Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 1 класса с умственной отсталостью (вариант 2)
Д. Дмитрия
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС.
-
Общие сведения об учащемся:
Имя, фамилия ребёнка: Д. Дмитрий
Возраст ребёнка: 9 лет
Класс: 1 (вариант 2) (кл.рук-ль Азарова Н.М.)
Год рождения: 20.10.2010
Место проживания: г.Якутск, ул………., 25, корп., кв.
Ребенок поступил в 1 класс МОКУ АШ-И №28 в октябре 2018 г. на дневное обучение.
Дошкольной подготовки не проводилось.
Заключение ТПМПК г.Якутска №332 от 03.04.2018 г.
-
Нормативные документы:
-
Конституция РФ,
-
Конвенция ООН о правах ребенка,
-
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75),
-
Устав МОКУ АШ-И №28
-
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС УО (ИН).
3. Локальные акты ОУ:
- Положение о специальной индивидуальной программе развития.
- Договор между ОУ и родителями обучающегося от 11.10.2018 г.
-
Общая характеристика развития обучающегося с ТМНР:
У ребенка сложная структура нарушения развития – раннее органическое поражение ЦНС, инвалид по зрению, ДЦП, аутистические черты, обусловленные интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с тотальным нарушением речи.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус понижен, мелкая и артикуляционная моторика не развита.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с выраженной умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий невозможно, внимание с трудом привлекается, не фиксирует взгляд, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (3 мин) быстро истощается. Ребёнок не сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает стучать предметами по зубам, столу, бегать и ползать. Любым предметом начинает стучать по столу, по зубам, грызет предметы, руки. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к звуку, стуку.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти.
Языковые средства не сформированы, ребенок не владеет речью. Повторяет стереотипные вокализации: гиде, гиде, багадэ, багадэ. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует на свое имя, узнает мать. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства, крика. Не понимает обращенную речь.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу маму.
Интереса к какой-либо деятельности нет. Ребёнок не понимает задания. Ребёнок проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, проявляет реакцию на интонацию, на тактильный контроль.
Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (иногда с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы. Не соблюдает режим дня. Может кричать во время тихого часа и мешать другим. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Не ориентируется в группе, где проживает. В туалет самостоятельно не ходит (памперсы, горшок). Не реагирует на свое имя, фамилию. Просьбы учителя показать части тела не понимает.
Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку, но действия по сбору не выполняет. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны кратковременные (1-2 сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата, горох, пластилин, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага, деревянные и пластмассовые кубики и бруски) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность. Мультфильм «Бременские музыканты» нравится смотреть, радуется знакомой мелодии. Любимый персонаж – бандит, нравится его голос.
Приоритетными учебными предметами должны быть: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно–практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), сенсорное развитие.
5. В обучении и развитии ребенка учитываются индивидуальные образовательные потребности:
- Потребность в максимально раннем выявлении и комплексной коррекции имеющихся отклонений в развитии осуществлена не была. Ребенок был принят в 1-ый класс школы в 8 лет в 2018г., в 2019-2020 учебном году оставлен на повторное обучение в 1 классе по 2 варианту СФГОС. Дошкольной подготовки не проводилось.
- Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Ребёнок испытывает потребность в организации комплексной коррекционной помощи. С ним проводятся уроки и коррекционные занятия учителями, специалистами, педагогами дополнительного образования МОКУ АШ-И №28 г.Якутска.
В реализации СИПР участвуют специалисты:
- зам. директора по УВР – Медведева С.В.
- дефектолог Николаева О.В.
- учителя – Азарова Н.М., Олесов П.Г., Наумова В.А.
- воспитатели Азарова В.А., Татаринова О.А.
- логопед Абрамова Т.Д.
- психолог Слепцова Л.Д.
- учитель ритмики – Васильева Л.С.
- сенсорное развитие – Горохова О.В.
- Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
В силу сложной структуры нарушения ребенка, формирование жизненных компетенций и социализация проводится в данных условиях, в коллективе, с постоянным общением с другими учениками. Привлекаются специалисты: учителя, логопеды, дефектологи, психологи, педагоги дополнительного образования - с использованием материалов и игр, интересных ребенку, с применением на занятиях необходимых средств. Задача специалистов – сделать уроки насыщенными, увлекательными и соответствующими склонностям ребенка – так, чтобы у ребёнка появилось желание общаться, навыки для социализации.
- Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Предметные области: Язык и речевая практика, Математические представления, Окружающий мир, Изобразительная деятельность
Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, предметно-практические действия.
6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
-
индивидуализация обучения
-
игровые технологии
-
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
-
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.). Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Особая организация рабочего места: ребёнку требуется особая организация рабочего места (игровая зона, зона для отдыха). Обстановка, созданная в кабинете, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.
Используется определенная структура занятия:
-
Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
-
Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
-
Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
-
Повторение изученного, подача нового материала.
-
Двигательная гимнастика.
-
Итог занятия.
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.);
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма);
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия;
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 30 – 35 минут, с перерывом 30 – 35 минут. Обучение проходит в одну смену.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» --------------------------------------------------------(с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) -----------------(и),
«выполняет действие по образцу»-------------------------------------------------------------- (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» ---------------------------------(п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» ---------------------------(пп),
«действие не выполняет»--------------------------------------------------------------------------(!),
«узнает объект»------------------------------------------------------------------------------------- (у),
«не всегда узнает объект» -----------------------------------------------------------------------(нву),
«не узнает объект»-------------------------------------------------------------------------------- (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Форма обучения: очная.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося постоянна, во время учебных занятий по возможности мама или воспитатель присутствуют, помогают (в случае необходимости), контролируют.
Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:
- Развитие и воспитание ребенка. Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 35 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.
Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять с помощью взрослого действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Взрослый постоянно комментирует совершаемые действия ребенку: идем в класс, пошли в туалет, возьми ..., дай (передай) …
- Социальное развитие. Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, давать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).
- Развитие слухового восприятия. Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).
- Развитие понимания обращенной речи. Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети руки? – Вот они».
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие одно действие (возьми куклу).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул.).
- Формирование активной речи. Учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).
Учить произносить гласные звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.
- Формирование игровой деятельности. Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку. Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».
-
Индивидуальный учебный план на обучающегося:
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 102 |
2 | Математика | Математические представления | 2 | 68 |
3 | Изобразительная деятельность | Рисование | 3 | 102 |
4 | Окружающий мир | Окружающий природный мир | 2 | 68 |
Человек | 3 | 102 |
Окружающий социальный мир | 1 | 34 |
5 | Физическая культура | ЛФК, массаж | 2 | 68 |
6 | Музыка и движение | Музыкально-ритмические действия. | 2 | 68 |
7 | Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 68 |
Итого | | 20 | 680 |
Коррекционные занятия | |
1 | Сенсорное развитие | 3 | 102 |
2 | Предметно-практические действия. | 3 | 102 |
3 | Двигательное развитие | 2 | 68 |
4 | Альтернативная коммуникация | 2 | 68 |
ИТОГО | | 10 | 340 |
| Внеурочная деятельность | 35 | 1190 |
Итого | | 65 | |
Продолжительность учебной недели на 2019-2020 учебный год – 4 дня в неделю (понедельник, вторник, четверг, пятница). На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС. В феврале для обучающегося есть дополнительные недельные каникулы.
8. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)
- умение выполнять инструкции педагога
- использование по назначению учебных материалов
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени
- от начала до конца
- с заданными качественными параметрами
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния обучающегося.
- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.
- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
-
Содержание и отслеживание результатов обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся по СИПР мы опираемся на критерии, применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2.
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Дмитрия Д. в силу его психофизических способностей.
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Коммуникация с использованием вербальных средств. |
2. | Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | I четверть | установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником |
3. | Формирование умения реагировать на собственное имя | реагирование на собственное имя |
4. | Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом | приветствие собеседника звуком, словом |
5. | Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом | прощание с собеседником звуком, жестом, словом |
2) Коммуникация с использованием невербальных средств. |
6. | Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации | II четверть | выражение приветствия, прощания с использованием мимики |
7. | Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | выражение жестом приветствие, прощание |
3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. |
Импрессивная речь. |
8. | Формирование умения реагировать на собственное имя | III четверть | реагирование на собственное имя |
9. | Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять) |
Экспрессивная речь. |
10. | Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы | IV четверть | называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
Математика.
