катарсис (духовное очищение через потрясение).

Таким образом, интеграция в образовательном процессе должна выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника, основываться на лучших образцах мировой культуры и искусства. Интегрируя образовательный процесс, мы открываем перед детьми мир творчества.



Литература:

  1. Басина Н., Суслова О., С кисточкой и музыкой в ладошке. - М., Линка – Пресс 1997.

  2. Карпова Н.К., Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий. Докторская диссертация – Ростов - на – Дону, 1995.

  3. Радынова О.П., Музыкальное развитие детей.- М., Просвещение 1997.

  4. Тарасова К.В., Петрова М.П., Синтез. – М.,1994.

  5. Чумичева Р.М., Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника. – Ростов – на Дону 1995.