Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «название»
ПРИНЯТО Методическим объединением учителей От_____августа 2021г. Приказ №_____от__________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ « ___________ |
Специальная индивидуальная программа развития
Фио ребенка
2021-2022 учебный год
(1-й год обучения)
Составители:
.
г.
Специальная индивидуальная программа развития для детей с глубокой, тяжёлой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант и предназначена для фио ребенка
-
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребенка
Возраст ребенка
Группа (особые потребности) Инвалид детства
1 Обучается по образовательной программе для детей с
год обучения умственной отсталостью.
Ф.И.О. родителей:
Заключение №.
-
Краткая характеристика развития.
Пояснительная записка.
Проблема обучения детей-инвалидов, детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях массовой общеобразовательной школы – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленные в ст. 2,5,16,29,31. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: педагогическая коррекция и компенсация развития через систему реабилитационных мероприятий в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания в рамках общеобразовательной школы.
На первый план выступают следующие задачи обучения:
-
Формирование социального поведения.
-
Формирование коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение общаться, обращаться за помощью, соблюдая правила приличия.
-
Формирование и развитие коммуникативной речи.
-
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.
-
Включение учащегося в домашний, хозяйственный труд.
-
Развитие в себе чувство уверенности, положительное отношение к себе и окружающим.
-
Развитие умения занять себя в свободное время, участвовать в совместной и досуговой деятельности.
Для компенсации нарушений развития позволяются следующие возможности процесса обучения: определение учебного материала; перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков; увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи, поддержание интереса к обучению, создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.
Основная цель социально – педагогической помощи – ценностное развитие ребенка в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
Общая цель воспитания – личностное развитие, проявляющееся в усвоении социально значимых знаний, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Важно не соответствие ребенка единому стандарту, а обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Целевым приоритетом воспитания является создание благоприятных условий для усвоения ребенком социально значимых знаний, основных норм и традиций того общества, в котором он живет.
Данная программа должна помочь воспитать из ребенка любящего, послушного и отзывчивого сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку); научить уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим.
Ученик должен стать трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе.
Необходимо воспитать в ребенке стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; привить вежливость и опрятность, скромность и приветливость. Научить соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
Ребенок должен уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Обучение затруднено в связи с низкой работоспособностью, слабой мозговой активностью, тяжелыми нарушениями речи.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.
Участники процесса – ученица МАОУ………...
Основная деятельность в рамках программы обеспечивается учителями: основным учителем, учителем – логопедом, школьным психологом, родителями.
Методы работы при реализации программы развития:
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
1-й год обучения
Пояснительная записка.
Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова.
При обучении детей общению необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
-
формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
-
учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
-
развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
-
готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
-
способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
-
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
-
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-
использовать доступны средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
-
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
-
уметь произносить осознанно слоги, слова;
-
уметь различать интонацию;
-
уметь вступать в контакт;
-
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
-
уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
Предметные результаты:
-
