СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система обобщающих уроков литературы в старших классах

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система обобщающих уроков литературы в старших классах»



ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет  гуманитарного образования

Кафедра филологического образования



ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

СИСТЕМА ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

КПК: "ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ): ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ"


Выполнил:

ФЕДОТОВА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА,


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


МБОУ "БОКСИТОГОРСКАЯ СОШ №2"


БОКСИТОГОРСКИЙ



Руководитель:

СОКОЛОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,


КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ 

Санкт-Петербург

2018

Содержание

  1. Введение 3

  2. Теоретическая часть 5

  3. Технологическая часть 8

    1. Этапы работы 8

    2. Система обобщающих уроков 8

    3. Конспект урока «Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей» 14

    4. Конспект урока-спектакля «Человек – это звучит гордо?» 27

  4. Заключительная часть 33

  5. Список использованных источников 34

















Введение

Государственная итоговая аттестация по литературе (основной государственный экзамен, итоговое сочинение / изложение, единый государственный экзамен) – это проверка способности выпускника самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на произведения как русской, так и мировой литературы (ИСИ), как входящие в школьную программу, так и выходящие за ее рамки… Для успешного прохождения ГИА выпускнику необходимо уметь не только анализировать литературное произведение, но и сопоставлять разные произведения в заданном контексте.

Кроме того, выпускник современной школы должен иметь целостное представление об окружающем мире и в частности о литературном процессе. Немаловажно сформировать у учащихся ценностное отношение к литературе, основанное на понимании связи литературного произведения с жизнью, умении извлекать для себя жизненные уроки. Размышление о литературном произведении – уникальная возможность создания условий для формирования у учащихся гражданской идентичности, чувства патриотизма, духовно-нравственных качеств.

Данный практико – ориентированный проект предполагает разработку системы обобщающих уроков литературы, основанную на выделении некоторых нравственных понятий и призванную упорядочить знания учащихся о разных литературных произведениях.

Цель проекта: создание условий для успешного прохождения обучающимися государственной итоговой аттестации по литературе.

Приоритетные цели в блоках достижения личностных результатов:

  • создание условий для формирования смысла образования;

  • создание условий для формирования мировоззренческой позиции и духовно-нравственных качеств;

  • создание условий для формирования гражданской самоидентификации;

метапредметных результатов:

  • развитие коммуникативных умений в ходе совместной учебной и творческой деятельности учащихся и педагога;

  • развитие эстетического вкуса;

  • формирование универсальных учебных действий: сравнение, анализ, обобщение;

предметных результатов:

  • создание условий для формирования у обучающихся целостного представления о литературном процессе;

  • формирование устойчивого интереса к чтению и осмыслению литературных произведений.

Данный проект в конечном счёте направлен на достижение тех же целей, что и изучение литературы в школе в целом:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы, развитие культуры устной и письменной речи учащихся;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Предполагаемый продукт: система обобщающих уроков литературы для обучающихся 8 – 11 классов, направленная на подготовку к государственной итоговой аттестации.






Теоретическая часть

Обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

Формирование и развитие способностей учащихся к обобщению и систематизации, развитие и совершенствование научных, теоретических и практических понятий происходит непрерывно, на всех этапах обучения и отражает всё более глубокое проникновение в суть предмета.

Особенности обобщающих уроков:

  • более высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся;

  • рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время;

  • наличие заданий, реализация которых позволяет переходить от частного к более широким обобщениям, что, в свою очередь, даёт возможность выявлять сущность изучаемых процессов;

  • создание творческой атмосферы и доверительной обстановки на уроке, обеспечивающих усвоение материала учащимися на более высоком уровне;

  • наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения;

  • сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности , формирование образных и понятийных обобщений.

Проблемы содержания, структуры, типологии, эффективности взаимосвязи методов уроков обобщающего повторения разработаны в трудах многих методистов. Важнейшие вопросы методики подготовки и проведения указанных уроков исследуются по настоящее время. В первую очередь следует назвать труды В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева. Эта проблема нашла отражение и в трудах Т. Ф. Курдюмовой, О. Ю. Богдановой, Г. И. Беленького, Л. С. Айзермана, Н. Я. Мещеряковой, С. И. Ильина, Л. Т. Пантелеевой и других.

В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов урока. Но во всех классификациях выделяют уроки обобщающего повторения.

