Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «НАЗВАНИЕ»
ПРИНЯТО Методическим объединением учителей От_____августа 2021г. Приказ №_____от__________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «НАЗВАНИЕ» ___________ФИО ДИРЕКТОРА |
Специальная индивидуальная программа развития
ФИО УЧЕНИКА
2021-2022 учебный год
(__-й год обучения)
Составители:
ФИО УЧИТЕЛЯ
г.
Специальная индивидуальная программа развития для детей с глубокой, тяжёлой умственной отсталостью составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант и предназначена для ФИО УЧЕНИКА
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребенка
Возраст ребенка
год обучения Обучается по образовательной программе для детей с
умственной отсталостью.
Ф.И.О. родителей:
Заключение №.
Краткая характеристика развития.
Пояснительная записка.
Проблема обучения детей-инвалидов, детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях массовой общеобразовательной школы – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г. эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закрепленные в ст. 2,5,16,29,31. Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы. Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: педагогическая коррекция и компенсация развития через систему реабилитационных мероприятий в условиях специально организованного процесса обучения и воспитания в рамках общеобразовательной школы.
На первый план выступают следующие задачи обучения:
Формирование социального поведения.
Формирование коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение общаться, обращаться за помощью, соблюдая правила приличия.
Формирование и развитие коммуникативной речи.
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены.
Включение учащегося в домашний, хозяйственный труд.
Развитие в себе чувство уверенности, положительное отношение к себе и окружающим.
Развитие умения занять себя в свободное время, участвовать в совместной и досуговой деятельности.
Для компенсации нарушений развития позволяются следующие возможности процесса обучения: определение учебного материала; перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков; увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи, поддержание интереса к обучению, создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.
Основная цель социально – педагогической помощи – ценностное развитие ребенка в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
Общая цель воспитания – личностное развитие, проявляющееся в усвоении социально значимых знаний, в развитии позитивных отношений к общественным ценностям, в приобретении соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Важно не соответствие ребенка единому стандарту, а обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Целевым приоритетом воспитания является создание благоприятных условий для усвоения ребенком социально значимых знаний, основных норм и традиций того общества, в котором он живет.
Данная программа должна помочь воспитать из ребенка любящего, послушного и отзывчивого сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку); научить уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную домашнюю работу, помогая старшим.
Ученик должен стать трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе.
Необходимо воспитать в ребенке стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; привить вежливость и опрятность, скромность и приветливость. Научить соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни.
Ребенок должен уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Обучение затруднено в связи с ……………………
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, так как семья является ближайшим окружением ребенка; ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяет эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.
Участники процесса – ученик МАОУ «»
Основная деятельность в рамках программы обеспечивается учителями: основным учителем, учителем – логопедом, школьным психологом, родителями.
Методы работы при реализации программы развития:
индивидуальные беседы
наблюдение
тестирование
анкетирование родителей и учащегося
анализ участия учащегося в мероприятиях
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова.
При обучении детей общению необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель – формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Задачи:
формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступны средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
уметь произносить осознанно слоги, слова;
уметь различать интонацию;
уметь вступать в контакт;
понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
Предметные результаты:
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
использование пишущего предмета по назначению;
проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
рассматривание иллюстраций;
письмо и чтение изученных букв, слогов, слов, текстов.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
№ | Тема урока |
Изучение букв, слогов, коммуникация |
Повторение |
| Повторение буквы А. Слова, предложения |
| Повторение буквы У. Слова, предложения |
| Повторение буквы М. Слова, предложения |
| Повторение буквы О. Слова, предложения |
| Повторение буквы С. Слова, предложения |
| Повторение буквы Х. Слова, предложения |
| Повторение буквы Н. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ы. Слова, предложения |
| Повторение буквы Л. Слова, предложения |
| Повторение буквы В. Слова, предложения |
| Повторение буквы И. Слова, предложения |
| Повторение буквы П. Слова, предложения |
| Повторение буквы Т. Слова, предложения |
| Повторение буквы К. Слова, предложения |
| Повторение буквы З. Слова, предложения |
| Повторение буквы Р. Слова, предложения |
| Повторение буквы Й. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ж. Слова, предложения |
| Повторение буквы Б. Слова, предложения |
| Повторение буквы Д. Слова, предложения |
| Повторение буквы Г. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ь. Слова, предложения |
| Повторение буквы Е. Слова, предложения |
