Система экологического воспитания в школе « Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша» А.П. Чехов
МОУ «Бронцевская СОШ»
Экологическое воспитание– это способ организации обучения и воспитания, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью.
Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – « экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как « экологическая культура» , «экологическое воспитание».
Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Актуальность экологического воспитания обусловлена:
- - низким уровнем экологической культуры людей;
- -необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- -низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- -недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности .
Проблема:
Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни.
цель: формирование экологической культуры школьников .
Задачи:
-усвоение основных понятий;
-овладение практическими умениями и навыками рационального природопользования;
-выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
-развитие духовной потребности в общении с природой;
-формирование стремления к активной деятельности и пропаганде улучшения и сохранения природной среды,
-формирование нетерпимого отношения к действиям людей, наносящим вред природе.
Ожидаемый результат: воспитание личности,
- владеющей начальными сведениями об экологии;
-любящей своё деревню, свой край и свою Родину;
-готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
-имеющей представления о красоте родной природы;
-понимающей ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты;
-обладающей первичными навыками охраны и защиты родной природы.
Интерес к природе
Знания о природе
Позитивную деятельность и поведение
в природе
Знания о воздействии человека на природу
Экологическое
воспитание
включает в себя:
Эстетические чувства
Нравственные чувства
Основные формы работы с учащимися:
-беседы
- экскурсии
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
- ролевые игры
- викторины
- этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы
- посильное участие в природоохранных мероприятиях
- ежегодные экологические праздники
- ежегодные недели экологии в школе
- практические наблюдения детей
- экологические проекты.
Экологическая направленность уроков географии, биологии, природоведения не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. Меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам , к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как видели раньше. « Природу надо охранять. Но мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. И каждый из нас многое может сделать для сохранения растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша или кувшинки».
Мероприятия по реализации экологического воспитания:
Проведение уроков с экологической направленностью:
-практически на каждом уроке географии, биологии прослеживается ниточка экологического воспитания ;
-различные виды уроков: экскурсии, игра , путешествия;
- Разработка мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели, общешкольные экологические недели, праздники .
«Зеленые уроки»
Экологические акции
Сдай батарейку –спаси ежика!
Сдай макулатуру – спаси дерево!
Посади дерево! Лес Победы!
«Экология вокруг нас»:
-участие в благоустройстве пришкольной территории.
Экологические мероприятия
Конкурс на лучшую экологическую стенгазету
По страницам красной книги.
Экологические мероприятия
Конкурс «Дары осени!»
Конкурс – юннат!
Экологические проекты
Проект по благоустройству территории.
Проект «Экологическая тропа»
Празднование экологических дат.
«22 апреля - День Земли».
Символ Дня Земли.
Уборка пришкольной территории, посвящённая Дню Земли.
Экология в семье.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире?
Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям. Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают к природе детей.
-походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю -благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.
-экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту.
-книги о животных помогут понять и с уважением относится к животным, не выбрасывать своих питомцев на улицу, правильно ухаживать за ними .
-уборка территории вокруг дома.
-родительские собрания в школе на экологическую тему
Анкета : «Умеешь ли ты охранять природу». Цель: Определить заинтересованность учащихся проблемами охраны окружающей среды, уровень экологической грамотности.
1. Как вы понимаете слово экология ?
2. Красная книга. Зачем она нужна?
3. Почему сегодня мы находимся на грани экологической катастрофы ?
4. Что делают неправильно взрослые?
5. Можно ли рвать большие букеты полевых цветов ?
6. Разорял ли ты когда-нибудь птичьи гнезда?
7. Как вы считаете что нужно сделать для улучшения экологической обстановки в нашем селе?
8. Что конкретно сделал ты для охраны окружающей в своем селе?
Результаты анкитирования:
Опрашиваемые отметили, что некоторые односельчане безответственно относятся к тем местам, где живут сами. Устраивают мини свалки в деревне и на её окраинах, выбрасывают бытовые отходы в пруд. Мелкий мусор (различные упаковки, пластиковые бутылки, оберточную бумагу, пачки от сигарет и т.д.) можно иногда видеть на улицах и на обочинах уличных дорог.
Были высказаны следующие предложения по наведению экологического порядка в деревне:
- дополнительное озеленение улиц через посадку мелких кустарников
- введение штрафа за свалку мусора в не отведенных для этого местах;
- проведение разъяснительной работы на сельских сходах, при индивидуальных беседах, в школах на классных часах;
Что нужна Красная книга, для того чтобы люди наглядно видели о исчезновении животного и растительного мира.
Вывод:
Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.