СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР 7 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИПР

Просмотр содержимого документа
«СИПР 7 класс биология»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы. В 2сб. /под ред. В.В.Воронковой Сб.1 – М.: Просвещение, 2001.

- Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

2022 год посвящен культурному наследию народов России (Указ Президента РФ №745 от 30.12.2021 г.)

2023 год - год педагога и наставника в России

- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;

- АООП ( вариант 1) и Программы воспитания ГКОУ «Специальная

( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11» по модулям «Школьный урок», «Работа с родителями»;

На изучение предмета учащейся на дому отведено учебным планом 16 часов за год (0,5 часа в неделю). Программа сжата для изучения, так как количество часов уменьшено .

Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Планируемые результаты обучения

В результате изучения курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения;

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;

различать грибы и растения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (по четвертям)


Четверти

Год

1

2

3

4

Количество

часов


4


4


4


4


16


Содержание курса

Растения, грибы и бактерии (0,5 ч в неделю)

Введение

Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений. Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).

Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения .Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Цветковые растения Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».

2022 год посвящен культурному наследию народов России (Указ Президента РФ №745 от 30.12.2021 г.)

2023 год - год педагога и наставника в России

Тематическое планирование

тема

Ключевые воспитательные задачи

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

К/ ч



Овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов

Осознавать роли жизни:

– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

 рассматривать биологические процессы в развитии:

– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение для всего живого.

Воспитание интереса к предмету, к процессу познания (создание и поддержание интереса, активизации познавательной деятельности).

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками. 

Игра «Угадай растение»

•День знаний

•Наша страна – Россия

•День музыки •День пожилого человека

•День учителя

•День матери

•Символы России

•Волонтеры

•День защитника Отечества

•Международный женский день

•110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова

•День Победы. Бессмертный полк •День детских общественных организаций •Урок "Россия-страна возможностей

Игра «Слепой ботаник»

Игра «Домино Линнея»



1.

Общее знакомство с цветковыми растениями.

16

Задачи к направлению «Работа с родителями»:

1. Изучение воспитательных возможностей семей, установление контак­та, создание программы деятельности, выработка коллективных ре­шений и единых требований к воспитанию детей.

2. Формирование целостного понимания родителями воспитательного процесса, активной педагогической позиции родителей.

3. Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руково­дителя и педагогов школы, объединенных общими целями и ответ­ственностью.


Модуль программы воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа –интернат № 11»

месяц

Проделанная работа


Сентябрь

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. День солидарности в борьбе с терроризмом


Октябрь

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 5 октября - Международный день учителя

Ноябрь

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 27 ноября - День матери в России


Декабрь

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. День Героев Отечества

Январь

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Здоровый образ жизни12 декабря - День Конституции Российской Федерации (12 декабря)

Февраль

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики 


Март

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 27 марта - Всемирный день театра

Апрель

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Мы за ЗОЖ (беседа)


Май

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. 1 мая - Праздник Весны и Труда




















«Работа с родителями»

Цель: работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами школьного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей школьного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам обучения воспитания детей.

3. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Формы работы:

-консультации;

-информационно – просветительные;

-индивидуальные беседы по телефону;

- личные встречи;

- анкетирование родителей.


Ожидаемые результаты:

- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.

- Дети научатся жить дружно, сплочённо.

- Сформируется взаимодействие семьи и школы


Контрольные работы по предмету «Биология»



Задание 1.

Строение растения

Читая каждую вторую букву, восстановите предложение.


Рбатсктусчнсибе – жяизвногй офркгласнбижзом.

Задание 2.

Строение растения

Составьте предложение, расположив слова в нужной последовательности. Запишите его.

Растение –


умирает дышит появляется на свет растет


приносит плоды и семена питается

Задание 3.

Строение растения

Подчеркните части цветкового растения.


Стебель, корень, кожа, лист, цветок, сердце, плод, семя.

Задание 4.

Строение цветка


Подпишите части цветка.

Задание 5.