| Повторение буквы Я. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ю. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ч. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ф. Слова, предложения |
| Повторение буквы Ц. Слова, предложения |
| Рассказ по вопросам учителя |
Буква Э |
| Буква Э |
| Слоги, слова, предложения с буквой Э |
| Текст "Хобби ребят" |
| Текст "Яша" |
| Текст "Эдик и эскимо" |
| Текст "Мамина работа" |
| Слова, обозначающие признаки действия, состояния |
Буква Щ |
| Буква Щ |
| Слоги, слова, предложения с буквой Щ |
| Дифференциация Ш-Щ |
| Дифференциация Ча-Ща, Чу-Щу |
| Добавь слово |
| Скороговорки |
| Сказка о Емеле |
| Загадки |
| Гласные буквы |
| Согласные буквы |
| Схемы слов |
| Текст "Сложный вопрос" |
| Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) |
Буква Ъ |
| Буква Ъ |
| Слоги, слова, предложения с буквой Ъ |
| Текст "Без терпенья нет ученья" |
| Текст "Семья" |
| Рассказ о своей семье, запись коротких предложений |
| Текст "В гости к бабушке" |
| Текст "Невидимка" |
| Текст "Дорогие ребята" |
Алфавит, слова, предложения |
| Алфавит |
| Образование, чтение, запись слов |
| Соотнесение предложений с картинками |
| Составление и употребление простых предложений |
| Запись простых предложений |
| Чтение текстов, ответы на вопросы, запись |
Повторение |
| Повторение изученных букв |
| Повторение изученных букв |
| Повторение изученных букв |
| Повторение изученных букв |
| Итоговый урок |
Рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
4-й год обучения
Пояснительная записка
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики - основной подход в обучении.
В итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Цель - формирование элементарных математических представлений, способствующих социально-бытовой адаптации обучающихся и применение их в повседневной жизни.
Задачи:
сформировать у обучающихся доступные математические знания и умения, их практическое применение в повседневной жизни;
овладеть первичными представлениями об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
развивать у школьников мотивы к целенаправленной деятельности;
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Особенности обучения
Процесс развития математических представлений и счета в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению навыков счета.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
уметь различать предметы по форме, величине;
умение ориентироваться в схеме тела;
умение различать множества (один –много);
умение различать части суток;
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
умение пересчитывать предметы
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления»
№ | Тема урока |
Повторение |
| Повторение материала 3 класса |
| Повторение материала 3 класса |
Пространственные представления |
| «В центре», «между», «в середине» |
| Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине |
Временные понятия |
| Утро, день, вечер, ночь |
| Временные понятия «рано -поздно», «давно-недавно» |
| Понятия «сегодня, завтра, вчера, на следующий день» |
| Мой режим дня |
Геометрические фигуры |
| Квадрат, треугольник |
Сложение |
| Переместительное свойство сложения |
| Переместительное свойство сложения |
| Решение задач и примеров на сложение |
| Решение задач и примеров на сложение |
Вычитание |
| Знак «минус» |
| Решение задач и примеров на вычитание |
| Решение задач и примеров на вычитание |
Числовой ряд |
| Числовой ряд 0-5 |
| Место числа в числовом ряду |
| Количественные и порядковые числительные |
| Количественные и порядковые числительные |
| Нумерация домов и квартир |
| Сравнение предметных множеств и чисел |
| Сравнение предметных множеств и чисел |
| Число, цифра 6 |
| Счёт до 6 и обратно |
| Числовой ряд 1-6 |
| Сравнение, запись и решение примеров в пределе 6 |
| Состав числа 6 |
| Сложение и вычитание в пределах 6, сравнение |
| Строим башню по образцу |
| Практическая работа с монетами |
| Число, цифра 7 |
| Счёт до 7 и обратно |
| Числовой ряд 1-7 |
| Сравнение, запись и решение примеров в пределе 7 |
| Состав числа 7 |
| Сложение и вычитание в пределах 7, сравнение |
| Решение примеров с одним неизвестным |
| Решение примеров с одним неизвестным |
| Практическая работа с геометрическим материалом «Трамвай» |
| Число, цифра 8 |
| Счёт до 8 и обратно |
| Числовой ряд 1-8 |
| Сравнение, запись и решение примеров в пределе 8 |
| Состав числа 8 |
| Сложение и вычитание в пределах 8, сравнение |
| Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел |
| Упражнения в нахождении большего, меньшего чисел |
| Решение задач с монетами |
| Число, цифра 9 |
| Счёт до 9 и обратно |
| Числовой ряд 1-9 |
| Сравнение, запись и решение примеров в пределе 9 |
| Состав числа 9 |
| Работа с монетами |
| «Разноцветная пирамидка» из геометрических фигур |
| Нумерация домов и этажей, кабинетов |
| Число 10 |
| Счёт до 10 и обратно |
| Числовой ряд 0-10 |
| Сравнение, запись и решение примеров в пределе 10 |
| Состав числа 10 |
| Составление задач по картинкам |
| Решение примеров и задач на сложение и вычитание |
| Решение примеров и задач на меры стоимости |
| Решение примеров на сложение с одним неизвестным |
| Решение примеров на вычитание с одним неизвестным |
| Итоговое повторение |
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
У учащихся с умственной отсталостью слабо развиты представления об окружающем мире. Во время обучения формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, дети получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за растениями, обучающийся учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями и др. Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, то есть совершенствует его сенсорную сферу: учит его быть внимательным к тому, что его окружает, учит его правильно воспринимать - смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания - ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, создаётся чувственная основа для слова, и подготавливает обучающегося к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).