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
-
выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
-
использование пишущего предмета по назначению;
-
проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
-
рассматривание иллюстраций;
-
письмо и чтение изученных букв, слогов, слов, текстов.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема урока |
Навыки учебной деятельности |
-
| Правила поведения за партой во время письма и чтения |
-
| Правила поведения за партой во время письма и чтения |
-
| Правила поведения при ответе |
-
| Правила поведения при ответе |
-
| Правила поведения во время объяснения и указания учителя |
-
| Правила поведения во время объяснения и указания учителя |
-
| Правила поведения при желании что-то сказать |
-
| Правила поведения при желании что-то сказать |
-
| Школьные принадлежности |
-
| Школьные принадлежности |
-
| Школьные принадлежности |
-
| Приветствие, узнавание |
Различение звуков |
-
| Различение звуков окружающей действительности (звон, стук) |
-
| Различение звуков окружающей действительности (звон, стук) |
-
| Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание) |
-
| Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание) |
-
| Различение звуков окружающей действительности (гудение, жужжание) |
-
| Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание) |
-
| Различение звуков окружающей действительности (звон, стук, гудение, жужжание) |
-
| О чем говорит улица? |
-
| О чем говорит улица? |
-
| Экскурсия "О чем говорит улица?" |
Произношение звуков |
-
| Произношение одного звука а |
-
| Произношение одного звука у |
-
| Произношение одного звука о |
-
| Произношение одного звука х |
-
| Правильное произношение двух звуков ау-уа |
-
| Правильное произношение двух звуков ау-уа |
-
| Правильное произношение двух звуков ах-ох |
-
| Правильное произношение двух звуков ах-ох |
-
| Правильное произношение трёх звуков (дом, сом, кот,...) |
-
| Правильное произношение трёх звуков (дом, сом, кот,...) |
-
| Правильное произношение четырёх звуков (мама, папа, дядя, баба,…) |
-
| Правильное произношение четырёх звуков (мама, папа, дядя, баба,…) |
-
| Называние слов по картинкам |
-
| Называние слов по картинкам |
-
| Правильное произношение двух звуков му-ум |
-
| Правильное произношение двух звуков му-ум |
Развитие моторики |
-
| Развитие движений кисти и пальцев рук |
-
| Развитие движений кисти и пальцев рук |
Составление предложений |
-
| Составление простых предложений из двух слов |
-
| Составление простых предложений из двух слов |
-
| Обведение фигур по трафарету |
-
| Составление простых предложений из трех слов |
-
| Составление простых предложений из трех слов |
-
| Обведение фигур по трафарету |
-
| Деление составленных предложений на слова |
-
| Деление составленных предложений на слова |
-
| Закраска фигур |
-
| Я, мое имя, моя фотография |
-
| Моя любимая игрушка |
-
| Моя любимая сказка |
-
| Мне нравится, мне не нравится |
Прописывание |
-
| Рисование прямых линий |
-
| Рисование прямых линий |
-
| Рисование наклонных линий |
-
| Рисование наклонных линий |
-
| Рисование наклонных линий с закруглением |
-
| Рисование наклонных линий с закруглением |
-
| Рисование овала |
-
| Рисование овала |
Понимание слов |
-
| Понимание слов и выполнение действий |
-
| Понимание слов и выполнение действий |
-
| Закраска фигур |
-
| Звук А в начале слова |
-
| Звук А в начале слова |
-
| Штриховка прсотейших фигур |
-
| Звук У в начале слова |
-
| Звук У в начале слова |
-
| Рисование простейших фигур |
-
| Изображение действий по картинке |
-
| Изображение действий по вопросам учителя |
-
| Рисование несложных предметов |
-
| Показывание и называние изображений |
-
| Показывание и называние изображений |
Звук и буква А |
-
| Произнесение звука А в словах |
-
| Письмо печатной А |
-
| Письмо печатной А |
-
| Произнесение звука А в начале |
-
| Письмо строчной а |
-
| Письмо строчной а |
-
| Произнесение звука А в конце |
-
| Письмо буквы А, а |
-
| Письмо буквы А, а |
Звук и буква У |
-
| Произнесение звука У в словах |
-
| Письмо печатной У |
-
| Письмо печатной У |
-
| Произнесение звука У в начале |
-
| Письмо строчной у |
-
| Письмо строчной у |
-
| Произнесение звука У в конце |
-
| Письмо буквы У, у |
-
| Письмо буквы У, у |
Звук и буква О |
-
| Произнесение звука О в словах |
-
| Письмо печатной О |
-
| Письмо печатной О |
-
| Произнесение звука О в начале |
-
| Письмо строчной о |
-
| Письмо строчной о |
-
| Произнесение звука О в конце |
-
| Письмо буквы О, о |
-
| Письмо буквы О, о |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
1-й год обучения
Пояснительная записка
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики - основной подход в обучении.
В итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Цель - формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
-
сформировать у обучающихся доступные математические знания и умения, их практическое применение в повседневной жизни;
-
овладеть первичными представлениями об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
-
развивать у школьников мотивы к целенаправленной деятельности;
-
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Особенности обучения
Процесс развития математических представлений и счета в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению навыков счета.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
Предметные результаты:
-
уметь различать предметы по форме, величине;
-
умение ориентироваться в схеме тела;
-
умение различать множества (один –много);
-
умение различать части суток;
-
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
-
умение пересчитывать предметы
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»
№ | Тема урока |
Представления о форме |
-
| Круг |
-
| Квадрат |
-
| Маленькие квадраты |
-
| Большие квадраты |
-
| Предметы похожие на круг |
-
| Предметы похожие на квадрат |
-
| Раскрашивание круга |
-
| Раскрашивание квадрата |
-
| Обведение круга по контуру |
-
| Обведение квадрата по контуру |
-
| Штриховка круга |
-
| Штриховка квадрата |
Представления о величине |
-
| Большой - маленький |
-
| Длинный - короткий |
-
| Большие и маленькие игрушки |
-
| Наложение и приложение. Длинный - короткий |
-
| Сравнение людей. Большой - маленький |
-
| Штриховка предметов различной величины |
-
| Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы |
-
| Подбери ленты для кукол |
Формирование пространственных представлений |
-
| Постройка башни |
-
| Длинный мост, короткий мостик |
-
| Выделение «короткий - длинный» предметов |
-
| Вверху-середина-внизу |
-
| Определение расположения предметов: вверху – внизу – посередине» |
-
| Разложи игрушки по полкам |
-
| Разложи игрушки по полкам |
-
| Разложи одежду по полкам |
-
| Разложи одежду по полкам |
-
| Ориентация на листе бумаги |
Формирование временных представлений |
-
| Вверх-середина. Середина – низ |
-
| Ориентация в классе |
-
| Середина класса |
-
| День-вечер-ночь |
-
| День-вечер-ночь |
-
| Части суток |
-
| День-вечер-ночь |
-
| Режим дня |
-
| Режим дня |
-
| Режим дня |
-
| Ночной режим |
-
| Ночной режим |
-
| Покажи, что ты делал днем, вечером |
-
| Покажи, что ты делал ночью |
Формирование количественных представлений |
-
| Знакомство с понятием «один» и «много» |
-
| Знакомство с цифрой 1 |
-
| Один-много |
-
| Цифра 1 |
-
| Цифра 1 |
-
| Много |
-
| Выполнение различных действий: один — много хлопков |
-
| Мои игрушки |
-
| Мои игрушки |
-
| В гостях у лесовика в лесу |
-
| Посчитай сколько шишек, найди цифру 1 |
Формирование пространственных представлений |
-
| Поровну-больше |
-
| Разложи игрушки |
-
| Пространственные понятия: поровну - больше, к, от |
-
| Пространственные понятия: поровну - больше, к, от |
-
| Игровые упражнения на перемещение в пространстве |
-
| Игровые упражнения на перемещение в пространстве |
-
| Игровые упражнения на перемещение в пространстве |
-
| Короткий – длинный |
-
| Короткий – длинный |
-
| Вверху – середина – внизу |
-
| Вверху – середина – внизу |
-
| Закрепление |
-
| Закрепление |
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
1-й год обучения
Пояснительная записка.
