СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система частей речи в русском языке

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система частей речи в русском языке»

МОРФОЛОГИЯ


Система частей речи в русском языке



Примечания.

  1. Все служебные части речи, а также междометия и звукоподражания являются неизменяемыми.

  2. Изменяемые части речи включают в свой состав отдельные неизменяемые слова и формы

  3. Склонение – изменение существительных по падежам (для большинства имен – и по числам), а для прилагательных и других согласуемых форм также по родам. Спряжение – изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям, а в прошедшем времени и условном наклонении в единственном числе также по родам.

  4. Глагол имеет две особые формы: причастие и деепричастие. Причастие – склоняемая форма глагола, объединяет признаки глагола и прилагательного. Деепричастие – неизменяемая форма глагола, объединяет признаки глагола и наречия. Некоторые лингвисты рассматривают причастие и деепричастие как самостоятельные части речи. 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР


В русском языке нет жесткой закрепленности слов за частями речи. Причины этого:

  1. переход слов из одной части речи в другую: больной (прил. → сущ.); около (нар. → предлог); что (мест. → частица);

  2. омонимия частей речи: печь (глагол и сущ.); страшно (кратк. прил. и наречие); что (мест. и союз).

Части речи отличаются друг от друга тремя параметрами: 1) общим грамматическим значением; 2) морфологическими признаками; 3) синтаксической ролью. Поэтому схема морфологического разбора состоит из трех частей.

Слово – часть речи. 

  1. Общее грамматическое значение.

  2. Начальная форма (для изменяемых частей речи). Морфологические признаки: 1) постоянные; 2) непостоянные.

  3. Синтаксическая роль.

Самостоятельные части речи


Часть речи

Начальная форма

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Постоянные

непостоянные

Имя существительное

им.п., ед.ч.

предмет 

(кто? что?)

собственное / нарицательное

одушевленное / неодушевленное

род (м., ж., ср., общий)

склонение (1, 2, 3, разноскл., несклоняемое)

число

падеж

подлежащее

сказуемое

определение 

(включ. приложение)

дополнение

обстоятельство

Имя прилагательное

м.р., им.п., ед.ч.

признак предмета

(какой? чей?)

разряд (качественное / относительное / притяжательное)

для качественных:

степень сравнения (сравнит. / превосх. – если есть)

полная / краткая форма

в краткой форме:

число

род (только в ед.ч.)

прост.сравн. степень – неизменяемая форма, непост. признаков не имеет

для всех других форм и разрядов:

падеж 

число

род (только в ед.ч.)

Прил. в полной форме:

определение

сказуемое (редко)

Прил в краткой форме, в прост. сравн. степени:

сказуемое


Имя числительное

им.п. (количеств.)



м.р., им.п., ед.ч. (порядк.)

количество

абстрактное число

(сколько?)

порядок при счете

(который?)

простое / составное

количественное / порядковое

для количественных:

разряд (целое кол-во / дробное / собирательное)

для количественных:

падеж


для порядковых:

падеж 

число

род (только в ед.ч.)

количественные:

любой член предл. (чаще вс. в составе колич.-именных сочетаний)

порядковые:

определение

сказуемое

Местоимение

им.п.


м.р., им.п., ед.ч.

указывает на предмет, признак или количество, но не называет его (те же вопросы, что сущ., прил., числ., наречие)

тип (м.-существ., м.-прилаг., 

м.-числит., местоименное наречие)

разряд (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, отрицательное, неопределенное, указательное, определительное)

для личных:

лицо

род

число               (если есть)

падеж

те же члены предложения, что и часть речи, которую заменяет местоимение

Глагол

инфинитив

действие

(что делать?

что сделать?)

вид (соверш. / несоверш.)

перереходность (перех. / неперех.)

возвратность (возвр. / невозвр.)

спряжение (1, 2, разноспр.)

инфинитив – неизменяемая форма, непостоянных морф. признаков не имеет

личные формы:

наклонение (изъявительное, повелительное, условное)

в изъявительном наклон.:

время (настоящее, будущее, прошедшее)

    в наст. / буд. времени:

    лицо (1, 2, 3)

    число

    в прошедшем времени:

    число

    род (только в ед.ч)

в повелительном наклон.:

лицо (2, 3)

число

в условном наклонении:

число

род (только в ед.ч.)

инфинитив:

подлежащее

сказуемое

определение

дополнение

обстоятельство


личные формы:

сказуемое

Причастие 

(особая форма глагола)

м.р., ед.ч., им.п. + указать, от какого глагола образовано

признак предмета по действию

(какой?

что делающий?

что делавший?

что сделавший?)

действительное / страдательное

время (настоящее / прошедшее)

вид

возвратность

для страдательных прич.:

полная / краткая форма

в краткой форме:

число

род (только в ед.ч.)

в полной форме (для всех):

падеж

число

род (только в ед.ч.)

в полной форме:

определение

сказуемое (редко)

в краткой форме:

сказуемое

Деепричастие

(особая форма глагола)

указать, от какого глагола образовано

добавочное действие

(вопросы наречия или что делая?

что сделав?)

вид 

обстоятельство

Наречие

признак действия

признак признака

(как? когда? с каких пор? до каких пор? как долго? откуда? куда? где? почему? зачем? в какой степени?)

разряд по значению (образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени)

степень сравнения (сравнительная, превосходная – если есть)

обстоятельство

определение (редко)

сказуемое в двусост. предложении (редко)

Слова категории состояния

состояние человека, природы, окружающей среды

степень сравнения (сравнительная, превосходная – если есть)

сказуемое в  безличном предложении

Таблица 12. Разряды местоимений


Разряд

Тип местоимения

местоимения-существительные

местоимения-прилагательные

местоимения-числительные

местоименные наречия

1. Личные

1 л. – я, мы;

2 л. – ты, вы;

3 л. –он, она, оно, они

2. Возвратные

себя

3. Притяжательные

мой – наш 

твой – ваш 

его, ее – их 

свой

по-моему,  по-нашему, 

по-твоему, по-вашему,

по-своему

4. Вопросительные

кто? что?

какой? каков? чей?

сколько? который?

где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? (…)

5. Относительные

кто, что, 

который

какой, чей, который

сколько

где, когда, куда, откуда, почему, зачем, как

6. Отрицательные

никто, ничто,

некого, нечего

никакой, ничей

нисколько

нигде, никогда, никуда, ниоткуда, никак, негде, некуда, незачем, некогда (= «нет времени»)

нисколько

7. Неопределенные

Некто, кто-то, кто-либо, 

кто-нибудь, кое-кто

нечто, что-то, что-либо,

что-нибудь, кое-что

некий, некоторый, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, кое-какой,

чей-то, чей-нибудь

несколько, сколько-то, сколько-либо, сколько-нибудь

где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-либо, когда-нибудь, кое-когда, некогда (= «неизвестно когда»)

8. Указательные

то, это

такой, таков, тот, этакий, этот, сей

столько

там, тут, туда, оттуда, сюда, отсюда, здесь, тогда, сейчас,  теперь, потому, затем, так  

9. Определительные

всё

весь, всякий, всяческий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой

всяко, всячески, по-всякому, иначе, по-иному, по-другому

Таблица 13. Формы глагола


Инфинитив (неопределенная форма глагола)

Неизменяемая форма глагола. Не имеет окончания. Образуется с помощью суффиксов – показателей инфинитива, которые не входят в основу.

-ТЬ

сказа-ть, говори-ть, смея-ть-ся

-ТИ

полз-ти, плес-ти-сь

-ЧЬ*

беречь, стеречь

* Исторически -ЧЬ – результат наложения суффикса инфинитива на согласную основы. В современном русском языке это часть основы глагола.


Изъявительное наклонение

Прошедшее время

Форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива с помощью суффикса -Л-*. Он является показателем прошедшего времени. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

инфинитив

показатель прош. вр.

род

ед. число

мн. число

плы-ть

смея-ть-ся

-Л-

муж. р.

нулевое

плы-л-□

смея-л-□-ся

плы-л-и

жен. р.

плы-л-а

смея-л-а-сь

ср. р.

