СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ ООП НОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ ООП НОО.»

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и , прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способность к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Система оценки-сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы начального образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

Основные результаты начального образования:

-формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитание основ умения учиться-способности к самореализации с целью решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

-воспитание основ жизненной компетенции(социальной компетенции);

-индивидуальный прогресс в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с ОВЗ.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка не только дает возможность учащимся с ОВЗ освоить элементарные эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовность выражать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям.

Одной из отличительных особенностей системы оценки является комплексный подход к оценке результатов образования-оценка предметных, метапредметных и личностных результатов.

Оценка предметных результатов не вызывает затруднений, так как наблюдаем, отслеживаем и фиксируем уровень усвоения знаний на основе проверочных работ, контрольных работ и комплексных работ. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых три основных блока:

  1. Самоопределение- это сформированность внутренней позиции обучающегося, осознание себя гражданином России, осознание себя членом семьи, членом ученического коллектива, имеет представления о мире профессий.

  2. Смыслообразование-это поиск и установление личностного смысла учения, понимания границ того, «что я знаю» и того, «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва.

  3. Морально-этическая ориентация-это знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств-стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Методами контроля оценки личностных результатов являются наблюдение, тестирование, проектирование.

Формы данного контроля-письменная, устная, групповая или индивидуальная, фронтальная, защита творческих работ, конкурсы, смотры знаний, собеседование, участие во внеклассных мероприятиях.



Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса-учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится на умении учиться.

Методы и формы похожи на методы и формы контроля личностных результатов.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, итоговые проверочные работы, комплексные работы на метапредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.



Личностные и метапредметные результаты в новых стандартах называются универсальными учебными действиями(УУД). Приведем несколько примеров оценивания их сформированности.

В первом классе осуществляется диагностика предпосылок сформированности УУД. Задания для диагностики перерабатываются с учетом психофизического развития детей с ОВЗ на основе учебного пособия Галины Федоровны Кумариной «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику образовательных результатов первоклассников и создать банк педагогических данных на каждого обучающегося, проектировать индивидуальную траекторию его развития.

Для обучающихся второго, третьего и четвертого классов можно использовать задания на основе учебных пособий Александра Григорьевича Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Методики мониторинга можно включать как педагогу во время урочной деятельности, так и психологу и тогда результаты будут более объективны.

Рассмотрим конкретно в действии отдельное задание и как результат можно отследить. Например, на уроке предметно-практического обучения включить задание «Рукавичка»(автор Г.А.Цукерман)

Цель задания: выявление уровня сформированности действий по согласованию в процессе организации и осуществления сотрудничества(кооперация).

Оцениваемые УУД: коммуникативные.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результатов.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы карандашей.

Инструкция: «Рукавички постирали и все узоры смылись. Необходимо украсить рукавички одинаково, т.е. так, что бы они составили пару(левую и правую рукавичку). Можете сами придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор будете рисовать».

Во время выполнения задания педагог оценивает результаты по следующим критериям:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

-умение детей договориться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать;

-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

-взаимопомощь по ходу рисования;

-эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное(работают с удовольствием и интересом) или отрицательное(игнорируют друг друга, ссорятся).

Работы оцениваются по уровням:

1 уровень-рукавички украшены одинаково или очень похожими узорами. Дети активно обсуждают возможный вариант узора, приходят к согласию, следят за реализацией замысла.

2 уровень-сходство существует , но много различий; дети неохотно обсуждают возможные варианты узора.

3 уровень-сходство частичное-отдельные признаки совпадают, но имеются и заметные различия.

4 уровень- в узорах нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

(несколько примеров различных методик оценивания универсальных учебных действий)



В итоге любого вида учебной деятельности должна иметь место обязательная самооценка учащихся. Самооценка должна обязательно предшествовать оценке учителя. Это заставляет учеников сравнивать свою оценку и оценку учителя. Так стимулируется субъектная позиция учащихся, развивается контрольно-оценочная деятельность, появляется желание улучшить собственную оценку, а значит формируется устойчивая мотивация к учению.

Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные и вербальные.

К письменным можно отнести дневник добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, «теплые слова», комплименты. Работу над тетрадью начинает классный руководитель, который пишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям и друзьям детей.

Это повышает самооценку ребенка и увеличивает стремление ребенка совершать хорошие, добрые и полезные поступки.



Научить ребят объективно оценивать свои ответы на уроках невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям.

При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: чтение стихотворения наизусть, проверка небольшого письменного задания по русскому языку или математике ,проверка по словарю небольшого диктанта словарных слов ит.д.

При самоанализе работы на уроке можно использовать цветные сигналы. У нас в классе это солнышко и разноцветные лучики-ладошки красного, зеленого и желтого цвета.

Красный цвет- ребенок доволен работой на уроке, ему было все понятно и не было ошибок в работе.

Желтый цвет-работа понравилась, но были небольшие неточности.

Зеленый цвет- на уроке было сложно, много непонятно и много допущено ошибок.



В заключении хочу отметить, что по итогам различных диагностик проводится анализ полученных результатов, который отражается в характеристике обучающегося, и дает возможность педагогу и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который четко определен новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.

Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка.

Внедрение ФГОС второго поколения-новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.

Поэтому, актуальны слова руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова:

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения».