Просмотр содержимого документа
«Система охлаждения автомобиля 1»
ГПОУ «Енакиевского ПТМУ»
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВС. УСТРОЙСТВО. ПРИНЦИП РАБОТЫ. ТО
Выполнила мастер п/о
Демкова М.В.
Назначение и классификация систем охлаждения
- Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы.
- По способу циркуляции жидкости системы охлаждения могут быть:
- — принудительными - циркуляция обеспечивается насосом, расположенным на двигателе;
- — термосифонными - циркуляция жидкости происходит за счет разницы плотности жидкости, нагретой деталями двигателя и охлажденной в радиаторе;
- — комбинированными - наиболее нагретые детали (головки блоков цилиндров) охлаждаются принудительно, а блоки цилиндров – по термосифонному принципу.
Устройство системы охлаждения
Устройство радиатора
Виды сердцевин радиаторов
Устройство пробки радиатора
- 1- крышка пробки; 2- пружина крышки; 3- прокладка крышки; 4- пружина выпускного клапана; 5- выпускной клапан; 6- впускной клапан; 7- прокладка впускного клапана; 8- прокладка впускного клапана; 9- кольцевая щель впускного клапана
Расширительный бачок
- Устанавливается для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости вследствие изменения температуры
Устройство насоса ОЖ
Термостат
- В период пуска двигателя для уменьшения износа необходимо быстрее прогреть его до рабочей температуры и при дальнейшей эксплуатации поддерживать эту температуру. Для ускорения прогрева двигателя и поддержания оптимальной его температуры служит термостат.
Работа термостата
- Термостат устанавливают в рубашке охлаждения головки цилиндров на пути циркуляции жидкости из рубашки в верхний бачок радиатора
Датчики системы охлаждения
- Контроль температуры ОЖ осуществляется по указателю температуры и при помощи сигнальной лампы перегрева двигателя на щитке приборов. Управление сигнальной лампой и указателем осуществляют датчики, ввернутые в верхний бачок радиатора и в рубашку охлаждения головки цилиндров
Малый и большой круги циркуляции охлаждающие жидкости
Принцип работы системы
- Приведённый в действие гидравлический насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по рубашке блока цилиндров. Скорость циркуляции зависит от количества оборотов коленчатого вала ДВС.
- Антифриз, проходящий по каналам в блоке цилиндров, отводит излишек тепла от агрегата и поступает обратно в приёмный отсек помпы, минуя термостат. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 80-90 о С, термостат открывает большой круг циркуляции, блокируя малый. Таким образом, жидкость после блока цилиндров направляется в радиатор охлаждения, где её температура снижается благодаря встречному потоку воздуха и вентилятору. Далее, процесс повторяется.
Возможные неполадки и их устранение
Перегрев двигателя:
Для устранения неисправности необходимо:
- Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе; - Повреждение или слабое натяжение приводного ремня вентилятора; - Блокировка сердцевины радиатора, ограничение или загрязнение его облицовки, засорение трубок;
- долить охлаждающей жидкости до нормы;
- Вышел из строя термостат; - Плохо функционирует вентилятор; - Крышка радиатора не обеспечивает достаточного давления;
- открыть жалюзи;
- Вышел из строя водонасос.
- отрегулировать ремни привода вентилятора и жидкостного насоса;
- промыть систему охлаждения и заменить термостат.
Возможные неполадки и их устранение
Быстро теряется охлаждающая жидкость:
Для устранения неисправности необходимо:
- Система охлаждения переполнена или при нагреве происходит выплескивание охлаждающей жидкости; - Повреждение радиатора; - Повреждение шлангов или уплотняющих прокладок, ослабление хомутов; - Повреждение прокладки головки блока цилиндров; - Утечка через микротрещины, образовавшиеся в головке цилиндров или блоке; - Утечка жидкости через микротрещины в корпусе насоса;
- подтянуть крепления и заменить неисправные детали.
Возможные неполадки и их устранение
Для устранения неисправности необходимо:
- прикрыть шторку или жалюзи радиатора;
- неисправный термостат заменить;
- проверить установку переключателя гидромуфты, при необходимости отрегулировать его.
Переохлаждение двигателя:
- не прикрыты жалюзи или шторки радиатора;
- не утеплен капот;
- неисправен термостат;
- неисправен или неправильно включен выключатель гидромуфты привода вентилятора.
Спасибо за внимание