СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа СИПР предназначена для занятий с детьми со сложной структурой дефекта. Занимаемся с учащимися 1 класса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа разработана для ученика 1 спец. класса 

Ребёнок проходит обучение по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением интеллекта (ФГОС II вариант).

 

Структура СИПР включает:

  • Общие сведения о ребёнке;

  • Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

  • Индивидуальный учебный план и индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий;

  • Индивидуальный коррекционно- развивающий план, включающий: перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;;

 

  • Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;;

  • Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

  • Средства мониторинга и оценки динамики обучения;

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

 

 

Учитель – дефектолог:

Учитель логопед:

Педагог психолог:

Социальный педагог:

Медицинский работник школы:

Воспитатель

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

Материально – техническое обеспечение реализации СИПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Учебное место создано с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

В классе для обучающегося создано место как для индивидуального обучения, так и для группового. В кабинете имеется место для отдыха и проведения свободного времени.

Обучающаяся не нуждается во вспомогательных средствах и технологиях при передвижении.

 

 

Специальный учебный и дидактический материал :

Устная речь 1 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. С.В. Комарова. Москва, «Просвещение», 2011

 

Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Математика», 1 класс, А.А. Хилько М.: Просвещение, 2000 г.

 

 

Учебник для 1 класса «Живой мир», Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, МОСКВА, «Просвещение», 2011 год.

 

БУКВАРЬ В.В. Воронкова И.В. Коломыткина, «Просвещение», 1998 год

 

Пиктограммы

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты ПМП(к) образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

 

 

Просмотр содержимого документа
«СИПР для 1 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана для ученика 1 спец. класса Михайлова Владислава Александровича

Ребёнок проходит обучение по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением интеллекта (ФГОС II вариант).

Структура СИПР включает:

  • Общие сведения о ребёнке;

  • Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

  • Индивидуальный учебный план и индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий;

  • Индивидуальный коррекционно- развивающий план, включающий: перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;;


  • Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;;

  • Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

  • Средства мониторинга и оценки динамики обучения;

































Психолого-педагогическая характеристика на ученика надомного обучения 1 класса ГКОУВО" Специальной (коррекционной )общеобразовательной школы интернат г.Кольчугино Михайлова Владислава



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ


ФИО:Михайлов Владислав Александрович

Дата рождения: 21.12. 2007

Адрес проживания:Детский дом интернат инвалидов _ул.Мира-73-

Класс: 1надомное обучение

РОДИТЕЛИ: опекун: Мельникова, НВ.


поступил 12 декабря 2016 года

Воспитанием ребенка занимаются, воспитатель Яблокова И.Н.

Климова И.А. Каминская А.Г. с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка. Реагируют на просьбы и пожелания педагога. жилищные условия жизни хорошие.

По заключению ПМПК Н. относится к V группе здоровья. Подлежит обучению по адаптированной образовательной программе (вариант ФГОС для обучающихся с нарушением интеллекта №2). Относится к категории «ребенок-инвалид».

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка сформированы на низком уровне. Знает, но не называет свое имя, не называет имена родственников, одноклассников. Правую и левую руки не определяет.

Школу посещает стабильно. Пропусков без уважительных причин нет.

Речь и альтернативная коммуникация. Наблюдается системное недоразвитие речи. Принимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Простые словесные инструкции понимает, задания выполняет. Связная речь отсутствует. Наблюдаются нарушения звукопроизношения. В речи употребляет звукокомплексы, прямые открытые слоги. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Ориентируется в названиях предметов, наиболее обиходных действий. Знает названия слов, обозначающих основные цвета.

Внимание. Внимание отвлекаемое, рассеянное, истощаемое, концентрация и распределение затруднено (концентрируется на собственной деятельности в течении 5-7 минут).

Сенсорное развитие: показывает и выбирает основные цвета: красный, зеленый, синий, желтый. Основные формы: круг, квадрат, треугольник не показывает. Не ориентируется во времени: (времена года и части суток).

Память: кратковременная, истощаемая. Зрительная и слуховая память отражают низкую способность к произвольному и непроизвольному запоминанию, сохранение информации затруднено. (Зрительная память на 1 объект).