плы-л-и

смея-л-и-сь

* В некоторых глаголах в форме мужского рода суффикс -Л- нулевой. В формах женского и среднего рода, а также множественного числа он появляется: сжег – сожг-л-а – сожг-л-о – сожг-л-и.

Таблица 14.1. Образование причастий



Настоящего времени

Прошедшего времени

только от глаголов несовершенного вида

от глаголов соверш. и несовершенного вида

от основы настоящ. / будущ. Времени

от основы инфинитива (прошедшего времени)

от глаголов I спр.

от глаголов II спр.

Действительные

от переходных и непереходных глаголов

-ущ-    вед-ущ-ий

-ющ-   чита-ющ-ий

-ащ-    крич-ащ-ий

-ящ-    хран-ящ-ий

-ш-      нес-ш-ий, высох-ш-ий

-вш-    чита-вш-ий, храни-вш-ий

Страдательные

только от переходных глаголов

-ом-     вед-ом-ый

-ем-     чита-ем-ый

-им-    хран-им-ый

-енн-   унес-енн-ый (от основы на согласный: унес-ти)

            реш-енн-ый  (от основы на -ить: реши-ть; И 

                                   отбрасывается)

-нн-     чита-нн-ый, обстреля-нн-ый (от основы на глас-

-т-        моло-т-ый, расколо-т-ый       ный, кроме И)


Таблица 14.2. Образование деепричастий


Несовершенный вид

Совершенный вид

от основы настоящего времени

от основы инфинитива

          крич-а, слыш-а, круж-а-сь, лож-а-сь

          чита-я, рису-я, улыба-я-сь, собира-я-сь

-в(ши)   закры-в, закры-вши-сь, прочита-в, зачита-вши-сь

-ши        принес-ши, отвез-ши, запер-ши, запер-ши-сь

  1. От глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, деепричастие образуется от основы инфинитива: узнава-ть – узнава-я, встава-ть – встава-я.

  2. От глагола быть образуется деепричастие будучи.

  3. Не образуют деепричастия глаголы:

а) с основой наст. вр. на г, к: бегу, пеку, берегу;

б) с основой наст.вр. из одних согласных: жму, тру, шью;

в) с суффиксом -ну-: пахнуть, гнуть, сохнуть;

г) бежать, писать, вязать, ехать, ждать, лгать и др.

  1. У некоторых глаголов совершенного вида деепричастия образуются от основы будущего простого времени с помощью суффиксов -а или -я: прочт-я. Иногда употребляются обе формы: прост-я-сь – прости-вши-сь, помол-я-сь – помоли-вши-сь.

  2. У глаголов с основой на д и т деепричастия образуются от основы будущего простого времени с помощью суффикса -я: приобрет-я, привед-я. 


Таблица 15. Служебные части речи



Предлоги

Союзы

Частицы

Выражают зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании, а значит, в предложении:

поехать в город, узнать насчет работы;

разделить на пять, прибавить к сорока двум;

спросить у него; ждать помощи не от кого.

Служат для связи однородных членов в составе простого предложения и простых предложений в составе сложного.

Вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слов.

Вопрос к предлогу поставить нельзя, НО предлог сам входит в состав падежного вопроса: 

узнать (насчет чего?) насчет работы

остановиться (около чего?) около дома.

Вопрос поставить нельзя.

Вопрос поставить нельзя.

Не являются отдельными членами предложения, НО всегда входят в состав членов предложения, выраженных самостоятельными частями речи:

Мне нужно поехать (куда?) в город.

Узнай (насчет чего?) насчет работы.

Вам потребуется тетрадь (какая?) в клетку.

Не являются членами предложения:

Возьмите карандаши и линейки.

[Нам объявили], (что экзамен начнется в девять часов).

Не являются отдельными членами предложения, но могут входить в состав членов предложения, выраженных самостоятельными частями речи:

Как хорошо было бы все успевать и никогда не опаздывать!

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ


Таблица 17. Типы связей в словосочетании


Тип связи

Главное слово

Зависимое слово

Характер связи

Примеры

Согласование

и. существительное

и. прилагательное в полн. ф.

порядковое числительное

местоимение-прилагательное

причастие в полн. ф.

зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово

красивое платье

первые строки

наша школа

летящая птица

Управление

глагол

и. существительное

и. прилагательное

наречие, СКС

и. существительное

и. числительное

местоимение-существительное

зависимое слово находится при главном в форме определенного падежа

писать рассказ

пробел в знаниях

прибавить к трем

черный от загара

ярче солнца

недалеко от дома

поближе к нему

Примыкание

и. существительное

и. прилагательное

глагол (включая причастие и деепричастие)

наречие

Неизменяемые слова и формы:

наречие

деепричастие

инфинитив

сравн. ст. и. прилагательного и наречия

неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу

чтение вслух

очень интересный

трудиться не переставая

попросить остаться

летящий выше

стремясь дальше

Таблица 18. Типы сказуемых в двусоставном предложении


Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Вспомогательная часть

Основная часть

Вспомогательная часть

Основная часть

1. Личная форма глагола (в любом наклонении, любом времени; иногда с частицами): он ездит по городам (наст. вр.); он будет ездить долго (буд.вр.); пусть он заедет в Москву (повел.накл.); он заехал бы в Москву (условн.накл.); он не поедет в Москву (буд. вр. с отриц.част.).

2. Цельные сочетания с глагольным значением:

он осуществил поездку (=съездил); фирма произвела покраску стен (=покрасила); я испытываю волнение (=волнуюсь).

3. Фразеологизмы:

он бьет баклуши (=бездельничает).

1. глагол фазы действия:

начать

стать

приняться

продолжать

перестать

закончить

бросить и др.

2. глаголы:

хотеть

желать

мочь

собираться

решить

стараться и др.

3. краткое прил. + глагол быть 

(был) рад

готов

должен

обязан

способен

намерен и др.

инфинитив:

он бросил курить, перестал лентяйничать, стал лучше учиться, решил поступить в институт; все были рады ему помочь, готовы оказать содействие (=содействовать), намерены поддерживать; он способен осуществить все задуманное

1. глагол быть (в любом времени и наклонении)

2. глаголы:

являться

считаться

казаться

называться

делаться

стать и др.

3. глаголы движения: вернуться

прийти

приехать положения в пространстве:

сидеть

стоять


1. и.существительное:

он был учителем; его считали чудаком;

2. и.прилагательное (в полной или краткой форме): ты умный; учитель был доволен ответом; 

3. причастие (в полн. или краткой форме): мать казалась уставшей;

отец был возмущен, губы его были сжаты;

4.и.числительное:

я был пятым по списку;

5. местоимение:

эта книга моя;

6. наречие:

платье будет ей впору;

6. цельное словосочетание:

море было почти черного цвета.

Примечание 1. Цельные сочетания с глагольным значением вместо глаголов могут входить в составные сказуемые: каждый гражданин России имеет право (=может) избирать (СГС) и быть избранным (СИС).

Примечание 2. Глагол быть, входящий в качестве связки в составные сказуемые, в настоящем времени имеет нулевую форму, тип сказуемого от этого не меняется. В прошедшем и будущем времени, а также в повелительном и условном наклонении глагол быть появляется в реальном виде: я рад помочь – я буду рад помочь – я был бы рад помочь (СГС); он вежлив и приветлив со всеми – он был вежлив и приветлив со всеми – будь вежлив и приветлив со всеми (СИС). 






Обобщающие слова при однородных членах предложения



Схема

Пример

[ О:  О,  О, О ]

[ О , О , О  –  О ]

[ О:  О,  О, О  –  …]

[ О, а именно:  О,  О, О  –  …]

[ О, О, О – словом, О ]

Бричка бежит, а Егрушка видит все одно и то же: небо, равнину, холмы.

Дети, старики, женщины – все смешалось в живом потоке.

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.

В сибирских лесах водятся разные звери, а именно: медведи, лисицы, зайцы, соболи.


Таблица 23. Однородные и неоднородные определения


Запятая ставится

Запятая не ставится

Однородные определения

Неоднородные определения

  • Можно вставить союз И.

  • Есть перечислительная интонация.

  • Каждое определение относится к определяемому слову.



  • Все определения выражены качественными прилагательными.



Наступила дождливая, грязная, темная осень.

  • Нельзя вставить союз И.

  • Нет перечислительной интонации.

  • Одно из определений относится к словосочетанию существительного с прилагательным.

  • Одно определение выражено качественным, другое – относительным прилагательным.


В темные окна стучали крупные дождевые капли.











Функционально-смысловые типы речи



Тип речи

Как изображается мир

Основная цель

Основной вопрос

Модель текста

Разновидности текста

Особенности языкового оформления

Описание

мир в статике, неподвижности1

дать характеристику предмету описания2

каков предмет?

предмет и его признаки

О. человека (портрет)

О. природы / города 

О. предмета

О. помещения

О. положения дел

О. явления

преобладание в тексте имен существ. и прилагательных;

глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;

составные именные сказуемые;

обстоятельства места

Повествование

мир в динамике, изменении

рассказать о последовательности событий

что произошло?

действующее лицо (лица)3 и его (их) действия


доминантой в тексте являются глаголы и глагольные формы;

глаголы чаще всего стоят в форме прошедшего времени соверш. вида;

простые и составные глагольные сказуемые;

обстоятельства времени

Рассуждение

мир в причинно-следственных связях

доказать мысль

почему я так думаю?

суждение (тезис), его доказательства и вывод4

доказательство

объяснение

размышление

в тексте преобладает абстрактная лексика;

вводные слова разных типов;

обстоятельства причины, цели, условия, уступки;

сложный синтаксис, особенно СПП с придаточными причины, следствия, цели, условия, уступки

Примечание 1.  Особой разновидностью описательных текстов является динамическое описание, где предмет, животное, человек характеризуются через типичные для него действия, движения, поступки.

Примечание 2.  Предмет описания – это то, о чем говорится в тексте. Это не только предметы окружающего мира, вещи, но и человек, его внешность и внутренний мир, пространство, в котором он находится. Предметом описания могут становиться и явления (нпр., война, революция). Особенно характерно описание явлений для научных текстов.

Примечание 3. Встречаются повествовательные тексты, в которых нет действующих лиц. Например, это могут быть рассказы о стихийных бедствиях – наводнениях, землетрясениях, пожарах и пр.

Примечание 4.  Не все тексты-рассуждения имеют строгую логическую структуру. Многие из них, особенно тексты-размышления в публицистике или художественной литературе, строятся свободно, без четкого разделения на тезис, доказательства и вывод. Но главная цель рассуждения – донести до читателя мысли автора, обосновать его взгляды и позиции – характерна для любого текста данного типа.

Примечание 5.  Наряду с текстами, относящимися к одному функционально-смысловому типу, существует множество комбинированных текстов, где объединяются элементы разных типов речи, например: повествование с элементами описания, рассуждение с элементами повествования и описания.

Таблица 54. Функциональные стили речи


Стиль речи

Сфера использования

Адресат

Цель текста

Речевые жанры

Стилевые черты

Языковые особенности

Разговорный

бытовое общение, непринужденная обстановка

хорошо знакомый человек

общение, поддержание личных связей 

дружеская беседа

частный разговор

личные записки

частные письма

эмоциональность

конкретность

простота речи

1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика и фразеология.

2. Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных, деепричастных оборотов.

3. Неполные предложения разных типов.

4. Обращения, вводные и вставные конструкции.

Книжные:

Научный


а) академический

б) научно-популярный

в) учебно-научный

наука

а) специалисты в данной научной области

б) широкий круг читателей-неспециалистов

в) учащиеся

а) сообщение научных фактов и их объяснение

б) популяри-зация научных знаний

в) изложение основ наук

научная статья

доклад

диссертация

монография

учебник

объективность

точность

логичность

обобщенность

абстрактность

б) и в) – 

доступность

б) увлекательная манера изложения

образность

1. Терминология.

2. Употребление слов в прямых значениях.

3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств (кроме б)).

4. Преобладание абстрактной лексики.

5. Доминирование существительных, в т.ч. отглагольных.

6. Незначительное число глаголов, в основном связки.

7. Усложненность синтаксиса: обособления разных видов и сложные предложения.

