СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система экологического воспитания в школе.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое воспитание  это способ организации обучения и воспитания, в процессе     которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью.

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – «экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия  как  «экологическая культура» , «экологическое воспитание».

Просмотр содержимого документа
«Система экологического воспитания в школе.»

     Система  экологического воспитания в школе   « Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша»        А.П. Чехов        МОУ «Бронцевская СОШ»

Система экологического воспитания в школе « Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша» А.П. Чехов

МОУ «Бронцевская СОШ»

Экологическое воспитание–  это способ организации обучения  и воспитания, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – « экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как « экологическая культура» , «экологическое воспитание».

Экологическое воспитание– это способ организации обучения и воспитания, в процессе которого формируются новые ценностные ориентации к окружающей среде и здоровью.

Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – « экология» и, как следствие этого возникновения, появились такие понятия как « экологическая культура» , «экологическое воспитание».

Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

 Актуальность экологического воспитания обусловлена:   - низким уровнем экологической культуры людей; -необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле; -низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых; -недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности .

Актуальность экологического воспитания обусловлена:

  • - низким уровнем экологической культуры людей;
  • -необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • -низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • -недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности .
 Проблема:  Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни.

Проблема:

Наше подрастающее поколение не обладает высокой экологической культурой, имея знания теоретического материала, не умеет применить их на практике и повседневной жизни.

цель:  формирование экологической культуры школьников .

цель: формирование экологической культуры школьников .

 Задачи:  -усвоение основных понятий;  -овладение практическими умениями и навыками рационального природопользования;  -выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;  -развитие духовной потребности в общении с природой;  -формирование стремления к активной деятельности и пропаганде улучшения и сохранения природной среды,  -формирование нетерпимого отношения к действиям людей, наносящим вред природе.

Задачи:

-усвоение основных понятий;

-овладение практическими умениями и навыками рационального природопользования;

-выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

-развитие духовной потребности в общении с природой;

-формирование стремления к активной деятельности и пропаганде улучшения и сохранения природной среды,

-формирование нетерпимого отношения к действиям людей, наносящим вред природе.

 Ожидаемый результат:  воспитание личности, - владеющей начальными сведениями об экологии; -любящей своё деревню, свой край и свою Родину; -готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; -имеющей представления о красоте родной природы; -понимающей ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты; -обладающей первичными навыками охраны и защиты родной природы.

Ожидаемый результат: воспитание личности,

- владеющей начальными сведениями об экологии;

-любящей своё деревню, свой край и свою Родину;

-готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

-имеющей представления о красоте родной природы;

-понимающей ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты;

-обладающей первичными навыками охраны и защиты родной природы.

Интерес к природе Знания о природе Позитивную деятельность и поведение в природе Знания о воздействии человека на природу Экологическое воспитание включает в себя: Эстетические чувства Нравственные чувства

Интерес к природе

Знания о природе

Позитивную деятельность и поведение

в природе

Знания о воздействии человека на природу

Экологическое

воспитание

включает в себя:

Эстетические чувства

Нравственные чувства

Основные формы работы с учащимися: -беседы экскурсии обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций  ролевые игры викторины этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы посильное участие в природоохранных мероприятиях ежегодные экологические праздники  ежегодные недели экологии в школе практические наблюдения детей экологические проекты.

Основные формы работы с учащимися:

-беседы

  • экскурсии
  • обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
  • ролевые игры
  • викторины
  • этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы
  • посильное участие в природоохранных мероприятиях
  • ежегодные экологические праздники
  • ежегодные недели экологии в школе
  • практические наблюдения детей
  • экологические проекты.

Экологическая направленность уроков географии, биологии, природоведения не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. Меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам , к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как видели раньше. « Природу надо охранять. Но мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. И каждый из нас многое может сделать для сохранения растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша или кувшинки».

Экологическая направленность уроков географии, биологии, природоведения не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. Меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам , к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как видели раньше. « Природу надо охранять. Но мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. И каждый из нас многое может сделать для сохранения растительного и животного мира, если поможет стрекозе, станет на защиту ландыша или кувшинки».

Мероприятия  по реализации экологического воспитания: Проведение уроков с экологической направленностью: -практически на каждом уроке географии, биологии прослеживается ниточка экологического воспитания ; -различные виды уроков: экскурсии, игра , путешествия;

Мероприятия по реализации экологического воспитания:

Проведение уроков с экологической направленностью:

-практически на каждом уроке географии, биологии прослеживается ниточка экологического воспитания ;

-различные виды уроков: экскурсии, игра , путешествия;

- Разработка мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели, общешкольные экологические недели, праздники .

- Разработка мероприятий, направленных на экологическое воспитание учащихся через предметные недели, общешкольные экологические недели, праздники .