Н. И. Кудряшев в своих работах называет уроки углубленной работы над текстом произведения, обобщающие работу над произведением. Он считает, что уроки обобщения и систематизации знаний способствуют «развитию последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами».

Коллектив авторов Р. И. Альбеткова, Л. П. Гладкая, И. С. Збарский и другие занимаются разработкой таких форм уроков обобщающего повторения, как лекция и семинар. В своих работах они обобщают передовой опыт учителей-словесников, дают рекомендации по проведению уроков-лекций и семинаров. Р. И. Альбеткова в один ряд ставит лекцию и семинар. Она уверена, что активность или пассивность занятия определяются не формой урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создаются творческим трудом учителя и учащегося. Альбеткова считает, что лекции и семинары надо сделать активными формами. Для этого в них заложены богатые возможности.

Л.Т.Пантелеева в своих статьях также уделяет большое внимание урокам обобщающего повторения. Из всех существующих форм уроков указанного вида она выделяет уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-конференции, уроки написания рецензии. Эти формы уроков нацелены на развитие практических навыков, необходимых для самообразования, усиления самостоятельности учащихся. По мнению методиста, семинары по литературе выполняют свою главную функцию - приобщают каждого ученика к искусству слова, если учитель последователен в своих творческих исканиях.

Проанализировав методическую литературу по теме, можно сделать вывод, что урокам обобщающего повторения отводят большое место в методике преподавания литературы и что они играют огромную роль в формировании филологической компетентности выпускника.

В настоящее время существует огромное количество форм проведения уроков обобщающего повторения: как традиционных, так и нестандартных. Назовем некоторые из них.

Формы уроков обобщающего повторения:

-лекция,

-защита рефератов,

-семинар,

-викторина,

-путешествие,

-КВН,

-спектакль,

-пресс-конференция,

-аукцион,

-концерт,

-экскурсия,

- деловая игра,

-диспут,

-размышление,

-урок-гостиная

С внедрением в процесс обучения ИКТ стали популярны такие формы уроков, как защита проекта и презентация.

Из перечисленных уроков огромную роль при повторении играют диспут, размышление и семинар, так как они имеют высокий коэффициент полезного действия. На таких уроках создаются условия для индивидуализации и повышения роли творческой работы школьника (они овладевают разными формами самостоятельной работы). А если ученик активен на уроке, значит, полученные знания в памяти останутся на долгое время. Но учитель редко использует указанные формы уроков, так как они требуют хорошей подготовки не только самого учителя, но и ученика.

Обобщающие уроки – одно из звеньев в цепи методически продуманной системы уроков, которая помогает решать проблемы развивающего обучения. Любому педагогу известно, что знания, поданные без системного подхода, не могут быть впоследствии продуктивно использованы обучающимися, так как они плохо усваиваются. Следовательно, обобщающий урок принесет хорошие результаты только при осуществлении системно-деятельностного подхода.

Технологическая часть

Этапы работы:

1. Стартовый этап

Анализ программы по литературе для обучающихся 8 – 11 классов, выявление понятий, на основе которых можно построить уроки обобщающего характера по творчеству одного или нескольких писателей.

2. Основной этап

Реализация содержания проекта:

создание планов-конспектов и проведение уроков.

3. Заключительный этап

Государственная итоговая аттестация обучающихся.

Подготовка аналитического отчета.

Обобщение и распространение опыта.



Система обобщающих уроков

Понятия, положенные в основу урока

Тема урока

Название урока

Произведения

Класс

Война

Русская проза и поэзия о Великой Отечественной войне

Урок-гостиная «Война – сестра печали»

Лирика о войне (Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны», А.Т. Твардовский «Я убитт подо Ржевом», Б.Л. пастернак «Всё переменится вокруг», И. карпов «Уходили мальчики», Л. Цветков «В траншее», Г. Шпаликов «По несчастью или к счастью истина проста», Ю. Поляков «Не обожжённые сороковыми»)

В. Шефнер «Война – сестра печали»;

Б. Окуджава «Будь здоров, школяр!»;

Б. Васильев «А зори здесь тихие»


8 кл.

Честь

Проблема чести и бесчестия в русской литературе

«Береги честь смолоду»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Ревизор».

Лирика: А. Толстой «Пусть тот, чья честь не без укора»; З. Гиппиус «На поле чести»; В. Высоцкий «Я не люблю…»

8 кл.

