Система деятельностного обучения
Закон РФ «Об образовании», ст. 14
« Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации ... »
А. Дистервег
« Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности , благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни… » .
К.Д. Ушинский
« Д ать труд человеку , труд свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности ».
В.Г. Белинский
« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению » .
А.Н. Леонтьев
«Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется тот факт, что многие уроки проходят впустую» .
Основные этапы развития системы образования
Догматическая система
Система наглядного обучения
Система развивающего обучения
Цель: Воспроизведение знаний
Цель: Сознательное усвоение знаний
Цель: Готовность к саморазвитию
Схоластический метод
Объяснительно-иллюстративный метод
Деятельностный метод
Сравнение двух систем
- Система демонстрационного обучения
- Система деятельностного обучения
Цель –
сознательное усвоение знаний
Метод –объяснительно- иллюстративный
Цель-
готовность к саморазвитию
Метод- деятельностный
Догматическая система
Цель – воспроизведение знаний.
Метод – схоластический.
Система демонстрационного обучения
- принцип наглядности.
- принцип доступности.
Система деятельностного обучения
- принцип деятельности.
- принцип непрерывности.
- принцип целостного представления о мире.
- принцип научности.
- принцип преемственности .
- принцип системности.
- принцип сознательного усвоения знаний и т.д .
- принцип минимакса.
- принцип психологической комфортности.
- принцип вариативности.
- принцип творчества .
Дидактические принципы организации учебно-воспитательного процесса
1. Принцип деятельности
Учащийся
является не объектом, а субъектом деятельности
2. Принцип вариативности
Самостоятельный выбор учащимися вариантов
деятельности
3. Принцип минимакса
Разведение уровня подачи материала и уровня
требований к его освоению.
Разноуровневое содержание курсов.
4. Принцип психологической комфортности
Снятие стрессобразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориенти-рованной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
5. Принцип творчества
Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Технология деятельностного метода (Л.Г. Петерсон)
- Самоопределение к деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
- Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Построения проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
{
Технология деятельностного метода
8
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- Построение проекта выхода из затруднения
- Первичное закрепление во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности (итог урока)
(Л.Г. Петерсон)
1
2
7
6
5
П
И
К
4
3
1) Самоопределение к деятельности
2) Актуализация знаний
.
Положительное самоопределение учащегося
к деятельности на занятии
Подготовка мышления учащихся к проектировочной деятельности
Этап завершается затруднением в индивидуальной деятельности учащегося
3) Постановка учебной задачи
4) Построение проекта
выхода из затруднения
Выявление и фиксация причины затруднения.
Постановка цели занятия, связанной с устранением причины затруднения
Построение нового способа действия на основе выбранного метода решения учебной задачи
.
Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия
Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи
6) Самостоятельная работа
с самопроверкой по
эталону
5) Первичное закрепление во внешней речи
Решение типовых
заданий на новый способ действий с проговариванием способа решения во внешней речи
Самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий и их самопроверка по эталону.
.
.
Организация ситуации успеха
7) Включение в систему
знаний и повторение
8) Рефлексия деятельности
(итог урока)
.
Самооценка детьми собственной деятельности.
Соотнесение полученных результатов с поставленной целью деятельности.
Цель дальнейшей деятельности.
Выполнение заданий, где новый способ действий используется как шаг в более общем алгоритме решения.
Решение заданий на тренировку ранее изученных алгоритмов, с целью подготовки введения нового знания.
.
Этап завершается фиксацией разрешения учебной задачи
Этап завершается формулировкой или уточнением темы занятия
Типы уроков по целеполаганию
- Урок «открытия» нового знания.
- Урок рефлексии.
- Урок общеметодологической направленности.
- Урок развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу деятельности.
Образовательная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексии
Деятельностная цель – формирование способности учащихся к коррекции способа деятельности и реализации коррекционной формы ( т.е.формирование способности к фиксированию собственных затруднений, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений).
Образовательная цель – коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель – формирование способности к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель – выявление теоретических основ построения содержательно –методических линий.
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель – формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Урок «открытия» нового знания
- Этап самоопределения к деятельности.
- Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности.
- Этап выявления причин затруднения и постановки цели деятельности.
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Этап первичного закрепления во внешней речи.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Этап рефлексии деятельности.
Урок рефлексии
1 . Этап самоопределения к деятельности.
2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Локализация затруднений.
4. Построения проекта выхода из затруднений.
5. Обобщения затруднений во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Включения в систему знаний и повторения.
8. Рефлексия деятельности.
Структура урока
1. Проверка итогов предыдущей работы
Цель : установление связи между педагогом и учащимися, обеспечение готовности к следующему этапу работы, включение в продуктивную обучающую деятельность.
- разбор вопросов на повторение;
- Подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития;
- Организуется диалог учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний (педагог не имеет право на негативные суждения).
Структура урока
2. Презентация нового материала
Цель : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий
- Выдавать новый материал блоками, включающими базовые знания, материал должен излагаться в понятной форме;
- Четкость и простота изложения;
- Самостоятельное «открытие» учащимися знаний с помощью заданий, вопросов, направляющих текстов;
Структура урока
-организация групповой и парной работы;
-оказания помощи тем, кто в ней нуждается;
Если лекция:
а) занимательные проблемные вопросы, поддерживать интерес ;
б) составление в конце лекции конспекта.
- Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися;
Структура урока
3. Практика под руководством педагога
Цель : установление быстрой обратной связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.
-работа с опорными конспектами, таблицами, схемами;
- Ответы на вопросы, решение типовых задач, исправление ошибок, повторение нового материала;
-выполнение упражнений учащимися с комментированием
Структура урока
4. Независимая самостоятельная работа
Цель: обеспечение усвоения процедуры усвоения нового материала
- Анализ конкретных производственных ситуаций;
- -педагог выступает как организатор обмена мнениями;
- Резюмирование основных вопросов темы, сильные сами делают выводы;
- Охват всей группы;
- Самостоятельное выполнение заданий.
Структура урока
4. Самоконтроль и самооценка результатов работы
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
- Обучающая самостоятельная работа;
- Каждый учащийся должен самостоятельно оценить свои знания по новой теме, результаты согласуются с педагогом;
- Педагог планирует следующее занятие с учетом ошибок, сделанных учащимися.
Рефлексия деятельности (итог урока)
- Что нового вы сегодня узнали?
- В чем возникали затруднения?
- Что помогло их разрешить?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Кто сегодня хорошо поработал? Кого мы можем отметить?
- Как каждый из вас оценивает свою работу?
- Какова цель нашей дальнейшей деятельности?
Структура урока
6. Подведение итогов занятия
Цель : анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы.
- Сравнить цель, поставленную педагогом до начала презентации учебного материала, с полученными результатами.
Структура урока
7. Информация о домашнем задании
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Задания должны носить творческий вариативный характер;
- Можно включать несколько вопросов на повторение, занимая при этом не продолжительное время.
Структура урока
8. Специальное повторение
Цель: обобщение систематизация знания по теме, курсу, выделение основных идей.
- В конце недели повторить основные понятия изученные за неделю;
- В конце месяца концентрировать внимание учащихся на изученном и освоенном материале.
Структура урока
Контроль усвоения знаний учащихся
Цель: установление правильности и осознонности усвоенного учебного материала, выявление пробелов и их коррекция.
- Использование разноуровневых тестов для отдельных учащихся и для всей группы;
- Результаты тестов обсуждаются, оценивается деятельность, а не личность;
- Сообщение критериев оценок;
- Привлечение учащихся для оценивания тестов.