СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС»

Система оценивания образовательных достижений учащихся

начальной школы в соответствии с ФГОС

Структура системы оценки:

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

В педагогических измерениях выделяю три уровня результатов образования

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

Особенности системы оценивания образовательных достижений:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования;

  2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  3. оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  4. оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  5. использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;

  6. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Виды оценивания:

- внутренняя оценка, выставляемая учителем или общеобразовательным учреждением;

- внешняя оценка осуществляется в форме мониторинговых исследований и итоговых проверочных работ.

Система оценивания предметных результатов

Цель: оценка планируемых результатов по отдельным предметам.

Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана.

Предметные результаты содержат:

- систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов;

- систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение новых знаний.

В системе предметных знаний можно выделить:

- опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения, они могут быть достигнуты основным большинством учащихся;

- знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний и служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

При оценке предметных результатов важно не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартной учебной ситуации, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач:

- анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием.

- выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требования к планируемым результатам;

- освоение программного материала по теме, блоку, содержательной линии.

- освоение программного материала за четверть, полугодие, год.

Процедура оценивания.

– устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа);

- письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии);

- письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе).

Методы и формы оценивания предметных результатов

Инструментарием оценивания образовательных достижений являются КИМы – задания (вопросы) для выявления уровня сформированности действий с предметным содержанием (достижение планируемых предметных результатов).

Оценочная процедура и инструментарий

1. Стартовая диагностика: стартовые (входные) проверочные работы по учебным предметам

2. Текущее оценивание предметной обученности: самостоятельные работы, проверочные работы, диагностические работы

3. Итоговая оценка предметной обученности: итоговые контрольные работы по предметам

Критериями являются планируемые предметные результаты. которые описаны ниже. См. приложение 1.


Система оценивания метапредметных результатов

Цель: оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД; ориентация на реализацию метапредметных результатов.

Объект оценивания

- сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её реализации;

-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и характера ошибок;

- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение использовать знаково – символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных и практиче6ских задач;

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Процедуры оценивания

- наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа)

- письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе)

Методы оценивания метапредметных результатов:

фронтальный письменный опрос, индивидуальная беседа, анкетирование;

- наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении;

- оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ;

- тестирование;

- оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседования, дневников учащихся);

- портфолио обучающегося;

- выставки и презентации крупных законченных работ.

Технологии оценивания

- «Технология оценивания образовательных достижений» Д.Д.Данилов

- «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман

- «Индивидуально – ориентированные эталоны оценки» Г.Ю. Ксензова

- «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.В.Воронцов

- «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая

- «Учимся учиться и действовать» - мониторинг метапредметных универсальных учебных действий М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая

- оценочные суждения учителя, учеников письменные и устные, характеризующие регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД.

Инструментарий оценивания.

1.Диагностические задачи по проверке отдельных видов универсальных учебных действий, которые нельзя оценить в ходе стандартизированной контрольной работы (по А.Г.Асломову)

2.Итоговые проверочные работы по предметам УУД как инструментальная основа (тетради для контрольных и проверочных работ по УМК «Школа России»)

3.Комплексные работы на межпредметной основе и работа с информацией

4.Олимпиадные и творческие задания, проекты

5.КИМы – задания, вопросы для выявления уровня сформированности метапредметных результатов (достижения планируемых метапредметных результатов);

6. тесты для изучения метапредметных результатов.

Критериями являются планируемые предметные результаты.

Формы фиксации

- листы наблюдения за развитием регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;

- портфолио «Мои достижения»;

- дневник ученика;

- диагностическая тетрадь учителя.


Система оценивания личностных результатов

Цель: оценка сформированности личных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД.

Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся.

Объект оценивания:

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три основных блока:

- самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника;

- смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения, т.е. «значения для себя»;

- морально – этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости

Процедура оценивания:

- Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования.

- Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся.

- Диагностика сформированности личностных качеств учеников может осуществляться учителем или педагогом – психологом. Личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку.

- устный опрос, письменный опрос.

Технологии, методики, методы, приёмы:

- «Технология оценивания образовательных достижений» Д.Д.Данилов

- «Оценка без отметки» Г.А.Цукерман

- «Педагогическая технология формирования самоконтроля и самооценки» А.В.Воронцов

- оценочные суждения учителя и учеников (письменные и устные), характеризующие положительные качества личности обучающихся и их действия;

- рефлексивные сочинения.