У учащихся с умственной отсталостью слабо развиты представления об окружающем мире. Во время обучения формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, дети получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями и др. Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создаётся чувственная основа для слова, и подготавливает обучающегося к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
воздух, лес, луг, река, водоемы;
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
определенных действий (идет дождь – открываем зонт);
-
формировать интерес к объектам живой природы;
-
рассказывать о животном и растительном мире - формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным;
-
учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
-
обучать элементарным представлениям о течении времени;
-
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
-
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
-
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
-
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
-
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
-
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
-
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности
Особенности обучения
Процесс изучения окружающего природного мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний об окружающем мире.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
-
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
-
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
-
Оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
-
Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
-
Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;
-
Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;
-
Участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;
-
Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами;
-
Использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
-
Контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
Осознавать свою неразрывную связь с природой;
-
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
-
Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
-
Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
-
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);
-
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях;
-
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья (безопасность на улице, в лесу);
-
Интерес к объектам живой природы;
-
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их понятия «дикие» - «домашние», «полезные» - «вредные»);
-
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
-
Умение различения частей суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
-
Представления о течении времени: смена событий дня, суток в течение недели;
-
Использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ | Тема урока |
Сезонные изменения в природе |
-
| Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). |
-
| Осень. Изменения в природе. |
-
| Экскурсия. |
-
| Жизнь растений и животных в осенние месяцы. |
-
| Наблюдения за изменениями в природе осенью. Сентябрь. Растения. |
-
| Похолодание. Листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме). |
-
| Отлет птиц. |
-
| Изменения в природе зимой. Приметы зимы. |
-
| Зима. Холод, снег, лед, мороз. |
-
| Птицы зимой. Подкормка птиц. |
-
| Изменения в природе весной. |
-
| Жизнь животных и растений. |
-
| Весна. |
-
| Потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек. |
-
| Прилет птиц. |
Школа |
-
| Школьное здание. Классы, коридоры, зал, гардероб. |
-
| Школьная столовая. Экскурсия. |
Классная комната |
-
| Классная комната. Правила поведения в классной комнате |
-
| Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. |
-
| Кукла, мишка, пирамидка, машины и др. |
Учебные вещи. Игрушки |
-
| Учебные вещи и игрушки. Сравнение. |
Семья |
-
| Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. |
-
| Отношение к близким людям. |
Одежда |
-
| Школьная форма девочек (платья, фартук). |
-
| Школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). |
-
| Практическая работа «Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение)». |
Обувь |
-
| Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. |
-
| Практическая работа «Уход за обувью (чистка щеткой, протирка)». |
Овощи |
-
| Помидор, огурец или другие. |
-
| Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. |
-
| Употребление в пищу. |
Фрукты |
-
| Яблоко, груша или другие. |
-
| Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. |
-
| Употребление в пищу. |
Комнатные растения |
-
| Комнатные растения. Уход за ними. |
-
| Домашние комнатные растения. Называние. |
-
| Классные комнатные растения. Практическая работа «Узнавание и называние». |
Домашние животные |
-
| Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Польза. Забота |
-
| Лошадь, корова. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Польза. Забота |
-
| Овца, коза. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Польза. Забота |
-
| Гусь, утка, курица. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносят человеку. Забота человека о них. |
Дикие животные |
-
| Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
-
| Медведь, рысь. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
-
| Ёжик, барсук. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
-
| Заяц, белка. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
-
| Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
-
| Лось, олень. Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
Птицы |
-
| Голубь, воробей, ворона и др. Внешний вид. Где живет, чем питается. |
-
| Экскурсия в парк для наблюдения за поведением птиц. |
-
| Ласточка, грач, жаворонок и др. Внешний вид. Где живет, чем питается. |
-
| Орел, беркут, ястреб. Внешний вид. Где живет, чем питается. |
-
| Сова, кукушка, клест. Внешний вид. Где живет, чем питается. |
Охрана здоровья |
