СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система образов в прозе А.С. Пушкина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система образов в прозе А.С. Пушкина.»

Система образов в прозе А.С. Пушкина.


Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Обращаясь к Вяземскому с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов, Пушкин сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей — без них блестящие выражения ничему не служат».

Художественное исследование поведения человека определяет внутреннее единство «Повестей Белкина» (1830). Цикл считается началом нового периода творчества Пушкина. При кажущейся простоте, понятности цикла, событий, происходящих в повестях, «не загадочных», объяснимых чувств персонажей «Повести Белкина» понимаются исследователями по-разному:

  • как противопоставление двух миров — европейского (Маленькие трагедии) и русского;

  • как широкий срез жизни нескольких социальных слоев (провинциальные помещики, офицерская среда, ремесленники, чиновники 14-го класса, русские барышни, крестьяне);

  • как пародия на жанр романтической повести;

  • как ироническое освещение разных сторон русской жизни (реакция Баратынского).

Русская повседневная жизнь изображается изнутри благодаря введению образов рассказчиков (титулярный советник рассказывает «Станционный смотритель»; полковник — «Выстрел»; приказчик — «Гробовщик»; девица — «Метель» и «Барышню -крестьянку»), всех их объединяет Иван Петрович Белкин — главное лицо цикла. Пушкин скупо характеризует Белкина (сосед, ненародовский помещик, образование, служба в армии после 1812 г. и до 1825 г. и т. д.), подчеркивая отношение к писательству и литературе.

Себе Пушкин отводит скромную роль издателя (этого раньше не было). Повествование ведется на трех уровнях. Первый уровень непосредственный очевидец. Полковник («Выстрел») — сам дуэлянт, но история Сильвио и для него выходит за рамки офицерских дуэлей. Титулярный советник передает историю Вырина как заурядную. Девица старше и опытней героинь «Метели» и «Барышни — крестьянки». Приказчик не может понять сон Адрияна («Гробовщик»).

На втором уровне — белкинская версия и трактовка услышанных историй: «Избрал замечательные анекдоты... и старался украсить истину живостью рассказа, а иногда и цветами собственного воображения».

На третьем уровне — пушкинская концепция жизни. При отсутствии тематического единства жизнь и судьба каждого персонажа определялась обстоятельствами. Именно обстоятельства вскрывались на пушкинском уровне повестей.

В «Станционном смотрителе» и «Выстреле» проблема поведения человека рассматривается в условиях социального конфликта. Две повести дают два разных ответа на один и тот же вопрос. Они же начали в русской литературе тему «маленького человека», продолженную Гоголем («Шинель»), Достоевским («Бедные люди») и т. д. Новый герой, введенный Пушкиным, свидетельствовал о демократическом и гуманистическом характере русской литературы.

К «Повестям Белкина» примыкает написанная в жанре неоконченной повести «История села Горюхино» (Г. Макргоненко), хотя другие исследователи (В. Кулешов) считают ее завершенным произведением. Обычно значение болдинской прозы Пушкина определяется созданием образа «маленького человека», но «История села Горюхино» также оказала сильное влияние на последующую литературу. Пушкин открыл ею новую область реализма, новые способы утверждения идеалов через обличение отрицательного.

Вершиной пушкинской прозы тридцатых годов стал исторический роман «Капитанская дочка». Автор читал его друзьям (у Вяземских в присутствии Жуковского). Эпиграф к роману «Береги честь смолоду» через несколько дней станет главным ориентиром в оставшиеся три месяца жизни Пушкина. Идея чести как высшей ценности реализуется в сюжете «Капитанской дочки»: все герои проходят испытание на верность долгу и чести. Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв. Тем самым автор подчёркивает своё неприятие мнения официальной историографии о Пугачеве как о кровожадном злодее. Для Пушкина Емельян Пугачёв — трагическая фигура в истории России. Однако следование некоторых героев законам чести не является самоцелью. Согласно своему сану, Екатерина II не должна была помиловать Гринёва, но она поступает по-человечески, проявив сострадание; так же выходит из своей роли и Пугачёв: он отпускает Машу, даже узнав, что она дочь врага; да и сам Пётр Гринёв действует вопреки предписаниям кодекса дворянской чести: он обращается за помощью к врагу. Таким образом, Пушкин в своём произведении проводит очень важную для него идею гуманности, христианского человеколюбия. Так же ярко представлена в произведении идея неприятия насильственного пути развития России. Отнюдь не случайно в уста главного героя Пушкин вкладывает слова: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Система образов произведения выстраивается на основе антитезы: герои — «люди чести» противопоставлены тем, для которых честь — пустой звук. Первая группа персонажей довольно многочисленна, во вторую входит Алексей Швабрин и приспешники Пугачёва, готовые отступиться от него при первой же опасности. Всех героев произведения можно разделить на вымышленных персонажей и реальных исторических лиц (Екатерина II, Пугачёв), представителей дворянства и представителей простого народа. В центре образной системы романа находится Петр Гринёв — его образ представлен в двух ипостасях: как юный неопытный офицер, вчерашний недоросль, и как умудрённый жизнью повествователь, автор мемуаров. А.С. Пушкину удалось решить невероятно трудную задачу: создать жизненный, полнокровный образ положительного героя, лишённый ходульной добродетельности и схематизма. Гринёв показан как живой человек, со своими недостатками — следствием молодости и неопытности. Однако при этом Петруша Гринёв наделён превосходными качествами — человечностью и благородством. Именно ему автор доверяет «озвучить» мысль о необходимости «ненасильственного» развития государства, хотя Гринёву, в отличие от автора, не всё дано понять в происходящих событиях.

"Капитанская дочка" — последнее из прозаических произведений и вместе с тем "маленькая", но первая народная эпопея (Е. Н. Купреянова). Проблема крестьянского восстания, отношение к нему дворянства, в широком смысле проблема добра и зла не могли получить однозначного решения, но главное — они поставлены Пушкиным.

«Пушкин написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей – все не только сама правда, но еще как бы лучше её.» (Из статьи Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность», 1846)