Математические представления:
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Количественные представления. |
2. | Формирование умения находить предметы без учета их признаков (из 2-х) | I четверть | нахождение предмета из нескольких |
2)Представления о форме. |
3. | Формирование представления о геометрических телах: шар, куб | II четверть | узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «кубик» |
3)Пространственные представления. |
4. | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | III четверть | ориентация в пространственном расположении частей тела на себе |
5. | «верх» (вверху) | отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх |
6. | «низ» (внизу) | опустить руки вниз |
4)Временные представления |
7. | Формирование представления о режиме дня | IV четверть | Завтрак, полдник, обед Тихий час |
8. | Знание последовательности времени суток | знание последовательности утро, день, вечер, ночь |
9. | Формирование представления о временах года | различение времен года (весна, лето, осень, зима) |
«Окружающий мир».
Окружающий природный мир:
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Временные представления. |
2. | Формирование представления о явлениях природы: | I четверть | узнавание (различение) явлений природы дождь; снег |
3. | дождь |
4. | снег |
2)Животный мир. |
5. | Формирование представления о домашних животных: | II четверть | узнавание (различение) домашних животных собака; кошка |
6. | собака |
7. | кошка |
3) Объекты природы. |
8. | Формирование представления о воде | III четверть | узнавание воды |
4) Растительный мир. |
9. | Формирование представления о фруктах: | IV четверть | узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу |
10. | яблоко |
11. | банан |
12. | Формирование представления об овощах: | узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу |
13. | картофель |
14. | морковь |
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие.
Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Зрительное восприятие. |
2. | Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. | I четверть | фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки) |
2) Слуховое восприятие. |
3. | Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука | II четверть | локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха |
3) Кинестетическое восприятие. |
4. | Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека | III четверть | адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
4) Восприятие запаха. |
5. | Формирование адекватной реакции на запахи | III четверть | адекватная реакция на запахи |
5) Восприятие вкуса. |
6. | Формирование адекватной реакции на продукты: | IV четверть | адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам |
Предметно-практическая деятельность.
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Действия с материалами. |
2. | Формирование умения сминать материал двумя руками | I четверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками |
3. | салфетки |
4. | газета |
5 | калька |
6. | Формирование умения сминать материал одной рукой | II четверть | сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой |
7. | салфетки |
8. | газета |
9. | калька |
2) Действия с предметами. |
10. | Формирование умения захватывать предмет | III-IV четверть | захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
11. | Формирование умения удерживать предмет | удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
12. | Формирование умения отпускать предмет | отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки) |
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребенком: | |
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | нву |
- не узнает объект | н |
Индивидуальная программа развития
Образовательные области (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода). | Оценка результативности освоения СИПР |
I | II |
Предметные области и предметы |
Речь и альтернативная коммуникация | | |
Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | | |
Формирование умения приветствовать собеседника звуком. | | |
Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом. | | |
Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | | |
Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | | |
- сидеть | | |
- стоять | | |
Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А» | | |
Навыки невербального общения: | | |
Установление визуального контакта с собеседником | | |
Ориентация на лицо взрослого | | |
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) | | |
Реакция на учителя, воспитателя | | |
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | | |
Математические представления | | |
Выбрать названный предмет из двух | | |
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов | | |
Указать названную часть тела | | |
Ориентировка в пространстве класса | | |
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» | | |
Перемещение «косточек» по проволочной рамке | | |
Окружающий природный мир | | |
Формирование представления о домашних животных | | |
- собака | | |
- кошка | | |
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) | | |
Реакция на учителя, воспитателя | | |
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | | |
Умение пользоваться невербальными средствами общения | | |
Коррекционные курсы | | |
Сенсорное развитие | | |
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека | | |
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | | |
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него | | |
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) | | |
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | | |
Предметно – практические действия | | |
Сминание бумаги | | |
Отрывание кусочков бумаги от целого листа | | |
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) | | |
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей | | |
Разминание пластилина | | |
Размазывание материала по плоскости | | |
Лепка шариков | | |
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета | | |
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») | | |
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») | | |
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями | | |
Пересыпание различных круп в емкости | | |
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях | | |
Переливание воды из одной ёмкости в другую | | |
Захватывание, удерживание предмета | | |
Опускание предмета в коробку | | |
Закрывание коробок разной величины | | |
Бросание мелких предметов в коробку | | |
Работа с пирамидками | | |
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) | | |
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) | | |
Вращение различных предметов | | |
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) | | |
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) | | |
Подтягивание предметов за веревочку | | |
Программа составлена:
Руководитель ППМСС Николаева О.В.
Учитель Азарова Н.М., на 2019-2020учебный год.
Дата составления – 01.10.2019 г.