-
| Охрана здоровья. |
-
| Охрана здоровья. |
-
| Части тела человека. Голова. Уход за головой. |
-
| Части тела человека. Шея. Уход за шеей. |
-
| Части тела человека. Туловище. Уход за туловищем. |
-
| Части тела человека. Руки. Уход за руками. |
-
| Рука правая и левая. |
-
| Нога правая и левая. |
-
| Охрана здоровья. Глаза. Уход за глазами. |
-
| Охрана здоровья. Уши. Уход за ушами. |
-
| Охрана здоровья. Зубы. Уход за зубами. |
-
| Охрана здоровья. Нос. Уход за носом. |
-
| Охрана здоровья. Занятия спортом. |
-
| Охрана здоровья. Занятия спортом. |
-
| Закрепление |
-
| Закрепление |
Рабочая программа по учебному предмету
«Человек»
1-й год обучения
Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
-
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
-
представления о собственном теле;
-
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
-
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
-
отнесение себя к определенному полу;
-
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
-
формировать представления о возрастных изменениях;
-
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
-
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
-
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
-
формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
-
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
-
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
-
формировать умения обслуживать себя;
-
формировать умения следить за своим внешним видом;
-
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
-
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
-
развитие собственной активности ребенка;
-
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
-
формирование и развитие целенаправленных действий;
-
развитие планирования и контроля деятельности;
-
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Особенности обучения
Процесс изучения предмета «Человек» в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний о себе.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
-
освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
-
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
-
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
-
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
-
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
-
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
-
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
-
представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;
-
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
№ | Тема урока |
Сенсорное развитие |
-
| Зрительное восприятие. Посмотри на меня». ИОТ и ТБ. |
-
| Зрительное восприятие. Чего не стало? |
-
| Зрительное восприятие. Поставь игрушки на своё место |
-
| Зрительное восприятие. Куда полетела бабочка? |
-
| Зрительное восприятие. Куда поехала машина? |
-
| Зрительное восприятие. Чья тень? |
-
| Зрительное восприятие. Чья тень? |
-
| Зрительное восприятие. Машинка. Мишка |
-
| Зрительное восприятие. Кукла. Бабочка |
-
| Зрительное восприятие. Зелёная травка. Желтое солнышко |
-
| Зрительное восприятие. Манипуляция больших и маленьких предметов |
Слуховое восприятие |
-
| Надевание колец на стержень |
-
| Разбери пирамидку |
-
| Чей звук? (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»). |
-
| На чем играет Петрушка? |
-
| Как говорят животные? |
-
| Как говорят животные? |
-
| Какой звучит инструмент? |
-
| Какой звучит инструмент? |
Кинестетическое восприятие |
-
| Меховой мишка и бумажный мишка |
-
| Меховой мишка и бумажный мишка |
Предметно – практическая деятельность |
-
| Рвём бумагу и складываем в коробочку |
-
| Смешай краски. Мыльные пузыри |
-
| Пересыпь горох |
-
| Открой баночку, заполни её фасолью |
-
| Собери бусинки |
-
| Заведи машинку |
-
| Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку |
-
| Открой баночку, сложи бусины |
-
| Матрешка |
-
| Найди предметы в песочнице |
-
| Рисование красками, лучики солнца |
Двигательное развитие |
-
| Бросай, поймай мячик |
-
| Прокати мяч по дорожке |
-
| У медведя во бору |
-
| Заинька попляши |
-
| Кошка и воробушки |
-
| Воздушные снежинки |
-
| Воздушные шары |
-
| Бабочки |
-
| Гуси-гуси |
-
| Воробушки и автомобиль |
-
| Заинька попляши, беленький попляши |
-
| Ладушки – ладушки. Сорока белобока |
Альтернативная коммуникация |
-
| Узнай, какое у меня настроение |
-
| Позови меня (жестом, звуком, словом) |
Знакомство с художественными произведениями |
-
| «Теремок» |
-
| «Колобок». |
-
| «Мишка косолапый». |
-
| «Наша, Таня громко плачет». |
-
| Игра жестов, книга – разговоров |
-
| «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.». |
-
| Найди такой же. Найди пару |
-
| Назови, одним словом. Что лишнее? |
Предметно-практическая деятельность |
-
| Разноцветные палочки |
-
| Поделки из пластилина |
-
| Колобки, колбаски |
-
| Поможем кукле Кате прибраться |
-
| К нам придут гости |
-
| Чудесный мешочек. Игры в песочнице |
-
| Дидактическая игра «Собери человечка». |
-
| Дидактическая игра «Кукла Катя и её игрушки». |
-
| Игрушки |
-
| Одежда. Обувь |
-
| Одежда. Обувь |
-
| Мебель. Посуда |
-
| Мебель. Посуда |
-
| Итоговый урок |
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
1-й год обучения
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
-
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
-
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
-
активизация познавательных интересов обучающихся;
-
накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт обучающийся;
-
формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
-
накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;
-
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
-
развитие собственной активности обучающегося;
-
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
-
формирование и развитие целенаправленных действий;
-
развитие планирования и контроля деятельности.
