Система деятельности классного руководителя.
1. Знания и умения, необходимые классному руководителю в организацию воспитательной работы. Определение уровня сформированности данных умений в личном профессиональном опыте.
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, осуществляющий функции организатора детской жизни в школе. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором, зам. директора школы в установленном порядке.
Умения необходимые для классного руководителя:
общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая пример деловитости и ответственности;
формировать свои воспитательные цели;
спланировать воспитательную работу;
организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный час;
провести родительское собрание;
пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и использовать их в работе.
Знания необходимые для классного руководителя:
* Закон Российской Федерации «Об образовании»
* Конвенцию о правах ребенка
* Педагогику: возрастную и социальную психологию
* Возрастную физиологию
* Школьную гигиену
* Педагогическую этику
* Теорию и методику воспитательной работы
* Инструктивно-нормативные документы
* Основы трудового законодательства
* Нормы и правила охраны труда.
Говоря о своих профессиональных знаниях и умениях, хочется отметить, что я на данной момент не являюсь профессиональным педагогом на данный момент, но с сентября 2016 годы планирую выходить на 1 класс и имею большое желание получить как можно больше профессионализма для начала своей деятельности. Но оценивая свои знания в области преподавания оцениваю свои возможности на допустимом уровне. Таким образом считаю себя подкованной в области необходимых знаний. А так же владею необходимыми умениями для деятельности классного руководителя. Таким образом оцениваю свои шансы стать хорошим педагогом начальных классов очень высоко.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя.
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности.
Классный руководитель имеет право:
получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи для оказания своевременной помощи;
координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся на педагогических консилиумах;
разрабатывать, создавать совместно с социальным педагогом, медиками программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
участвовать в работе педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»;
Классный руководитель не имеет права:
унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.
использовать оценку для наказания ученика;
злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово;
использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического состава.
Основные требования к работе классного руководителя
1.Помни о специальной направленности своей работы: коррекция дефектов развития в процессе воспитания личности ребенка, подготовка его к самостоятельной жизни и труду.
2. Воспитывай у учащихся целеустремленность, желание довести до конца начатое дело, умение действовать в соответствии с поставленной задачей, коллективизм, аккуратность, бережливость и экономность.
3. Преврати свободное время ученика в чреду трудовых дел, полезных и необходимых классу, школе, родителям.
4. Закрепляй полученные детьми на уроках знания, умения, навыки в практической работе.
5. Учи детей правильно излагать свои мысли, читать доступные их пониманию книги, газеты, журналы, обсуждать увиденный кинофильм, спектакль, картину и слушать музыку.
6. Преодолевай в совместной деятельности с учеником бедность его словарного запаса, ограниченность его представлений об окружающем мире.
7. Развивай в процессе внеклассных занятий наблюдательность, умение устанавливать сходство и различие в наблюдаемых явлениях и событиях, видеть их причину и следствия.
8. Сделай правилом в работе с детьми проведение зарисовок, моделирование, изготовление наглядных пособий, художественных макетов и композиций, поделок из природного материала, простейших опытов, использование ТСО и обучение пользованию ими.
9. Изучай детей в процессе обучения и воспитания для выработки адекватных и эффективных форм и методов индивидуальной работы с каждым.
10. Добивайся необходимого контакта с учеником, доверяй ему, рассматривай причины его проступка и устраняй их, помогай ученику осуществлять хорошие замыслы, поощряй инициативы и самостоятельность.
Функции классного руководителя:
Ежедневно:
1. Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классных кабинетах.
4. Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно:
Проверка дневников обучающихся.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по ситуации).
Работа с учителями-предметниками.
Каждый месяц:
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Консультации у социального педагога, психолога.
3. Экскурсии, посещение театров и т.д.
4. Встреча с родительским активом.
5. Организация участия классного коллектива в делах школы.
6. Организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные конкурсы, предметные олимпиады, экскурсии и прочее).
Один раз в четверть:
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана работы на новую четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
5. Оформление портфолио учащегося.
3. Схема, включающая основные направления воспитательной работы с обучающимися.
Основные задачи и содержание работы классного руководителя
• содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррективы в систему воспитания;
• создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе;
• помогает ребенку решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
• содействует получению дополнительного образования обучающимися (воспитанниками) через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образовательных учреждениях по месту жительства;
• оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
• проводит инструктаж по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях, в каникулярное время с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;
• соблюдает права и свободы обучающихся;
• совместно с органами ученического самоуправления ведет активную пропаганду ЗОЖ.
Этапы схемы:
I этап. Диагностический (сентябрь – каждого учебного года)
Задачи: 1. Выявление склонностей и интересов, обучающихся в классе.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
4. Ожидаемый результат.
5. Определение направлений деятельности.
II этап. Организационный (октябрь каждого учебного года)
Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: ТЮЗ, музей, театр Эстрады и т.д.
2. Организация социального партнёрства с государственными структурами: «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, сотрудники ГИБДД и МЧС, районная детская библиотека.
3.Создание проекта программы занятости детей в свободное от занятий время.
Ожидаемый результат: содействие государственных структур реализации программы. Планирование совместной деятельности.
III этап. Деятельностный этап (октябрь, ноябрь – май каждого учебного года) включает реализацию основных подпрограмм.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы обучающиеся оформляют уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
Ожидаемый результат: принятие всеми участниками классного коллектива игровой ситуации.
IV этап. Аналитический (май каждого года)
v Анализ деятельности классного коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта.
v Подведение итогов.
v Выявление активных участников программы.
v Награждение в конце каждой четверти.
Ожидаемый результат: корректировка программы на следующий год.
Прогнозируемые результаты:
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве классного коллектива.
3. Развитие творческой активности каждого ребенка.
4. Повышение уровня духовно-нравственных качеств.
5. Укрепление связи с социальными партнёрами.
Пройдя все этапы программы к концу 4 класса у ребят должны сформироваться следующие ценности:
1. Не бояться делать добро.
2. Уважать чужое мнение.
3. Умение слушать и слышать.
4. Вера в свои силы и у меня все получится.
5. Уважение к старшим и не обижать младших.
6. Найди себя и свое дело.
7. Быть целеустремленным и любознательным.
8. Воспитывать в себе волю.
9. Учиться быть самостоятельным и трудолюбивым.
10. Ценить время. Делу – время, а потехе – час.
Ребята должны научиться жить по законам классного коллектива, которые разработают самостоятельно:
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
К концу 4 класса совместно с родителями создать презентацию «Жизнь и творчество моего класса», альбом.
4. Позиции классного руководителя.
Ситуация 1: Идёт урок. Обучающиеся на партах с 1 по 4 активно учувствуют в процессе обучения, выполняют задания, отвечают на вопросы и т.д., в то время, обучающиеся с последних парт сидят играют, кушают, спят. Я задала вопрос учителю, почему она не пресекает данного поведения, на что учитель ответила, что она все прекрасно видит, и целенаправленно не обращает внимания на данные поступки обучающихся, потому что если она будет это делать, то будет отвлекаться весь класс и, следовательно, не успеют выполнить запланированные задания. А эти дети с последних парт, по которым плачет ЗПР, что они не вытягивают образовательную программу, что с ними дома никто не занимается и они останутся на второй год.
Дак вот данный факт меня очень сильно огорчил. Я считаю, что в обязанности учителя в данном случае входит и работа с такими детьми – индивидуально, и с их родителями. Возможно, пересадить таких детей вперед и уделить им особое внимание после учебного дня.
Ситуация 2: Перемена. Все дети без присмотра носятся по коридору, по классу, сбивая все на своем пути, пока учитель занимается своими делами. Да, безусловно, это такие дела как подать заявку на питание и другие не менее важные вопросы, но я считаю что если не помогает беседа с детьми, с их родителями о правилах поведения на переменах, необходимо проявлять радикальные меры. Например: назначить дежурство среди родителей, которые будут следить за дисциплиной на переменах, выбрать родителей самых буйных детей, или по согласованию с родителями закупить настольные игры, которыми будут заняты дети во время перемены.
5. Становление и развитие института классного руководства в России.
Институт классного руководства в России берет свое начало с ХIХ века, когда в учебных заведениях вводится новая должность комнатного надзирателя. Министерство народного просвещения в 1813 году издает постановление об организации при пансионах института комнатных надзирателей, главной обязанностью которых становится «всяческое направление нравов и свойств детей и образование истинных и полезных сынов отечества». Требования к деятельности и личностным качествам комнатного надзирателя были достаточно высокими: определенная подготовка, владение иностранными языками (французским и немецким) и главное - необходимо быть «благовоспитанным», иметь нравственное поведение.
Непосредственными обязанностями комнатных надзирателей были наблюдение за учащимися, пребывание с ними ночью, наблюдение за чистотой. Комнатные надзиратели имели общий с воспитанниками стол, ночевали по очереди в комнатах, где спали воспитанники, посещали занятия в классах. Целью наблюдения за воспитанниками было исправление ошибок «против языка, приличий и вкусов», ведь поведение учащихся должно было соответствовать нормам поведения русского дворянина. Надзирателю рекомендовалось не использовать «драконовские методы», а прежде всего, тщательно изучать каждого воспитанника, его наклонности и способности, поведение и характер.
