Просмотр содержимого документа
«"Система формирующего оценивания в начальной школе."»
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ в начальной школе
Катаева И.А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №36
Оценивание
оценка применяется
для получения данных
о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.
оценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период.
Определение
- Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения .
- Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью .
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.
Перед началом работы :
- Чтобы выявить потребности учащихся .
- Чтобы выявить потребности учащихся .
- Оценить владение учащимися учебным материалом. Выявить интересы каждого учащегося . Наметить цел ь.
- Оценить владение учащимися учебным материалом.
- Выявить интересы каждого учащегося .
- Наметить цел ь.
В процессе работы :
- Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
- Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
- Осуществлять мониторинг прогресса . Проверить понимание . Мотивировать метапознание .
- Осуществлять мониторинг прогресса .
- Проверить понимание .
- Мотивировать метапознание .
Формирующее оценивание позволяет:
Учителю:
Ученику:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- помогать понять, что важно;
- помогать понять, что у них получается;
- помогать обнаруживать, что они не знают;
- помогать учиться на ошибках;
- помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Субъекты оценивания
- личные достижения;
- личные достижения;
- прогресс;
- приращение знаний, умений и навыков; проблемы, которые нужно решать .
- приращение знаний, умений и навыков;
- проблемы, которые нужно решать .
- личные достижения; задачи, которые были решены; задачи, которые не были решены.
- личные достижения;
- задачи, которые были решены;
- задачи, которые не были решены.
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
Пять принципов формирующего оценивания
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов .
Этапы введения техник внутриклассного оценивания:
- решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;
- выбрать техники, соответствующие стилю работы учителя и легко вводимые в данный класс;
- объяснить цель происходящего ученикам;
- после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
- дать информацию детям о том, что узнал учитель и как он собирается это использовать .
Формативный вопрос
Саммари одного предложения
Недельные отчёты
Техники формирующего оценивания
Трёхминутная пауза
Таблицы ЗИУ
Обзор-резюме
Мини-обзор
Проверка ошибочности понимания
Лист самооценки
Проверка ошибочности понимания
- Учитель намеренно допускает ошибки, а затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.
Обзор-резюме и мини-обзор
Мини (минутный) обзор
- В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.
- Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.
- Краткий пятиминутный обзор-резюме результатов прошлого урока. Для этого учитель использует вопросы, которые задаются без поднятия руки и могут обсуждаться с соседом. Дети обсуждают с партнером то, что они поняли или не поняли на прошлом уроке. Это позволяет включить в работу всех учащихся.
- Затем опрос учителем какие вопросы возникли , и таким образом собирает все ключевые моменты, которые не были поняты классом. Эта ситуация является не контрольным опросом, а диагностикой.
Саммари одного предложения
- Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.
- Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.
Формативный опрос
- Как, чем _________ похожи или отличаются от________?
- Что неверно в ___________________________________?
- Какое заключение вы можете сделать _______________?
Недельные отчёты
- Чему я научился за эту неделю?
- Какие вопросы остались для меня неясными?
- Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Лист самооценки
Лист самооценки
Таблица ЗИУ
Таблица ЗИУ
Трёхминутная пауза
- Я изменил свое отношение к …
- Я узнал больше о …
- Я удивился тому, что …
- Я почувствовал …
- Я относился …
Урок математики 2 класс Самооценка своих умений в течение изучения темы «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик» В начале темы
В конце темы
Результатами применения формирующего оценивание является:
- обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
- максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
- формирование оценочной самостоятельности учащихся,
- формирование адекватной самооценки.
Литература:
М.А. Пинская, «Оценивание в условиях введения требований ФГОС» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013
О. Н. Усенко, «Формирующее оценивание как основа современного урока». Мастер-класс.
С. В. Синодская, «Формирующее оценивание: оценивание в классе».