Цель – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
формировать представления об объектах неживой природы: огнь, почва, земля,
воздух, лес, луг, река, водоемы;
формировать представления о временах года, характерных признаках времен года,
погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека;
определенных действий (идет дождь – открываем зонт);
формировать интерес к объектам живой природы;
рассказывать о животном и растительном мире - формировать заботливое и бережное отношение к растениям и животным;
учить соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.);
обучать элементарным представлениям о течении времени;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности
Особенности обучения
Процесс изучения окружающего природного мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний об окружающем мире.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
Осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
Оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
Принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
Проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;
Сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;
Участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;
Участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами;
Использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
Контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Осознавать свою неразрывную связь с природой;
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы);
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях;
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья (безопасность на улице, в лесу);
Интерес к объектам живой природы;
Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их понятия «дикие» - «домашние», «полезные» - «вредные»);
Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
Умение различения частей суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года;
Представления о течении времени: смена событий дня, суток в течение недели;
Использование полученного опыта при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ | Тема урока |
Повторение |
| Временные представления |
Времена года |
| Осень. "Осенний пришкольный сад" |
| Последовательность |
| Соотношение месяцев |
Календарь природы |
| Определение времени года по календарю природы |
| Соотношение месяцев с временем года по календарю |
Части суток |
| Соотнесение частей суток с видами деятельности |
Живая природа |
| Земля |
| Деревья |
| Птицы перелетные |
| Животные |
| Груша. Узнавание |
| Груша. Внешний вид |
| Груша. Вкус. Запах |
| Экскурсия в природу с целью сбора природного материала |
| Природа твоего края |
Осень |
| Труд людей осенью |
| Овощная ярмарка |
| Одежда людей осенью |
Живой мир |
| Перелетные птицы. Ласточка |
| Ласточка. Внешний вид |
| Ласточка. Строение |
| Ласточка. Питание |
Зима |
| Зима. Снегопад |
| Одежда и занятия детей зимой |
Зимующие птицы |
| Воробей. Узнавание |
| Воробей. Питание |
| Воробей. Строение |
| Зимующие птицы нашего города |
Неживая природа |
| Неживая природа. Камни. Песок |
| Облака |
| Вода |
| Солнце |
| Изменения в природе в феврале |
Равнины |
| Равнины. Узнавание |
| Равнины, горы. Сравнение. |
| «Уральские горы» |
| Овраг. Узнавание |
| Равнины, овраг- различие |
Дикие животные |
| Дикие животные. Волк. Узнавание |
| Волк. Части тела |
| Волк. Детеныши |
| Волк. Питание |
| «Дикие животные Южного Урала» |
Домашние животные |
| Домашние животные. Свинья |
| Свинья. Части тела |
| Свинья. Детеныши |
| Свинья. Питание |
| Коза и свинья |
Весна |
| Весна. Ручьи, сосульки |
| Сезонные изменения в природе |
Репа |
| Репа. Узнавание |
| Репа. Внешний вид |
| Репа. Вкус. Запах |
| Репа. Съедобная часть |
| Репа. Не съедобная часть |
Комнатные растения |
| Герань. Узнавание |
| Герань. Внешний вид |
| Герань. Строение |
| Герань. Уход. |
| Практическая работа. Зеленый подоконник |
Живой мир |
| Цветы, травы |
| Цветы. Астра. Узнавание |
| Астра Внешний вид |
| Астра. Строение |
| Астра. Уход |
Лето |
| Лето. Ягоды. Экскурсия |
| Итоговое повторение |
Рабочая программа по учебному предмету