Инструментарий оценивания:

- КИМы

- задания или вопросы, для выявления уровня сформированности личностных УУД (достижения планируемых личностных результатов);

- тесты для изучения личностных сфер ученика

Критерии оценивания:

- планируемые личностные результаты действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающего личностный моральный выбор;

- обобщенные критерии: понимание смысла ЗУНов, их значимости, необходимости, целесообразности, полезности.

Формы фиксации:

- листы наблюдений за развитием личностных качеств обучающихся;

- дневник «Я учусь учиться: мои достижения»;

- портфолио «Мои достижения»;

- дневник ученика;

- диагностическая тетрадь учителя;

Образовательные результаты могут быть представлены:

- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

- тесты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;

- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

- портфолио обучаемого;

- результаты психолого – педагогических исследований, показывающих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, универсальные учебные действия.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы в рабочем портфолио обучаемого.


Приложение 1

Система оценивания предметных результатов

В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
- учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
- ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.

В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено), во 24 классах отметки ставятся по5-балльной шкале. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
1.На первых уроках. Обозначаем своё настроение.
Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2.Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.
3.Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
4. Учимся признавать свои ошибки.
5. Учимся признавать свою неудачу.
6. Используем умение самооценки.


В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по предметам осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по предметам проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.



Результаты обучения

1 класс

Учени(_____) ___ «____» класса

ФИ ученика__________________________________________________





Техника чтения


100

Количество слов

1 полугодие:




90

Понимает прочитанное


80

Выразительное чтение


70

Способ чтения


60

Правильность чтения


50

2 полугодие:


40

Понимает прочитанное


30

Выразительное чтение


20

Способ чтения


10

Правильность чтения


0

Сентябрь 1 полугодие 2 полугод конец года









Математика (вычисления)

Уровень


В

В/ср

С

Н

№ работы

1 2 3 4 5 6 итоговая

Математика (решение задач)

Уровень


В

В/ср

С

Н

№ работы

1 2 3 4 5 6 итоговая

Русский язык

Уровень


В

В/ср

С

Н

№ работы

1 2 3 4 5 6 итоговая

Окружающий мир

Уровень


В

В/ср

С

Н

№ работы

1 2 3 4 5 6 итоговая





2-4 классы:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ за 2018-2019 учебный год

Учени ____ ''________'' класса ________________________________________________

Техника чтения

                         Кол-во слов

100

 

 

 

 

 

 

Характеристика чтения

период


сентябрь

1 полугодие

конец года

Понимает прочитанное




Выразительное чтение




Способ чтения




Правильность чтения





90

 

 

 

 

 

 


80

 

 

 

 

 

 


70

 

 

 

 

 

 


60

 

 

 

 

 

 


50

 

 

 

 

 

 


40

 

 

 

 

 

 


30

 

 

 

 

 

 


      сентябрь  1 полугодие конец года

Комплексные работы (ЭМУ)

% выполнения работы

100%






90%






80%






70%






60%






50%






40%






30%






20%






10%





Итоги работы

№1

___б ___%


№2

___б ___%


№3

___б ___%


№4

___б ___%


Результаты комплексных работ по математике

Дополните

льная часть

творческий

100%





75%





50%





25%





Основная часть

Информативный и репродуктивный


100%





75%





50%





25%





Основная часть

№1 «___» ___%

«___» ___%

№2 «___»___%

«___» ___%

№3«___»___%

«___» ___%

№4 «___»___%

«___» ___%

Дополнительная часть

Результаты комплексных работ по русскому языку

Дополните

льная часть

творческий

100%





75%





50%





25%





Основная часть

Информативный и репродуктивный


100%





75%





50%





25%





Основная часть

№1 «___» ___%

«___» ___%

№2 «___»___%

«___» ___%

№3«___»___%

«___» ___%

№4 «___»___%

«___» ___%

Дополнительная часть

Результаты комплексных работ по окружающему миру

Дополните

льная часть

творческий

100%





75%





50%





25%





Основная часть

Информативный и репродуктивный


100%





75%





50%





25%





Основная часть

№1 «___» ___%

«___» ___%

№2 «___»___%

«___» ___%

№3«___»___%

«___» ___%

№4 «___»___%

«___» ___%

Дополнительная часть

Результаты комплексных работ по литературному чтению

Дополните

льная часть

творческий

100%





75%





50%





25%





Основная часть

Информативный и репродуктивный


100%





75%





50%





25%





Основная часть

№1 «___» ___%

«___» ___%

№2 «___»___%

«___» ___%

№3«___»___%

«___» ___%

№4 «___»___%

«___» ___%

Дополнительная часть





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!