Мыслительная деятельность: группирует предметные картинки по группам (одежда, посуда, мебель). Предметную картинку из 2-4 элементов выполняет самостоятельно. Вкладывает геометрические формы в гнезда, складывает пирамидку и матрешку самостоятельно. Лишнее по признакам не выделяет. Устанавливает последовательность событий из 3 картинок. Мышление наглядно-образное.

Мотивационная сфера: Учебная мотивация не сформирована. Ведущий мотивом является мотив игровой деятельности. Нуждается в организующем и контролирующем воздействии педагога.

Эмоционально-волевая сфера: Преобладает спокойное эмоциональное состояние. При призыве сесть за парту или выполнить какое-либо задание проявляется упрямство, вплоть до истерики и слез. Не усидчив, отвлекаем, на достижение цели не мотивирован. Не способен длительное время выполнять монотонную работу. В школу приходит с удовольствием. Мало заинтересован в общении с педагогами и одноклассниками. В классном коллективе поддерживать игру не умеет. Во время занятий предпочитает хаотично ходить по классному кабинету.

Особенности поведения: Эмоционально не устойчив, упрям, контактен. Правила поведения в школе понимает частично, их соблюдение требует контроля со стороны педагога.





Учитель: Ходящева Н.С.



Директор школы – интерната: Светлов С. А.

























ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

1класс

8

Обязательная часть.

Коррекционные курсы

Альтернативная коммуникация

2


Сенсорное развитие

1


Предметно практические действия

2




Двигательное развитие

1

Коррекционно развивающие занятия

Сказкотерапия

1

Игротерапия

1




итого

8










ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПЛАН


Сопровождение


Актуальная проблема

ЗАДАЧИ

Мероприятия и формы сотрудничества

школы и семьи

Рекомендации

Планируемые результаты

Отчет о проведении

Медицинское

Сохранение и укрепление здоровья.

Формирование привычек здорового образа жизни.

Беседы и консультации с родителями по вопросам профилактики заболеваний,

проведение профилактических прививок (с согласия родителей).

Из ИПР:

Посещение ребёнком периодических мед. осмотров, профилактических мероприятий, 2 раза получение консультаций врача – психиатра; реабилитационного центра


Психологическое

Сенсорное развитие

Развитие мелкой моторики, восприятие основных цветов.

Групповые и индивидуальные психокоррекционные занятия.

Беседы и консультации с родителями.

Задания, рекомендованные для их выполнения в домашних условиях.

Улучшение функций саморегуляции.

Усвоение эталонов цвета (основных цветов)

Улучшение скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений пальцами рук


Логопедическое

Формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации.


Развитие дыхания и голоса, расширение словарного запаса, развитие речевого слуха.

Индивидуальные беседы, лекции на родительских собра-ниях, индивидуаль-ные консультации (по запросам, по мере необходимости), рас-пространение памя-ток для родителей, анкетирование.

Логопедическое сопровождение, консультация.

Устанавливать визуальный контакт, использовать невербальные средства общения, показывать на картинках предметы, обиходные действия.


Педагогическое

Формирование мотивации к обучению, формирование навыков учебной работы.


Обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний.

Беседы и консультации с родителями по вопросам выполнения заданий.

Групповые и индивидуальные задания.

Задания, рекомендованные для их выполнения в домашних условиях.

Осознание ребёнком социальных отношений «Я -ученик, ты – учитель, он – мой одноклассник».

Повышение мотивации к обучению, желанию ходить в школу.


Социальное

Адаптация ребёнка в обществе.



Создание благоприятных условий для обучения и воспитания.

Консультирование семьи.

Консультации, беседы.

Успешная адаптация ребенка в школьном коллективе.


Воспитательное

Формирование навыков самообслуживания.

Усвоение норм поведения в школе, формирование навыков усидчивости, самостоятельности.

Формирование привычки соблюдения личной гигиены, соблюдения правил поведения в школе.

Индивидуальные консультации;

индивидуальные и групповые занятия.

Консультации, беседы.

Усвоение норм поведения в школе: «Я на уроке, на перемене, в столовой, в транспорте, в общественно-культурных центрах».