Особенности обучения
Процесс изучения окружающего социального мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению социальных навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
-
осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
-
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
-
оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
-
принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
-
проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;
-
сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;
-
участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;
-
участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека:
-
интерес к объектам, созданным человеком;
-
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
-
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
2) Представления об окружающих людях:
-
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
-
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
-
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
-
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
-
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
-
умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
-
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
-
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
-
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
-
использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
-
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;
5) Представление о стране проживания Россия:
-
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
-
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
№ | Тема урока |
Школа |
-
| Здравствуй, школа! |
-
| Я - ученик. Школа |
-
| Мой класс: Школьные принадлежности |
-
| Помещения школы |
-
| Правила поведения в школе |
Предметы и материалы вокруг нас |
-
| Игрушки |
-
| Одежда |
-
| Мебель |
Город |
-
| Улица. Двор |
-
| Улица. Уличное движение |
-
| Урок-экскурсия |
-
| Знакомство с ПДД |
Квартира, дом, двор |
-
| Части дома |
-
| Убранство дома. Мебель |
-
| Предметы посуды |
-
| Игровые действия: Стирка |
Транспорт |
-
| Транспорт. Виды транспорта |
-
| Транспорт. Автобус, машина |
Предметы быта |
-
| Электроприборы |
-
| Правильное пользование электроприборов |
Предметы и материалы вокруг нас |
-
| Свойства предметов, которые нас окружают |
-
| Урок-эксперимент "Проверь, что это" |
Квартира, дом, двор |
-
| Правила безопасности во дворе |
-
| Как вести себя дома |
-
| Повторение пройденного |
Продукты питания |
-
| Напитки. Молочные продукты |
-
| Мучные продукты. Кондитерские изделия |
Традиции и обычаи |
-
| Какие праздники мы знаем |
-
| День Победы. Патриотизм |
Повторение пройденного |
-
| Что узнали о предметах быта, мебели |
-
| Сюжетно-ролевые игры |
-
| Правила поведения дома и во дворе |
-
| Сюжетно-ролевые игры |
-
| Питание |
Рабочая программа по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
1-й год обучения
Пояснительная записка.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Нарушения развития детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.