«Человек»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель - формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
представления о собственном теле;
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
отнесение себя к определенному полу;
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
формировать представления о возрастных изменениях;
формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
формировать умения обслуживать себя;
формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Особенности обучения
Процесс изучения предмета «Человек» в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению познаний о себе.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
представления о своей семье, взаимоотношениях в семье;
представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
№ | Тема урока |
Повторение |
| Повторение материала 3 класса |
| Повторение материала 3 класса |
| Повторение материала 3 класса |
| Повторение материала 3 класса |
Представления о себе |
| Называние своего имени и фамилии |
| Называние своего имени и фамилии |
| Называние своего возраста (даты рождения) |
| Называние своего возраста (даты рождения) |
| Сообщение о состоянии своего здоровья |
| Сообщение о состоянии своего здоровья |
| Сообщение сведений о себе |
| Сообщение сведений о себе |
| Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа |
| Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа |
| Строение тела человека: скелет, мышцы, кожа |
| Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень |
| Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень |
| Внутренние органы человека: сердце, легкие, печень |
| Внутренние органы человека: почки, желудок |
| Внутренние органы человека: почки, желудок |
| Внутренние органы человека: почки, желудок |
| Обобщающий урок: «Строение тела человека» |
Семья |
| Семья |
| Мама |
| Члены семьи |
| Члены семьи |
| Узнавание (различение) членов семьи |
| Узнавание (различение) детей и взрослых |
| Животные, проживающие в семье |
| Режим дня |
| Обобщающий урок по теме: «Моя семья» |
Гигиена тела |
| Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. |
| Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица. |
| Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос |
| Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос |
| Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта |
| Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта |
Одежда |
| Обувь. Виды обуви |
| Обувь. Виды обуви |
| Головные уборы |
| Головные уборы |
| Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) |
| Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) |
| Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов) |
| Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий |
| Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий |
Прием пищи |
| Полезные и вредные продукты |
| Полезные и вредные продукты |
| Напитки |
| Напитки. Виды напитков (чай, компот, молоко), их называние |
| Напитки. Называние видов напитков (кефир, сок, лимонад) |
| Продукты питания |
| Называние продуктов питания, которые едят руками (хлеб, печенье, яблоко) |
| Продукты питания, которые едят с помощью ложки (суп, каша) |
| Столовые приборы |
| Вилка |
| Еда с помощью вилки |
| Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками |
| Овощи и фрукты |
| Правила приема овощей и фруктов |
| Формирование умения убирать со стола после приёма пищи |
Туалет |
| Последовательность действий в туалете |
| Последовательность действий в туалете |
| Пользование туалетной бумагой |
| Правила пользования туалетом |
| Итоговое повторение |
| Итоговое повторение |
| Итоговое повторение |
Рабочая программа по учебному предмету
«Окружающий социальный мир»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с умственной отсталостью испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель – формирование коммуникативных навыков для социализации детей в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
активизация познавательных интересов обучающихся;
накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт обучающийся;
формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности обучающегося;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности.
Особенности обучения
Процесс изучения окружающего социального мира в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению социальных навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определенному полу, как «Я»);
социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
оценка своих поступков по принципу «плохо - хорошо» на основе представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах;
принятие помощи в учебной и жизненной ситуации;
проявление своих чувств и эмоций адекватное общепринятым нормам;
сотрудничество с окружающими в разных социальных ситуациях доступным образом;
участие в игровой, учебной, социально-бытовой ситуации;
участие в коммуникации любыми доступными средствами и способами.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека:
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
2) Представления об окружающих людях:
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников;
5) Представление о стране проживания Россия:
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
№ | Тема урока |
Повторение |
| Повторение материала 3 класса |
| Повторение материала 3 класса |
| Повторение материала 3 класса |
Школа |
| Зоны класса |
| Зоны класса |
| Зоны класса |
| Распорядок школьного дня |
| Распорядок школьного дня |
| Распорядок школьного дня |
| Школьные принадлежности |
| Школьные принадлежности |
| Школьные принадлежности |
| Представление о себе как члене коллектива класса |
| Представление о себе как члене коллектива класса |
| Представление о себе как члене коллектива класса |
| Обобщающий урок "Школа" |
Предметы быта |
| Часы: наручные |
| Часы: наручные |
| Часы: настенные |
| Часы: настенные |
| Механические часы |
| Механические часы |
| Электронные часы |
| Электронные часы |
| Части часов: стрелки, циферблат |
| Части часов: стрелки, циферблат |
| Назначение часов |
| Назначение часов |
| Практическое занаятие "Использование часов" |
| Практическое занаятие "Использование часов" |
| Обобщающий урок по теме: «Часы» |
Предметы и материалы, изготовленные человеком |
| Бумага и ее свойства |
| Бумага и ее свойства |
| Виды бумаги по плотности: альбомный лист, картон |
| Виды бумаги по плотности: альбомный лист, картон |
| Виды бумаги по фактуре: глянцевая, бархатная |
| Виды бумаги по фактуре: глянцевая, бархатная |
| Различение видов бумаги по плотности и фактуре |
| Различение видов бумаги по плотности и фактуре |
| Различение видов бумаги по плотности и фактуре |
| Предметы, изготовленные из бумаги |
| Предметы, изготовленные из бумаги |
| Предметы, изготовленные из бумаги |
| Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: ножницы |
| Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: ножницы |
| Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: дырокол |
| Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: дырокол |
| Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: шило |
| Инструменты, с помощью которых работают с бумагой: шило |
| Практическое занятие "Работа с бумагой" |
| Практическое занятие "Работа с бумагой" |
| Обобщающий урок: «Бумага» |
Квартира, дом, двор |
| Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) |
| Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) |
| Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) |
| Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный) |
| Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный) |
| Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный) |
| Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт |
| Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт |
| Места общего пользования в доме: чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт |
| Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
| Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
| Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
| Сообщение (написание) своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры) |
| Обобщающий урок "Квартира, дом, двор" |
| Итоговое повторение |
| Итоговое повторение |
Рабочая программа по учебному предмету
«Адаптивной физкультуре»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Нарушения развития детей препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.
Цель – повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
формирование умения ходить на лыжах, играть в спортивные игры;
укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Особенности обучения
Процесс занятия адаптивной физической культурой в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Упражнения подбираются по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности, которые будут способствовать расширению навыков.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
правильное выполнение упражнений;
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений;
знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;
обучение и применение дыхательной гимнастики.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
№ | Тема урока |
Техника безопасности |
| Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены |
Построение |
| Построение в шеренгу по одному, взявшись за руки по команде «Становись» «Ровняйся» «Смирно» «Вольно» |
Ходьба |
| Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: между предметами по звуковому сигналу с сохранением правильной осанки |
| Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. Коррекционная игра «Перемена мест» |
| Ходьба по линии на носках и пятках на внутреннем и внешнем своде стопы. Комплекс упражнение на осанку |