Самостоятельный приём пищи, посещение туалетной комнаты, переодевание, раздевание, выполнение простейших гигиенических процедур ( мытьё рук до еды и после, после уроков физ-ры, туалета)




ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СИПР



Учитель – дефектолог:

Учитель логопед:

Педагог психолог:

Социальный педагог:

Медицинский работник школы:

Воспитатель



ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ



Материально – техническое обеспечение реализации СИПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.

Учебное место создано с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

В классе для обучающегося создано место как для индивидуального обучения, так и для группового. В кабинете имеется место для отдыха и проведения свободного времени.

Обучающаяся не нуждается во вспомогательных средствах и технологиях при передвижении.





Специальный учебный и дидактический материал :

Устная речь 1 класс учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида. С.В. Комарова. Москва, «Просвещение», 2011


Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Математика», 1 класс, А.А. Хилько М.: Просвещение, 2000 г.



Учебник для 1 класса «Живой мир», Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, МОСКВА, «Просвещение», 2011 год.



БУКВАРЬ В.В. Воронкова И.В. Коломыткина, «Просвещение», 1998 год



Пиктограммы

СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты ПМП(к) образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.



Содержание учебных предметов и коррекционных занятий


Содержание


план

факт

Альтернативная коммуникация

66 часов в год

-ориентировка в частях тела

6


05.09

07.09

12.09

14.09

19.09

21.09


-ориентировка в частях тела на голове

6

26.09

28.09

03.10

05.10

10.10

12.10


-подражание выражению лица взрослого

6

17.10

19.10

24.10

26.10

07.11

09.11


-выполнение движения по словесной инструкции

6

14.11

16.11

21.11

23.11

28.11

30.11


-показ части тела на фотографии и игрушке

6

05.12

07.12

12.12

14.12

19.12

21.12


-из частей тела собрать фигуру человека

6

26.12

11.01

16.01

18.01

23.01

25.01


-нахождение названной игрушки на картинках

6

30.01

01.02

06.02

08.02

13.02

15.02


-имитирование в движении образов животных

6

20.02

22.02

27.02


- звукоподражание животным

6

01.03

06.03

13.03

15.03

20.03

22.03


-узнавание игрушки по рассказу учителя

8

03.04

05.04

10.04

12.04

17.04

22.04

24.04


-ориентировка по пиктограммам

7

03.05

08.05

10.05

15.05

17.05

22.05

24.05




«Сенсорное развитие»

33 часа в год

-целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога

2

05.09

12.09


-правильно пользоваться письменными принадлежностями

2

19.09

26.09


копировать несложные изображения

2

03.10

10.10


-анализировать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет

2

17.10

24.10


-сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет

2

07.11

14.11


-различать и называть основные цвета

3

21.11

28.11

05.12


-называние и показ геометрических фигур (круг)

2

12.12

19.12


-называние и показ геометрических фигур (квадрат)

2

26.12

16.01


-называние и показ геометрических фигур (треугольник)

2

23.01

30.01


-составлять предмет из 2—3 частей

4

06.02

13.02

20.02

27.02


-определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов

3

06.03

13.03

20.03


-классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам

2

03.04

10.04


-классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения

2

17.04

24.04


-различать речевые и неречевые звуки

2

08.05

15.05


-ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги

1

22.05




Предметно-практические действия

66 час в год

Основные навыки


дата



план

факт

мытье рук;

2

05.09

07.09


мытье ног;

2

12.09

14.09


мытье лица;

2

19.09

21.09


вытирание полотенцем малых размеров;

2

26.09

28.09



чистка зубов;

2

03.10

05.10


расчесывание волос;

2

10.10

12.10


использование носового платка;

2

17.10

19.10


умение проситься в туалет в знакомой обстановке,

не знакомой обстановке;

2

24.10

26.10


Умение откладывать (сдерживать) оправление нужды;

2

0711

09.11


снятие одежды перед оправлением нужды;

2

14.11

16.11


отправление нужды в унитаз, горшок;

2

21.11

23.11


пользование туалетной бумагой;

2

28.11

30.11


смывание унитаза;

2

05.12

07.12


мытье рук после оправления нужды

2

12.12

14.12


надевание одежды

2

19.12

21.12


застегивание одежды

2

26.12

11.01


Питье из чашки, кружки, стакана

2

16.01

18.01


Использование столовых приборов:

  • столовой ложки;

  • чайной ложки;

  • вилки;

