СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система формирующего оценивания в начальной школе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический материал о системе формирующего оценивания в начальной школе и о том, какие техники можно применять для его обеспечения.

Просмотр содержимого документа
«"Система формирующего оценивания в начальной школе."»

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ в начальной школе Катаева И.А. учитель начальных классов МОУ СОШ №36

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ в начальной школе

Катаева И.А.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №36

Оценивание   Формирующее оценивание Итоговое оценивание    оценка применяется  для получения данных  о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.   оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Оценивание

  • Формирующее оценивание
  • Итоговое оценивание

оценка применяется

для получения данных

о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.

оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.

Определение Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения . Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью .

Определение

  • Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения .
  • Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью .
Формирующее оценивание  – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.  Перед началом работы : Перед началом работы :  Чтобы выявить потребности учащихся .  Чтобы выявить потребности учащихся .  Оценить владение учащимися учебным материалом.  Выявить интересы каждого учащегося .  Наметить цел ь.  Оценить владение учащимися учебным материалом.  Выявить интересы каждого учащегося .  Наметить цел ь. В процессе работы : В процессе работы :  Поощрить самостоятельность и взаимодействие.  Поощрить самостоятельность и взаимодействие.  Осуществлять мониторинг прогресса .  Проверить понимание .  Мотивировать метапознание .  Осуществлять мониторинг прогресса .  Проверить понимание .  Мотивировать метапознание .

Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.

Перед началом работы :

  • Перед началом работы :
  • Чтобы выявить потребности учащихся .
  • Чтобы выявить потребности учащихся .
  • Оценить владение учащимися учебным материалом. Выявить интересы каждого учащегося . Наметить цел ь.
  • Оценить владение учащимися учебным материалом.
  • Выявить интересы каждого учащегося .
  • Наметить цел ь.

В процессе работы :

  • В процессе работы :
  • Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
  • Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
  • Осуществлять мониторинг прогресса . Проверить понимание . Мотивировать метапознание .
  • Осуществлять мониторинг прогресса .
  • Проверить понимание .
  • Мотивировать метапознание .
Формирующее оценивание позволяет: Учителю:  Ученику:  четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; помогать понять, что важно; помогать понять, что у них получается; помогать обнаруживать, что они не знают;  помогать учиться на ошибках;  помогать обнаруживать, что они не умеют делать.    сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание позволяет:

Учителю:

Ученику:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • помогать понять, что важно;
  • помогать понять, что у них получается;
  • помогать обнаруживать, что они не знают;
  • помогать учиться на ошибках;
  • помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Субъекты оценивания Учащийся: личные достижения; личные достижения;  - прогресс; приращение знаний, умений и навыков; проблемы, которые нужно решать . приращение знаний, умений и навыков; проблемы, которые нужно решать . Педагог: личные достижения; задачи, которые были решены; задачи, которые не были решены. личные достижения; задачи, которые были решены; задачи, которые не были решены.

Субъекты оценивания

  • Учащийся:
  • личные достижения;
  • личные достижения;

- прогресс;

  • приращение знаний, умений и навыков; проблемы, которые нужно решать .
  • приращение знаний, умений и навыков;
  • проблемы, которые нужно решать .
  • Педагог:
  • личные достижения; задачи, которые были решены; задачи, которые не были решены.
  • личные достижения;
  • задачи, которые были решены;
  • задачи, которые не были решены.
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.

Пять принципов формирующего оценивания Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов .

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  • Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов .

Этапы введения техник  внутриклассного оценивания: решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания; выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс; объяснить цель происходящего ученикам; после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе; дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать .

Этапы введения техник внутриклассного оценивания:

  • решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
  • выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;
  • объяснить цель происходящего ученикам;
  • после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
  • дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать .
Формативный вопрос Саммари одного предложения Недельные отчёты Техники формирующего оценивания Трёхминутная пауза Таблицы ЗИУ Обзор-резюме Мини-обзор Проверка ошибочности  понимания Лист самооценки

Формативный вопрос

Саммари одного предложения

Недельные отчёты

Техники формирующего оценивания

Трёхминутная пауза

Таблицы ЗИУ

Обзор-резюме

Мини-обзор

Проверка ошибочности понимания

Лист самооценки

Проверка ошибочности понимания   Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Проверка ошибочности понимания

  • Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Обзор-резюме и  мини-обзор Мини (минутный) обзор В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе. Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников. Краткий пятиминутный обзор-резюме  результатов прошлого урока. Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся. Затем опрос учителем какие вопросы возникли , и таким образом собирает все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация является не контрольным опросом, а диагностикой.

Обзор-резюме и мини-обзор

Мини (минутный) обзор

  • В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.
  • Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.
  • Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.
  • Затем опрос учителем какие вопросы возникли , и таким образом собирает все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация является не контрольным опросом, а диагностикой.
Саммари одного предложения Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта. Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.

Саммари одного предложения

  • Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.
  • Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.

Формативный опрос Как, чем _________ похожи или отличаются от________? Что неверно в ___________________________________? Какое заключение вы можете сделать _______________?

Формативный опрос

  • Как, чем _________ похожи или отличаются от________?
  • Что неверно в ___________________________________?
  • Какое заключение вы можете сделать _______________?
Недельные отчёты Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчёты

  • Чему я научился за эту неделю?
  • Какие вопросы остались для меня неясными?
  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Лист самооценки

Лист самооценки

Лист самооценки

Лист самооценки

Таблица ЗИУ

Таблица ЗИУ

Таблица ЗИУ

Таблица ЗИУ

Трёхминутная пауза Я изменил свое отношение к … Я узнал больше о … Я удивился тому, что … Я почувствовал … Я относился …  

Трёхминутная пауза

  • Я изменил свое отношение к …
  • Я узнал больше о …
  • Я удивился тому, что …
  • Я почувствовал …
  • Я относился …

 

Урок математики 2 класс   Самооценка своих умений в течение изучения темы «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»   В начале темы

Урок математики 2 класс Самооценка своих умений в течение изучения темы «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик» В начале темы

В конце темы

В конце темы

Результатами применения формирующего оценивание является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.

Результатами применения формирующего оценивание является:

  • обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
  • максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
  • формирование оценочной самостоятельности учащихся,
  • формирование адекватной самооценки.
Литература:   М.А. Пинская, «Оценивание в условиях введения требований ФГОС» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013  О. Н. Усенко, «Формирующее оценивание как основа современного урока». Мастер-класс. С. В. Синодская, «Формирующее оценивание: оценивание в классе».

Литература:

М.А. Пинская, «Оценивание в условиях введения требований ФГОС» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013

О. Н. Усенко, «Формирующее оценивание как основа современного урока». Мастер-класс.

С. В. Синодская, «Формирующее оценивание: оценивание в классе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!