СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР ученика коррекционного класса, 8 вид 2 вариант, 1 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СИПР ученика коррекционного класса, 8 вид 2 вариант, 1 год обучения»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «название»



ПРИНЯТО

Методическим объединением учителей От_____августа 2021г. Приказ №_____от__________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «

___________









Специальная индивидуальная программа развития

Фио ребенка


2021-2022 учебный год

(1-й год обучения)





Составители:

.



















г.

Специальная индивидуальная программа развития для детей с глубокой, тяжёлой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант и предназначена для фио ребенка




  1. Общие сведения об обучающемся

Имя, фамилия ребенка

Возраст ребенка


Группа (особые потребности) Инвалид детства


1 Обучается по образовательной программе для детей с

год обучения умственной отсталостью.


Ф.И.О. родителей:

Заключение №.

  1. Краткая характеристика развития.











Пояснительная записка.


Проблема обучения детей-инвалидов, детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях массовой общеобразовательной школы – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленные в ст. 2,5,16,29,31. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: педагогическая коррекция и компенсация развития через систему реабилитационных мероприятий в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания в рамках общеобразовательной школы.

На первый план выступают следующие задачи обучения:

  • Формирование социального поведения.

  • Формирование коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение общаться, обращаться за помощью, соблюдая правила приличия.

  • Формирование и развитие коммуникативной речи.

  • Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.

  • Включение учащегося в домашний, хозяйственный труд.

  • Развитие в себе чувство уверенности, положительное отношение к себе и окружающим.

  • Развитие умения занять себя в свободное время, участвовать в совместной и досуговой деятельности.

Для компенсации нарушений развития позволяются следующие возможности процесса обучения: определение учебного материала; перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков; увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи, поддержание интереса к обучению, создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.

Основная цель социально – педагогической помощи – ценностное развитие ребенка в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

Общая цель воспитания – личностное развитие, проявляющееся в усвоении социально значимых знаний, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Важно не соответствие ребенка единому стандарту, а обеспечение позитивной динамики развития его личности.

Целевым приоритетом воспитания является создание благоприятных условий для усвоения ребенком социально значимых знаний, основных норм и традиций того общества, в котором он живет.

Данная программа должна помочь воспитать из ребенка любящего, послушного и отзывчивого сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку); научить уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим.

Ученик должен стать трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе.

Необходимо воспитать в ребенке стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; привить вежливость и опрятность, скромность и приветливость. Научить соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

Ребенок должен уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы:

Обучение затруднено в связи с низкой работоспособностью, слабой мозговой активностью, тяжелыми нарушениями речи.







Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.

Участники процесса – ученица МАОУ………...

Основная деятельность в рамках программы обеспечивается учителями: основным учителем, учителем – логопедом, школьным психологом, родителями.

Методы работы при реализации программы развития:

  • индивидуальные беседы

  • наблюдение

  • тестирование

  • анкетирование родителей и учащегося

  • анализ участия учащегося в мероприятиях



Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

1-й год обучения

Пояснительная записка.


Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. 

При обучении детей общению необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

  • формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  • учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

  • развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Особенности обучения

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;

  • способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

  • поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • использовать доступны средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

  • выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;

  • уметь произносить осознанно слоги, слова;

  • уметь различать интонацию;

  • уметь вступать в контакт;

  • понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

Предметные результаты:

  • проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

  • выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

  • использование пишущего предмета по назначению;

  • проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

  • рассматривание иллюстраций;

  • письмо и чтение изученных букв, слогов, слов, текстов.


Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема урока

Навыки учебной деятельности

Правила поведения за партой во время письма и чтения

Правила поведения за партой во время письма и чтения

Правила поведения при ответе

Правила поведения при ответе

Правила поведения во время объяснения и указания учителя

Правила поведения во время объяснения и указания учителя

Правила поведения при желании что-то сказать

Правила поведения при желании что-то сказать

Школьные принадлежности

Школьные принадлежности

Школьные принадлежности

Приветствие, узнавание

Различение звуков

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук)

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук)

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание)

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание)

Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание)

О чем говорит улица?

О чем говорит улица?

Экскурсия "О чем говорит улица?"

Произношение звуков

Произношение одного звука а

Произношение одного звука у

Произношение одного звука о

Произношение одного звука х

Правильное произношение двух звуков ау-уа

Правильное произношение двух звуков ау-уа

Правильное произношение двух звуков ах-ох

Правильное произношение двух звуков ах-ох

Правильное произношение трёх звуков (дом, сом, кот,...)

Правильное произношение трёх звуков (дом, сом, кот,...)

Правильное произношение четырёх звуков (мама, папа, дядя, баба,…)

Правильное произношение четырёх звуков (мама, папа, дядя, баба,…)

Называние слов по картинкам

Называние слов по картинкам

Правильное произношение двух звуков му-ум

Правильное произношение двух звуков му-ум

Развитие моторики

Развитие движений кисти и пальцев рук

Развитие движений кисти и пальцев рук

Составление предложений

Составление простых предложений из двух слов

Составление простых предложений из двух слов

Обведение фигур по трафарету

Составление простых предложений из трех слов

Составление простых предложений из трех слов

Обведение фигур по трафарету

Деление составленных предложений на слова

Деление составленных предложений на слова

Закраска фигур

Я, мое имя, моя фотография

Моя любимая игрушка

Моя любимая сказка

Мне нравится, мне не нравится

Прописывание

Рисование прямых линий

Рисование прямых линий

Рисование наклонных линий

Рисование наклонных линий

Рисование наклонных линий с закруглением

Рисование наклонных линий с закруглением

Рисование овала

Рисование овала

Понимание слов

Понимание слов и выполнение действий

Понимание слов и выполнение действий

Закраска фигур

Звук А в начале слова

Звук А в начале слова

Штриховка прсотейших фигур

Звук У в начале слова

Звук У в начале слова

Рисование простейших фигур

Изображение действий по картинке

Изображение действий по вопросам учителя

Рисование несложных предметов

Показывание и называние изображений

Показывание и называние изображений

Звук и буква А

Произнесение звука А в словах

Письмо печатной А

Письмо печатной А

Произнесение звука А в начале

Письмо строчной а

Письмо строчной а

Произнесение звука А в конце

Письмо буквы А, а

Письмо буквы А, а

Звук и буква У

Произнесение звука У в словах

Письмо печатной У

Письмо печатной У

Произнесение звука У в начале

Письмо строчной у

Письмо строчной у

Произнесение звука У в конце

Письмо буквы У, у

Письмо буквы У, у

Звук и буква О

Произнесение звука О в словах

Письмо печатной О

Письмо печатной О

Произнесение звука О в начале

Письмо строчной о

Письмо строчной о

Произнесение звука О в конце

Письмо буквы О, о

Письмо буквы О, о


Рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

1-й год обучения

Пояснительная записка

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики - основной подход в обучении.

В итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель - формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся доступные математические знания и умения, их практическое применение в повседневной жизни;

  • овладеть первичными представлениями об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

  • развивать у школьников мотивы к целенаправленной деятельности;

  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Особенности обучения

Процесс развития математических представлений и счета в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению навыков счета.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • уметь различать предметы по форме, величине;

  • умение ориентироваться в схеме тела;

  • умение различать множества (один –много);

  • умение различать части суток;

  • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

  • умение пересчитывать предметы


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»

Тема урока

Представления о форме

Круг

Квадрат

Маленькие квадраты

Большие квадраты

Предметы похожие на круг

Предметы похожие на квадрат

Раскрашивание круга

Раскрашивание квадрата

Обведение круга по контуру

Обведение квадрата по контуру

Штриховка круга

Штриховка квадрата

Представления о величине

Большой - маленький

Длинный - короткий

Большие и маленькие игрушки

Наложение и приложение. Длинный - короткий

Сравнение людей. Большой - маленький

Штриховка предметов различной величины

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы

Подбери ленты для кукол

Формирование пространственных представлений

Постройка башни

Длинный мост, короткий мостик

Выделение «короткий - длинный» предметов

 Вверху-середина-внизу

Определение расположения предметов: вверху – внизу – посередине»

Разложи игрушки по полкам

Разложи игрушки по полкам

Разложи одежду по полкам

Разложи одежду по полкам

Ориентация на листе бумаги

Формирование временных представлений

Вверх-середина. Середина – низ

Ориентация в классе

Середина класса

 День-вечер-ночь

 День-вечер-ночь

Части суток

День-вечер-ночь

Режим дня

Режим дня

Режим дня

Ночной режим

Ночной режим

Покажи, что ты делал днем, вечером

Покажи, что ты делал ночью

Формирование количественных представлений

Знакомство с понятием «один» и «много»

Знакомство с цифрой 1

Один-много

Цифра 1

Цифра 1

Много

Выполнение различных действий: один — много хлопков

Мои игрушки

Мои игрушки

В гостях у лесовика в лесу

Посчитай сколько шишек, найди цифру 1

Формирование пространственных представлений

Поровну-больше

Разложи игрушки

Пространственные понятия: поровну - больше, к, от

Пространственные понятия: поровну - больше, к, от

Игровые упражнения на перемещение в пространстве

Игровые упражнения на перемещение в пространстве

Игровые упражнения на перемещение в пространстве

Короткий – длинный

Короткий – длинный

Вверху – середина – внизу

Вверху – середина – внизу

Закрепление

Закрепление


Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий природный мир»

1-й год обучения

Пояснительная записка.

       У учащихся с умственной отсталостью слабо развиты представления об окружающем мире. Во время обучения формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, дети получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. 
       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями и др. Особое внимание уделяется

воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создаётся чувственная основа для слова, и подготавливает обучающегося к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формировать представления об объектах неживой природы: огнь, почва, земля,

воздух, лес, луг, река, водоемы;

  • формировать представления о временах года, характерных признаках времен года,

погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

  • формировать умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения

определенных действий (идет дождь – открываем зонт);

  • формировать интерес к объектам живой природы;

  • рассказывать о животном и растительном мире - формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным;

  • учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

  • обучать элементарным представлениям о течении времени;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности

Особенности обучения

Процесс изучения окружающего природного мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний об окружающем мире.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

  • Оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;

  • Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;

  • Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;

  • Участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

  • Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами;

  • Использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

  • Контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • Осознавать свою неразрывную связь с природой;

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

  • Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях;

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья (безопасность на улице, в лесу);

  • Интерес к объектам живой природы;

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их понятия «дикие» - «домашние», «полезные» - «вредные»);

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

  • Умение различения частей суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток в течение недели;

  • Использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»


Тема урока

Сезонные изменения в природе

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).

Осень. Изменения в природе.

 Экскурсия.

Жизнь растений и животных в осенние месяцы.

Наблюдения за изменениями в природе осенью. Сентябрь. Растения.

Похолодание. Листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме).

Отлет птиц.

Изменения в природе зимой. Приметы зимы.

Зима. Холод, снег, лед, мороз.

 Птицы зимой. Подкормка птиц.

 Изменения в природе весной.

 Жизнь животных и растений.

 Весна.

 Потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек.

 Прилет птиц.

Школа

Школьное здание. Классы, коридоры, зал, гардероб.

Школьная столовая. Экскурсия.

Классная комната

Классная комната. Правила поведения в классной комнате

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.

Учебные вещи. Игрушки

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

Семья

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Отношение к близким людям.

Одежда

Школьная форма девочек (платья, фартук).

Школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка).

Практическая работа «Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение)».

Обувь

Туфли, ботинки, тапочки, сапоги.

Практическая работа «Уход за обувью (чистка щеткой, протирка)».

Овощи

Помидор, огурец или другие.

Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам.

Употребление в пищу.

Фрукты

Яблоко, груша или другие.

Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам.

Употребление в пищу.

Комнатные растения

Комнатные растения. Уход за ними.

Домашние комнатные растения. Называние.

Классные комнатные растения. Практическая работа «Узнавание и называние».

Домашние животные

Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Польза. Забота

Лошадь, корова. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Польза. Забота

Овца, коза. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Польза. Забота

Гусь, утка, курица. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносят человеку. Забота человека о них.

Дикие животные

Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Медведь, рысь. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Ёжик, барсук. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Заяц, белка. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Лось, олень. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Птицы

Голубь, воробей, ворона и др. Внешний вид. Где живет, чем питается.

Экскурсия в парк для наблюдения за поведением птиц.

Ласточка, грач, жаворонок и др. Внешний вид. Где живет, чем питается.

Орел, беркут, ястреб. Внешний вид. Где живет, чем питается.

Сова, кукушка, клест. Внешний вид. Где живет, чем питается.

Охрана здоровья

Охрана здоровья.

Охрана здоровья.

Части тела человека. Голова. Уход за головой.

Части тела человека. Шея. Уход за шеей.

Части тела человека. Туловище. Уход за туловищем.

Части тела человека. Руки. Уход за руками.

Рука правая и левая.

Нога правая и левая.

Охрана здоровья. Глаза. Уход за глазами.

Охрана здоровья. Уши. Уход за ушами.

Охрана здоровья. Зубы. Уход за зубами.

Охрана здоровья. Нос. Уход за носом.

Охрана здоровья. Занятия спортом.

Охрана здоровья. Занятия спортом.

Закрепление

Закрепление


Рабочая программа по учебному предмету

«Человек»

1-й год обучения

Пояснительная записка.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

  • формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

  • представления о собственном теле;

  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • отнесение себя к определенному полу;

  • развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

  • формировать представления о возрастных изменениях;

  • формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

  • формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

  • формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

  • формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • формировать умения обслуживать себя;

  • формировать умения следить за своим внешним видом;

  • формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Особенности обучения

Процесс изучения предмета «Человек» в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний о себе.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;

  • представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»

Тема урока

Сенсорное развитие

Зрительное восприятие. Посмотри на меня». ИОТ и ТБ.

Зрительное восприятие. Чего не стало?

Зрительное восприятие. Поставь игрушки на своё место

Зрительное восприятие. Куда полетела бабочка?

Зрительное восприятие. Куда поехала машина?

Зрительное восприятие. Чья тень?

Зрительное восприятие. Чья тень?

Зрительное восприятие. Машинка. Мишка

Зрительное восприятие.  Кукла. Бабочка

Зрительное восприятие. Зелёная травка. Желтое солнышко

Зрительное восприятие. Манипуляция больших и маленьких предметов

Слуховое восприятие

Надевание колец на стержень

 Разбери пирамидку

Чей звук? (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»).

На чем играет Петрушка?

Как говорят животные?

Как говорят животные?

Какой звучит инструмент?

Какой звучит инструмент?

Кинестетическое восприятие

Меховой мишка и бумажный мишка

Меховой мишка и бумажный мишка

Предметно – практическая деятельность

Рвём бумагу и складываем в коробочку

Смешай краски. Мыльные пузыри

Пересыпь горох

Открой баночку, заполни её фасолью

Собери бусинки

Заведи машинку

Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку

Открой баночку, сложи бусины

Матрешка

Найди предметы в песочнице

Рисование красками, лучики солнца

Двигательное развитие

Бросай, поймай мячик

Прокати мяч по дорожке

У медведя во бору

Заинька попляши

Кошка и воробушки

Воздушные снежинки

Воздушные шары

Бабочки

Гуси-гуси

Воробушки и автомобиль

Заинька попляши, беленький попляши

Ладушки – ладушки. Сорока белобока

Альтернативная коммуникация

Узнай, какое у меня настроение

Позови меня (жестом, звуком, словом)

Знакомство  с художественными  произведениями

«Теремок»

 «Колобок».

«Мишка косолапый».

«Наша, Таня громко плачет».

Игра жестов, книга – разговоров

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.».

Найди такой же. Найди пару

 Назови, одним словом. Что лишнее?

Предметно-практическая деятельность

Разноцветные палочки

Поделки из пластилина

Колобки, колбаски

Поможем кукле Кате прибраться

К нам придут гости

Чудесный мешочек. Игры в песочнице

Дидактическая игра «Собери человечка».

Дидактическая игра «Кукла Катя и её игрушки».

