1.Федерального закона ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2015 г., регистрационный номер 35850).
4.Учебного плана образовательного учреждения.
5.Календарного годового графика работы образовательного учреждения на 2022-2023 уч. год.
6. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
7.Примерные рабочие программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
8.САнПиН 2.4.2.3286-15 (утверждены Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26. Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2часа в неделю, 34 учебные недели.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
- принимать и оказывать помощь.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Планируемые личностные результаты | Коррекционные (предметные) результаты | Базовые учебные действия |
| 1-я четверть – 17 часов |
| Количественные представления- 7 ч |
1 1 | Сравнение множеств без пересчета | 11 | 1.09 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Выделяет существенные и отличительные признаки. | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-7мин. |
22 | Сравнение множеств с пересчетом | 1 1 | 6.09 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым | Выполняет арифметические действия и расчеты с помощью учителя | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
3 33, 4 | Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание | 2 2 | 8.09 13.09 | Проявляет интерес, усидчивость | Выделяет существенные и отличительные признаки. | выполняет стереотипную инструкцию |
55 | Число и цифра 4. | 11 | 15.09 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Умеет обозначать цифрой (запись) числа 4. Соотносит количество, числительное и цифру. | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
66 | Число и цифра 4. Состав числа 4. | 11 | 19.09 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Образовывает, называет, обозначает цифрой (запись) число 4. Знает место числа 4 в числовом ряду, числовой ряд в пределах 4.Считает предметы в пределах 4. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
77 | Число и цифра 4. Соседи числа 4 | 11 | 22.09 | Проявляет интерес, усидчивость. | Соотносит количество, числительное и цифры.Сравнивает числа в пределах 4.Знает соседей числа 4. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
Представление о форме | 1 ч | | | | |
88 | Круг. Шар. | 11 | 26.09 | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность. | Распознает, называет шар,круг Определяет формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром, кругом Дифференцирует круг и шар. Собирает геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
Количественные представления | 6 ч | | | | |
9 19 110 | Число и цифра 5 | 22 | 29.09 3.10 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Умеет обозначать цифрой (запись) числа 5. Соотносит количество, числительное и цифру. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
111 112 | Число и цифра 5.Состав числа | 22 | 6.10 10.10 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Образовывает, называет, обозначает цифрой (запись) число 5. Знает место числа 5 в числовом ряду, числовой ряд в пределах 5.Считает предметы в пределах 5. | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
113 | Число и цифра 5.Соседи числа 5. | 11 | 13.10 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Соотносит количество, числительное и цифры.Сравнивает числа в пределах 5.Знает соседей числа 5. Решает примеры с помощью | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
114 | Решение примеров | 11 | 17.10 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Решает примеры на счетных палочках с помощью педагога | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
| Пространственные представления | 2 ч | |
115 116 | Вверху, внизу, в середине, слева, справа, между | 2 2 | 20.10 24.10 | Испытывает потребность в новых знаниях. . | Ориентируется в схеме собственного тела. Определяет положение «слева», «справа», «в середине», «между» применительно к положению предметов в пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости. Перемещает предметы в указанное положение. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
| Временные представления | 2 ч | |
117 1 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | 1 1 | 27.10 | Испытывает потребность в новых знаниях. . | Узнает (различает) части суток Выделять части суток (утро, день, вечер, ночь), установливает порядок их следования. | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
2 четверть (15 часов) |
| Представления о величине | 1 ч | | | | |
118 | Различение предметов по весу Тяжелый – легкий | 11 | 07.11 | Испытывает потребность в новых знаниях. Проявляет желания работать совместно с учителем, принимает помощь от учителя. | Сравнивает два предмета по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче. Сравнивает три-четыре предмета по тяжести (тяжелее, самый тяжелый, легче, самый легкий). | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
| Количественные представления | 9 ч | | | | |
119 | Число и цифра 6 | 11 | 10.11 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Умеет обозначать цифрой (запись) числа 6. Соотносит количество, числительное и цифру. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
3 220 221 | Число и цифра 6.Состав числа | 22 | 14.11 17.11 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Образовывает, называет, обозначает цифрой (запись) число 6. Знает место числа 6 в числовом ряду, числовой ряд в пределах 6.Считает предметы в пределах 6. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
5 222 223 | Число и цифра 6.Соседи числа 6. | 22 | 21.11 24.11 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Соотносит количество, числительное и цифры.Сравнивает числа в пределах 6.Знает соседей числа 6. . | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
7 224 225 | Решение примеров на сложение в пределах 6 | 22 | 28.11 1.12 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Знает порядок, названия чисел от 1 до 6. Выполняет арифметические действия и расчеты с помощью учителя | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
9 126 227 | Решение примеров на вычитание в пределах 6 | 22 | 5.12 8.12 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Знает порядок, названия чисел от 1 до 6. Выполняет арифметические действия и расчеты с помощью учителя | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
| Представления о форме | 1 ч | | | | |
128 | Куб, квадрат | 11 | 12.12 | Проявляет радость от совместных действий, доброжелательность. | Соотнесит формы предметов с геометрическими телами | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
| Пространственные представления | 1 ч | | | | |
129 3 | Составление предмета (изображения) из нескольких частей | 11 | 15.12 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Собирает геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. |
| Временные представления | 2 ч | | | | |
