СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Специальная индивидуальная программа развития учащегося 3 класса
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (II вариант)».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (II вариант).
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Черкашин Захар Дмитриевич
Возраст ребенка: 11 лет (д.р. 31.05.2007)
Место жительства: Заиграевский район, с. Горхон улица Почтовая, 32
Опекун: Назарова Татьяна Борисовна
Год обучения в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» 3
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 1
Структура СИПР
Содержание | Стр. |
1. Индивидуальные сведения о ребёнке | 2 |
2. Структура СИПР | 2-3 |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года | 3-4 |
4. Индивидуальный учебный план | 5-6 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 6-7 |
6. Содержание образования: | 8-9 |
6.1. Базовые учебные действия | 10 |
6.2. Внеурочная деятельность | 10 |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 10 |
8. Программа сотрудничества с семьей | 10-11 |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 11 |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 12 |
11.Список используемой литературы | 13 |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Захар и его брат- близнец Елисей живут с бабушкой Назаровой Татьяной Борисовной 1963 года рождения, прабабушкой Урловской Екатериной Федосовной и младшим братом Денисом ( 8 лет, который посещает 2 класс МБОУ «Горхонская СОШ». Родители погибли 27.12.2015 г. Атмосфера в семье дружелюбная, теплая, бабушка осуществляет уход и контроль за братьями - близнецами (третий брат из тройни умер в десятидневном возрасте).
По заключению РПМПК у Захара ДЦП, двойная диплегия (на основании невропатолога ГБУЗ «Заиграевская ЦРБ» от 12.08.2015); постоянное содружественное альтернирующее расходящееся косоглазие, ЧАН (на основании заключения офтальмолога ГБУЗ «Заиграевская ЦРБ» от 11.07.2015); по результатам обследования РПМПК выявлены особенности развития, обусловленные умственной отсталостью тяжелой степени; Несформированность всех средств языка .
Основные двигательные навыки не сформированы. Голову самостоятельно не держит, не сидит, бутылочку с молоком самостоятельно не держит. Отмечаются низкий уровень концентрации внимания (ребенок не может удержать взгляд на объекте, не реагирует на голос, звук, движение). Не способен к выполнению простейших заданий по инструкции, нуждается в индивидуальном подходе и помощи.
Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Захар слабо воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений.Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Мальчик спокоен.
Не понимает обращённую речь, не соотносит себя с именем, не реагирует на интонацию говорящего с ним. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Иногда наблюдается непроизвольное гуление и повышенная интонация воспроизводимых звуков при чувстве голода.
Захар спокойно реагирует на воду, сыпучие, твердые и вязкие материалы.
У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протертую пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.
Ребенок относится к 1 группе. Требуется полная постоянная помощь.
Приоритетные коррекционные занятия:
1. Сенсорное развитие.
2. Двигательное развитие.
Индивидуальный учебный план
Предмет, курс | Груп. занятия | Индивидуальные занятия | |||||
Учитель класса | Воспита- тель | Логопед | Учитель физ-ры | Учитель музыки | Учитель –дефек---толог
| ||
Речь и альтерн. (дополнительная) коммуникация |
|
|
|
|
|
|
|
Математические представления |
|
|
|
|
|
|
|
Окружающий природный мир |
|
|
|
|
|
|
|
Окружающий социальный мир |
|
|
|
|
|
|
|
Человек |
|
|
|
|
|
|
|
Адаптивная физкультура |
|
|
|
|
|
|
|
Музыка и движение |
|
|
|
|
|
|
|
Изобразительная деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
Домоводство |
|
|
|
|
|
|
|
Профильный труд |
|
|
|
|
|
|
|
Сенсорное развитие |
| 3 |
|
|
|
|
|
Предметно-практич. действия |
|
|
|
|
|
|
|
Двигательное развитие |
|
|
|
|
|
|
|
Альтернативная и доп. коммуникация |
|
|
|
|
|
|
|
Коррекционно-развивающие занятия |
| 3 |
|
|
|
|
|
Всего |
| 6 |
|
|
|
|
|
Внеурочная деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
Итого_________6____________
|
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
| 8.45-9.25 | 9.30-10.10 | 10.15-11.00 | 11.00-11.40 | 11.45-12.25 | 12.30-13.30 | 13.30-14.10 | 14.15-14.55 |
пн | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | | Обед (уход Гигиенические процедуры (уход) | | |
вт | | | Завтрак уход Гигиенические процедуры уход | | | Обед уход Гигиенические процедуры уход | | |
ср | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | | Обед (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | |
чт | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры уход | | | Обед (уход) Гигиенические процедуры уход | | |
пт | | | Завтрак (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | | Обед (уход) Гигиенические процедуры (уход) | | |
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
подгузники, влажные салфетки, одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, нагрудники, салфетки.
6. Содержание образования.
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
| ||||
Альтернативная и дополнительная коммуникация |
| ||||||
- адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека
| | |
| ||||
-адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека
| | |
| ||||
Сенсорное развитие |
| ||||||
Слуховое восприятие | | |
| ||||
- локализация неподвижного источника звука, расположенного:
| | |
| ||||
Кинестетическое восприятие | | |
| ||||
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека: поглаживание, похлопывание, щекотание | | |
| ||||
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по:
| | |
| ||||
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов | | |
| ||||
- положительная реакция на давление на поверхность тела | | |
| ||||
Восприятие своего тела в статике и движении | | |
| ||||
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей | | |
| ||||
Восприятие вкуса |
|
|
|
| |||
-адекватная реакция на продукты, различные:
горький, сладкий, кислый, соленый | | |
|
| |||
- удерживание головы:
| |
|
|
| |||
- выполнение движений головой:
| | |
|
| |||
- выполнение движений руками:
| | |
|
| |||
- выполнение движений пальцами рук:
| | |
|
|
6.2. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
Игра Прогулки на улице | Сенсорные игры Тактильные игры на принятие телесного контакта |
|
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель домашнего обучения-Шигина Надежда Анатольевна
8. Программа сотрудничества с семьей.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
| |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
| |
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях |
| |
9. Перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов.
Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор.
Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, коврики.
Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (шишки)
Подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты (бубенцы, яйца).
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | + |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
Учитель: | _________________ | / Шигина Н.А./ |
Законный представитель: | _________________ | / Назарова ТБ./ |
Список используемой литературы
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — 42 с.
Головчиц, Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л.А. Головчиц, А.М. Царев // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 3–13.
Царёв А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ / А.М. Царев, Л.А. Головчиц // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 12–19.
Рудакова Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Е.А. Рудакова, О.Ю.Сухарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 20–22.
Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38–43.
Константинова И.С. Музыкальные занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития / И.С. Константинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 53–62.
Хохлова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с множественными нарушениями развития в условиях индивидуального обучения в школе глухих / А.Ю. Хохлова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 44–52.
Царёв А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики / А.М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 4. — С. 12–22.
Назаркина С.И. Организация «Службы сопровождения семьи и ребенка» в Пскове / С.И. Назаркина, А.М. Царёв, И.М. Бгажнокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2011. — № 4. — С. 28–35.
Электронные ресурсы: www.consultant.ru, www.fgosreestr.ru.
13
© 2019, Шигина Надежда Анатольевна 702 5