СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР ученика коррекционного класса, 8 вид 2 вариант, 4 год обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СИПР ученика коррекционного класса, 8 вид 2 вариант, 4 год обучения»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «НАЗВАНИЕ»



ПРИНЯТО

Методическим объединением учителей От_____августа 2021г. Приказ №_____от__________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «НАЗВАНИЕ»

___________ФИО ДИРЕКТОРА









Специальная индивидуальная программа развития

ФИО УЧЕНИКА


2021-2022 учебный год

(__-й год обучения)





Составители:

ФИО УЧИТЕЛЯ



















г.

Специальная индивидуальная программа развития для детей с глубокой, тяжёлой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант и предназначена для ФИО УЧЕНИКА


  1. Общие сведения об обучающемся

Имя, фамилия ребенка

Возраст ребенка


год обучения Обучается по образовательной программе для детей с

умственной отсталостью.


Ф.И.О. родителей:

Заключение №.

  1. Краткая характеристика развития.







Пояснительная записка.


Проблема обучения детей-инвалидов, детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях массовой общеобразовательной школы – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленные в ст. 2,5,16,29,31. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: педагогическая коррекция и компенсация развития через систему реабилитационных мероприятий в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания в рамках общеобразовательной школы.

На первый план выступают следующие задачи обучения:

  • Формирование социального поведения.

  • Формирование коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение общаться, обращаться за помощью, соблюдая правила приличия.

  • Формирование и развитие коммуникативной речи.

  • Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.

  • Включение учащегося в домашний, хозяйственный труд.

  • Развитие в себе чувство уверенности, положительное отношение к себе и окружающим.

  • Развитие умения занять себя в свободное время, участвовать в совместной и досуговой деятельности.

Для компенсации нарушений развития позволяются следующие возможности процесса обучения: определение учебного материала; перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков; увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи, поддержание интереса к обучению, создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.

Основная цель социально – педагогической помощи – ценностное развитие ребенка в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.

Общая цель воспитания – личностное развитие, проявляющееся в усвоении социально значимых знаний, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Важно не соответствие ребенка единому стандарту, а обеспечение позитивной динамики развития его личности.

Целевым приоритетом воспитания является создание благоприятных условий для усвоения ребенком социально значимых знаний, основных норм и традиций того общества, в котором он живет.

Данная программа должна помочь воспитать из ребенка любящего, послушного и отзывчивого сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку); научить уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим.

Ученик должен стать трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе.

Необходимо воспитать в ребенке стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; привить вежливость и опрятность, скромность и приветливость. Научить соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.

Ребенок должен уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Особенности реализации программы:

Обучение затруднено в связи с ……………………

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, так как семья является ближайшим окружением ребенка; ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяет эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.

Участники процесса – ученик МАОУ «»

Основная деятельность в рамках программы обеспечивается учителями: основным учителем, учителем – логопедом, школьным психологом, родителями.

Методы работы при реализации программы развития:

  • индивидуальные беседы

  • наблюдение

  • тестирование

  • анкетирование родителей и учащегося

  • анализ участия учащегося в мероприятиях



Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

4-й год обучения

Пояснительная записка.


Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. 

При обучении детей общению необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

  • формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

  • учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

  • развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Особенности обучения

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;

  • способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

  • выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

  • поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • использовать доступны средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

  • выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;

  • уметь произносить осознанно слоги, слова;

  • уметь различать интонацию;

  • уметь вступать в контакт;

  • понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

Предметные результаты:

  • проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;

  • выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

  • использование пишущего предмета по назначению;

  • проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

  • рассматривание иллюстраций;

  • письмо и чтение изученных букв, слогов, слов, текстов.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Тема урока