130 | Различение времен года | 11 | 19.12 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Различает времена года по картинкам, может назвать признаки с опорой на картинки. | желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки |
331 332 | Порядок следования сезонов в году | 22 | 22.12 26.12 | Проявляет интерес, усидчивость. | Знает порядок следования сезонов в году, может назвать их с опорой на наглядный материал. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
3 четверть (19 часов) |
| Количественные представления | 8 ч | | | | |
333 | Число и цифра 7 | 11 | 9.01 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Умеет обозначать цифрой (запись) числа 7. Соотносит количество, числительное и цифру. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
2 34 | Число и цифра 7.Состав числа | 11 | 12.01 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Образовывает, называет, обозначает цифрой (запись) число 7. Знает место числа 7 в числовом ряду, числовой ряд в пределах 7.Считает предметы в пределах 7. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
3 4 35 36 | Число и цифра 7.Соседи числа 7 | 22 | 16.01 19.01 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Соотносит количество, числительное и цифры.Сравнивает числа в пределах 7.Знает соседей числа 7. Решает примеры с помощью учителя с использованием счетных палочек. | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
5 6 37 38 | Решение примеров на сложение в пределах 7 | 22 | 23.01 26.01 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Знает порядок, названия чисел от 1 до 7. Выполняет арифметические действия и расчеты на сложение с помощью учителя | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
7 8 39 40 | Решение примеров на вычитание в пределах 7 | 22 | 30.01 2.02 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Знает порядок, названия чисел от 1 до 7. Выполняет арифметические действия и расчеты на вычитание с помощью учителя | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
0 | Представления о величине | 1 ч | | | | |
9 41 | Сравнение предметов по весу | 11 | 6.02 | Проявляет культуру поведения, дисциплинированность, интерес к математике, школе. | Узнавание весов, частей весов; их назначение Измерение веса предметов, материалов с помощью весов | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
| Представления о форме | 1 ч | | | | |
142 | Призма, треугольник | 11 | 9.02 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
| Пространственные представления | 2 ч | | | | |
143 144 | первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между | 22 | 13.02 16.02 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Определять порядок следования линейно расположенных предметов, изображений предметов, на основе понимания и использования в собственной речи слов, характеризующих их пространственное расположение (первый – последний, крайний, после, следом, следующий за). | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
| Временные представления | 1 ч | 1 ч | | | |
145 | Молодой – старый. | 11 | 20.02 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Сравнение людей по возрасту Сравнивать по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) – старше. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
| Количественные представления | 11 ч | | | | |
146 | Число и цифра 8 | 11 | 27.02 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Умеет обозначать цифрой (запись) числа 8. Соотносит количество, числительное и цифру. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
147 148 | Число и цифра 8.Состав числа | 22 | 2.03 6.03 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Образовывает, называет, обозначает цифрой (запись) число 8. Знает место числа 8 в числовом ряду, числовой ряд в пределах 8.Считает предметы в пределах 8. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
149 150 5 51 | Число и цифра 8.Соседи числа 8 | 23 | 9.03 13.03 16.03 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Соотносит количество, числительное и цифры.Сравнивает числа в пределах 8.Знает соседей числа 8. Решает примеры с помощью учителя с использованием счетных палочек. | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
4 четверть (16 часов) |
1 552 553 | Решение примеров на сложение в пределах 8 | 22 | 27.03 30.03 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Знает порядок, названия чисел от 1 до 8. Выполняет арифметические действия и расчеты на сложение с помощью учителя | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
3 4 54 55 | Решение примеров на вычитание в пределах 8 | 22 | 3.04 6.04 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Знает порядок, названия чисел от 1 до 8. Выполняет арифметические действия и расчеты на вычитание с помощью учителя | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
5 556 557 | Меры стоимости | 22 | 10.04 13.04 | Имеет интерес и желание заниматься | Узнает достоинства монеты (купюры) Различает денежные знаки (монета, купюра | Подражает действиям, выполняемым педагогом. |
| Представления о форме | 1 ч | | | | |
558 | точка, линия (прямая, ломаная), отрезок | 11 | 17.04 | Проявляет интерес, усидчивость. | Умеет распознавать, называть точка, линии прямые и ломаные | проводит несложные наблюдения в окружающей среде |
| Количественные представления | 9 ч | | | | |
8 59 | Число и цифра 9 | 11 | 20.04 | Сформированы навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения к взрослым. | Умеет обозначать цифрой (запись) числа 9. Соотносит количество, числительное и цифру. | Принимает цели и произвольно включается в деятельность. |
9 160 6 61 | Число и цифра 9.Состав числа | 22 | 24.04 27.04 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Образовывает, называет, обозначает цифрой (запись) число 9. Знает место числа 9 в числовом ряду, числовой ряд в пределах 9.Считает предметы в пределах 9. | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. |
162 163 | Число и цифра 9.Соседи числа 9 | 22 | 4.05 8.05 | Проявляет культуру поведения, дисциплинированность, интерес к математике, школе. | Соотносит количество, числительное и цифры.Сравнивает числа в пределах 9.Знает соседей числа 9. Решает примеры с помощью учителя с использованием счетных палочек. | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
.64 165 | Решение примеров на сложение в пределах 9 | 22 | 11.05 15.05 | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Знает порядок, названия чисел от 1 до 9. Выполняет арифметические действия и расчеты на сложение с помощью учителя | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
166 167 | Решение примеров на вычитание в пределах 9 | 22 | 18.05 22.05 | Проявляет интерес и желание к познанию окружающего мира. | Знает порядок, названия чисел от 1 до 9. Выполняет арифметические действия и расчеты на вычитание с помощью учителя | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
1 1 | Решение примеров | 2 | | Воспитание эмоционально положите льного фона к занятиям | Выполняет арифметические действия и расчеты на сложение с помощью учителя | Последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога. |
ИТОГО | 67 ч | | | |