Строение цветка

Допишите предложение, вставив нужные слова из словаря.

Главные части цветка - __________ и ___________.

В тычинках созревает ____________ .

Из нижней утолщенной части ___________ образуется ____________ .

Словарь: тычинки, пестик, пыльца, плод.

Задание 6.

Виды соцветий

Используя шифроквадрат, составьте названия соцветий.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

о

р

н

к

с

т

з

и

л

а


4

1

2

7

8

3

4

10










7

1

3

6

8

4








4

1

9

1

5







Задание 7.

Виды соцветий

Приведите в соответствие. Соедините их стрелками.

Корзинка морковь, укроп, петрушка

Зонтик пшеница, ячмень, рожь

Колос подсолнечник, астра, одуванчик

Задание 8. Опыление цветков


Приведите в соответствие понятия и определения, записав ниже правильный код.

1. Опыление А. Пыльца из тычинок одного

цветка попадает на пестик

другого цветка

2. Самоопыление Б. Перенос пыльцы на пестик


3. Перекрестное В. Пыльца из тычинок

опыление высыпается на пестик

в этом же цветке

Код: 1 - 2- 3-

Задание 9. Плоды. Разнообразие плодов

Допишите предложение, используя слова из словаря.


Плоды делят на две группы: _______________ и ___________________________ .


Словарь: сухие, мокрые, сочные.

Задание 10. Плоды.

Разнообразие плодов

Распределите слова из словаря по группам.

Сухие Сочные

_____________ _____________

_____________ _____________

_____________ _____________

Словарь: персик, мак, орехи, вишня, боб, абрикос.


Задание 11. Плоды. Разнообразие плодов

Назовите плоды.


____________ - мягкие, в них много сока и других

питательных веществ.

____________ - не имеют сочной мякоти, твердые.


Задание 12. Распространение плодов и семян

Приведите в соответствие. Соедините стрелками.

С помощью ветра лопух, рябина, орешник

С помощью животных акация, горох

и человека

Саморазбрасывание одуванчик, клен, тополь

Задание 13.

Семя. Строение семени фасоли.


Подпишите части семени фасоли.

Задание 14.

Семя

Допишите предложения, используя слова из словаря.

Растения, у которых в семени ______ семядоли, называют двудольными. Растения, в семени которых _____ семядоля, называются однодольными.

Словарь: одна, две, три.

Задание 15.

Семя. Условия прорастания семян

Подчеркните правильные ответы.

Для прорастания семян нужны


влага свет тепло воздух удобрения

Задание 16.

Корень. Виды корней

Обозначьте главные, боковые и придаточные корни

Задание 17.

Корень. Виды корней.

Допишите предложения, используя слова из словаря.

Главные корни развиваются из _________________ .

Боковые корни отрастают от ___________________ .

Придаточные корни отрастают от _______________ .

Словарь: стебель и листья, зародышевый корешок семени, главные корни.

Задание 18. Корневые системы


Приведите в соответствие.

Запишите ниже правильный код.

1. Стержневая корневая система характерна для растений: ______________________________

2. Мочковатая корневая система характерна для растений: ______________________________


А) травянистые растения: Б) травы (петрушка,

пшеница, ячмень, рожь, одуванчик, укроп и др.),

кукуруза деревья и кустарники

Код: 1 - 2 -

Задание 19. Значение корня


Отметьте знаком «+» верные ответы.

К орень укрепляет растение в почве.

Н а корнях образуются цветки.

К орень всасывает из почвы воду и минеральные вещества.

К орень накапливает питательные вещества.

К орень служит размножению растений.

К орень украшает растение.

Задание 20.

Лист. Внешнее строение

Допишите предложение.

Лист состоит из ________________, часто у него есть ___________________ .

Словарь: листовая пластинка, корень, черешок.

Задание 21.

Лист. Внешнее строение

Соедините стрелками правильное соответствие.

Растение Жилкование

Береза дуговое

Кукуруза сетчатое

Ландыш параллельное

Задание 22.

Из каких веществ состоит растение

Используя статью учебника на с . 57-58, составьте предложение.


Растение состоит из ____________, _____________,
________________, ____________, _____________ ,
_____________, _____________ _______________ ,

Задание 23. Образование органических веществ в растении

Вычеркните неправильные ответы.


Для образования органических веществ в листьях необходимы определенные условия: углекислый газ воздуха, свет, музыка, тепло, вода из почвы, хлорофилл в листьях, удобрения.

Задания 24. Дыхание растений


Подпишите названия в пустые графы.



Поглощение кислорода

Поглощение углекислого газа

Выделение углекислого газа

Выделение кислорода

Расход питательных веществ

Образование пит.веществ

Выделение тепла

Поглощение тепла

Происходит постоянно

Происходит только на свету




Задание 25. Строение стебля


Приведите в соответствие, соедините стрелками.

Слой стебля, расположенный между корой и древесиной

кора

Самая центральная часть стебля

камбий

Слой стебля, расположенный между камбием и сердцевиной

сердцевина

Самый наружный слой стебля

древесина


Задание 26. Значение стебля в жизни растений

Используя опорные слова, составьте краткий рассказ о значении стебля.



Передвигается вода и минеральные вещества, опора для растения, придает растению форму и красоту, служит размножению, соединяет корень с листьями.

Задание 27. Растение–целостный организм


Дополни предложения.

Все части растения связаны между собой. Если на растении погибнут зеленые листья, то ____________

___________________________________________ .

Если наземную часть растения отделить от корня, то ____________________________________________ .

Если стебель растения будет поврежден, то _______

____________________________________________ .







Государственное казенное образовательное учреждение

ГКОУ" Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №11"



Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ У.В. Кузьминова «_____»_____________2022г.

Утверждено

Директор ГКОУ "Специальная

(Коррекционная) Общеобразовательная

Школа-Интернат № 11" ______Т.А. Кобец

«_____»_____________2022г.







Календарно – тематическое планирование

Предмет: «Биология»

Класс: 7 классе

Учитель: Байрамукова Е.В.

Количество часов за учебный год: 16 ч

Количество часов за неделю: 0,5ч.

Планирование составлено на основе:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1), 2012г. под редакцией В.В. Воронковой

1. Учебник: «Биология» автор: З. А.Клепинина Учебник для 7 классов – М.: Просвещение, 2020 г. для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

2.Биология. 7-9 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2019.

3.Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2020.

4.А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 2020г.

  1. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса



Календарно тематическое планирование составила: Байрамукова Е.В.





Календарно-тематическое планирование


Тема урока

К/.ч

Дом.задание

Дата

Растения вокруг нас


По плану

По факту

Общее знакомство с цветковыми растениями.




1

Строение растения

1

Стр.14-16

16. 09


2

Цветок. Строение цветка.

1

Стр.16-19

30. 09


3

Виды соцветий. Опыление цветков.

1

Стр.19-24

14. 10


4

Плоды. Разнообразие. Размножение

1

Стр.24-31

28. 10


5

Корень. Виды корней. Значение корней.

1

Стр.44-47

18. 11


6

Лист. Внешнее строение листа.

1

Стр.54-62

02. 12


7

Стебель Строение стебля.

1

Стр.71-79

16. 12


8

Значение стебля в жизни растений.

1

Стр.73-79

30.12


9

Связь растений со средой обитания.

1

Стр.79-83

20.01


10

Деление растений на группы Мхи. Папоротники.

1

Стр.84-90

03.02


11

Голосеменные. Хвойные растения Покрытосеменные, или цветковые

1

Стр.90-96

10. 03


12

Хлебные злаковые культуры

1

Стр.96-103

31.03


13

Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений

1

Стр.150-164

14. 04.


14

Картофель Выращивание картофеля

1

Стр.180-184

28. 04.


15

Осенние работы в саду.

1

Стр.185-194

12. 05.


16

Растения - живой организм. Тест.

1

Стр.201-203

26. 05.




13