Изучение букв, слогов, коммуникация

Повторение

Повторение буквы А. Слова, предложения

Повторение буквы У. Слова, предложения

Повторение буквы М. Слова, предложения

Повторение буквы О. Слова, предложения

Повторение буквы С. Слова, предложения

Повторение буквы Х. Слова, предложения

Повторение буквы Н. Слова, предложения

Повторение буквы Ы. Слова, предложения

Повторение буквы Л. Слова, предложения

Повторение буквы В. Слова, предложения

Повторение буквы И. Слова, предложения

Повторение буквы П. Слова, предложения

Повторение буквы Т. Слова, предложения

Повторение буквы К. Слова, предложения

Повторение буквы З. Слова, предложения

Повторение буквы Р. Слова, предложения

Повторение буквы Й. Слова, предложения

Повторение буквы Ж. Слова, предложения

Повторение буквы Б. Слова, предложения

Повторение буквы Д. Слова, предложения

Повторение буквы Г. Слова, предложения

Повторение буквы Ь. Слова, предложения

Повторение буквы Е. Слова, предложения

Повторение буквы Я. Слова, предложения

Повторение буквы Ю. Слова, предложения

Повторение буквы Ч. Слова, предложения

Повторение буквы Ф. Слова, предложения

Повторение буквы Ц. Слова, предложения

Рассказ по вопросам учителя

Буква Э

Буква Э

Слоги, слова, предложения с буквой Э

Текст "Хобби ребят"

Текст "Яша"

Текст "Эдик и эскимо"

Текст "Мамина работа"

Слова, обозначающие признаки действия, состояния

Буква Щ

Буква Щ

Слоги, слова, предложения с буквой Щ

Дифференциация Ш-Щ

Дифференциация Ча-Ща, Чу-Щу

Добавь слово

Скороговорки

Сказка о Емеле

Загадки

Гласные буквы

Согласные буквы

Схемы слов

Текст "Сложный вопрос"

Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

Буква Ъ

Буква Ъ

Слоги, слова, предложения с буквой Ъ

Текст "Без терпенья нет ученья"

Текст "Семья"

Рассказ о своей семье, запись коротких предложений

Текст "В гости к бабушке"

Текст "Невидимка"

Текст "Дорогие ребята"

Алфавит, слова, предложения

Алфавит

Образование, чтение, запись слов

Соотнесение предложений с картинками

Составление и употребление простых предложений

Запись простых предложений

Чтение текстов, ответы на вопросы, запись

Повторение

Повторение изученных букв

Повторение изученных букв

Повторение изученных букв

Повторение изученных букв

Итоговый урок



Рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

4-й год обучения

Пояснительная записка

Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики - основной подход в обучении.

В итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Цель - формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся доступные математические знания и умения, их практическое применение в повседневной жизни;

  • овладеть первичными представлениями об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

  • развивать у школьников мотивы к целенаправленной деятельности;

  • сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Особенности обучения

Процесс развития математических представлений и счета в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению навыков счета.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • уметь различать предметы по форме, величине;

  • умение ориентироваться в схеме тела;

  • умение различать множества (один –много);

  • умение различать части суток;

  • умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

  • умение пересчитывать предметы

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»

Тема урока

Повторение

Повторение материала 3 класса

Повторение материала 3 класса

Пространственные представления

«В центре», «между», «в середине»

Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине

Временные понятия

Утро, день, вечер, ночь

Временные понятия «рано -поздно», «давно-недавно»

Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день»

Мой режим дня

Геометрические фигуры

Квадрат, треугольник

Сложение

Переместительное свойство сложения

Переместительное свойство сложения

Решение задач и примеров на сложение

Решение задач и примеров на сложение

Вычитание

Знак «минус»

Решение задач и примеров на вычитание

Решение задач и примеров на вычитание

Числовой ряд

Числовой ряд 0-5

Место числа в числовом ряду

Количественные и порядковые числительные

Количественные и порядковые числительные

Нумерация домов и квартир

Сравнение предметных множеств и чисел

Сравнение предметных множеств и чисел

Число, цифра 6

Счёт до 6 и обратно

Числовой ряд 1-6

Сравнение, запись и решение примеров в пределе 6

Состав числа 6

Сложение и вычитание в пределах 6, сравнение

Строим башню по образцу

Практическая работа с монетами

Число, цифра 7

Счёт до 7 и обратно

Числовой ряд 1-7

Сравнение, запись и решение примеров в пределе 7

Состав числа 7

Сложение и вычитание в пределах 7, сравнение

Решение примеров с одним неизвестным

Решение примеров с одним неизвестным

Практическая работа с геометрическим материалом «Трамвай»

Число, цифра 8

Счёт до 8 и обратно

Числовой ряд 1-8

Сравнение, запись и решение примеров в пределе 8

Состав числа 8

Сложение и вычитание в пределах 8, сравнение

Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел

Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел

Решение задач с монетами

Число, цифра 9

Счёт до 9 и обратно

Числовой ряд 1-9

Сравнение, запись и решение примеров в пределе 9

Состав числа 9

Работа с монетами

«Разноцветная пирамидка» из геометрических фигур

Нумерация домов и этажей, кабинетов

Число 10

Счёт до 10 и обратно

Числовой ряд 0-10

Сравнение, запись и решение примеров в пределе 10

Состав числа 10

Составление задач по картинкам

Решение примеров и задач на сложение и вычитание

Решение примеров и задач на меры стоимости

Решение примеров на сложение с одним неизвестным

Решение примеров на вычитание с одним неизвестным

Итоговое повторение



Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий природный мир»

4-й год обучения

Пояснительная записка.


       У учащихся с умственной отсталостью слабо развиты представления об окружающем мире. Во время обучения формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, дети получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. 
       Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями и др. Особое внимание уделяется

воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создаётся чувственная основа для слова, и подготавливает обучающегося к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • формировать представления об объектах неживой природы: огнь, почва, земля,

воздух, лес, луг, река, водоемы;

  • формировать представления о временах года, характерных признаках времен года,

погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;

  • формировать умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения

определенных действий (идет дождь – открываем зонт);

  • формировать интерес к объектам живой природы;

  • рассказывать о животном и растительном мире - формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным;

  • учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

  • обучать элементарным представлениям о течении времени;

  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);

  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);

  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности

Особенности обучения

Процесс изучения окружающего природного мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний об окружающем мире.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

  • Оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;

  • Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;

  • Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;

  • Участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

  • Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами;

  • Использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

  • Контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • Осознавать свою неразрывную связь с природой;

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

  • Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

  • Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях;

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья (безопасность на улице, в лесу);

  • Интерес к объектам живой природы;

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их понятия «дикие» - «домашние», «полезные» - «вредные»);

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

  • Умение различения частей суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;

  • Представления о течении времени: смена событий дня, суток в течение недели;

  • Использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»


Тема урока

Повторение

Временные представления

Времена года

Осень. "Осенний пришкольный сад"

Последовательность

Соотношение месяцев

Календарь природы

Определение времени года по календарю природы

Соотношение месяцев с временем года по календарю

Части суток

Соотнесение частей суток с видами деятельности

Живая природа

Земля

Деревья

Птицы перелетные

Животные

Груша. Узнавание

Груша. Внешний вид

Груша. Вкус. Запах

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала

Природа твоего края

Осень

Труд людей осенью

Овощная ярмарка

Одежда людей осенью

Живой мир

Перелетные птицы. Ласточка

Ласточка. Внешний вид

Ласточка. Строение

Ласточка. Питание

Зима

Зима. Снегопад

 Одежда и занятия детей зимой

Зимующие птицы

Воробей. Узнавание

Воробей. Питание

Воробей. Строение

Зимующие птицы нашего города

Неживая природа

Неживая природа. Камни. Песок

Облака

Вода

Солнце

Изменения в природе в феврале

Равнины

Равнины. Узнавание

Равнины, горы. Сравнение.