Милосердие

Проблема милосердия в русской литературе

«Добродетель сердца»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»;

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»;

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»;

Н.С. Лесков «Зверь»

9 кл.

Человек и общество

Конфликт человека и общества в русской и зарубежной литературе

«Среди людей тоже одиноко»

У. Шекспир «Гамлет»;

А.С. Грибоедов «Горе от ума»,

А.С Пушкин «Евгений Онегин»;

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

9 кл.

Образ маленького человека

Образ маленького человека в русской литературе XVIII – XIX вв.


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»;

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»;

Н.В. Гоголь «Шинель»;

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (эпизод);

А.П. Чехов «Смерть чиновника»

9 кл.

Месть

Проблема мести в произведениях мировой литературы

Месть — это слабых душ наследство

У. Шекспир «Гамлет»;

А. Дюма «Граф Монте-Кристо»;

А.С. Пушкин «Выстрел», «Дубровский»; «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

9 кл.

Совесть

Размышления о совести на страницах произведений русской классики

«Закон, живущий в нас» (Э. Кант)

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»;

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»;

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

10 кл.

Отцы и дети

Проблема отцов и детей в русской литературе

«Отцы и дети: вместе или врозь?»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»;

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»;

И.С. Тургенев « Отцы и дети»;

К.Г. Паустовский «Телеграмма»;

Б. Васильев «Завтра была война»;

10 кл.

Смысл жизни

История души человеческой (по творчеству М.Ю. Лермонтова)

Урок-гостиная «Белеет парус одинокий»

Лирика;

«Демон»;

«Маскарад»;

«Герой нашего времени»;

«Песня про купца Калашникова…»

10 кл.

Судьба России

Размышления о судьбе России на страницах русской классики

«Русь, куда ж несешься ты? дай ответ». 

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»;

А.Н. Островский «Гроза»;

И.С. Тургенев «Отцы и дети»;

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

А.А. Блок «Россия»

10 кл.

Серебряный век

Серебряный век русской поэзии

Урок-концерт «Серебряного века силуэт»

Поэзия Серебряного века

11 кл.


Война

Тема войны в русской и зарубежной литературе

«Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»

Гомер «Илиада»;

«Слово о полку Игореве»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»;

Ю. Бондарев «Горячий снег»;

Ю. Гроссман «Жизнь и судьба»

11 кл.

Проблема нравственного выбора

Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей


«… – это выбор»

(жизнь // человек// судьба)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

А.Н. Островский «Гроза»;

И.А. Гончаров «Обломов»;

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (эпизод)

11 кл.

Человек

«Человековедение» М. Горького

«Человек – это звучит гордо?»

А.М. Горький «Макар Чудра»; «Песня о Марко», «Варвары», «Сказки об Италии»; «Васса Железнова», «Мещане», «Дачники», стихи из пьсы «Дети солнца»

11 кл.



В данной работе представлены два конспекта уроков: «Проблема нравственного выбора» и «Человек – это звучит гордо?».

Первый из названных уроков разработан на основе произведений, изучающихся в 9 – 10 классах. Проблема выбора актуальна не только для выпускника школы, но и для каждого человека на протяжении всей жизни и возникает в самых разных жизненных ситуациях.

Учащимся предстоит вспомнить героев знакомых произведений, оказавшихся в ситуации выбора, поразмышлять о том, как характер героя повлиял на принятие решения

и на что влияет сам выбор.

Второй из уроков – это урок-спектакль, посвящённый творчеству А.М. Горького, писавшего: «Я всю жизнь занимался человековедением». Учащиеся, анализируя инсценировки фрагментов произведений писателя, размышляют о том, что есть человек. Гордо ли звучит это слово? Композиция урока построена на сравнении эпизодов, иллюстрирующих противоречивость человеческой природы. После урока учащиеся должны дать развёрнутый ответ на вопрос, обозначенный в теме урока.


Конспект урока «Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей»


Тема: «Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей»

Название: «… – это выбор»

(Жизнь)// человек// судьба//


Создание учебной доминанты

Учитель читает фрагменты поэтических произведений, параллельно чтению появляются слайды


фрагмент

слайд

Быть или не быть

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.


Белый снег, как белый плен.
Смерть, как пес, лежит у ног.
Ты один на всей земле
Сам себе и враг, и Бог.



И куда теперь идти?
И кому теперь служить?
От развилки два пути
Справа - честь, а слева - жизнь.