Цель – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
-
формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
-
формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры;
-
укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Особенности обучения
Процесс занятия адаптивной физической культурой в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Упражнения подбираются по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности, которые будут способствовать расширению навыков.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
-
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
-
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
-
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
-
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
-
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
-
правильное выполнение упражнений;
-
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
-
формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;
-
знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;
-
обучение и применение дыхательной гимнастики.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
№ | Тема урока |
Введение |
-
| Вводный урок. ИОТ и ТБ. |
Физическая подготовка |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Ползание. |
-
| Сюжетный урок |
-
| Сюжетный урок |
Оздоровительная и корригирующая гимнастика |
-
| Упражнения на равновесие. |
-
| Упражнения на равновесие. |
-
| Упражнения на равновесие. |
-
| Упражнения на равновесие. |
-
| Упражнения на равновесие. |
-
| Упражнения на равновесие. |
-
| Дыхательная гимнастика. |
-
| Дыхательная гимнастика. |
-
| Дыхательная гимнастика. |
-
| Дыхательная гимнастика. |
-
| Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. |
-
| Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. |
-
| Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. |
-
| Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. |
-
| Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. |
-
| Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. |
Коррекционные подвижные игры |
-
| Подвижные игры с бегом. |
-
| Подвижные игры с бегом. |
-
| Подвижные игры с прыжками. |
-
| Подвижные игры с прыжками. |
-
| Подвижные игры с мячом. |
-
| Подвижные игры с мячом. |
-
| Подвижные игры с бегом. |
-
| Подвижные игры с бегом. |
-
| Подвижные игры с прыжками. |
-
| Подвижные игры с прыжками. |
-
| Подвижные игры с мячом |
-
| Подвижные игры с бегом. |
-
| Подвижные игры с бегом. |
-
| Подвижные игры с прыжками. |
-
| Подвижные игры с прыжками. |
-
| Подвижные игры с мячом. |
-
| Подвижные игры с мячом. |
Физическая подготовка |
-
| Передача предметов. |
-
| Передача предметов. |
-
| Передача предметов. |
-
| Передача предметов. |
-
| Передача предметов. |
-
| Передача предметов. |
-
| Прокатывание мяча |
-
| Прокатывание мяча |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Ходьба и бег. |
-
| Подвижные игры |
-
| Подвижные игры |
-
| Подвижные игры |
-
| Эстафета |
-
| Контрольный урок |
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
1-й год обучения
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Цель - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.
Задачи:
-
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Особенности обучения
Процесс изучения изобразительной деятельности в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению художественных, творческих навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты:
-
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
-
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-
понимание образной природы искусства;
-
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
-
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
-
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
-
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Тема урока |
Развитие мелкой моторики |
-
| Давайте познакомимся |
-
| Игра с цветными карандашами |
-
| Исследование свойств бумаги. Манипуляция с бумагой (рвём, сминаем) |
Знакомство со школой |
-
| Знакомство со школой |
-
| Знакомство с классом |
-
| Знакомство с учебными принадлежностями |
Исследование различных образцов бумаги |
-
| Газета |
-
| Цветная бумага |
-
| Картон |
-
| Белая бумага различного назначения |
Я и моё тело |
-
| Учимся работать руками |
-
| Рисование карандашами (закрашивание предмета внутри контура) |
-
| Рисование красками (заливка контура) |
-
| Самостоятельные манипуляции с кисточкой, мытьё |
-
| Действия с простым карандашом, ластиком |
Явления природы |
-