«Уральские горы»

Овраг. Узнавание

Равнины, овраг- различие

Дикие животные

Дикие животные. Волк. Узнавание

Волк. Части тела

Волк. Детеныши

Волк. Питание

«Дикие животные Южного Урала»

Домашние животные

Домашние животные. Свинья

Свинья. Части тела

Свинья. Детеныши

Свинья. Питание

Коза и свинья

Весна

Весна. Ручьи, сосульки

Сезонные изменения в природе

Репа

Репа. Узнавание

Репа. Внешний вид

Репа. Вкус. Запах

 Репа. Съедобная часть

Репа. Не съедобная часть

Комнатные растения

Герань. Узнавание

Герань. Внешний вид

Герань. Строение

Герань. Уход.

Практическая работа. Зеленый подоконник

Живой мир

Цветы, травы

Цветы. Астра. Узнавание

Астра Внешний вид

Астра. Строение

Астра. Уход

Лето

Лето. Ягоды. Экскурсия

Итоговое повторение



Рабочая программа по учебному предмету

«Человек»

4-й год обучения

Пояснительная записка.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи:

  • формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;

  • представления о собственном теле;

  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • отнесение себя к определенному полу;

  • развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

  • формировать представления о возрастных изменениях;

  • формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

  • формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

  • формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

  • формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • формировать умения обслуживать себя;

  • формировать умения следить за своим внешним видом;

  • формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Особенности обучения

Процесс изучения предмета «Человек» в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний о себе.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;

  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;

  • представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»

Тема урока

Повторение

Повторение материала 3 класса

Повторение материала 3 класса

Повторение материала 3 класса

Повторение материала 3 класса

Представления о себе

Называние своего имени и фамилии

Называние своего имени и фамилии

Называние своего возраста (даты рождения)

Называние своего возраста (даты рождения)

Сообщение о состоянии своего здоровья

Сообщение о состоянии своего здоровья

Сообщение сведений о себе

Сообщение сведений о себе

Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа

Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа

Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа

Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень

Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень

Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень

Внутренние органы человека: почки, желудок

Внутренние органы человека: почки, желудок

Внутренние органы человека: почки, желудок

Обобщающий урок: «Строение тела человека»

Семья

Семья

Мама

Члены семьи

Члены семьи

Узнавание (различение) членов семьи

Узнавание (различение) детей и взрослых

Животные, проживающие в семье

Режим дня

Обобщающий урок по теме: «Моя семья»

Гигиена тела

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица.

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос

Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта

Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта

Одежда

Обувь. Виды обуви

Обувь. Виды обуви

Головные уборы

Головные уборы

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов)

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий

Прием пищи

Полезные и вредные продукты

Полезные и вредные продукты

Напитки

Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их называние

Напитки. Называние видов напитков (кефир, сок, лимонад)

Продукты питания

Называние продуктов питания, которые едят руками (хлеб, печенье, яблоко)

Продукты питания, которые едят с помощью ложки (суп, каша)

Столовые приборы

Вилка

Еда с помощью вилки

Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками

Овощи и фрукты

Правила приема овощей и фруктов

Формирование умения убирать со стола после приёма пищи

Туалет

Последовательность действий в туалете

Последовательность действий в туалете

Пользование туалетной бумагой

Правила пользования туалетом

Итоговое повторение

Итоговое повторение

Итоговое повторение



Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий социальный мир»

4-й год обучения

Пояснительная записка.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);

  • активизация познавательных интересов обучающихся;

  • накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт обучающийся;

  • формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;

  • накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности обучающегося;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности.

Особенности обучения

Процесс изучения окружающего социального мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению социальных навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);

  • социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

  • оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;

  • проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;

  • сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;

  • участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;

  • участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.