Как вы думаете, с какой проблемой связаны все эти произведения? Запишите.С проблемой выбора

Формулировка темы

Именно о проблеме нравственного выбора пойдёт речь сегодня на уроке

Формулировка темы (слайд)

Запишите тему в рабочих листах.

А вот в названии пока не хватает одного слова. Впишите то слово, которое, на ваш взгляд, будет здесь уместно.

Как вы считаете, эта проблема актуальна для человека? Почему?

Проблема (тема) нравственного выбора – одна из ключевых и в литературе, и в жизни. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор, возможно, когда-нибудь поможет вам принять важное решение.

Сегодня мы вспомним некоторые из изученных нами произведений…….

Задание 2.

Итак, перед вами фрагменты произведений. Вспомните, о каких героях идёт речь и какой выбор предстоит им сделать.

Фрагмент

Автор, произведение, герой

Какой выбор предстоит сделать герою?

Она ушла. Стоит … ………….,

Как будто громом поражён.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружён!

И здесь героя моего

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда…

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Онегин

Как жить дальше

Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку. Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку. – Я вам советую перед смертью помолиться Богу, – сказал я ему тогда.

– И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего‑нибудь совесть?

– Еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями…




М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин

Убить//не убить

Эгоизм // совесть

Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь.(Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня.(Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.)Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет

А.Н. Островский «Гроза»

Катерина

Голос разума (верность) // голос страсти (измена)

Что ему делать теперь? Идти вперёд или остаться? Этот … вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперёд - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!

Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу … нет … лукавлю, знаю и …

«Теперь или никогда!» «Быть или не быть!» Он приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять.

И.А. Гончаров «Обломов»

Обломов

Действие или бездействие



Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки!

О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я … нет, это вздор, это нелепость! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... и я целый месяц…

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников



Смогу // не смогу

Теория // человеческая сущность



Итак, мы видим, что в ситуации выбора оказывались многие, если не все, герои русской литературы. Да и каждому из нас практически ежедневно приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Ребята, а что чувствуют герои в этот момент? какая борьба происходит в душе человека, когда приходится принимать решение?

Трудно принять решение, сделать выбор. Происходит борьба между мыслью и готовностью совершить тот или иной поступок, между доводами рассудка и желанием.

И ИТОГОМ этой борьбы и становится выбор.

СХЕМА



ЧЕЛОВЕК

МЫСЛЬ + СОМНЕНИЕ

ВЫБОР

Подчеркните, какой выбор сделали герои. Приведите примеры жизненных ситуаций, когда человеку приходится делать выбор.

Ответы.

Как, по-вашему, всегда ли легко сделать выбор? Почему?

От выбора многое зависит: жизнь самого человека и жизнь других людей.

От выбора зависит дальнейшая жизнь человека, судьба других людей.

СХЕМА

А теперь давайте подумаем, от чего зависит выбор, чем он определяется?

Укажите в схеме, что, на ваш взгляд, оказывает решающее влияние на выбор человека.

Ответы.

Человек совершает свой выбор, исходя из своего нравственного опыта.

Конечно, характер играет важнейшую роль.

Задание 3

Перед вами цитаты, характеризующие героев. Установите соответствие между героем и цитатой. И вместе мы подумаем, как можно объяснить тот выбор, который сделал герой.

  1. Характеристика Печорина.

Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. … честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха

я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки лучший цвет жизни. И с этой поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…

Что заставило Печорина выстрелить?

Эгоизм, эгоцентризм.

ХАРАКТЕР

Ребята, а какой герой тоже проходит через испытание дуэлью с другом?

Онегин.

Что его заставило выстрелить? У Печорина хоть повод серьёзный был.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

2)Характеристика Обломова

мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь.

голубиная душа

..да в десять мест в один день – несчастный!» – заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой...

Почему Обломов не возродился к другой жизни? Почему он смог подняться с дивана лишь на время?

Покой оказался более ценен, не нашёл того, ради чего стоило бы лишиться покоя, оказался вообще не способен к переменам.

ХАРАКТЕР, ВОСПИТАНИЕ

  1. Характеристика Катерины

Такая уж я зародилась горячая!

Знаешь, мне иногда кажется, что я птица… Вот так разбежалась, подняла руки и полетела…

Почему Катерина прячет ключ в карман? Что подтолкнуло Катерину к тайным свиданиям с Борисом?

Страсть оказывается сильнее рассудка – она человек страстный, горячий, непокорный

ХАРАКТЕР, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Какой у неё характер?

К чему это привело?

Вспомните героинь, которые не пошли на зов страсти.

Татьяна, Одинцова, Дуня Раскольникова

  1. Характеристика Онегина

В Вас есть и гордость, и прямая честь

Как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?

А что вы скажете об Онегине?

Финал открыт: не известно, что будет дальше.

А что может быть?

Онегин может измениться, а может и не измениться.

Как вы считаете, что может заставить человека стать другим?

Сильные эмоции, переживания; серьёзные перемены в жизни.

Татьяна преподнесла Онегину нравственный урок. Он стоит, как громом поражён. Изменится он или нет, покажет жизнь. Она непредсказуема.

Ребята, так на что же влияет выбор человека?

5) …быв в университете, он почти не имел товарище…, Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия. . Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее. (Раскольников)

Скажите, а все герои романа согласились бы с такой характеристикой Раскольникова?

Нет, и близкие, и Мармеладовы знали его как очень чуткого и сострадательного человека.

Каков же он на самом деле?

Вспомним самый конец романа: «Вместо диалектики наступила жизнь». Что это значит?

Получается, что человек совершает выбор, не соответствующий природе его личности?

ИДЕЯ

Что диктовала Раскольникову его человеческая природа?

Вспомните, а в какой ситуации герою снова пришлось выбирать?

Когда стоял на мосту: покончить с собой или признаться.

Почему он не пошёл по пути Свидригайлова?

Победило желание жить.

То есть в этом случае Раскольников совершает выбор, продиктованный его человеческой сущностью.

Ребята, так что же может подтолкнуть человека к выбору, который чужд его сердцу?

Высказывания учащихся…. (Раскольников – теория; Онегин перед дуэлью - страх перед общественным мнением)

(Слабость, малодушие)

Общественное мнение, идея, эмоция, обстоятельства

КИНОФРАГМЕНТ «Мастер и Маргарита»

Кому знакомы эти герои?

Это герои М.А. Булгакова Иешуа и Понтий Пилат.

Кому приходится делать выбор?

Скажите, а похожа эта ситуация на какую-либо из тех, что мы сегодня вспомнили?

Понтий Пилат принимает решение, которое не хочет принимать. Почему он это делает? Из трусости.

Чем же сложна ситуация выбора? Почему человек часто бывает растерян перед принятием важного решения?

- Человек совершает выбор сам.

- Мы не знаем, хватит ли душевных сил пройти выбранный путь.

- Мы несём ответственность за свой выбор. Перед богом, перед людьми, перед близкими, перед собой, перед своей совестью.

Помните у Достоевского: «Бог с дьяволом битву ведут, а поле битвы – сердце человеческое»



Наверное, мы с вами не сможем дать на этот вопрос однозначного ответа. Но литература заставляет нас думать об этом вновь и вновь. От автора к автору, от произведения к произведению мы размышляем о жизни, о человеческой судьбе, о выборе, о самих себе.

Домашнее задание: дать ответы на вопросы.
















РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Тема: ___________________________________________________________



Название: «___________________________________________»

Задание 1 Прочитайте (прослушайте) стихотворение и рассмотрите иллюстрации.


С какой проблемой связаны все эти произведения? Запишите.

...Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.


Белый снег, как белый плен.
Смерть, как пес, лежит у ног.
Ты один на всей земле
Сам себе и враг, и Бог.




И куда теперь идти?
И кому теперь служить?
От развилки два пути
Справа - честь, а слева - жизнь.







__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Перед вами фрагменты произведений русской классической литературы. Вспомните название и автора произведения, напишите, какой выбор предстоит сделать героям в этих ситуациях.

Фрагмент

Автор, произведение, герой

Какой выбор предстоит сделать герою?

Она ушла. Стоит … ………….,

Как будто громом поражён.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружён!

И здесь героя моего

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда…



Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку. Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку.

– И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего‑нибудь совесть?

– Еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями…


Что она это делает-то? Что она только придумывает? Вот погибель-то! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь.(Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня.(Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.)Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет



Что ему делать теперь? Идти вперёд или остаться? Этот … вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперёд - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!

Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу … нет … лукавлю, знаю и …

«Теперь или никогда!» «Быть или не быть!» Он приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять.



Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я … нет, это вздор, это нелепость! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно…



Подчеркните, какой выбор был сделан героем.

Задание 3

Перед вами цитаты, характеризующие героев. Назовите этих героев.

Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. … честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха

я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки лучший цвет жизни. И с этой поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…



мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь…

...Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться.

Такая уж я зародилась горячая!

Знаешь, мне иногда кажется, что я птица… Вот так разбежалась, подняла руки и полетела…

Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. …Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?


…быв в университете, он почти не имел товарище…, Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия. . Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее.


Задание 4 Попытайтесь ответить на вопросы:

  1. Чем сложна ситуация выбора?

  2. Какому человеку труднее всего сделать выбор?

__________________________________________________________________



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























Конспект урока-спектакля «Человек – это звучит гордо?»



Баянист играет на завалинке

Народная песня «Есть на Волге утёс» 2 куплета

Когда суровый дед сказал мальцу:

«Иди, Лексей, ты не медаль на шее», -

Кто знал, каким малец прийти сумеет

Назад, к тому далёкому крыльцу?


Его судьба не баловала слишком.

Он в люди шёл и славы не искал,

И гордой птицей ринулся со скал

И - всем хорошим стал обязан книжкам.

Народная песня о солнце


Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует - вперёд! И – выше! Трагически прекрасный Человек!


Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!



Человеческая природа – невероятно сложная штука. Мы говорим – человек – это звучит гордо. Нет ничего прекраснее, царь природы – всё это верно. Но ведь и нет в живом мире таких глубоких падений, кои наблюдаются в среде людей. Менее всего, как ни странно, изучен и понятен человек. Это и огорчает, но это и лишний раз убеждает в неограниченной красоте, в многообразии и богатстве этого существа, имя которому – человек…


Народная песня о дороге



Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!



«Зачем живу на свете?» — помыслил я со скуки,— скучно в тюрьме, сокол, э, как скучно! — и взяла меня тоска за сердце, как посмотрел я из окна на поле, взяла и сжала его клещами. Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут. И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда.


Цыганская песня «Кибитка»

«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар. Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его,— удалый был малый!


Цыганский танец (лирический)

Ну, девушка, послушай меня немного, да не кичись! Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу! Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и... нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!



Ну, слушай и ты меня, Лойко: я тебя люблю! Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил — моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, мало, Лойко. Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом, слышишь?


— (Лойко усмехнулся). — Слышу! Весело сердцу слушать твою речь! Ну-ка, скажи еще!


— А еще вот что, Лойко: все равно, как ты ни вертись, я тебя одолею, моим будешь. Под поцелуй мой забудешь ты свою удалую жизнь и петь ты будешь любовные, нежные песни мне, Радде... Так не теряй даром времени,— сказала я это, значит, ты завтра покоришься мне как старшему товарищу юнаку. Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой.

Цыгане выходят, окружают, когда расступаются, Радда и Лойко лежат на земле.


А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар. На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.

В лесу над рекой жила фея.

В реке она часто купалась;

И раз, позабыв осторожность,

В рыбацкие сети попалась.

Её рыбаки испугались,

Но был с ними юноша Марко:

Схватил он красавицу фею

И стал целовать её жарко.

А фея, как гибкая ветка, —

В могучих руках извивалась,

Да в Марковы очи глядела

И тихо над чем-то смеялась.

Весь день она Марка ласкала;

А как только ночь наступила,

Пропала весёлая фея...

У Марка душа загрустила...

И дни ходит Марко и ночи

В лесу, над рекою Дунаем,

Всё ищет, всё стонет: «Где фея?»

А волны смеются: «Не знаем!»

Но он закричал им: «Вы лжёте!

Вы сами целуетесь с нею!»

И бросился юноша глупый

В Дунай, чтоб найти свою фею...

Купается фея в Дунае,

Как раньше, до Марка, купалась;

А Марка — уж нету...

Но всё же

От Марка хоть песня осталась.

А вы на земле проживёте,

Как черви слепые живут:

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют!


Народная песня о любви

Сцены из пьесы «Варвары»


Прощай! Душа - тоской полна.

Ты вновь, как прежде, одинок,

И снова жизнь моя темна,

Прощай, мой ясный огонек!..

Даль моря мне грозит бедой,

И червь тоски мне душу гложет,

И грозно воет вал седой...

Но - море всей своей водой

Тебя из сердца смыть не может!..

Прощай!

В си­нем не­бе по­луд­ня та­ет сол­нце, об­ли­вая во­ду и зем­лю жар­ки­ми лу­чами раз­ных кра­сок. Мо­ре дрем­лет и ды­шит опа­ловым ту­маном, си­нева­тая во­да блес­тит сталью, креп­кий за­пах мор­ской со­ли гус­то ль­ет­ся на бе­рег.

Лю­бит сол­нце эту зем­лю… Италия… Песня природы!

По­ет мо­ре, гу­дит го­род, яр­ко свер­ка­ет сол­нце, тво­ря сказ­ки.

ТАРАНТЕЛЛА

«Сказки об Италии» (о матери) - 9

Что прек­расней пе­сен о цве­тах и звез­дах?
Вся­кий тот­час ска­жет: пес­ни о люб­ви!
Что прек­расней сол­нца в яс­ный пол­день мая?
И влюб­ленный ска­жет: та, ко­го люб­лю!
Ах, прек­расны звез­ды в не­бе по­луно­чи — знаю!
И прек­расно сол­нце в яс­ный пол­день ле­та — знаю!
Очи мо­ей ми­лой всех цве­тов прек­расней — знаю!
И ее улыб­ка лас­ко­вее сол­нца — знаю!
Но еще не спе­та пес­ня всех прек­расней,
Пес­ня о на­чале всех на­чал на све­те,
Песнь о сер­дце ми­ра, о вол­шебном сер­дце
Той, ко­го мы, лю­ди, Ма­терью зо­вем!

Завалинка. Народная песня о матери. Среди поющих Васса

Сцена из пьесы «Васса Железнова» (Васса и Рашель)

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно.

Дни и ночи часовые

Стерегут мое окно.


Как хотите стерегите,

Я и так не убегу.

Мне и хочется на волю —

Цепь порвать я не могу.


Эх вы, цепи, мои цепи,

Вы железны сторожа,

Не порвать мне, не разбить вас

Без булатного ножа.


Орел поднимается в небо,

Сверкая могучим крылом...

И мне бы хотелось, и мне бы

Туда, в небеса, за орлом!


Хочу! Но бесплодны усилья!

Я — дочь // сын этой грустной земли,

И долго души моей крылья

Влачились в грязи и пыли...


Люблю ваши дерзкие споры

И яркие ваши мечты,

Но — знаю я темные норы,

Живут в них слепые кроты;


Красивые мысли им чужды,

И солнцу душа их не рада,

Гнетут их тяжелые нужды,

Любви и вниманья им надо!


Они между мною и вами

Стоят молчаливой стеною...

Скажите — какими словами

Могу я увлечь их за мною?


ВАЛЬС

Финал пьесы «Дачники»

Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет...

Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!..

«Мещане» Монолог Нила

Как искры в туче дыма черной,

Средь этой жизни мы — одни.

Но мы в ней — будущего зерна!

Мы в ней — грядущего огни!


Мы дружно служим в светлом храме

Свободы, правды, красоты —

Затем, чтоб гордыми орлами

Слепые выросли кроты.

Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Безумству храбрых поем мы песню!..

Ты открываешь книгу,

Друг мой, сверстник.

Взмываешь ввысь, подхвачен буйным веком.

Ты смелый Сокол.

Дерзкий буревестник.

Но помни:

Ты рождён быть

ЧЕЛОВЕКОМ!

Вот снова, величавый и свободный,

подняв высоко гордую главу,

он медленно, но твёрдыми шагами

идёт по праху старых предрассудков,

один в седом тумане заблуждений,

за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей,

а впереди – стоит толпа загадок,

бесстрастно ожидающих его.

Они бесчисленны, как звёзды в бездне неба,

и Человеку нет конца пути!

Так шествует мятежный человек –

вперёд! И – выше! Все – вперёд! И – выше!

Заключительная часть

Обобщающие уроки, различные по форме и содержанию, способны не только помочь учащимся подготовиться к прохождению ГИА, но и повысить интерес к литературе, показать актуальность проблем, поднятых в произведениях классической литературы.







Список использованных источников



1. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В. Современный урок литературы: Методические рекомендации. – М., 2001.

2. Щуркова Н.Е. Культура современного урока.- 2-е изд., перераб. – М., 2000.

3. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: «Просвещение», 1990.

4 Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред.А.Г. Асмолова.- М. : Просвещение, 2017.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. – М., 2009.

6. https://multiurok.ru/files/cistiema-obobshchionnykh-urokov-po-litieraturie.html


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!