2

23.01

25.01


Использование салфетки

2

30.01

01.02


Разворачивание несложных упаковок (на конфетах, печенье, шоколаде, т.п. )

2

06.02

08.02


Насыпание, и размешивание сахара

2

13.02

15.02


Простейшая сервировка стола (расстановка посуды)

2

20.02

22.02


Уборка со стола (уборка посуды, протирание влажной тряпочкой)

2

27.02

01.03


Мытье овощей и фруктов перед употреблением в пищу

2

06.03

13.03


Мытье посуды

1

15.03



Вытирание посуды

1

20.03



Надевание и снятие отдельных предметов одежды:

  • носок;

1

22.03



  • колготок;




  • головных уборов;




  • варежек, перчаток;




  • брюк;




  • маек; платья (через голову);




  • трусов;




  • рубашки;

1

03.04


  • пальто, шубы, куртки;

1

05.04


  • заправка рубашки.




Расстегивание и застегивание одежды на:

  • «липучках»;

1

10.04


  • пуговицах;




  • молниях;




  • кнопках;




  • крючках;




  • петлях;




Расшнуровывание и зашнуровывание элементов одежды

1

12.04


Завязывание и развязывание шарфа, пояса, платка косынки, банта, ленточек

1

17.04


Раздевание и одевание в определенном порядке




Складывание одежды




Развешивание одежды в предназначенное место








Надевание и снятие отдельных предметов обуви:

1

19.04


  • тапочек




  • туфель (сменная обувь)




  • кед, кроссовок (спортивная обувь)




  • демисезонной обуви




Расшнуровывание и зашнуровывание обуви

1

24.04


Завязывание шнурков




Застегивание и растегивание обуви на:

  • липучках

1

26.04


  • молниях




Размещение снятой обуви в отведенном для хранения месте




Открытие кранов

1

03.05


Регулирование напора воды




Взятие мыла

1

08.05


Смачивание рук и мыла




Намыливание ладоней




Возращение мыла в мыльницу




Намыливание тыльной стороны кистей рук




Смывания мыла




Закрытие кранов

1

10.05


Чистка одежды сухой щеткой




Протирание, мытье обуви




Чистка обуви




Стирка с мылом личных мелких вещей




Стирка в стиральной машинке








Раскладывание (разбирание) постели




Уборка (застелание ) постели




Протирание пыли

1

15.05


Подметание пола

1

17.05


Сбор и выбрасывание мусора




Уход за комнатными растениями:

1

22.05


  • протирание подоконников и цветочных горшков




  • полив растений




  • рыхление земли




  • удаление сухих листьев

1

24.05


  • протирание пыли с крупных кожистых листьев







Программа коррекционно-развивающих занятий "Сказкотерапия"

Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак,

симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции “особых детей” неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.



Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы “особых детей”. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает “отражать” на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно-отсталые дети характеризуются как “дети с тяжелой степенью умственной отсталости”, дети с “особыми нуждами”, дети с “ограниченными возможностями здоровья”, “особые” дети.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.



Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МОУ Северская (специальная) коррекционная школа-интернат психологом 1-й квалификационной категории Р.Г. Дерябиной.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”.

Задачи.

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

  • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

  • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

  • Формировать навыки речевого общения.



Организация занятий

Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15–20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.



Основные этапы работы над сказкой

1. Знакомство с персонажами сказки.

2. Знакомство с главным героем сказки.

3. Первичное рассказывание сказки.

4. Вторичное рассказывание сказки.

5. Анализ сказки.

6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.

7. Совместное рассказывание сказки психологом и ребенком.

8. Проведение игр

Критерии эффективности программы

Выполнение детьми диагностических заданий.

Программа “Сказкотерапия” кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литературы. 

Тематический план

33 часа в год


Тема

Содержание

Дата по плану

Кол-во часов

1

2

Знакомство

с персонажами сказки “Репка”.

Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

07.09

14.09


2

3

4

Закрепление.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

21.09

28.09

2

5

6

7

Первичное рассказывание сказки.

Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.

05.10

12.10

19.10

3

8

9

Вторичное рассказывание сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

26.10

09.11

2

10

11

Анализ сказки.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.

16.11

23.11

2

12

Повторное рассказывание сказки.