Предметные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека:

  • интерес к объектам, созданным человеком;

  • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;

  • умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;

2) Представления об окружающих людях:

  • овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;

  • представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);

  • представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

  • умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;

  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3) Развитие межличностных и групповых отношений:

  • умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;

  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

  • умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

  • представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

  • использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;

  • умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;

5) Представление о стране проживания Россия:

  • представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);

  • представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»

Тема урока

Повторение

Повторение материала 3 класса

Повторение материала 3 класса

Повторение материала 3 класса

Школа

Зоны класса

Зоны класса

Зоны класса

Распорядок школьного дня

Распорядок школьного дня

Распорядок школьного дня

Школьные принадлежности

Школьные принадлежности

Школьные принадлежности

Представление о себе как члене коллектива класса

Представление о себе как члене коллектива класса

Представление о себе как члене коллектива класса

Обобщающий урок "Школа"

Предметы быта

Часы: наручные

Часы: наручные

Часы: настенные

Часы: настенные

Механические часы

Механические часы

Электронные часы

Электронные часы

Части часов: стрелки, циферблат

Части часов: стрелки, циферблат

Назначение часов

Назначение часов

Практическое занаятие "Использование часов"

Практическое занаятие "Использование часов"

Обобщающий урок по теме: «Часы»

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Бумага и ее свойства

Бумага и ее свойства

Виды бумаги по плотности: альбомный лист, картон

Виды бумаги по плотности: альбомный лист, картон

Виды бумаги по фактуре: глянцевая, бархатная

Виды бумаги по фактуре: глянцевая, бархатная

Различение видов бумаги по плотности и фактуре

Различение видов бумаги по плотности и фактуре

Различение видов бумаги по плотности и фактуре

Предметы, изготовленные из бумаги

Предметы, изготовленные из бумаги

Предметы, изготовленные из бумаги

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: ножницы

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: ножницы

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: дырокол

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: дырокол

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: шило

Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: шило

Практическое занятие "Работа с бумагой"

Практическое занятие "Работа с бумагой"

Обобщающий урок: «Бумага»

Квартира, дом, двор

Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный)

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный)

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный)

Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт

Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт

Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт

Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)

Обобщающий урок "Квартира, дом, двор"

Итоговое повторение

Итоговое повторение


Рабочая программа по учебному предмету

«Адаптивной физкультуре»

4-й год обучения

Пояснительная записка.

Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

     Нарушения  развития  детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

Цель – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

  • формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры;

  • укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Особенности обучения

Процесс занятия адаптивной физической культурой в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Упражнения подбираются по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности, которые будут способствовать расширению навыков.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

  • правильное выполнение упражнений;

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;

  • формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;

  • знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;

  • обучение и применение дыхательной гимнастики.


Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»

Тема урока

Техника безопасности

Техника безопасности на  уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены

Построение

Построение в шеренгу по одному, взявшись за руки по команде «Становись» «Ровняйся» «Смирно» «Вольно»

Ходьба

Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: между предметами по звуковому сигналу с сохранением правильной осанки

Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. Коррекционная игра «Перемена мест»

Ходьба по линии на носках и пятках на внутреннем и внешнем своде стопы. Комплекс упражнение на осанку

Ходьба с различными положениями рук сохранением правильной осанки

Прыжки

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед

Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Лисы и куры»

Бег

Выполнение медленного бега с сохранением осанки. Чередование бега и ходьбы. Подвижная игра «У медведя во бору»

Обучение перебежкам группами и по одному

Метание, броски

Обучение правильному захвату для выполнения метания. Прием и передача предметов в шеренге, по кругу, в колонне

Обучение броскам и ловле волейбольных мячей. Произвольное метание мячей в игре

Обучение метанию с места малого мяча в стену правой и левой рукой. Выполнение метания колец на шесты

Выполнение броска большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену

Обучение броскам набивного мяча сидя двумя руками из-за головы. Игра «Говорящий мяч»

Обучение метанию теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Игра «Кто дальше бросит»

Техника безопасности

Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале. Понятия колонна, шеренга, круг.

Основные движения и положения

Обучение поворотам на месте направо, налево, кругом. Движение в колонне. Игра «Мороз-Красный нос»

Обучение основным положениям и движениям рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении

Укрепляющие и развивающие упражнения

Выполнение упражнений для мышц шеи. Упражнения на дыхание. Подвижная игра: «Стоп, хоп, раз»

Выполнение упражнений для укрепления мышц спины и живота

Выполнение упражнений для развития мышц рук и плечевого пояса

Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Упражнения для мышц ног. Подвижная игра «Болото»

Разучивание комплекса упражнений с гимнастическими палками

Разучивание комплекса упражнений с флажками

Разучивание комплекса упражнений с малыми мячами. Подвижные игры « Совушка»

Разучивание комплекса упражнений с большими мячами. Подвижные игры «Что изменилось»

Движение с препятствиями

Выполнение переползания на четвереньках по коридору длиной 15-20 см, гимнастических матах

Обучение переползанию на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, с захватом кистями рук ее края

Обучение ходьбе по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Кружение переступанием в медленном темпе

Выполнение ходьбы по ориентирам, начерченным на полу. Разучивание игры « Удочка», «Салки»

Техника безопасности

Инструктаж по ТБ. Транспортировка лыжного инвентаря

Езда на лыжах

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»

Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам

Переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами

Правила чистки лыж от снега

Стояние на параллельно лежащих лыжах

Выполнение ступающего шага. Повороты переступанием

Выполнение поворотов, стоя на лыжах

Выполнение скользящего шага. Подъёмы и спуски под склон

Выполнение попеременного двушажного хода

Выполнение бесшажного хода. Подвижная игра «Быстрый лыжник»

Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением

Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полу ёлочкой», «елочкой»)

Спуски в основной стойке. Игра «Кто самый быстрый?»

Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полу плугом», «плугом», падением). Лыжная прогулка

Подвижные игры

Игры «К своим флажкам», «Два мороза»

Игра «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты

Игра «Через кочки и пенёчки», «Кто дальше бросит». Эстафеты

Игра «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты

Игра «Капитаны», «Попрыгунчики воробушки». Эстафеты

Техника безопасности

Правила ТБ в спортивном зале. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка. Игра «Кран откройся»

Построения и движения

Построение в колонну по одному, по два. Игра «Чья колонна быстрее построится»

Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин»

Дыхание

Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) в положении стоя. Игра «Понюхаем цветы»

Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время ходьбы. Игра «Понюхаем цветы»

Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время бега. Игра «Понюхаем цветы»

Ползание

Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы»

Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на ученье»

Передача инвентаря

Передача набивного мяча в шеренге. Игра «Найди предмет»

Передача флажка  по кругу. Игра «Флажок»

Передача гимнастической палки в колонне. Игра «Быстро возьми»

Передача баскетбольного мяча в шеренге. Игра «Передай мяч»

Передача волейбольного мяча по кругу. Игра «Говорящий мяч»

Передача футбольного мяча в колонне. Игра «Скачущий мяч»

Подвижные игры

Игра «Воробушки и кот»

Итоговое занятие. Игра «Ловишки»

Итоговое занятие.



Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

4-й год обучения

Пояснительная записка.

Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Цель - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.

Задачи:

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Особенности обучения

Процесс изучения изобразительной деятельности в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению художественных, творческих навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

Тема урока

Техника безопасности

Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы

Манипуляции с бумагой (рвём, сминаем ее)

Фрукты и овощи

Рисование фруктов: яблоко, апельсин

Лепка фруктов: яблоко, апельсин

Аппликация фруктов: яблоко, апельсин

Рисование. Овощи. Морковка

Лепка. Овощи. Морковка

Аппликация. Овощи. Морковка из мятых салфеток

Школа

Раскрашивание предметной картинки 2 цветами по теме «Школа»

Лепка. Школа

Аппликация. Школа

Осень

Рисование. Ежик

Лепка «Ежик» Формирование колючек (отщипывание)

Аппликация. Ежик

Рисование «Корзинка для грибов»

Лепка «Корзинка для грибов»

Аппликация. «Корзинка для грибов»

Рисование пальцами. Виноград

Лепка. Виноград

Аппликация. Виноград

Рисование осенних листьев с использованием шаблона

Лепка. Осеннее дерево

Аппликация из сухих листьев

Портрет

Рисование. Раскрась красками. «Мой портрет»

Лепка. «Мой портрет»

