Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы. В 2сб. /под ред. В.В.Воронковой Сб.1 – М.: Просвещение, 2001.
- Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
2022 год посвящен культурному наследию народов России (Указ Президента РФ №745 от 30.12.2021 г.)
2023 год - год педагога и наставника в России
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;
- АООП ( вариант 1) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная
( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11» по модулям «Школьный урок», «Работа с родителями»;
На изучение предмета учащейся на дому отведено учебным планом 16 часов за год (0,5 часа в неделю). Программа сжата для изучения, так как количество часов уменьшено .
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Планируемые результаты обучения
В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения;
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
различать грибы и растения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (по четвертям)
| Четверти | Год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Количество часов | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Содержание курса
Растения, грибы и бактерии (0,5 ч в неделю)
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений. Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения .Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
2022 год посвящен культурному наследию народов России (Указ Президента РФ №745 от 30.12.2021 г.)
2023 год - год педагога и наставника в России
Тематическое планирование
№ | тема | Ключевые воспитательные задачи | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | К/ ч |
| | Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов Осознавать роли жизни: – объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга; рассматривать биологические процессы в развитии: – приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение для всего живого. Воспитание интереса к предмету, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности). Установление доверительных отношений между учителем и его учениками. | Игра «Угадай растение» •День знаний •Наша страна – Россия •День музыки •День пожилого человека •День учителя •День матери •Символы России •Волонтеры •День защитника Отечества •Международный женский день •110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова •День Победы. Бессмертный полк •День детских общественных организаций •Урок "Россия-страна возможностей Игра «Слепой ботаник» Игра «Домино Линнея» | |
1. | Общее знакомство с цветковыми растениями. | 16 |
Задачи к направлению «Работа с родителями»:
1. Изучение воспитательных возможностей семей, установление контакта, создание программы деятельности, выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.
2. Формирование целостного понимания родителями воспитательного процесса, активной педагогической позиции родителей.
3. Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенных общими целями и ответственностью.
Модуль программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа –интернат № 11»
месяц | Проделанная работа |
Сентябрь | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. День солидарности в борьбе с терроризмом |
Октябрь | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 5 октября - Международный день учителя |
Ноябрь | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 27 ноября - День матери в России |
Декабрь | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. День Героев Отечества |
Январь | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Здоровый образ жизни12 декабря - День Конституции Российской Федерации (12 декабря) |
Февраль | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики |
Март | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 27 марта - Всемирный день театра |
Апрель | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Мы за ЗОЖ (беседа) |
Май | РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 1 мая - Праздник Весны и Труда |
«Работа с родителями»
Цель: работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами школьного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей школьного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам обучения воспитания детей.
3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Формы работы:
-консультации;
-информационно – просветительные;
-индивидуальные беседы по телефону;
- личные встречи;
- анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты:
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Дети научатся жить дружно, сплочённо.
- Сформируется взаимодействие семьи и школы
Контрольные работы по предмету «Биология»
Задание 1. Строение растения Читая каждую вторую букву, восстановите предложение. | Рбатсктусчнсибе – жяизвногй офркгласнбижзом. |
Задание 2. Строение растения Составьте предложение, расположив слова в нужной последовательности. Запишите его. | Растение – умирает дышит появляется на свет растет приносит плоды и семена питается |
Задание 3. Строение растения Подчеркните части цветкового растения. | Стебель, корень, кожа, лист, цветок, сердце, плод, семя. |
Задание 4. Строение цветка Подпишите части цветка. | |
Задание 5. Строение цветка Допишите предложение, вставив нужные слова из словаря. | Главные части цветка - __________ и ___________. В тычинках созревает ____________ . Из нижней утолщенной части ___________ образуется ____________ . Словарь: тычинки, пестик, пыльца, плод. |
Задание 6. Виды соцветий Используя шифроквадрат, составьте названия соцветий. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | о | р | н | к | с | т | з | и | л | а | |
Задание 7. Виды соцветий Приведите в соответствие. Соедините их стрелками. | Корзинка морковь, укроп, петрушка Зонтик пшеница, ячмень, рожь Колос подсолнечник, астра, одуванчик |
Задание 8. Опыление цветков Приведите в соответствие понятия и определения, записав ниже правильный код. | 1. Опыление А. Пыльца из тычинок одного цветка попадает на пестик другого цветка 2. Самоопыление Б. Перенос пыльцы на пестик 3. Перекрестное В. Пыльца из тычинок опыление высыпается на пестик в этом же цветке Код: 1 - 2- 3- |
Задание 9. Плоды. Разнообразие плодов Допишите предложение, используя слова из словаря. | Плоды делят на две группы: _______________ и ___________________________ . Словарь: сухие, мокрые, сочные. |
Задание 10. Плоды. Разнообразие плодов Распределите слова из словаря по группам. | Сухие Сочные _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ Словарь: персик, мак, орехи, вишня, боб, абрикос. |
