Система формирующего оценивания в начальной школе.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся .
Особенности системы оценки качества:
- комплексный подход к оценке результатов образования
(оценка предметных, метапредметных и личностных
результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в качестве
содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных
учебных предметов на основе системно-деятельностного
подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений
обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма
обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых
результатов, инструментария и представлению их;
- использование наряду со стандартизированными
письменными или устными работами таких форм и
методов оценки, как проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ, самооценка,
наблюдения и др.
Внутриклассное оценивание – это оценивание учителем своих учеников, плюс оценивание учениками самих себя и своих товарищей. В том числе оценивание группой учеников работы своей или другой группы в целом и каждого ее участника в отдельности. Традиционная работа учителя в классе сегодня уже включает в себя эти элементы внутриклассного оценивания, они также присутствуют в новых образовательных стандартах.
Что оценивать?
По какой шкале?
Где накапливать и фиксировать результаты?
Кто должен осуществлять оценивание?
Как определять итоговую оценку?
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные!
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойные оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака в фиксированной системе).
– Результаты учителя – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика).
КТО ОЦЕНИВАЕТ?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку-знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как:
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).
В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом , которая включает разнообразные методы оценивания и самооценку учащихся.
Виды оценивания :
- Традиционные: тест, экспресс-опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения;
- Интерактивные: наблюдения, задания моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль.
Наблюдение
за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.).
Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие
Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____
Критерии
Умение вести счет до 10 и обратно
Образец задания
Умение находить место определенного числа в ряду чисел
с/оценка
Выполни счет до 10 и обратно
Знание цифр и чисел до 10
1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).
Оценка родителя
Запиши количество предметов
Оценка учителя
Знание состава чисел первого десятка
2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.)
Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?
Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий является ведение карты наблюдений :
Метапредметные умения
Умение
работать в группе (паре)
четверть
1
Саша И.
1
2
Умение называть и определять шаги учебной деятельности
3
1
четверть
4
2
1
2
1
2
3
Умение выполнять шаги учебной деятельности
1
2
4
четверть
1
2
2
-
3
Умение проводить контроль и коррекцию
-
4
четверть
1
1
2
2
-
3
Умение проводить самооценку
-
4
четверть
-
1
1
2
1
3
Умение выполнять познавательные УУД
1
4
2
четверть
2
1
2
Учебная мотивация
-
-
3
4
начало года
1
конец года
1
2
2
Оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в паре или группе (например, выполнение ими экспериментальных работ, чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
Взаимооценка
- Оценивание работы в парах при изучении нового материала
- Оценивание работы в группах при изучении нового материала
- Оценивание работы в парах и группах при закреплении материала
Критерии взаимооценки
- Правильность изложения материала
- Логика изложения материала, чёткость
- Культура изложения материала
- Дополнения других групп
- Поведение в группе, умение сотрудничать
«Наблюдение за участием в групповой работе» * (за один урок наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной группы, за месяц – за всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Ученики
Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии
Петя М.
(«+/-» - логичные/ нет
Число вопросов ученика в ходе дискуссии
Лена С.
+ + - + -
(«+ + +»)
Стиль поведения в обсуждении
++++
(вежливость грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)
Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов
(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)
Тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы формальных знаний, но не только; см., например, стандартизированные варианты итоговых комплексных работ, проверочных работ.
Диагностики УУД.
Оценка результатов рефлексии учащихся
- Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
«Алгоритм самооценки»:
1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).
2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).
3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).
4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы, например: «какую себе поставишь отметку?» и т.д.
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и, возможно, отметка):
«Поезд»
Словарная
Фонети
Изучение нового
Работа в
работа
ческий
материала
группах
разбор
Лист самооценки
Моя успешность на уроке
Вид работы (этап урока)
1
Знак (+ ? )
2
3
4
5
6
Достигли ли мы цели?____________________________________
Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?
Лист самооценки
Ф. И. _______________________
Сегодня на уроке
Знаю/умею
Хочу знать/научиться
Узнал/научился
ЛЕСЕНКА УСПЕХА
( К – красота, П – правильность, Б – быстрота)
Индивидуальная карта «Копилка моих достижений»
Особое место в новой системе оценивания отводится портфелю достижений (портфолио) – средству накопления информации об образовательных результатах ученика.
Это индивидуальная папка, в которой отмечаются достижения по учебным предметам.
В рубриках «Мои достижения» накапливаются работы учащихся, отражающие динамику их учебных достижений, грамоты за участие в конкурсах.
Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.
1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения; 2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка; 3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания; 4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку; 5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев; 6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание; 7) оценивание должно проводиться в системе.
Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов . Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.