| Ходьба с различными положениями рук сохранением правильной осанки |
Прыжки |
| Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед |
| Прыжки с продвижением вперед. Подвижная игра «Лисы и куры» |
Бег |
| Выполнение медленного бега с сохранением осанки. Чередование бега и ходьбы. Подвижная игра «У медведя во бору» |
| Обучение перебежкам группами и по одному |
Метание, броски |
| Обучение правильному захвату для выполнения метания. Прием и передача предметов в шеренге, по кругу, в колонне |
| Обучение броскам и ловле волейбольных мячей. Произвольное метание мячей в игре |
| Обучение метанию с места малого мяча в стену правой и левой рукой. Выполнение метания колец на шесты |
| Выполнение броска большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену |
| Обучение броскам набивного мяча сидя двумя руками из-за головы. Игра «Говорящий мяч» |
| Обучение метанию теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность. Игра «Кто дальше бросит» |
Техника безопасности |
| Инструктаж по технике безопасности в спортивном зале. Понятия колонна, шеренга, круг. |
Основные движения и положения |
| Обучение поворотам на месте направо, налево, кругом. Движение в колонне. Игра «Мороз-Красный нос» |
| Обучение основным положениям и движениям рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении |
Укрепляющие и развивающие упражнения |
| Выполнение упражнений для мышц шеи. Упражнения на дыхание. Подвижная игра: «Стоп, хоп, раз» |
| Выполнение упражнений для укрепления мышц спины и живота |
| Выполнение упражнений для развития мышц рук и плечевого пояса |
| Выполнение упражнений для укрепления голеностопных суставов и стоп. Упражнения для мышц ног. Подвижная игра «Болото» |
| Разучивание комплекса упражнений с гимнастическими палками |
| Разучивание комплекса упражнений с флажками |
| Разучивание комплекса упражнений с малыми мячами. Подвижные игры « Совушка» |
| Разучивание комплекса упражнений с большими мячами. Подвижные игры «Что изменилось» |
Движение с препятствиями |
| Выполнение переползания на четвереньках по коридору длиной 15-20 см, гимнастических матах |
| Обучение переползанию на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, с захватом кистями рук ее края |
| Обучение ходьбе по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Кружение переступанием в медленном темпе |
| Выполнение ходьбы по ориентирам, начерченным на полу. Разучивание игры « Удочка», «Салки» |
Техника безопасности |
| Инструктаж по ТБ. Транспортировка лыжного инвентаря |
Езда на лыжах |
| Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» |
| Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам |
| Переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами |
| Правила чистки лыж от снега |
| Стояние на параллельно лежащих лыжах |
| Выполнение ступающего шага. Повороты переступанием |
| Выполнение поворотов, стоя на лыжах |
| Выполнение скользящего шага. Подъёмы и спуски под склон |
| Выполнение попеременного двушажного хода |
| Выполнение бесшажного хода. Подвижная игра «Быстрый лыжник» |
| Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением |
| Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полу ёлочкой», «елочкой») |
| Спуски в основной стойке. Игра «Кто самый быстрый?» |
| Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полу плугом», «плугом», падением). Лыжная прогулка |
Подвижные игры |
| Игры «К своим флажкам», «Два мороза» |
| Игра «Метко в цель», «Погрузка арбузов». Эстафеты |
| Игра «Через кочки и пенёчки», «Кто дальше бросит». Эстафеты |
| Игра «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты |
| Игра «Капитаны», «Попрыгунчики воробушки». Эстафеты |
Техника безопасности |
| Правила ТБ в спортивном зале. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка. Игра «Кран откройся» |
Построения и движения |
| Построение в колонну по одному, по два. Игра «Чья колонна быстрее построится» |
| Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин» |
Дыхание |
| Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) в положении стоя. Игра «Понюхаем цветы» |
| Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время ходьбы. Игра «Понюхаем цветы» |
| Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время бега. Игра «Понюхаем цветы» |
Ползание |
| Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы» |
| Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на ученье» |
Передача инвентаря |
| Передача набивного мяча в шеренге. Игра «Найди предмет» |
| Передача флажка по кругу. Игра «Флажок» |
| Передача гимнастической палки в колонне. Игра «Быстро возьми» |
| Передача баскетбольного мяча в шеренге. Игра «Передай мяч» |
| Передача волейбольного мяча по кругу. Игра «Говорящий мяч» |
| Передача футбольного мяча в колонне. Игра «Скачущий мяч» |
Подвижные игры |
| Игра «Воробушки и кот» |
| Итоговое занятие. Игра «Ловишки» |
| Итоговое занятие. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Цель - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание уважения к культуре народов России и других стран; готовность и способность выражать свою позицию в искусстве и через искусство.
Задачи:
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Особенности обучения
Процесс изучения изобразительной деятельности в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению художественных, творческих навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Тема урока |
Техника безопасности |
| Знакомство с учебными принадлежностями. Правила безопасной работы |
| Манипуляции с бумагой (рвём, сминаем ее) |
Фрукты и овощи |
| Рисование фруктов: яблоко, апельсин |
| Лепка фруктов: яблоко, апельсин |
| Аппликация фруктов: яблоко, апельсин |
| Рисование. Овощи. Морковка |
| Лепка. Овощи. Морковка |
| Аппликация. Овощи. Морковка из мятых салфеток |
Школа |
| Раскрашивание предметной картинки 2 цветами по теме «Школа» |
| Лепка. Школа |
| Аппликация. Школа |
Осень |
| Рисование. Ежик |
| Лепка «Ежик» Формирование колючек (отщипывание) |
| Аппликация. Ежик |
| Рисование «Корзинка для грибов» |
| Лепка «Корзинка для грибов» |
| Аппликация. «Корзинка для грибов» |
| Рисование пальцами. Виноград |
| Лепка. Виноград |
| Аппликация. Виноград |
| Рисование осенних листьев с использованием шаблона |
| Лепка. Осеннее дерево |
| Аппликация из сухих листьев |
Портрет |
| Рисование. Раскрась красками. «Мой портрет» |
| Лепка. «Мой портрет» |
| Аппликация. «Лицо клоуна» из рваной бумаги |
Ковер |
| Рисование. Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски) |
| Лепка. Ковер |
| Аппликация. Коврик для куклы |
Корабль |
| Рисование. Изображение предметов с помощью геометрических фигур. Корабль |
| Лепка. Корабль |
| Аппликация. Корабль |
«Цветик-семицветик» |
| Рисование. «Цветик-семицветик» |
| Лепка. «Цветик-семицветик» |
| Аппликация. «Цветик-семицветик» |
Зима |
| Рисование. Снегопад |
| Вырезание снежинки |
| Лепка. Снежинка. (плоскостная) |
| Рисование. «Снеговик» |
| Аппликация. «Снеговик» |
| Лепка. «Снеговик» |
| Рисование. «Новогодняя елка» |
| Аппликация. «Новогодняя елка» |
| Лепка. Ёлка |
| Раскрашивание карандашами «Птицы на кормушке» |
| Аппликация «Птицы на кормушке» |
| Лепка на картоне «Кормушка для птиц» |
Черепаха |
| Рисование. «Черепаха» |
| Аппликация. «Черепаха» |
| Лепка. «Черепаха» из половинки грецкого ореха |
Солнцышко |
| Рисование. «Ярко светит солнышко» |
| Аппликация. Солнышко |
| Лепка. Солнышко |
Узоры, орнамент, роспись |
| Рисование. Узор для кукольной посуды — расписное блюдо |
| Аппликация. Расписное блюдо |
| Лепка. Блюдо для куклы |
| Рисование. Красивый платочек (узор из вертикальных и горизонтальных прямых) |
| Аппликация. Орнамент на платочке |
| Лепка. Бусинки |
| Рисование. Одуванчик |
| Аппликация. Одуванчики из бумажных салфеток |
| Лепка. Одуванчик |
| Рисование. Узор на тарелочке |
| Резание по кривой: тарелочка (разметка по шаблону) |
| Лепка. Тарелочка |
Жираф |
| Рисование. Жираф |
| Аппликация. Жираф |
| Лепка. Жираф |
Чебурашка |
| Рисование. Чебурашка |
| Аппликация. Чебурашка |
| Лепка. Чебурашка |
Весна |
| Рисование. Украшение пасхального яйца |
| Аппликация. Украшение пасхального яйца |
| Лепка. Украшение пасхального яйца |
| Рисование. «Торт на день рождение Мишки» |
| Аппликация. «Торт на день рождение Мишки» |
| Лепка «Торт на день рождение Мишки» |
| Сюжетная раскраска «Весна» |
| Аппликация. «Весна» |
| Лепка. Весеннее дерево |
| Раскрашивание карандашами «Цветы в вазе» |
| Аппликация «Клумба с цветами» |
| Лепка. Цветок |
Космос |
| Рисование. Ракета |
| Аппликация. «Полет на луну» |
| Лепка. Ракета |
Цыплята на лугу |
| Рисование. Цыплята на лугу |
| Аппликация. Цыплята на лугу |
| Лепка. Цыплята на лугу |
Мячик |
| Рисование. «Мячик» |
| «Мячик» аппликация из рваной бумаги |
| Лепка. «Мячик» |
Праздничный салют |
| Рисование по тонированной бумаге: «Праздничный салют» |
| Аппликация. «Праздничный салют» |
| Лепка. «Праздничный салют» |
Бабочка |
| Рисование. Раскраска бабочки |
| Аппликация. Узоры на крылышках бабочки. |
| Лепка. Бабочка |
Свободное творчество |
| Рисование на свободную тему |
| Аппликация на свободную тему |
| Лепка на свободную тему |
| Итоговый урок |
Рабочая программа по учебному предмету
«Домоводство»
4-й год обучения
Пояснительная записка.
Обучение ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий. Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности индивидуально-доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.
Цель - формирование представлений у обучающихся об алгоритмах выполнения различной хозяйственно-бытовой деятельности, а также, максимальная индивидуализация процесса выполнения деятельности в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.
Задачи:
формирование представлений о назначении того или иного электроприбора или хозяйственного инвентаря;
формирование умений обращаться с ними (с учетом психофизических особенностей);
формирование представлений об алгоритмах действий, связанных с приготовлением пищи, с осуществлением покупок, уборкой помещения и территории, уходу за вещами.
ознакомление с элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
Особенности обучения
Процесс обучения домоводству в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объёму и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребёнка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению хозяйственно-бытовых навыков.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень развития каждого ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми, в повседневной жизни. Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной и трудовой деятельности и формирование личностного смысла учения и труда;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие этических чувств. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, толерантности;
формирование эстетических потребностей;
развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, мире профессий и важности выбора профессии;
приобретение навыков самообслуживания, овладение правил техники безопасности;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды.
Программа рассчитана на 3 час в неделю, 102 часов в год
Календарно – тематическое планирование по предмету «Домоводство»
№ | Тема урока |
Покупки |
| Формирование представлений о том, откуда берутся в быту различные вещи и продукты |
| Введение понятия денег, как необходимого атрибута процесса покупки того или иного предмета (продукта питания, одежды, инструмента) |
| Планирование покупок |
| Выбор места совершения покупок |
| Ориентация в расположении отделов магазина, кассы |
Уборка территории |
| Уборка бытового мусора |
| Уборка мусора |
| Подметание территории |
| Сгребание травы и листьев |
| Сгребание листьев и травы |
Обращение с кухонным инвентарем |
| Знакомство с кухней |
| Кухонная мебель |
| Плита. Техника безопасности |
| Холодильник |
| Посуда |
| Кухонные принадлежности |
| Бытовая техника |
| Различение кухонного инвентаря по его назначению |
| Различение чистой и грязной посуды |
Уборка помещения |
| Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора |
| Уборка остатков еды и мусора с поверхности стола |
| Вытирание поверхности мебели |
Приготовление пищи |
| Продукты питания |
| Овощи и фрукты |
| Напитки |
| Различение напитков |
Уход за вещами |
| Складывание одежды |
| Одежда. Складывание |
| Одежда. Вывешивание на «плечики» |
| Вывешивание одежды на «плечики» |
| Чистка обуви |
| Обувь. Чистка |
| Просушивание обуви |
Обращение с кухонным инвентарем |
| Правила поведения за столом |
| Очищение остатков еды с посуды |
| Очищение с посуды остатков еды |
| Замачивание посуды |
| Посуда. Замачивание |
| Протирание посуды губкой |
| Посуда. Протирание губкой |
Уборка помещения |
| Вытирание поверхности мебели |
| Мытье поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий |
| Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели |
Приготовление пищи |
| Молочные продукты |
| Различение молочных продуктов |
| Мучные изделия, готовые к употреблению |
| Мучные изделия - полуфабрикаты |
| Кондитерские изделия |
Уход за вещами |
| Ручная стирка: наполнение ёмкости водой |
| Виды моющих средств |
| Выбор моющего средства |
| Отмеривание необходимого количества моющего средства |
| Замачивание белья |
| Застирывание белья |
| Белье. Застирывание |
| Полоскание белья |
| Белье. Полоскание |
| Выжимание белья |
| Белье. Выжимание |
Обращение с кухонным инвентарем |
| Замачивание посуды |
| Посуда. Замачивание |
| Протирание посуды губкой |
| Посуда. Протирание губкой |
Уборка помещений |
| Инструменты, необходимые для уборки помещения |
| Сметание мусора на полу в определённое место |
| Заметание мусора на совок |
| Мусор. Заметание на совок |
Покупки |
| Ориентация в расположении отделов магазина, кассы |
| Нахождение нужного товара в магазине |
| Раскладывание продуктов в места хранения |
Обращение с кухонным инвентарем |
| Кухонные принадлежности |
| Различение кухонных принадлежностей |
| Кухонные принадлежности. Узнавание |
| Бытовые приборы |
| Техника безопасности при пользовании электробытовыми прибороми |
Приготовление пищи |
| Посуда для приготовления пищи |
| Мясные продукты, готовые к употреблению и требующие обработки. Способы хранения |
| Рыбные продукты, готовые к употреблению. Правила хранения |
| Крупы и бобовые |
| Способы обработки, правила хранения круп и бобовых |
Уход за вещами |
| Виды верхней одежды |
| Чистка верхней одежды |
| Верхняя одежда. Чистка |
| Виды головных уборов |
| Различение головных уборов |
Уборка территории |
| Подметание территории |
| Сгребание травы и листьев |
| Уборка травы и листьев |
Обращение с кухонным инвентарем |
| Различение предметов посуды для сервировки стола |
| Предметы посуды для сервировки стола |
| Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола |
| Столовые приборы и посуда при сервировке стола |
| Посуда и столовые приборы при сервировке стола |
Уход за вещами |
| Виды обуви |
| Различение видов обуви |
| Правила ухода за обувью |
| Обувь. Правила ухода |
| Последовательность действий при чистке обуви |
| Чистка обуви |
Уборка помещения |
| Пылесос |
| Чистка поверхности пылесосом |
| Пылесос. Чистка поверхности |