Вместо названия «надзиратель» рекомендовано использовать «воспитатель». Классный надзиратель должен был вести преподавание, но не более 6 часов в неделю, «дабы он мог сохранить всю нужную свежесть сил для его главного дела в руководствовании воспитанием вне класса». Деятельность классного надзирателя все еще носила надзорно-контролирующий характер и сводилась в основном к тому, чтобы гимназисты не курили и не гуляли в неположенных местах в неположенное время.
Дальнейшее изменение института классного руководства определено Уставом 1864 г., который вводит институт классных наставников (в женских гимназиях классные дамы). Деятельность классных наставников становится не надзорного (эта функция переходит помощнику классного наставника), а воспитательного характера. Классный наставник был призван следить за развитием каждого ребенка, используя в своей деятельности индивидуальный подход. В этой связи в его обязанности входила тесная связь с семьей, посещение уроков других преподавателей, организованная работа по выполнению домашних заданий, контроль за другими преподавателями по проверке всех письменных работ учащихся, работа с отстающими детьми.
Таким образом, к концу XIX века формируется главная функция профессионально‐педагогической деятельности классного руководителя - воспитательная, содержащая задачу педагогического сопровождения развития ребенка и помощи родителям в деле воспитания.
Дальнейший период становления института классного руководства связан с деятельностью групповодов и происходит в условиях коренных изменений российского государства. Революционные преобразования в системе образования страны поставили перед школой не только учебные и воспитательные, но и идеологические задачи. В «Положении об единой трудовой школе РСФСР», в «Основных принципах единой трудовой школы» большое внимание уделялось развитию активности, самодеятельности учащихся, ставилась задача преодолеть муштру старой школы, разобщенность и противостояние ученических и педагогических коллективов.
Особое внимание уделялось социальной природе воспитания, подчеркивались огромные воспитательные возможности детского коллектива, создаются пионерская и комсомольская организации, которым передается главная функция воспитания учащихся. В школах к органам ученического самоуправления прикрепляются учителя, ставшие групповодами (хотя до 1923 г. в школе существовало оплачиваемое классное наставничество).
Таким образом, этап становления института классного руководства представлен периодами: дореволюционным (1813–1917 гг.) и послереволюционным (1917–1934 гг.), в которые устанавливаются особенности этой педагогической деятельности, формируются требования к профессионально – личностным качествам педагога–воспитателя, закрепляются главные направления деятельности: взаимодействие с учащимися, с родителями, с педагогическими работниками.
Дальнейшее развитие института классного руководства связано непосредственно с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития ребенка в классном коллективе. Довоенный период (1934–1941 гг.) характеризуется формированием новых функций классного руководителя, незначительно изменившихся в дальнейшем, сохранившихся до сегодняшнего времени : организация систематической воспитательной работы в классе, воспитание учащихся в «духе коммунизма», формирование сознательной дисциплины школьников, работа над высокой успеваемостью учащихся, сотрудничество с общественными организациями (пионерской и комсомольской), работа с родителями и учителями.
В военный период (1941–1945 гг.) роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. Основными формами работы классных руководителей являются: организация помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах, сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной работы», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно‐полезного труда, высокой успеваемости и дисциплины. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны.
Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот период обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции, связанные с родительской поддержкой и защитой учащихся.
Активизация деятельности института классного руководства происходит в послевоенный период (1945–1958 гг.). В 1947 г. принимается Положение о классном руководителе, предписывающее в качестве основной задачи профессиональной деятельности «организацию учащихся класса в дружный, целеустремленный ученический коллектив». Появляются новые обязанности: мобилизация внимания класса на вопросы учения и общественно‐полезного труда, участия в заседаниях советов и сборах пионерского отряда (комсомольской группы), проведение с учащимися класса оборонно–спортивных мероприятий, систематическое наблюдение за здоровьем учащихся (постоянная связь по этим вопросам с военруком, физруком, школьным врачом). Активизируется участие классного руководителя в деятельности пионерской и комсомольской организаций, в руководстве семейным воспитанием, постоянной помощи родителям.