8. Значительное количество средств связи

Официально-деловой

законодательство

делопроизводство

административно-правовая деятельность

граждане и организации, вступающие в деловые отношения

сообщение

информирование

управление

законы, приказы

постановления

резолюции

протоколы, акты

справки, заявления

инструкции

точность

детальность изложения

стандартность

безличность

неэмоциональность

1. Клише, штампы, канцелярская лексика.

2. Употребление слов в прямых значениях.

3. Сложные слова, аббревиатуры.

4. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств.

5. Преобладание существительных, в т.ч. отглагольных.

6. Усложненность синтаксиса: однородные ряды и обособления разных видов.

Публицистический

политика

средства массовой информации

широкие слои общественности

информирование

воздействие 

статья, очерк, эссе

репортаж, фельетон

интервью

ораторская речь

документальность

информативность

экспрессивность в сочетании со стандартностью

эмоциональность

призывность

1. Общественно-политическая лексика и терминология.

2. Характерные клише, речевые стереотипы.

3. Экспрессивно-оценочная лексика и фразеология.

4. Разговорные языковые средства.

5. Образные средства языка (тропы).

6. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсии, эллипсис, парцелляция и др.)

Художественный (стиль художест-венной литературы)

художественная литература

читатели

эстетическое воздействие на читателя через создание целост-ного мира образов

роман, повесть

рассказ, сказка

стихотворение

баллада, поэма

драма, трагедия

комедия, басня

образность

конкретность

эмоциональность

стилистическая незамкнутость

индивидуальность

Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.


Разговорный стиль.

- О боже мой! Я же тебе говорю, что у меня проблемы с папой! Он сомнамбула, он ходит во сне! Ну я же тебе говорила, его выперли с работы, и у него сразу же это началось! Что я могу поделать? Я у лучших врачей была!

Т. Толстая


Публицистический стиль.

Василий Шукшин!..

При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает, чего мы, кажется, в себе и не знаем. Сознание наше, когда мы обращаемся к нему за разъяснениями, отсылает нас к чувству, чувство робеет: нет, это не у меня, это где-то дальше. И, пожалуй, самое близкое, с чем может быть поставлено рядом это ощущение, - какая-то невольная и незатухающая вина перед Шукшиным, стыд, сравнимый разве что со стыдом за несдержанное обещание. Что-то мы не сделали после Шукшина, что-то необходимое и важное, в чем-то, за что он бился, мы его не поддержали.

В. Распутин


Художественный стиль.

Осенний дождь долго настраивал свои ударные инструменты: вначале, робко запинаясь, шуршали метелки, пробормотал что-то маленький барабан, потом заторопился, зачастил и ухнул наконец ливень, громко ударившись о крыши, о листья чинар… Грохнули где-то литавры осени, запели водосточные трубы, ветер разом стих, и темные дворы, одетые певучим дождем, вздохнули мокрою землей… Под фарой машины на углу вспыхнула лужа. Мимо нас протрусила болонка, растрепанная, как хризантема…

Д. Рубина

Научный стиль.

Пауза ( лат. Pausa от греч. Pausis – остановка, прекращение) – перерыв в речи, которому акустически обычно соответствует отсутствие звука, а физиологически – остановка в работе речевых органов. Паузы между словами (в отличие от перерывов внутри слова, напр., глухих смычек) выполняют языковые функции, являясь: а) средством членения речи на интонационно-смысловые единицы – фразы и синтагмы (в этой функции паузы выступают совместно с изменениями мелодики речи, интенсивности и темпа речи, причем резкие перепады последних могут заменять паузы); б) средством выражения характера связи между частями высказывания; в) средством смыслового и эмоционального выделения слова или синтагмы.

Лингвистический энциклопедический словарь


Официально-деловой стиль.

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу 

  1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

  • явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

  • явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления (далее – призывная комиссия).

Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе».


Таблица 55. Средства языковой выразительности


Средство выразительности

Определение

Пример

Выразительные средства фонетики

Аллитерация

Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте.

Звоны-стоны, перезвоны,
Звоны-вздохи, звоны-сны.
Высоки крутые склоны,
Крутосклоны зелены.

(С. Городецкий)

Ассонанс

Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

(Н. Некрасов)

Выразительные словообразовательные средства

Индивидуальные новообразования

(окказионализмы)

Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке.