Стимулирование детских “подсказок”

30.11

1

13

14

15

Совместное рассказывание сказки

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки “Репка

07.12

14.12

21.12

3

16

17

18

Проведение игры – импровизации с ребенком.

Игра “Угадай, о ком я рассказала”

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

11.01

18.01

25.01.

3

19.

Закрепление содержания сказки.

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

01.02

1

20

21

Закрепление содержания сказки.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.

08.02

15.02

2

22

23

Знакомство

с персонажами сказки “Теремок»

Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

22.02

01.03

2

24

25

Закрепление.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

15.03

22.03

2

26

27

Первичное рассказывание сказки.

Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.

05.04

12.04

2

28

Вторичное рассказывание сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

19.04

1

29

Анализ сказки

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.

26.04

1

30

31

Совместное рассказывание сказки

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки “Репка

03.05

10.05

2

32

Проведение игры – импровизации с ребенком.

Игра “Угадай, о ком я рассказала”

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

17.05

1

33

Закрепление содержания сказки.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.

24.05

1





Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки “Репка”.

Ход игры. Психолог медленно рассказывает сказку “Репка”. Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, психолог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.



Литература

  • Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.

  • Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12/2001.

  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 1997.

  • http://www.umnyedetki.ru/skazki.html

ИГРОТЕРАПИЯ

Пояснительная записка


Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с тяжелой умеренной отсталостью. Концентрическое расположение материала. Процесс обучения игре учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлен на решение наиболее важной коррекционной задачи – социально – бытовой адаптацией детей.

Занятия по игротерапии проводятся в групповой форме, группа может состоять из 2-5 человек. Содержание программы делится на разделы:

  • Коррекция познавательной деятельности: восприятия отношений о форме, по величине, коррекция цветового восприятия и др. проводится в форме дидактической игры.

  • Формирование навыков социального поведения проводится в форме сюжетно-ролевой игры.

  • Коррекция общей моторики происходит в процессе подвижной игры.

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Цель обучения:проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам.

Основные задачи :

- проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;

- развивать общую и артикуляционную моторику;

- активизация познавательной деятельности;

- формирование визуального и эмоционального контакта с педагогом и одноклассниками;

- формировать навык ориентировки за столом;

- выполнение действия или действий по заданной инструкции.

Содержание и структура программы:

В содержание программы входят следующие разделы:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- конструирование;

  • игры-импровизации.

Раздел

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Дидактические игры.

12

Одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта.

Игры на закрепление артикуляции звуков.

2

Учить правильному дыханию и развивать артикуляционный аппарат.

Игры на развитие пространственной ориентировки.

4

Развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.

Сюжетно-ролевые игры

8

Игры способствуют совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения.

Развитие тонкой моторики.

7

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Материально – техническое обеспечение уроков чтения

Для успешного обучения детей с умеренной и тяжелой степенью отсталостью необходимо обеспечить каждое занятие соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным материалом.

Могут быть использованы следующие наглядные пособия и игрушки:

  • Дидактические игры и игровые упражнения с использованием геометрического материала («Чудесный мешочек», «Где чей домик?», досок «Сегена»).

  • Игры с различным строительным материалом (использование конструктора «LEGO»).

  • Трафареты.

  • Наглядные пособия (раздаточный материал на каждого учащегося).

  • Лото (времена года, гигиена, животные, одежда, обувь).

  • Раскраски.

  • Игрушки (куклы, машинки, мячи и т.д.).

  • ТСО.



Календарно-тематическое планирование

Игра, игротерапия

33 часа в год

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата


план

факт


1

«Лото» - летняя одежда. Дидактическая игра.

1

05.09



2

«Лото» - понятие времена года. Дидактическая игра.


1

12.09



3

«Лото» - личная гигиена. Дидактическая игра.

1

19.09



4

«Лото» - осенняя одежда. Дидактическая игра.

1

26.09



6

Игра «Сдуй пушинку», «Загони мяч в ворота», «Кораблик».Игра на закрепление артикуляции звуков.

1

03.10



7

Игра «Угадай, чей голос?» Игра на закрепление артикуляции звуков.

1

10.10



8

Конструирование из счетных палочек геометрических фигур, «Лесенки», «Елочки», «Домика».

1

17.10



9

Конструирование из мозаики.

