Система оценивания образовательных достижений
Процесс оценивания деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
Предлагается внедрить в практику новую систему оценивания результатов, построенную на следующих основаниях:
-
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
-
Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.
-
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
-
Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
-
оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.
Цель оценивания – улучшать качество учения.
Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.
Оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.
Оценивание также является и результатом, показателем полноты, правильности усвоения знаний, развития умений и навыков. Несомненно, оценивание может стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.
Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.
В своей работе я использую критериальные модели оценивания:самооценивание, взаимооценивание, рефлексию.
Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность.
Приём самооценки применяю при работе с тестами на разных уроках: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Основные функции самооценки:
констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Таким образом, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.
К каждой теме необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.
Лист самооценки
ФИ ______________________________ Тема: _____________________________________
Этап урока | Критерии оценивания | Дата | Дата | Дата |
Проверка домашнего задания | Выполнена вся домашняя работа – 2 б. Работа выполнена не полностью, есть ошибки – 1 б. Не выполнена работа – 0 б. | | | |
Повторение пройденного материала | Правильный ответ – 2 б; Неполный ответ – 1 б; Неправильный ответ – 0 б. | | | |
Выполнение пробного задания - действия | Выполнил всё задание правильно – 2 б. Выполнил всё задание с 1-2 ошибками – 1 б Почти ничего не смог выполнить правильно – 0 б. (суммируются баллы за количество решенных заданий) | | | |
Самостоятельная работа в рабочей тетради | Выполнил всё задание правильно – 2 б. Выполнил всё задание с 1-2 ошибками – 1 б Почти ничего не смог выполнить правильно – 0 б. | | | |
Итог урока | На уроке было всё понятно – 2 б. На уроке немного затруднялся, не все понятно – 1 б. На уроке было трудно, ничего непонятно – 0 б. | | | |
Итого баллов за урок | | | | |
Моя отметка за урок | | | | |
Отметка учителя | | | | |
Лист самооценки Ф.И._______________________________________
Дата | д/з | Работа в группе | Устные ответы | Работа в тетради | Сумма баллов | Оценка |
| 1-2 балла | 1-3 балла | По 1 баллу | 1-5 баллов | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Норма оценки:
6-7 баллов – оценка «3»
8-9 баллов – оценка «4»
Более 10 баллов – оценка «5»
Лист самооценки работы в группе
| да | нет |
1. Я был активен в группе. | | |
2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание. | | |
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы | | |
4. Я не отвлекался от основной работы. | | |
5. Я очень хотел успешно выполнить задание. | | |
6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы. | | |
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно | | |
Ученику оценочный лист дает возможность:
- научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;
- фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;
- планировать собственные действия по коррекции работы.
Использование оценочных листов позволяет учителю:
- получить информацию о достижениях и проблемах учащихся
- делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;
- получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;
- проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;
- договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;
- выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);
- заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями.
Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания
Контрольно-оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть и не будет прекращена ни на каком этапе обучения, она не должна и слабеть, она должна только качественно меняться.
И мы часто сталкиваемся с проблемой: ЧТО поставить ученику за работу на уроке, если он сегодня “поднялся” на одну ступеньку выше, но все еще не “дотягивает” до желаемой “4” или “5”, или даже “3”, но “рост” ученика заметен!!! Как не дать угаснуть тому огоньку, который теплится в нем?
Этим вопросом педагоги нашей школы стали заниматься задолго до того времени, когда в школу пришел ФГОС. Сначала школа I-ой, а затем и II-ой ступени работала над поиском решения этого вопроса. Еще в рамках эксперимента по безотметочному обучению в основной школе мы рассматривали разные подходы к уроку, к формам и методам контроля, оценки и самооценки обучающихся на уроке... вот тогда совместными усилиями педагогов и учеников школы стали появляться листы оценки, самооценки, рабочие листы к отдельным урокам и темам.
Часто рабочий лист к уроку включал уже тогда элементы оценивания на разных этапах урока, итоговую самооценку ученика, оценку учителя, имел набор образцовых заданий, был своего рода ориентиром при изучении некоторых тем курса отдельного предмета. Вместе с тем Рабочие листы становились постепенно своего рода диагностической картой по изучению предмета, демонстрируя при этом личностный рост ученика, связь с другими предметами.
Рабочий лист – это лист,
-
где прописаны все задания, которые ученики могут выполнить на уроке; чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;
-
где ученику предоставляется возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
-
условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
-
возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения...).
Рабочий лист может быть в 2-х видах: одинаковый для всех учащихся класса или индивидуальный.
Индивидуальный Рабочий лист содержит инструкции и материалы, предназначенные для отдельных учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Поскольку преподавание географии предполагает немалое количество практических и творческих работ, то Рабочие листы дают возможность сделать их максимально индивидуальными.
Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, то есть ученик становится активным участником процесса обучения.
На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока. В структуру листа сегодня включаются задания на формирование различных УУД.
Это может быть контролирующий блок с заданиями разной степени сложности, направленный на контроль и актуализацию знаний, блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания по структуризации материала, работе с терминологией, по составлению кластеров разного уровня. Кроме того, есть элементы, соответствующие требованиям стандартов второго поколения – самооценивание работы на уроке. И что очень важно – практически весь урок обучающиеся самостоятельно, опираясь на схему рабочего листа, изучают новый материал.
Рабочие листы могут включать задания более высокого уровня, требующие умения анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. Вся работа на этом уровне построена на том, что теоретические основы материала изучаются на примерах, практических заданиях, обучающиеся добывают знания самостоятельно, делают выводы и сравнивают их с теорией учебника или иного источника. Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.
Каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность в системе уроков. Использование рабочих листов в системе даёт возможность реализовать и эту функцию, поскольку он представляет собой некий план к самостоятельной работе ученика, в основе которого лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. В этом случае очень важно, чтобы обучающийся видел не только план работы на уроке, но и мог по нему определить цели, а также личную значимость получаемых знаний. На этом этапе учитель реализует функцию тьютора, организующего и сопровождающего процесс обучения. Работа с листами может быть не только индивидуальной, но и предусматривать достижение целей в микро- и макро-группах, что помогает социализации обучающихся, формирует коммуникативные компетенции детей.
Развивающая функция урока направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности. Поэтому в рабочий лист включаются проблемный вопрос, развивающие задания
Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.
Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.
Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.
Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился", есть возможность оценить себя, одноклассников, корректировать оценку в оде урока, серии уроков.
Процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа трудоёмкий!
Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным “вещателем” знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся учителями, исследователями и сотрудниками.
Рабочие листы можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах, в сводные таблицы “Достижения результатов освоения программы” по классу для получения полной картины по предмету.
Таким образом, проанализировав основные момента работы с Рабочими листами, можно уверенно говорить о выполнении основной функции учителя на современном уроке как организатора, управляющего процессом познания, сопровождающего процесс обучения, создающего условия и образовательную среду для каждого ребёнка. Ведь, по словам Конфуция, “самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь”.