«Зеленые уроки»

«Зеленые уроки»

 Экологические акции Сдай батарейку –спаси ежика! Сдай макулатуру – спаси дерево! Посади дерево! Лес Победы!

Экологические акции

Сдай батарейку –спаси ежика!

Сдай макулатуру – спаси дерево!

Посади дерево! Лес Победы!

«Экология вокруг нас»: -участие в благоустройстве пришкольной территории.

«Экология вокруг нас»:

-участие в благоустройстве пришкольной территории.

Экологические мероприятия Конкурс на лучшую экологическую стенгазету По страницам красной книги.

Экологические мероприятия

Конкурс на лучшую экологическую стенгазету

По страницам красной книги.

Экологические мероприятия Конкурс «Дары осени!» Конкурс – юннат!

Экологические мероприятия

Конкурс «Дары осени!»

Конкурс – юннат!

Экологические проекты Проект по благоустройству территории. Проект «Экологическая тропа»

Экологические проекты

Проект по благоустройству территории.

Проект «Экологическая тропа»

Празднование экологических дат.  «22 апреля - День Земли». Символ Дня Земли. Уборка пришкольной территории, посвящённая Дню Земли.

Празднование экологических дат.

«22 апреля - День Земли».

Символ Дня Земли.

Уборка пришкольной территории, посвящённая Дню Земли.

Экология в семье.

Как ребенок поведет себя в окружающем его мире?

Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям. Правильно поступают те родители, которые с первых лет жизни приобщают к природе детей.

-походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю -благотворно влияют на ребенка, вызывают ощущение радости общения с природой.

-экскурсия в природу – это не только восстановление физических сил, это еще и познание окружающего мира, умение видеть красоту.

-книги о животных помогут понять и с уважением относится к животным, не выбрасывать своих питомцев на улицу, правильно ухаживать за ними .

-уборка территории вокруг дома.

-родительские собрания в школе на экологическую тему

 

          Анкета :  «Умеешь ли ты охранять природу».   Цель: Определить заинтересованность учащихся проблемами охраны окружающей среды, уровень экологической грамотности.       1. Как вы понимаете слово экология ? 2. Красная книга. Зачем она нужна?  3. Почему сегодня мы находимся на грани экологической катастрофы ?  4. Что делают неправильно взрослые? 5. Можно ли рвать большие букеты полевых цветов ? 6. Разорял ли ты когда-нибудь птичьи гнезда? 7. Как вы считаете что нужно сделать для улучшения экологической обстановки в нашем селе? 8. Что конкретно сделал ты для охраны окружающей в своем селе?

Анкета : «Умеешь ли ты охранять природу». Цель: Определить заинтересованность учащихся проблемами охраны окружающей среды, уровень экологической грамотности.

1. Как вы понимаете слово экология ?

2. Красная книга. Зачем она нужна?

3. Почему сегодня мы находимся на грани экологической катастрофы ?

4. Что делают неправильно взрослые?

5. Можно ли рвать большие букеты полевых цветов ?

6. Разорял ли ты когда-нибудь птичьи гнезда?

7. Как вы считаете что нужно сделать для улучшения экологической обстановки в нашем селе?

8. Что конкретно сделал ты для охраны окружающей в своем селе?

 Результаты анкитирования:  Опрашиваемые отметили, что некоторые односельчане безответственно относятся к тем местам, где живут сами. Устраивают мини свалки в деревне и на её окраинах, выбрасывают бытовые отходы в пруд. Мелкий мусор (различные упаковки, пластиковые бутылки, оберточную бумагу, пачки от сигарет и т.д.) можно иногда видеть на улицах и на обочинах уличных дорог.  Были высказаны следующие предложения по наведению экологического порядка в деревне:  - дополнительное озеленение улиц через посадку мелких кустарников  - введение штрафа за свалку мусора в не отведенных для этого местах;  - проведение разъяснительной работы на сельских сходах, при индивидуальных беседах, в школах на классных часах; Что нужна Красная книга, для того чтобы люди наглядно видели о исчезновении животного и растительного мира.

Результаты анкитирования:

Опрашиваемые отметили, что некоторые односельчане безответственно относятся к тем местам, где живут сами. Устраивают мини свалки в деревне и на её окраинах, выбрасывают бытовые отходы в пруд. Мелкий мусор (различные упаковки, пластиковые бутылки, оберточную бумагу, пачки от сигарет и т.д.) можно иногда видеть на улицах и на обочинах уличных дорог.

Были высказаны следующие предложения по наведению экологического порядка в деревне:

- дополнительное озеленение улиц через посадку мелких кустарников

- введение штрафа за свалку мусора в не отведенных для этого местах;

- проведение разъяснительной работы на сельских сходах, при индивидуальных беседах, в школах на классных часах;

Что нужна Красная книга, для того чтобы люди наглядно видели о исчезновении животного и растительного мира.

Вывод:    Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.

Вывод:

Воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.