Основные формы работы классного руководителя – профориентационная работа, воспитание патриотизма, воспитание навыков культурного поведения дома и в общественных местах. Классный руководитель должен повышать свою квалификацию, обмениваться опытом, принимать активное участие в работе методических объединений классных руководителей, семинаров. Получили распространение различные формы методической работы с классными руководителями: индивидуальные беседы с директором школы, совещания классных руководителей параллельных классов, взаимное посещение внутри школьные педагогические конференции по классному руководству.
Главным объектом воспитательной деятельности классного руководителя являлся классный коллектив. Следовательно, основная задача – организация класса в коллектив. Большое внимание классные руководители уделяли работе с родителями. Широкое распространение получили такие формы работы, как педагогическое просвещение, родительские конференции, обмен опытом между родителями, родительские собрания, работа с родительским активом.
Таким образом, деятельность классного руководителя приобретает четкую направленность, которая сохраняется до сих пор и проявляется во взаимодействиях с каждым субъектом образовательного процесса. Получают распространение разные формы воспитательной деятельности, а также методическое сопровождение деятельности классного руководителя. Классный руководитель становится главным организатором воспитательного процесса в классе.
Творческая переориентация деятельности классного руководителя происходит в до перестроечный период (1958–1984 гг.), который характеризуется многообразием и вариативностью воспитательных форм работы классного руководителя, таких как: организация кружковой деятельности, общественной работы микрорайона, изучение символики СССР, интернациональное воспитание, краеведческая, экологическая и экономическая работа, работа по ориентации учащихся на рабочие профессии, общественно‐полезный труд и профориентация, культурное развитие школьников, укрепление здоровья, воспитание идейной убежденности. Таким образом, можно утверждать, что к концу данного периода деятельность классного руководителя полностью оформилась в определенную воспитательную систему, приобрела вариативный характер, стала содержать не только традиционный, но и инновационный компоненты.
Перестроечный этап развития института классного руководства (1985–1991 гг.) можно охарактеризовать как ослабление воспитательной деятельности в школе, упрощение форм деятельности классного руководителя. Проблемы воспитания этого периода обусловлены экономическим и политическим реформированием всех сфер жизни России, изменением социокультурной жизни, социальным расслоением, снижением жизненного уровня большинства семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно – этических норм и традиций семейного уклада. Все это сопровождается резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, и в результате – отчужденность детей от родителей, жестокость, насилие, рост социального сиротства, различные формы асоциального поведения. Педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов отмечается широкий спектр психических аномалий и отклонений в поведении детей, ухудшение здоровья, неврозы, проявление агрессивности, рост числа безнадзорных и беспризорных детей, необучающихся и неработающих подростков и юношества. Среди лиц, совершающих преступления, увеличивается доля детей младшего возраста и девочек‐подростков, растет наркомания, детская проституция. В этих условиях классный руководитель порой оказывается единственным человеком, который может помочь ребенку. Поэтому нередко классные руководители берут на себя родительские функции, функцию социальной защиты и поддержки ребенка.
Подъем воспитательной деятельности, поиск новых форм деятельности классного руководителя, апробация деятельности классного воспитателя (освобожденного классного руководителя), поиск концепций развития всероссийской и региональных систем воспитания начинается в постперестроечный период (1991–2001 гг.). Возникает необходимость учета в воспитательной деятельности целого ряда изменившихся социальных условий: анти воспитательного воздействия средств массовой информации, возрастания роли этнического фактора, формирования новой религиозной ситуации, распада пионерской и комсомольской организаций и др. Все эти изменения объективно требовали переосмысления принципов, целей и задач, содержания и методов организации воспитания в школе.
В 1998 г. Министерство образования России рекомендовало органам управления образованием включить в штатное расписание ОУ должности педагогов‐психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и классных воспитателей (освобожденных классных руководителей). Деятельность и содержание работы классного руководителя определяются разработанными в Министерстве образования России «Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 гг.», методическими рекомендациями, новой методологией воспитания. Классные руководители и классные воспитатели активно используют передовой воспитательный опыт. Одной из главных функций классного руководителя становится координационная, соединяющая воедино усилия педагогов‐предметников, социальных и психолого‐педагогических работников образовательного учреждения. Модернизация отечественной системы образования обозначила воспитание приоритетным направлением развития образования.
В этот период (2001–2010 гг.), с одной стороны осуществляется четкое нормативное обеспечение воспитательного процесса в школе (каждое образовательное учреждение разработало должностные обязанности классного руководителя, положение о классном руководстве и др.), поддержка классного руководства в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», методическое и программно‐проектное сопровождение. С другой стороны в образовательных учреждениях происходит сокращение штатов педагогов‐психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных руководителей. Классный руководитель становится единственным педагогом, способным помочь ребенку и его родителям. В то же время к деятельности классного руководителя наблюдается повышение требований: системности воспитательного процесса в классе, проектно – программных механизмов деятельности, применения современных воспитательных технологий, результативности деятельности.