1

24.10



10

«Лото» - понятие времена года. Дидактическая игра.

1

07.11


11

«Лото» - понятие дикие и домашние животные. Дидактическая игра.

1

14.11


12

«Лото» - личная гигиена. Дидактическая игра.

1

21.11


13

«Лото» - овощи и фрукты. Дидактическая игра.

1

28.11


14

«Уберем игрушки сами». Сюжетно-ролевая игра.

1

05.12


15

«Каравай» (закрепление понятий «выше – ниже»; «шире - уже»). Сюжетно-ролевая игра.

1

12.12


16

Сюжетно-ролевая игра «Идет в гости» (правила поведения в гостях и за столом). Сюжетно-ролевая игра.

1

19.12


17

Гараж для машин. Развитие тонкой моторики.

1

26.12


18

Строим мосты. Развитие тонкой моторики.

1

16.01


19

Строим различные виды домов. Развитие тонкой моторики.

1

23.01


20

Чередование геометрических фигур «Бусы и флажки». Развитие тонкой моторики.

1

30.01


21

«Лото»- времена года. Дидактическая игра.

1

06.02


22

«Лото» - птицы. Дидактическая игра.

1

13.02


23

«Лото»- зимняя одежда. Дидактическая игра.

1

20.02


24

«Лото» - личная гигиена. Дидактическая игра.

1

27.02


25

«Бусы и флажки», «геометрические фигуры». Конструирование из геометрических фигур.

1

06.03


26

«Грузовые автомобили» ,«Сложи узор». Конструирование из геометрических фигур.

1

13.03


27

Цветные кубики. Восприятие цвета.

1

20.03


28

Найди цветок для бабочки. Восприятие цвета.

1

03.04


29

Собери букет. Привяжи ленточки. Восприятие цвета.

1

10.04


30

Волшебный мешочек.Кто где живет.Дидактическая игра.

1

17.04


31

«Лото» - времена года. Дидактическая игра.

1

24.04


32

Цвет и форма. Дидактическая игра.

1

08.05


33

Конструирование из счетных палочек (по образцу).

2

15.05

22.05


Двигательное развитие


Предполагается, что учащиеся будут знать



-как должен одеваться ученик на занятия физкультурой



-название предметов одежды



-что значит «шеренга», «колонна», «круг»



-правила поведения в спортзале



-что такое ходьба, бег, прыжки, метание



-правила поведения во время подвижных игр



Предполагается, что учащиеся будут уметь



-выполнять команду «Становись!»



-строиться в шеренгу, колонну



-выполнять инструкции и команды учителя; чередовать ходьбу с бегом



-держать мяч, обруч



-подпрыгивать на одной и двух ногах




1.Пояснительная записка

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы

учебно-воспитательной работы школы для детей с ОВЗ. Оно решает

образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и

лечебно-оздоровительные задачи.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным,

нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым

обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с

нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному

труду. Воспитывает личностные качества, способствует социальной

интеграции детей с проблемами развития в общество.

В основу настоящей программы положена система простейших

физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов

физического развития и моторики, укрепления здоровья, на выработку

жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с

выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Замедленность протекания психических процессов, конкретность

мышления, дефекты памяти и внимания у детей с ОВЗ обуславливают

чрезвычайную медлительность образования двигательных навыков. Для

того, чтобы ученики усвоили упражнения, инструкции к ним, необходимы

многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Учитель

подбирает такие упражнения и задания, которые состоят из простых,

элементарных движений. Одно из характерных особенностей детей данной

категории является инертность нервных процессов, их стереотипность и

обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое.

При изменении привычной обстановки они не могут воспроизвести даже

хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании

уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в

различных условиях.

В работе требуется непосредственная помощь учащимся в процессе

воспроизведения того или иного задания необходимо помнить, что

словесная инструкция, даже в сочетании с показом не всегда бывает

достаточной.

Каждый урок по адаптивной физкультуре должен планироваться в

соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное

повышение нагрузки в упражнениях и переход в конце урока к

успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений,

подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

Урок целесообразно строить из четырѐх частей (вводной,

подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть

методически связаны между собой.

В настоящую программу включены следующие разделы:

общеразвивающие и корригирующие упражнения, игры и игровые

упражнения, гимнастика, элементы лѐгкой атлетики.

Учитель физкультуры может решить стоящие перед ним задачи только в

том случае, когда он будет вести занятия со строгим учѐтом структуры

дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и недостатков.

Учитель должен хорошо знать все данные врачебных осмотров, знать

состояние здоровья учащихся на каждом уроке.

Особо следует учитывать особенности детей с эпилептическими

припадками, с травматическим слабоумием. Эти дети нуждаются в особом

охранительном режиме, они не могут выполнять упражнений, требующих

больших физических усилий или ведущих к чрезмерному возбуждению

нервной системы.

2.Возможные результаты

Учащиеся _______должны знать:

1.Как должен одеваться ученик на занятия.

Учащиеся должны уметь:

1. Выполнять команду «Становись!».

2. Строиться в шеренгу.

3. Выполнять инструкции и команды учителя.

3.Система оценки достижения возможных результатов

1.19. Оценка достижений возможных предметных результатов по

практической составляющей (что умеет) производится путем

фиксации фактической способности к выполнению учебного

действия, обозначенного в качестве возможного предметного

результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной

помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной

помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной

инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

1.20. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой

составляющей (что знает) производится путем фиксации

фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и

невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного

предметного результата по следующей шкале:

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

1.21. На основании сравнения показателей за полугодие текущей и

предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике

усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому

показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия.


Календарно-тематическое планирование


Темы занятий

Кол.-во

часов

план

факт

1

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения

«Понюхай цветок».

1

07.09


2

Дыхательные упражнения

«Согреть руки»

1

14.09


3

Дыхательные упражнения

«Остудить воду».

1

21.09


4

Основные положения и

движения.

1

28.09


5

Упражнения для мышц шеи и головыНаклоны головы вперѐд- назад с

произнесением звуков.

1

05.10


6

Повороты головы в стороны с

произнесением звуков.

1

12.10


7

Упражнения для кистей рукСгибание и разгибании пальцев в кулак

1

19.10


8

Сведение и разведение пальцев

1

26.10


9

Сгибание и разгибание кисти

1

09.11


10

Повороты кистью: ладонь

кверху, книзу

1

16.11


11

Расслабление кисти.Движение рук: вперѐд, в стороны, вверх, вниз

1

23.11


12

Движение рук на пояс, к плечам,

хлопки, вверх, вниз.

1

30.11


13

Движение рук, сгибание и

разгибание рук в локтевых

суставах.

1

07.12


14

Упражнения для мышц туловища

Наклоны туловища в стороны.

1

14.12


15

Сгибание и разгибание стоп.

Упражнения для формирования правильной осанки.

1

21.12


16

Принятия правильной осанки стоя и

сидя.Стойка в вертикальной плоскости.

1

11.01


17

Ритмические упражнения.Прихлопывание ритма в два хлопка

в медленном темпе.

1

18.01


18

Прихлопывание два хлопка в

быстром темпе.

1

25.01


19

Прикладные упражнения. Выполнения движения: «побежали»,

«остановились», «повернулись».

1

01.02


20

Ходьба и бег. Ходьба по начерченной линии.

1

08.02


21

Свободный бег. Игра «Догони».

1

15.02


22

Бег на носках. Игра «Беги ко мне»,

игра «Солнышко и дождик».

1

22.02


23

Прыжки.

Подпрыгивание на месте на 2 ногах. Игра «Прыг-скок».

1

01.03


24

Спрыгивание с высоты 10-12 см.

Игра «Лягушка».

1

15.03


25

Игровые упражнения «Перепрыгни

через стул».

1

22.03


26

Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска грузов.

Захват различных предметов по

величине и форме двумя руками.

1

05.04


27

Захват различных предметов по

величине и форме одной рукой.

1

12.04


28

Перекладывание мяча с одного

места на другое.

1

19.04


29

Катание мяча от ребенка к учителю.

1

26.04


30

Подбрасывание мяча вверх.

1

03.05


31

Поднимание рук с флажками вперѐд,

вверх.

1

10.05


32

Поднимание рук с флажками в

стороны, опускание вниз.

1

17.05


33

Скрѐстные движения рук с

флажками вверх, вниз.

1

24.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!