Аппликация. «Лицо клоуна» из рваной бумаги

Ковер

Рисование. Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски)

Лепка. Ковер

Аппликация. Коврик для куклы

Корабль

Рисование. Изображение предметов с помощью геометрических фигур. Корабль

Лепка. Корабль

Аппликация. Корабль

«Цветик-семицветик»

Рисование. «Цветик-семицветик»

Лепка. «Цветик-семицветик»

Аппликация. «Цветик-семицветик»

Зима

Рисование. Снегопад

Вырезание снежинки

Лепка. Снежинка. (плоскостная)

Рисование. «Снеговик»

Аппликация. «Снеговик»

Лепка. «Снеговик»

Рисование. «Новогодняя елка»

Аппликация. «Новогодняя елка»

Лепка. Ёлка

Раскрашивание карандашами «Птицы на кормушке»

Аппликация «Птицы на кормушке»

Лепка на картоне «Кормушка для птиц»

Черепаха

Рисование. «Черепаха»

Аппликация. «Черепаха»

Лепка. «Черепаха» из половинки грецкого ореха

Солнцышко

Рисование. «Ярко светит солнышко»

Аппликация. Солнышко

Лепка. Солнышко

Узоры, орнамент, роспись

Рисование. Узор для кукольной посуды — расписное блюдо

Аппликация. Расписное блюдо

Лепка. Блюдо для куклы

Рисование. Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонтальных прямых)

Аппликация. Орнамент на платочке

Лепка. Бусинки

Рисование. Одуванчик

Аппликация. Одуванчики из бумажных салфеток

Лепка. Одуванчик

Рисование. Узор на тарелочке

Резание по кривой: тарелочка (разметка по шаблону)

Лепка. Тарелочка

Жираф

Рисование. Жираф

Аппликация. Жираф

Лепка. Жираф

Чебурашка

Рисование. Чебурашка

Аппликация. Чебурашка

Лепка. Чебурашка

Весна

Рисование. Украшение пасхального яйца

Аппликация. Украшение пасхального яйца

Лепка. Украшение пасхального яйца

Рисование. «Торт на день рождение Мишки»

Аппликация. «Торт на день рождение Мишки»

Лепка «Торт на день рождение Мишки»

Сюжетная раскраска «Весна»

Аппликация. «Весна»

Лепка. Весеннее дерево

Раскрашивание карандашами «Цветы в вазе»

Аппликация «Клумба с цветами»

Лепка. Цветок

Космос

Рисование. Ракета

Аппликация. «Полет на луну»

Лепка. Ракета

Цыплята на лугу

Рисование. Цыплята на лугу

Аппликация. Цыплята на лугу

Лепка. Цыплята на лугу

Мячик

Рисование. «Мячик»

«Мячик» аппликация из рваной бумаги

Лепка. «Мячик»

Праздничный салют

Рисование по тонированной бумаге: «Праздничный салют»

Аппликация. «Праздничный салют»

Лепка. «Праздничный салют»

Бабочка

Рисование. Раскраска бабочки

Аппликация. Узоры на крылышках бабочки.

Лепка. Бабочка

Свободное творчество

Рисование на свободную тему

Аппликация на свободную тему

Лепка на свободную тему

Итоговый урок


Рабочая программа по учебному предмету

«Домоводство»

4-й год обучения

Пояснительная записка.

Обучение ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности индивидуально-доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.

Цель - формирование представлений у обучающихся об алгоритмах выполнения различной хозяйственно-бытовой деятельности, а также, максимальная индивидуализация процесса выполнения деятельности в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

Задачи:

  • формирование представлений о назначении того или иного электроприбора или хозяйственного инвентаря;

  • формирование умений обращаться с ними (с учетом психофизических особенностей);

  • формирование представлений об алгоритмах действий, связанных с приготовлением пищи, с осуществлением покупок, уборкой помещения и территории, уходу за вещами.

  • ознакомление с элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.

Особенности обучения

Процесс обучения домоводству в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению хозяйственно-бытовых навыков.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.

Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной и трудовой деятельности и формирование личностного смысла учения и труда;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • развитие этических чувств. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, толерантности;

  • формирование эстетических потребностей;

  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

  • получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, мире профессий и важности выбора профессии;

  • приобретение навыков самообслуживания, овладение правил техники безопасности;

  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды.


Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год


Календарно – тематическое планирование по предмету «Домоводство»

Тема урока

Покупки

Формирование представлений о том, откуда берутся в быту различные вещи и продукты

Введение понятия денег, как необходимого атрибута процесса покупки того или иного предмета (продукта питания, одежды, инструмента)

Планирование покупок

Выбор места совершения покупок

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы

Уборка территории

Уборка бытового мусора

Уборка мусора

Подметание территории

Сгребание травы и листьев

Сгребание листьев и травы

Обращение с кухонным инвентарем

Знакомство с кухней

Кухонная мебель

Плита. Техника безопасности

Холодильник

Посуда

Кухонные принадлежности

Бытовая техника

Различение кухонного инвентаря по его назначению

Различение чистой и грязной посуды

Уборка помещения

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора

Уборка остатков еды и мусора с поверхности стола

Вытирание поверхности мебели

Приготовление пищи

Продукты питания

Овощи и фрукты

Напитки

Различение напитков

Уход за вещами

Складывание одежды

Одежда. Складывание

Одежда. Вывешивание на «плечики»

Вывешивание одежды на «плечики»

Чистка обуви

Обувь. Чистка

Просушивание обуви

Обращение с кухонным инвентарем

Правила поведения за столом

Очищение остатков еды с посуды

Очищение с посуды остатков еды

Замачивание посуды

Посуда. Замачивание

Протирание посуды губкой

Посуда. Протирание губкой

Уборка помещения

Вытирание поверхности мебели

Мытье поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий

Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели

Приготовление пищи

Молочные продукты

Различение молочных продуктов

Мучные изделия, готовые к употреблению

Мучные изделия - полуфабрикаты

Кондитерские изделия

Уход за вещами

Ручная стирка: наполнение ёмкости водой

Виды моющих средств

Выбор моющего средства

Отмеривание необходимого количества моющего средства

Замачивание белья

Застирывание белья

Белье. Застирывание

Полоскание белья

Белье. Полоскание

Выжимание белья

Белье. Выжимание

Обращение с кухонным инвентарем

Замачивание посуды

Посуда. Замачивание

Протирание посуды губкой

Посуда. Протирание губкой

Уборка помещений

Инструменты, необходимые для уборки помещения

Сметание мусора на полу в определённое место

Заметание мусора на совок

Мусор. Заметание на совок

Покупки

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы

Нахождение нужного товара в магазине

Раскладывание продуктов в места хранения

Обращение с кухонным инвентарем

Кухонные принадлежности

Различение кухонных принадлежностей

Кухонные принадлежности. Узнавание

Бытовые приборы

Техника безопасности при пользовании электробытовыми прибороми

Приготовление пищи

Посуда для приготовления пищи

Мясные продукты, готовые к употреблению и требующие обработки. Способы хранения

Рыбные продукты, готовые к употреблению. Правила хранения

Крупы и бобовые

Способы обработки, правила хранения круп и бобовых

Уход за вещами

Виды верхней одежды

Чистка верхней одежды

Верхняя одежда. Чистка

Виды головных уборов

Различение головных уборов

Уборка территории

Подметание территории

Сгребание травы и листьев

Уборка травы и листьев

Обращение с кухонным инвентарем

Различение предметов посуды для сервировки стола

Предметы посуды для сервировки стола

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола

Столовые приборы и посуда при сервировке стола

Посуда и столовые приборы при сервировке стола

Уход за вещами

Виды обуви

Различение видов обуви

Правила ухода за обувью

Обувь. Правила ухода

Последовательность действий при чистке обуви

Чистка обуви

Уборка помещения

Пылесос

Чистка поверхности пылесосом

Пылесос. Чистка поверхности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!