Таким образом, период модернизации, с одной стороны, нормативно поддержал классного руководителя, с другой стороны поставил его в ситуацию персональной ответственности за результаты воспитания. Современный этап развития института классного руководства связан с изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования.
Особенностью ФГОС является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно‐нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации учащихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка.
Таким образом, генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания и форм образовательного процесса.
6. Критерии успешности классного руководителя.
Уровень организации классного коллектива, как в учебной, так и во внеурочной работе (дисциплина, порядок, чёткая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления).
Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.).
Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п..
Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием.
Уровень развития классного коллектива (его сплочённость: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время, его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов).
Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества).
Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе.
Глубина и серьёзность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основании сугубо индивидуального подхода к каждому из них (уровень правонарушений учащихся класса).
Комфортность и защищённость каждого воспитанника в классе и в школе.
Критерии успешной деятельности классного руководителя:
в классном коллективе).
Проявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, наличие у него авторской педагогической технологии.
Стиль отношений с воспитанниками, определяемый прежде всего личностью самого воспитателя, системой его педагогических приёмов и способов взаимодействия с учениками.
Степень его включённости в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учениками).
Степень владения умениями и навыками классного руководителя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить её, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи).
Степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом.
Хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству.
Умение классного руководителя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать интересный культурный досуг.
Взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу; любовь и уважение ребят к своему классному руководителю.
Параметры и критерии оценки работы классных руководителей
Оценивается уровень работы:
высокий 3 балла;
средний 2 балла;
низкий 1 балл.
Организация жизнедеятельности класса:
Эффективность классных часов, КТД.
Наличие детского самоуправления.
Качество дежурства по классу.
Участие класса в общешкольных делах:
Участие в школьных КТД.
Дежурство по школе.
Генеральные уборки, субботники.
Взаимодействие с родителями:
Периодичность и эффективность родительских собраний.
Наличие родительского самоуправления.
Участие родителей в жизни школы.
Взаимодействие с педагогами:
Индивидуальная работа.
Посещение уроков.
Приглашение на родительские собрания.
Работа с документацией (план работы на год, отчеты по четвертям, характеристика класса, дневники учащихся, классный журнал, заполнение портфолио на учащегося):
Своевременность заполнения и представления для отчета.
Соответствие требованиям.
Соответствие реальности.
Условия для развития личности ребенка:
Комфортность.
Уровень сформированности классного коллектива.
Привлечение к работе с детьми социального педагога, библиотекаря, педагога дополнительного образования, медицинского работника, администрации.
Профессиональная компетентность:
Активность участия в М/О и педсоветах.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, открытые классные часы и т.д.
Использование современных форм воспитательной работы.
АНКЕТА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ
ЕГО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Владеете ли Вы знаниями о педагогической деятельности, таких понятиях, как мотивация, цели, средства и способы, самоанализ?
2. Владеете ли методикой изучения состояния мотивации обученности и обучаемости, воспитанности и воспитуемости ученика?
3. Умеете ли на основе педагогической диагностики изучать личность школьников, построить и реализован план воспитательной работы с учетом задач развития отдельных учащихся и всего классного коллектива?
Умеете ли изучать особенности класса?
Умеете ли строить воспитательную работу с целью сплочения классного коллектива, повышения статуса каждого ребенка в системе межличностных отношений ?
Умеете ли анализировать все стороны и результата своего труда, соотнести особенности своего труда личностным потенциалом школьника?
Умеете ли Вы вести педагогическое исследование?
АНКЕТА ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Изучены ли Вами квалификационная характеристика (функции) классного руководителя, нормативные, законодательные документы по вопросам воспитания детей?
2. Проанализированы ли Вами документы и материалы для установления степени соответствия содержания и методов деятельности классного руководителя, цели защиты прав ребенка и создания педагогических возможностей для развития его личности и условий микросоциума (данной школы, класса, семьи и т.д.)?
Владеете ли технологией педагогической диагностики отдельных учащихся и класса?
Обязательная документация в деятельности классного руководителя.
Классный журнал.
Дневники учащихся.
Рабочая тетрадь (дневник) классного руководителя, где включены: диагностическая карта, цели, задачи, направления воспитательной работы с классом, план воспитательной работы на четверть (полугодие) с учетом школьных мероприятий, воспитательных дел класса, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями.