СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР УО (2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СИПР УО (2 вариант)»

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося 1 класса с умственной отсталостью (вариант 2)

Д. Дмитрия


Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС.

  1. Общие сведения об учащемся:

Имя, фамилия ребёнка: Д. Дмитрий

Возраст ребёнка: 9 лет

Класс: 1 (вариант 2) (кл.рук-ль Азарова Н.М.)

Год рождения: 20.10.2010

Место проживания: г.Якутск, ул………., 25, корп., кв.

Ребенок поступил в 1 класс МОКУ АШ-И №28 в октябре 2018 г. на дневное обучение.

Дошкольной подготовки не проводилось.

Заключение ТПМПК г.Якутска №332 от 03.04.2018 г.

  1. Нормативные документы:

  • Конституция РФ,

  • Конвенция ООН о правах ребенка,

  • Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75),

  • Устав МОКУ АШ-И №28

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС УО (ИН).

    3. Локальные акты ОУ:

- Положение о специальной индивидуальной  программе развития.

- Договор между ОУ и родителями обучающегося от 11.10.2018 г.

  1. Общая  характеристика развития обучающегося с ТМНР:

   У ребенка сложная структура нарушения развития – раннее органическое поражение ЦНС, инвалид по зрению, ДЦП, аутистические черты, обусловленные интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с тотальным нарушением речи.

   Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями  точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус понижен, мелкая и артикуляционная моторика не развита.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с выраженной умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий невозможно, внимание с трудом привлекается, не фиксирует взгляд, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (3 мин) быстро истощается. Ребёнок не сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает стучать предметами по зубам, столу, бегать и ползать. Любым предметом начинает стучать по столу, по зубам, грызет предметы, руки. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к звуку, стуку.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти.

 Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Повторяет стереотипные вокализации: гиде, гиде, багадэ, багадэ. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует на свое имя, узнает мать. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства, крика.  Не понимает обращенную речь.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу маму.

Интереса к какой-либо деятельности нет. Ребёнок не понимает задания. Ребёнок проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, проявляет реакцию на интонацию, на тактильный контроль.

Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (иногда с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы. Не соблюдает режим дня. Может кричать во время тихого часа и мешать другим. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Не ориентируется в группе, где проживает. В туалет самостоятельно не ходит (памперсы, горшок). Не реагирует на свое имя, фамилию. Просьбы учителя показать части тела не понимает.

Ребенок сам  может взять кубик, брусок в руку, но действия по сбору не выполняет. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны кратковременные (1-2 сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата, горох, пластилин, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага, деревянные и пластмассовые кубики и бруски) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность. Мультфильм «Бременские музыканты» нравится смотреть, радуется знакомой мелодии. Любимый персонаж – бандит, нравится его голос.

Приоритетными учебными предметами должны быть: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно–практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), сенсорное развитие.

   5.   В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:

- Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1-ый  класс школы  в 8 лет в 2018г., в 2019-2020 учебном году оставлен на повторное обучение в 1 классе по 2 варианту СФГОС. Дошкольной подготовки не проводилось.

- Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.

     Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.

   Ребёнок испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводятся уроки и коррекционные занятия учителями, специалистами, педагогами дополнительного образования МОКУ АШ-И №28 г.Якутска.         

     В реализации СИПР участвуют специалисты:

- зам. директора по УВР – Медведева С.В.

- дефектолог Николаева О.В.

- учителя – Азарова Н.М., Олесов П.Г., Наумова В.А.

- воспитатели Азарова В.А., Татаринова О.А.

- логопед Абрамова Т.Д.

- психолог Слепцова Л.Д.

- учитель ритмики – Васильева Л.С.

- сенсорное развитие – Горохова О.В.

- Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

В силу сложной структуры нарушения ребенка, формирование жизненных компетенций и социализация проводится в данных условиях, в коллективе, с постоянным общением с другими учениками. Привлекаются специалисты: учителя, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги дополнительного образования - с использованием материалов и игр, интересных ребенку, с применением на занятиях необходимых средств. Задача специалистов – сделать уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у ребёнка появилось желание общаться,  навыки для социализации.

- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.

Предметные области: Язык и речевая практика, Математические представления, Окружающий мир, Изобразительная деятельность

Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, предметно-практические действия.

6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения

  • игровые технологии

  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.). Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: ребёнку требуется особая организация рабочего места (игровая зона, зона для отдыха). Обстановка, созданная в кабинете, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).

  2.  Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).

  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

  4. Повторение изученного, подача нового материала.

  5. Двигательная гимнастика.

  6. Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.);

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);

-  задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия;

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 30 – 35 минут, с перерывом 30 – 35 минут. Обучение проходит в одну смену.

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

«выполняет действие самостоятельно» --------------------------------------------------------(с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) -----------------(и),

«выполняет действие по образцу»-------------------------------------------------------------- (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» ---------------------------------(п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» ---------------------------(пп),

«действие не выполняет»--------------------------------------------------------------------------(!),

«узнает объект»------------------------------------------------------------------------------------- (у),

«не всегда узнает объект» -----------------------------------------------------------------------(нву),

«не узнает объект»-------------------------------------------------------------------------------- (н).

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Форма обучения: очная.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося постоянна, во время учебных занятий по возможности мама или воспитатель присутствуют, помогают (в случае необходимости), контролируют.


Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:

Развитие и воспитание ребенка. Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 35 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор  для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.

Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять с помощью взрослого действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки)  с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

Взрослый постоянно комментирует совершаемые действия ребенку: идем в класс, пошли в туалет, возьми ..., дай (передай) …

- Социальное развитие. Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, давать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить  игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться жестами).

Развитие слухового восприятия. Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).

Развитие понимания обращенной речи. Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети  глазки? Вот они! Покажи, где у тети  руки? – Вот они».

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие одно действие (возьми куклу).

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул.).

- Формирование активной речи. Учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).

Учить произносить гласные  звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.

- Формирование игровой деятельности. Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку.  Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».


  1. Индивидуальный учебный план на обучающегося:

Предметная область

Учебные предметы

Количество       часов в неделю

Количество

часов в год

1

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

102

2

Математика

Математические представления

2

68

3

Изобразительная деятельность

Рисование

3

102

4

Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

68

Человек

3

102

Окружающий социальный мир

1

34

5

Физическая культура

ЛФК, массаж

2

68

6

Музыка и движение

Музыкально-ритмические действия.

2

68

7

Коррекционно-развивающие занятия

2

68

Итого


20

680

Коррекционные занятия


1

Сенсорное развитие

3

102

2

Предметно-практические действия.

3

102

3

Двигательное развитие

2

68

4

Альтернативная коммуникация

2

68

ИТОГО


10

340


Внеурочная деятельность

35

1190

Итого



65



Продолжительность учебной недели на 2019-2020 учебный год  – 4 дня в неделю (понедельник, вторник, четверг, пятница). На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного  года в соответствии с ФГОС. В феврале для обучающегося есть дополнительные недельные каникулы.

   8. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)

- умение выполнять инструкции педагога

- использование по назначению учебных материалов

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени

- от начала до конца

- с заданными качественными параметрами

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

   Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем  ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства  - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.

- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.  

- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.

  1. Содержание и отслеживание результатов обучения.

При оценке результативности освоения обучающимся по СИПР мы опираемся на критерии, применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.


Содержание образования специальной индивидуальной программы развития

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Дмитрия Д. в силу его психофизических способностей.


Предметные области (учебные предметы):

Язык и речевая практика.

Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Коммуникация с использованием вербальных средств.

2.

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

        I четверть

установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником

3.

Формирование умения реагировать на собственное имя

реагирование на собственное имя

4.

Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом

приветствие собеседника звуком, словом

5.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом

прощание с собеседником звуком, жестом, словом

2) Коммуникация с использованием невербальных средств.

6.

Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации

II четверть

выражение приветствия, прощания с использованием мимики

7.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

выражение жестом приветствие, прощание

3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

8.

Формирование умения реагировать на собственное имя

III четверть

реагирование на собственное имя

9.

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять)

Экспрессивная речь.

10.

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы

IV четверть

называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

Математика.

Математические представления:

Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1)Количественные представления.

2.

Формирование умения находить предметы без учета их признаков (из 2-х)

I четверть

нахождение предмета из нескольких

2)Представления о форме.

3.

Формирование представления о геометрических телах: шар, куб

II четверть

узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «кубик»

3)Пространственные представления.

4.

Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела

III четверть

ориентация в пространственном расположении частей тела на себе

5.

«верх» (вверху)

отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх

6.