Задание 11. Плоды. Разнообразие плодов Назовите плоды. | ____________ - мягкие, в них много сока и других питательных веществ. ____________ - не имеют сочной мякоти, твердые. |
Задание 12. Распространение плодов и семян Приведите в соответствие. Соедините стрелками. | С помощью ветра лопух, рябина, орешник С помощью животных акация, горох и человека Саморазбрасывание одуванчик, клен, тополь |
Задание 13. Семя. Строение семени фасоли. Подпишите части семени фасоли. | |
Задание 14. Семя Допишите предложения, используя слова из словаря. | Растения, у которых в семени ______ семядоли, называют двудольными. Растения, в семени которых _____ семядоля, называются однодольными. Словарь: одна, две, три. |
Задание 15. Семя. Условия прорастания семян Подчеркните правильные ответы. | Для прорастания семян нужны влага свет тепло воздух удобрения |
Задание 16. Корень. Виды корней Обозначьте главные, боковые и придаточные корни | |
Задание 17. Корень. Виды корней. Допишите предложения, используя слова из словаря. | Главные корни развиваются из _________________ . Боковые корни отрастают от ___________________ . Придаточные корни отрастают от _______________ . Словарь: стебель и листья, зародышевый корешок семени, главные корни. |
Задание 18. Корневые системы Приведите в соответствие. Запишите ниже правильный код. | 1. Стержневая корневая система характерна для растений: ______________________________ 2. Мочковатая корневая система характерна для растений: ______________________________ А) травянистые растения: Б) травы (петрушка, пшеница, ячмень, рожь, одуванчик, укроп и др.), кукуруза деревья и кустарники Код: 1 - 2 - |
Задание 19. Значение корня Отметьте знаком «+» верные ответы. | К орень укрепляет растение в почве. Н а корнях образуются цветки. К орень всасывает из почвы воду и минеральные вещества. К орень накапливает питательные вещества. К орень служит размножению растений. К орень украшает растение. |
Задание 20. Лист. Внешнее строение Допишите предложение. | Лист состоит из ________________, часто у него есть ___________________ . Словарь: листовая пластинка, корень, черешок. |
Задание 21. Лист. Внешнее строение Соедините стрелками правильное соответствие. | Растение Жилкование Береза дуговое Кукуруза сетчатое Ландыш параллельное |
Задание 22. Из каких веществ состоит растение Используя статью учебника на с . 57-58, составьте предложение. | Растение состоит из ____________, _____________, ________________, ____________, _____________ , _____________, _____________ _______________ , |
Задание 23. Образование органических веществ в растении Вычеркните неправильные ответы. | Для образования органических веществ в листьях необходимы определенные условия: углекислый газ воздуха, свет, музыка, тепло, вода из почвы, хлорофилл в листьях, удобрения. |
Задания 24. Дыхание растений Подпишите названия в пустые графы. | | | Поглощение кислорода | Поглощение углекислого газа | Выделение углекислого газа | Выделение кислорода | Расход питательных веществ | Образование пит.веществ | Выделение тепла | Поглощение тепла | Происходит постоянно | Происходит только на свету | | | |
Задание 25. Строение стебля Приведите в соответствие, соедините стрелками. | Слой стебля, расположенный между корой и древесиной | кора | Самая центральная часть стебля | камбий | Слой стебля, расположенный между камбием и сердцевиной | сердцевина | Самый наружный слой стебля | древесина | |
Задание 26. Значение стебля в жизни растений Используя опорные слова, составьте краткий рассказ о значении стебля. | Передвигается вода и минеральные вещества, опора для растения, придает растению форму и красоту, служит размножению, соединяет корень с листьями. |
Задание 27. Растение–целостный организм Дополни предложения. | Все части растения связаны между собой. Если на растении погибнут зеленые листья, то ____________ ___________________________________________ . Если наземную часть растения отделить от корня, то ____________________________________________ . Если стебель растения будет поврежден, то _______ ____________________________________________ . |
Государственное казенное образовательное учреждение
ГКОУ" Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №11"
Согласовано Зам. директора по УВР ___________ У.В. Кузьминова «_____»_____________2022г. | Утверждено Директор ГКОУ "Специальная (Коррекционная) Общеобразовательная Школа-Интернат № 11" ______Т.А. Кобец «_____»_____________2022г. |
Календарно – тематическое планирование
Предмет: «Биология»
Класс: 7 классе
Учитель: Байрамукова Е.В.
Количество часов за учебный год: 16 ч
Количество часов за неделю: 0,5ч.
Планирование составлено на основе:
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1), 2012г. под редакцией В.В. Воронковой
1. Учебник: «Биология» автор: З. А.Клепинина Учебник для 7 классов – М.: Просвещение, 2020 г. для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
2.Биология. 7-9 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2019.
3.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2020.
4.А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 2020г.
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Календарно тематическое планирование составила: Байрамукова Е.В.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | К/.ч | Дом.задание | Дата |
Растения вокруг нас | | По плану | По факту |
Общее знакомство с цветковыми растениями. | | | |
1 | Строение растения | 1 | Стр.14-16 | 16. 09 | |
2 | Цветок. Строение цветка. | 1 | Стр.16-19 | 30. 09 | |
3 | Виды соцветий. Опыление цветков. | 1 | Стр.19-24 | 14. 10 | |
4 | Плоды. Разнообразие. Размножение | 1 | Стр.24-31 | 28. 10 | |
5 | Корень. Виды корней. Значение корней. | 1 | Стр.44-47 | 18. 11 | |
6 | Лист. Внешнее строение листа. | 1 | Стр.54-62 | 02. 12 | |
7 | Стебель Строение стебля. | 1 | Стр.71-79 | 16. 12 | |
8 | Значение стебля в жизни растений. | 1 | Стр.73-79 | 30.12 | |
9 | Связь растений со средой обитания. | 1 | Стр.79-83 | 20.01 | |
10 | Деление растений на группы Мхи. Папоротники. | 1 | Стр.84-90 | 03.02 | |
11 | Голосеменные. Хвойные растения Покрытосеменные, или цветковые | 1 | Стр.90-96 | 10. 03 | |
12 | Хлебные злаковые культуры | 1 | Стр.96-103 | 31.03 | |
13 | Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений | 1 | Стр.150-164 | 14. 04. | |
14 | Картофель Выращивание картофеля | 1 | Стр.180-184 | 28. 04. | |
15 | Осенние работы в саду. | 1 | Стр.185-194 | 12. 05. | |
16 | Растения - живой организм. Тест. | 1 | Стр.201-203 | 26. 05. | |
13