Игрушки

Одежда. Обувь

Одежда. Обувь

Мебель. Посуда

Мебель. Посуда

Итоговый урок



Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий социальный мир»

1-й год обучения

Пояснительная записка.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

  • активизация познавательных интересов обучающихся;

  • накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт обучающийся;

  • формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;

  • накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности обучающегося;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности.

Особенности обучения

Процесс изучения окружающего социального мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению социальных навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

  • оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;

  • проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;

  • сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;

  • участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

  • участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.

Предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека:

  • интерес к объектам, созданным человеком;

  • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

  • умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;

2) Представления об окружающих людях:

  • овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;

  • представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

  • представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

  • умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;

  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3) Развитие межличностных и групповых отношений:

  • умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

  • умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

  • представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

  • использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

  • умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;

5) Представление о стране проживания Россия:

  • представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);

  • представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»

Тема урока

Школа

Здравствуй, школа!

Я - ученик. Школа

Мой класс: Школьные принадлежности

Помещения школы

Правила поведения в школе

Предметы и материалы вокруг нас

Игрушки

Одежда

Мебель

Город

Улица. Двор

Улица. Уличное движение

Урок-экскурсия

Знакомство с ПДД

Квартира, дом, двор

Части дома

Убранство дома. Мебель

Предметы посуды

Игровые действия: Стирка

Транспорт

Транспорт. Виды транспорта

Транспорт. Автобус, машина

Предметы быта

Электроприборы

Правильное пользование электроприборов

Предметы и материалы вокруг нас

Свойства предметов, которые нас окружают

Урок-эксперимент "Проверь, что это"

Квартира, дом, двор

Правила безопасности во дворе

Как вести себя дома

Повторение пройденного

Продукты питания

Напитки. Молочные продукты

Мучные продукты. Кондитерские изделия

Традиции и обычаи

Какие праздники мы знаем

День Победы. Патриотизм

Повторение пройденного

Что узнали о предметах быта, мебели

Сюжетно-ролевые игры

Правила поведения дома и во дворе

Сюжетно-ролевые игры

Питание



Рабочая программа по учебному предмету

«Адаптивная физкультура»

1-й год обучения

Пояснительная записка.

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

     Нарушения  развития  детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

Цель – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

  • формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры;

  • укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Особенности обучения

Процесс занятия адаптивной физической культурой в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Упражнения подбираются по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности, которые будут способствовать расширению навыков.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • правильное выполнение упражнений;

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;

  • формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;

  • знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;

  • обучение и применение дыхательной гимнастики.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»

Тема урока

Введение

Вводный урок. ИОТ и ТБ.

Физическая подготовка

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Ползание.

Сюжетный урок

Сюжетный урок

Оздоровительная и корригирующая гимнастика

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Упражнения на равновесие.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционные подвижные игры

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с бегом.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом.

Подвижные игры с мячом.

Физическая подготовка

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Передача предметов.

Прокатывание мяча

Прокатывание мяча

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Ходьба и бег.

Подвижные игры

Подвижные игры

Подвижные игры

Эстафета

Контрольный урок



Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

1-й год обучения

Пояснительная записка.

Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Цель - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.

Задачи:

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Особенности обучения

Процесс изучения изобразительной деятельности в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению художественных, творческих навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

Тема урока

Развитие мелкой моторики

Давайте познакомимся

Игра с цветными карандашами

Исследование свойств  бумаги. Манипуляция с бумагой (рвём, сминаем)

Знакомство со школой

Знакомство со школой

Знакомство с классом

Знакомство с учебными принадлежностями

Исследование различных образцов  бумаги

Газета

Цветная бумага

Картон

Белая бумага различного назначения

Я и моё тело

Учимся работать руками

Рисование карандашами (закрашивание предмета внутри контура)

Рисование красками (заливка контура)

Самостоятельные манипуляции с кисточкой, мытьё

Действия с простым карандашом, ластиком

Явления природы

Смешивание акварельных красок

Смешивание акварельных красок

Игры с разноцветной водой

Рисование по мокрому листу. Явления природы

Рисование по мокрому листу. Осень

Аппликация «Осень» (любой удобной техникой)

Растительный мир

Знакомство с природным материалом

Манипуляции с бумагой. Мозаика.

Рисование красками.

Фрукты и ягоды

Игра с гуашевыми красками

Игра с гуашевыми красками.

Исследование свойства пластилина. Яблоко. Ягода.

Исследование свойства пластилина. Лимон. Слива.

Рисование разными способами. Фрукты на тарелке или в вазе.

Аппликация «Фруктово-ягодная корзинка».

Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи

Рисование гуашевыми красками: полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ.

Лепка из пластилина. Колбаски разной длины.

Аппликация «Фруктовые деревья».

Игрушки

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

Рисование акварельными красками: пятна. Мяч.

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи. Снеговик.

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы. Неваляшка.

Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. Флажки.

Лепка из пластилина. Мяч.

Лепка из пластилина. Снеговик.

Аппликация «Мяч».

Аппликация «Снеговик.».

Аппликация «Флажки».

Домашние животные

Выкладывание изображения по контуру.

Лепка  из пластилина.  Шарики ( котёнок).

Рисование мелками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии

Рисование  акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии.

Знакомство с различным поделочным материалом.

Рисование красками «Кошки-мышки».

Лепка из пластилина: «Мышка».

Явления природы

Рисуем мелками.

Рисуем мелками «Украсим ёлку шарами».

Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками».

Выкладывание аппликации «Снежок».

Посуда

Декоративное рисование.

Декоративное рисование. «Тарелочка» рисование и раскрашивание кругов на картонных тарелках.

Аппликация из рваной бумаги.«Украсим посуду».

Аппликация из рваной бумаги. «Украсим посуду»

Рисование красками. «Деревянная ложка» раскрашивание ложки по готовому контуру.

Рисование карандашами. «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру.

Одежда

Декоративное рисование. «Украшаем полоску».

Аппликация из рваной бумаги. «Украшаем полоску».

Рисование красками. «Раскрашиваем варежку» (заготовка).

Рисование карандашами. «Украсим одежду». Работа по раскрашиванию шаблонов одежды.

Декоративное рисование и аппликация. «Оденем мишку на улицу»

Мебель

Проведение линии не отрывая карандаш. «Стол» рисуем стол по шаблону.

«Красивый стол». Раскрашивание изображения по готовому контуру.

«Стул». Раскрашивание изображения по готовому контуру.

«Шкаф». Раскрашивание изображения по готовому контуру.

Овощи

Рисование акварельными красками. «Помидор».

Освоение приемов работы с пластилином. «Помидоры».

Рисование акварельными красками. «Зелёный огурец».

Освоение приемов работы с пластилином. «Зелёный огурец».

Аппликация. «Зелёный огурец и красный помидор».

Рисование гуашевыми красками. «Морковка».

Освоение приемов работы с пластилином. «Морковка».

Аппликация. «Грядка с морковью».

Рисование гуашевыми красками. «Лук».

Освоение приемов работы с пластилином. «Связка лука».

Аппликация. «Грядка с луком».

Аппликация. «Корзинка с овощами».

Явления природы

Смешивание акварельных красок, нанесение разноцветных красок на контур

Рисование по мокрому листу. «Аквариум».

Аппликация «Рыбки в аквариуме».

Птицы

«Ворона». Рисование мелками, карандашами.

Аппликация «Цыплята на травке».

Растительный мир

Рисование акварельными красками. «Трава».

Рисование акварельными красками. «Полянка с цветами».

Рисование гуашевыми красками. «Первоцветы».

Рисование гуашевыми красками. «Расцвела мать-и-мачеха».

Освоение приемов работы с пластилином. «Одуванчик».

Освоение приемов работы с пластилином. «Цветочек».

Аппликация. «Цветик - семицветик».

Аппликация. «Тюльпаны».

Аппликация. «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок . Итоги года.

Свободное творчество

Рисунок на свободную тему

Рисунок на свободную тему

Аппликация на свободную тему

Аппликация на свободную тему

Лепка на свободную тему

Лепка на свободную тему




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!