Слушайте!
Проповедует,
мечась и стеня,
сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!

(В. Маяковский)

Выразительные средства лексики и фразеологии

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении.

Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.

(В. Маяковский)

Где-то далека за Москвой молния распорола небо.

(М. Булгаков)

Олицетворение

Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия и т. п. наделяются признаками, свойствами  человека или какого-либо другого живого существа.

Ты опять, опять со мной, бессоница!

Неподвижный лик твой узнаю.

Что, красавица, что, беззаконнница,

Разве плохо я тебе пою?

(А. Ахматова)

В смертельном обмороке бледная река

Чуть шевелит засохшими устами.

(Н. Заболоцкий)

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

Легкомыслие! – Милый грех,

Милый спутник и враг мой милый!

(М. Цветаева)

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было и так будет после.

Как кладбище, усеян сад

В берез изглоданные кости.

(С. Есенин)

Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.

(А. Куприн)

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению.

…Он [Максим Петрович] не то на серебре, на золоте едал.

(А. Грибоедов)

Черные фраки носились врозь и кучами там и там.

(Н. Гоголь)

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

(А. Ахматова)

И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья...

(И. Анненский)

Гипербола

Намереное преувеличение.

Уже ничего простить нельзя.
Я выжег души, где нежность растили.
Это труднее, чем взять
тысячу тысяч Бастилий!

(В. Маяковский)

Литота

Намеренное преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Не более наперстка.

(А. Грибоедов)

В больших сапогах, в полушубке овчином, 

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н. Некрасов)

Перифраза

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

(А. Пушкин)

Синонимы

Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки.

Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли.

(А. Куприн)

Антонимы

Слова, противоположные по своему лексическому значению.

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод.

(Н. Гоголь)

Омонимы

Единицы языка, совпадающие в произношении и/или написании, но имеющие разные значения.

Радуйся,
радуйся,
ты доконала!
Теперь такая тоска,
что только б добежать до канала
и голову сунуть воде в оскал.

(В. Маяковский)

Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика

Слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная окраска или оценка.

С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали
на грязных площадях…

(М. Волошин)

Стилистически 

ограниченная лексика

Включает в себя сниженную лексику (разговорную и просторечные слова), а также книжную.

Подобно земнородной деве,

Не скрестит две руки крестом – 

Дщерь, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

(М. Цветаева)

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки

Фразеологизмы – устойчивые, воспроизводимые, меткие выражения, обладающие целостным значением.

Крылатые слова – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из литературных произведений, а также изречения, принадлежащие известным людям.

Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы.

(Н. Гоголь)

Выразительные средства синтаксиса

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою - как никто другой.

(М. Цветаева)

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.

Други его – не тревожьте его!

Слуги его – не тревожьте его!

Было так ясно на лике его:

Царство мое не от мира сего.

(М. Цветаева)

Антитеза

Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Инверсия

Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, -
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика
?..

(В. Маяковский)

Эллипсис

Пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого из контекста.

Люблю тебя в твоем просторе я
И в каждой вязкой колее.
Пусть у Европы есть история, -
Но у России - житие.

(С. Парнок)

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

Я вижу, я чувствую, – чую вас всюду!

– Что ленты от ваших венков! – 

Я вас не забыла и вас не забуду

Во веки веков.

(М. Цветаева)

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.

Я - внезапный излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.

(К. Бальмонт)


Риторический вопрос

Стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

(Н. Гоголь)

Риторическое обращение

Подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, призванное выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!

(О. Мандельштам)

Риторическое восклицание

Эмоционально окрашенное предложение.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть какаул кричи!

(А. Чехов)

Многосоюзие

(Полисиндетон)


Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами. 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А. Пушкин)

Бессоюзие

(Асиндетон)

Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова.

Переходы, коридоры, уборные,
Лестница витая, полутемная;
Разговоры, споры упорные,
На дверях занавески нескромные.

(М. Кузьмин)


Парцелляция

Разрыв одного предложения на несколько синтаксических отрезков, интонационно и пунктуационно  самостоятельных. Каждый последующий фрагмент отделяется точкой.

Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса

(Е. Гришковец)

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.

(В. Шукшин)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!