СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система формирующего оценивания в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация Система формирующего оценивания в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Система формирующего оценивания в начальной школе»

Система формирующего оценивания в начальной школе.

Система формирующего оценивания в начальной школе.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся .

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся .

Особенности системы оценки качества: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

Особенности системы оценки качества:

  • комплексный подход к оценке результатов образования

(оценка предметных, метапредметных и личностных

результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения

основных образовательных программ в качестве

содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных

учебных предметов на основе системно-деятельностного

подхода, проявляющегося в способности к выполнению

учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
  • оценка динамики образовательных достижений

обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма

обеспечения качества образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых

результатов, инструментария и представлению их;

  • использование наряду со стандартизированными

письменными или устными работами таких форм и

методов оценки, как проекты, практические работы,

творческие работы, самоанализ, самооценка,

наблюдения и др.

 Внутриклассное оценивание – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.

Внутриклассное оценивание – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.

Что оценивать?  По какой шкале?  Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание?  Как определять итоговую оценку?

Что оценивать?

По какой шкале?

Где накапливать и фиксировать результаты?

Кто должен осуществлять оценивание?

Как определять итоговую оценку?

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные! Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе). – Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).

ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).

– Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).

 КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как: – самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).

КТО ОЦЕНИВАЕТ?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:

– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).

В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом , которая включает разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.

В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом , которая включает разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.

Виды оценивания : Традиционные: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения; Интерактивные: наблюдения, задания моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль.

Виды оценивания :

  • Традиционные: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения;
  • Интерактивные: наблюдения, задания моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль.
Наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.). Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____ Критерии Умение вести счет до 10 и обратно Образец задания Умение находить место определенного числа в ряду чисел с/оценка Выполни счет до 10 и обратно Знание цифр и чисел до 10   1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.). Оценка родителя Запиши количество предметов Оценка учителя     Знание состава чисел первого десятка 2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.)       Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?              

Наблюдение

за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.).

Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие

Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____

Критерии

Умение вести счет до 10 и обратно

Образец задания

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

с/оценка

Выполни счет до 10 и обратно

Знание цифр и чисел до 10

 

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

Оценка родителя

Запиши количество предметов

Оценка учителя

 

 

Знание состава чисел первого десятка

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.)

 

 

 

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?

 

 

 

 

 

 

 

Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение карты наблюдений : Метапредметные умения  Умение  работать в группе (паре)  четверть  1  Саша И. 1 2  Умение называть и определять шаги учебной деятельности  3  1 четверть  4  2 1  2 1 2  3  Умение выполнять шаги учебной деятельности  1 2 4  четверть  1  2 2  -  3  Умение проводить контроль и коррекцию  -  4  четверть  1 1  2 2  -  3  Умение проводить самооценку  -  4  четверть  -  1  1 2  1 3  Умение выполнять познавательные УУД  1 4  2 четверть  2 1  2  Учебная мотивация  -  -  3  4  начало года  1 конец года  1 2 2

Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение карты наблюдений :

Метапредметные умения

Умение

работать в группе (паре)

четверть

1

Саша И.

1

2

Умение называть и определять шаги учебной деятельности

3

1

четверть

4

2

1

2

1

2

3

Умение выполнять шаги учебной деятельности

1

2

4

четверть

1

2

2

-

3

Умение проводить контроль и коррекцию

-

4

четверть

1

1

2

2

-

3

Умение проводить самооценку

-

4

четверть

-

1

1

2

1

3

Умение выполнять познавательные УУД

1

4

2

четверть

2

1

2

Учебная мотивация

-

-

3

4

начало года

1

конец года

1

2

2

 Оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);

Оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);

 Взаимооценка Оценивание работы в парах при изучении нового материала Оценивание работы в группах при изучении нового материала Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала

Взаимооценка

  • Оценивание работы в парах при изучении нового материала
  • Оценивание работы в группах при изучении нового материала
  • Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала
 Критерии взаимооценки Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать

Критерии взаимооценки

  • Правильность изложения материала
  • Логика изложения материала, чёткость
  • Культура изложения материала
  • Дополнения других групп
  • Поведение в группе, умение сотрудничать
 «Наблюдение за участием в групповой работе» * (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса) Схема фиксирования результатов наблюдения: Ученики Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии Петя М.  («+/-» - логичные/ нет Число вопросов ученика в ходе дискуссии Лена С. + + - + - («+ + +») Стиль поведения в обсуждении   ++++ (вежливость грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)   Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов     (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)        

«Наблюдение за участием в групповой работе» * (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)

Схема фиксирования результатов наблюдения:

Ученики

Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии

Петя М.

(«+/-» - логичные/ нет

Число вопросов ученика в ходе дискуссии

Лена С.

+ + - + -

(«+ + +»)

Стиль поведения в обсуждении

 

++++

(вежливость грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)

 

Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов

 

 

(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)

 

 

 

 

 Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ. Диагностики УУД.

Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ.

Диагностики УУД.

Оценка результатов рефлексии учащихся Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Оценка результатов рефлексии учащихся

  • Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
«Алгоритм самооценки»: 1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы). 2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью). 3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки). 4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс). В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

«Алгоритм самооценки»:

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.

Пример «Листа самооценки предметных достижений» 1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: …. 2. Я с заданием справился / не справился. 3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): … 4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)… 5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):

«Поезд» Словарная Фонети Изучение нового Работа в работа ческий материала группах разбор

«Поезд»

Словарная

Фонети

Изучение нового

Работа в

работа

ческий

материала

группах

разбор

Лист самооценки Моя успешность на уроке Вид работы (этап урока) 1 Знак (+ ? )   2   3   4 5     6   Достигли ли мы цели?____________________________________ Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Лист самооценки

Моя успешность на уроке

Вид работы (этап урока)

1

Знак (+ ? )

 

2

 

3

 

4

5

 

 

6

 

Достигли ли мы цели?____________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Лист самооценки Ф. И. _______________________ Сегодня на уроке Знаю/умею Хочу знать/научиться     Узнал/научился                                

Лист самооценки

Ф. И. _______________________

Сегодня на уроке

Знаю/умею

Хочу знать/научиться

 

 

Узнал/научился

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

 ( К – красота, П – правильность, Б – быстрота)

( К – красота, П – правильность, Б – быстрота)

Индивидуальная карта «Копилка моих достижений»

Индивидуальная карта «Копилка моих достижений»

Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (портфолио) – средству накопления информации об образовательных результатах ученика. Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам.  В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах.

Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (портфолио) – средству накопления информации об образовательных результатах ученика.

Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам.

В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе. 1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;  2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;  3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;  4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;  5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;   6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;  7) оценивание должно проводиться в системе.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения; 2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка; 3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания; 4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку; 5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;  6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание; 7) оценивание должно проводиться в системе.

Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов . Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов . Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!