| Смешивание акварельных красок |
-
| Смешивание акварельных красок |
-
| Игры с разноцветной водой |
-
| Рисование по мокрому листу. Явления природы |
-
| Рисование по мокрому листу. Осень |
-
| Аппликация «Осень» (любой удобной техникой) |
Растительный мир |
-
| Знакомство с природным материалом |
-
| Манипуляции с бумагой. Мозаика. |
-
| Рисование красками. |
Фрукты и ягоды |
-
| Игра с гуашевыми красками |
-
| Игра с гуашевыми красками. |
-
| Исследование свойства пластилина. Яблоко. Ягода. |
-
| Исследование свойства пластилина. Лимон. Слива. |
-
| Рисование разными способами. Фрукты на тарелке или в вазе. |
-
| Аппликация «Фруктово-ягодная корзинка». |
-
| Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи |
-
| Рисование гуашевыми красками: полосы, ломаные линии. ИОТ и ТБ. |
-
| Лепка из пластилина. Колбаски разной длины. |
-
| Аппликация «Фруктовые деревья». |
Игрушки |
-
| Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. |
-
| Рисование акварельными красками: пятна. Мяч. |
-
| Рисование акварельными красками: пятна, штрихи. Снеговик. |
-
| Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы. Неваляшка. |
-
| Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. Флажки. |
-
| Лепка из пластилина. Мяч. |
-
| Лепка из пластилина. Снеговик. |
-
| Аппликация «Мяч». |
-
| Аппликация «Снеговик.». |
-
| Аппликация «Флажки». |
Домашние животные |
-
| Выкладывание изображения по контуру. |
-
| Лепка из пластилина. Шарики ( котёнок). |
-
| Рисование мелками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии |
-
| Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии. |
-
| Знакомство с различным поделочным материалом. |
-
| Рисование красками «Кошки-мышки». |
-
| Лепка из пластилина: «Мышка». |
Явления природы |
-
| Рисуем мелками. |
-
| Рисуем мелками «Украсим ёлку шарами». |
-
| Рисуем карандашами «Украсим варежку снежинками». |
-
| Выкладывание аппликации «Снежок». |
Посуда |
-
| Декоративное рисование. |
-
| Декоративное рисование. «Тарелочка» рисование и раскрашивание кругов на картонных тарелках. |
-
| Аппликация из рваной бумаги.«Украсим посуду». |
-
| Аппликация из рваной бумаги. «Украсим посуду» |
-
| Рисование красками. «Деревянная ложка» раскрашивание ложки по готовому контуру. |
-
| Рисование карандашами. «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру. |
Одежда |
-
| Декоративное рисование. «Украшаем полоску». |
-
| Аппликация из рваной бумаги. «Украшаем полоску». |
-
| Рисование красками. «Раскрашиваем варежку» (заготовка). |
-
| Рисование карандашами. «Украсим одежду». Работа по раскрашиванию шаблонов одежды. |
-
| Декоративное рисование и аппликация. «Оденем мишку на улицу» |
Мебель |
-
| Проведение линии не отрывая карандаш. «Стол» рисуем стол по шаблону. |
-
| «Красивый стол». Раскрашивание изображения по готовому контуру. |
-
| «Стул». Раскрашивание изображения по готовому контуру. |
-
| «Шкаф». Раскрашивание изображения по готовому контуру. |
Овощи |
-
| Рисование акварельными красками. «Помидор». |
-
| Освоение приемов работы с пластилином. «Помидоры». |
-
| Рисование акварельными красками. «Зелёный огурец». |
-
| Освоение приемов работы с пластилином. «Зелёный огурец». |
-
| Аппликация. «Зелёный огурец и красный помидор». |
-
| Рисование гуашевыми красками. «Морковка». |
-
| Освоение приемов работы с пластилином. «Морковка». |
-
| Аппликация. «Грядка с морковью». |
-
| Рисование гуашевыми красками. «Лук». |
-
| Освоение приемов работы с пластилином. «Связка лука». |
-
| Аппликация. «Грядка с луком». |
-
| Аппликация. «Корзинка с овощами». |
Явления природы |
-
| Смешивание акварельных красок, нанесение разноцветных красок на контур |
-
| Рисование по мокрому листу. «Аквариум». |
-
| Аппликация «Рыбки в аквариуме». |
Птицы |
-
| «Ворона». Рисование мелками, карандашами. |
-
| Аппликация «Цыплята на травке». |
Растительный мир |
-
| Рисование акварельными красками. «Трава». |
-
| Рисование акварельными красками. «Полянка с цветами». |
-
| Рисование гуашевыми красками. «Первоцветы». |
-
| Рисование гуашевыми красками. «Расцвела мать-и-мачеха». |
-
| Освоение приемов работы с пластилином. «Одуванчик». |
-
| Освоение приемов работы с пластилином. «Цветочек». |
-
| Аппликация. «Цветик - семицветик». |
-
| Аппликация. «Тюльпаны». |
-
| Аппликация. «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок . Итоги года. |
Свободное творчество |
-
| Рисунок на свободную тему |
-
| Рисунок на свободную тему |
-
| Аппликация на свободную тему |
-
| Аппликация на свободную тему |
-
| Лепка на свободную тему |
-
| Лепка на свободную тему |