«низ» (внизу)

опустить руки вниз

4)Временные представления

7.

Формирование представления о режиме дня

IV четверть

Завтрак, полдник, обед

Тихий час

8.

Знание последовательности времени суток

знание последовательности утро, день, вечер, ночь

9.

Формирование представления о временах года

различение времен года (весна, лето, осень, зима)


«Окружающий мир».

Окружающий природный мир:

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1)Временные представления.

2.

Формирование представления о явлениях природы:

I четверть

узнавание (различение) явлений природы

дождь;

снег

3.

дождь

4.

снег

2)Животный мир.

5.

Формирование представления о домашних животных:

II четверть

узнавание (различение) домашних животных

 собака;

кошка

6.

собака

7.

кошка

3) Объекты природы.

8.

Формирование представления о воде

III четверть

узнавание воды

4) Растительный мир.

9.

Формирование представления о фруктах:

IV четверть

узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу

10.

яблоко

11.

банан

12.

Формирование представления об овощах:

узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу

13.

картофель

14.

морковь


Коррекционные курсы.

Сенсорное развитие.

Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Зрительное восприятие.

2.

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

I четверть

фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

2) Слуховое восприятие.

3.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука

II четверть

локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха

3) Кинестетическое восприятие.

4.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека

III четверть

адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

4) Восприятие запаха.

5.

Формирование адекватной реакции на запахи

III четверть

адекватная реакция на запахи

5) Восприятие вкуса.

6.

Формирование адекватной реакции на продукты:

IV четверть

адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам


Предметно-практическая деятельность.

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Действия с материалами.

2.

Формирование умения сминать материал двумя руками

I

четверть

сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками

3.

салфетки

4.

газета

5

калька

6.

Формирование умения сминать материал одной рукой

II четверть

сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой

        

7.

салфетки

8.

газета

9.

калька

2) Действия с предметами.

10.

Формирование умения захватывать предмет

III-IV четверть

захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)

11.

Формирование умения  удерживать  предмет

удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)

12.

Формирование умения  отпускать предмет

отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)



Содержание образования специальной индивидуальной программы развития

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

!

Действие выполняется ребенком:


          - со значительной помощью взрослого

пп

          - с частичной помощью взрослого

п

          - по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

          - подражая или по образцу

о

          - самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н


Индивидуальная программа развития


Образовательные области (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода).

Оценка результативности освоения СИПР

I

II

Предметные области и предметы

Речь и альтернативная коммуникация



Формирование умения устанавливать контакт с собеседником



Формирование умения приветствовать собеседника звуком.



Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом.



Формирование умения использовать жест как средство коммуникации



Формирование умения понимать слова, обозначающие действия



- сидеть



- стоять



Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А»



Навыки невербального общения:



Установление визуального контакта с собеседником



Ориентация на лицо взрослого



Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)



Реакция на учителя, воспитателя



Умение следовать несложной словесной инструкции учителя



Математические представления



Выбрать названный предмет из двух



Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов



Указать названную часть тела



Ориентировка в пространстве класса



Знание и реагирование на понятия «рядом», «около»



Перемещение «косточек» по проволочной рамке



Окружающий природный мир



Формирование представления о домашних животных



-  собака

 


- кошка



Умение показать себя (реакция на «я», свое имя)



Реакция на учителя, воспитателя



Умение следовать несложной словесной инструкции учителя



Умение пользоваться невербальными средствами общения



Коррекционные курсы



Сенсорное развитие



Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека



Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете



Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него



Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)



Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом



Предметно – практические действия



Сминание бумаги



Отрывание кусочков бумаги от целого листа



Работа с бумагой (сгибание, разгибание)



Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей



Разминание пластилина


         

Размазывание материала по плоскости



Лепка шариков



Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета



Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки»)



Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки»)



Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями



Пересыпание различных круп в емкости



Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях



Переливание воды из одной ёмкости в другую



Захватывание, удерживание предмета



Опускание предмета в коробку



Закрывание коробок разной величины



Бросание мелких предметов в коробку



Работа с пирамидками



Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы)



Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)



Вращение различных предметов



Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем)



Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)



Подтягивание предметов за веревочку




Программа составлена:

Руководитель ППМСС Николаева О.В.

Учитель Азарова Н.М., на 2019-2020учебный год.

Дата составления – 01.10.2019 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!