Система формирующего оценивания образовательных достижений
Оценивание на уроке является постоянным процессом, который естественным образом интегрируется в урок.
С помощью оценивания можно:
-
устанавливать, что знают и понимают учащиеся на иностранном языке;
-
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся;
-
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,
-
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Одним из инструментов оценивания является формирующее оценивание, или оценивание для обучения.
При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе
сотрудничества между его участниками. Оценка осуществляется непрерывно,
оценивается сам процесс движения к результату. Часть полномочий переходит к
ученику.
Формирующее оценивание, в отличие от традиционного оценивания, при
котором результаты тестов и контрольных работ являются основным источником
информации об уровне знаний и умений учащихся, осуществляется в тесной связи
с тем, как реально протекал процесс обучения.
Формирующее оценивание предполагает оценку достижений учащихся,
выявление пробелов в усвоении элементов содержания образования с тем, чтобы
восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание учебных достижений школьников обладает следующими характеристиками:
-
встраивается в процесс преподавания и учения и является их существенной частью;
-
предполагает обсуждение и общее признание учебных целей учителем и учениками;
-
помогает ученикам осознавать те учебные стандарты, которых они должны достичь;
-
вовлекает учеников в самооценивание или партнерское оценивание;
-
обеспечивает обратную связь, которая помогает ученикам осознавать, какие следующие шаги в учении им предстоит сделать;
-
укрепляет уверенность ученика в том, что он может достичь прогресса в учебе;
-
вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Для работы с использованием системы формирующего контроля могут быть
использованы различные технологии: рефлексия, листы самоконтроля, балльно-рейтинговая шкала, критериальное оценивание и др. Важно учитывать, что
присутствие этих технологий должно быть на каждом уроке!
Один из наиболее эффективных приемов формирующего оценивания – критериальное оценивание.
Внедрение системы критериального оценивания не должно происходить резко. Учитель и ученики должны вместе разработать свою систему, привыкнуть к ее использованию и только тогда она будет работать правильно и давать свои плоды!
Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.
Такой прием оценивания не только мотивирует учащихся, но и способствует развитию понимания того, чему им нужно научиться, осознать свои сильные и слабые стороны.
Совместная разработка критериев позволяет сформировать у учащихся позитивное
отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата.
Критерии оценивания на уроках английского языка
Оценивание по учебному предмету «английский язык» осуществляется с учётом по разным видам речевой деятельности: аудирование (Listening), чтение (Reading), письмо(Writing), говорение (Speaking).
Можно предложить школьникам следующую таблицу с критериями оценивания по видам речевой деятельности:
| Критерии оценивания | Баллы (max) |
А – Аудирование Listening | | 10 |
B – Чтение Reading | | 10 |
C – Письмо Writing | Организация написания письма (3) | 10 |
Решение коммуникативной задачи (3) |
Употребление соответствующих фраз и выражений (2) |
Грамотность изложения и орфография (2) |
D – Навыки использования английского языка Speaking | Решение коммуникативной задачи (3) | 10 |
Взаимодействие с собеседником (2) |
Лексическое оформление речи (2) |
Грамматическое оформление речи (2) |
Произношение (1) |
Далее должен быть уточнен каждый из баллов (на примере Аудирования). Это нужно для того, чтобы ученик понимал, почему он получил ту или иную оценку.
Критерий | Уровень достижения | |
А – Аудирование Listening Ученик должен: -
Понимать основное содержание текстов монологического и диалогического характера, построенное на программном языковом материале и допускающее включение 1% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту -
Воспринимать тексты различного жанра, выделяя основную мысль и извлекая информацию, которая требуется для решения задачи -
Использовать прослушанную информацию в других видах речевой деятельности; -
Интерпретировать и давать собственную оценку информации. | 9-10 | Ученик выполнил 91% - 100% заданий, демонстрируя точное, быстрое и полное понимание прослушанного материала. |
7-8 | Ученик выполнил 71 - 90% заданий, понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию. |
5-6 | Ученик выполнил 51% - 70% заданий прослушанного текста, демонстрируя общее понимание. Отдельные факты понял неправильно. |
3-4 | Ученик выполнил 21% - 50% заданий прослушанного текста и выделил из текста менее половины основных фактов, демонстрируя частичное понимание. |
1-2 | Ученик выполнил 10% - 20% заданий, демонстрируя слабое понимание прослушанного материала. |
0 | Учащийся не достиг ни одного из критериев ,перечисленных ниже. |
При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.