Система работы учителя математики
по подготовке к ЕГЭ.
Выступление на педсовете подготовила
Учитель математики
Ботандаева Н.А.
ЕГЭ – это ситуация, которую родители и их дети не могут держать под контролем. Задания неизвестны, учителей рядом нет. У ЕГЭ нет лица, чтобы «заискиваюше» заглянуть в глаза, нет пиджака , чтобы поискать в кармане. У ЕГЭ нет души чтобы , чтобы начать умолять. Все эти приемы могут сработать с твоим школьным учителем, у которого есть и лицо, и пиджак и душа. Но его на ЕГЭ не будет. Необходимость сдавать ЕГЭ действует на многих выпускников «отрезвляюще». Но только стартовые позиции у всех разные. Если в городских школах есть возможности пройти курсы подготовки к ЕГЭ, нанять репетиторов, выбрать школу, то в отдаленных селах вся надежда на самого ученика и, конечно же учителя. Главное для учителя «перестоится» и преподавать математику а не « подготовку к сдаче ЕГЭ». Если учитель работает с классом с пятого класса, он видит свой конечный результат и ведет по этому пути своих учеников, а что если учитель взял учеников с 10 класса. Учителю приходиться продумывать систему заданий на отработку вычислительных навыков у большинства учащихся. Повторение организовывать по блока и темам таким как преобразование выражений, посторенние графиков и функций, повторение их свойств, решение уравнений , неравенств, систем и многое другое и в том числе и планиметрия. Для этого нужны учебно-методические ресурсы, ресурсы кабинета математики: интернет, программы-тренажёры, электронные пособия, образовательные сайты.
В соответствии с поставленной целью, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.
Моя цель заключается в том, чтобы:
Постоянно адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;
развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;
сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;
систематический контроль обученности учащихся;
постоянный мониторинг выполнения типовых заданий и обратной связью.
В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ. При анализе демоверсии учащиеся находят знакомые им задания, математические термины. Проводят классификацию заданий по признаку "изучали", "не изучали
В конце каждой темы готовлю тематические тесты, решение которых для обучающихся обязательны. Вариантов множество, уровень различный; базовый продвинутый и сложный. Ребята решают тесты дома, а проверяем вместе. Затем получают контрольный тест. В конце 10 и 11 классов ребята сдают экзамен по математике в форме ЕГЭ.
Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет, но не все ученики могут самостоятельно это сделать, ничто не заменит живого общения с учителем , друг с другом.
Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью, но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения
Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.
Инструктаж определяет рамки: за 240 минут нужно выполнить 32 задания, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу.. Выпускники, добравшиеся до части «С», сталкивались с заданиями подчас не только трудными, но и громоздкими, а времени на их выполнение оставалось уже немного. Выполнить эти задания нужно было так, чтобы они соответствовали критериям.
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.На каждом уроке отрабатываем вычислительные навыки повторяя учебный материал. Необходимо обозначить, что без отработанных вычислительных навыков ЕГЭ не сдать.
Обязательное знание правил и формул. Зачетная система проверки знаний дает возможность прослеживать за знанием теоретического материала. Ведь на ЕГЭ никто формул не принесет. На начальном этапе проверяю на сколько усвоен теоретический материал , даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение, с выполнением работы над ошибками дорабатываем тему.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тематических после каждой темы, тренировочных малыми блоками и диагностических работ, представленных в сети Интернет и по сборникам ЕГЭ.
Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ, тренажеры список электронных адресов и сайтов с материалам ЕГЭ.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение "Тематических тетрадей" по темам в соответствии с "Кодификатором элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года". Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. При проведении уроков обобщающего повторения и практикума по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ "Тематические тетради" стали незаменимыми помощниками. Ученики быстро и правильно определяют тематику заданий Кимов, верно, выбирают способ действий. К концу учебного года тетради заметно увеличиваются в объёме от множества разнообразных заданий, собранных в них.
У каждого учащегося имеются рабочие тетради под редакцией А.Л.Семёнова и И.В.Ященко(В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9, В10, В11, В12). В сентябре в этих тетрадях одиннадцатиклассники выполняют диагностическую работу. Затем, в течение учебного года, тренировочные работы. В мае последняя диагностическая работа проверяет уровень усвоения материала по данной теме.
успешности ученика
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн
Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике. Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся моего 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными.
Образовательные ресурсы Интернета - Математика(http://www.alleng.ru )
Страницы сайта: "К уроку математики", "Решение задач по математике", "Экзамен по математике", "Математика абитуриентам", "Формулы по математике", "Учебники, справочники, пособия".
В разделе ЕГЭ-2010 - математика размещены демоверсии ЕГЭ 2010 и прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ.
Онлайн-школа "Учительской газеты" (http://school.ug.ru/)
Учащиеся 11 класса МОУ СОШ № 6 проходят подготовительный курс к сдаче ЕГЭ по математике в онлайн-школе "Учительской газеты". Всего 10 занятий. Окончание 25 мая. Подготовка к ЕГЭ в данной школе - не экзамен. Здесь можно не бояться сделать ошибку. Учащимся нравится, что никто не видит их ошибок, кроме них самих, что они самостоятельно находят свои ошибки. Когда ученик находит ошибки в своей работе без посторонней помощи, он лучше усваивает необходимые способы решения заданий. У каждого есть возможность укрепить свои знания, разобраться в сложностях и преодолеть их!Но эти занятия чаще для учащихся которые хотят получить высокий балл.
При подготовке к ЕГЭ необходимо разноуровневое обучение.
Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы.
1 группа - группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, они требую особого внимания. С такими учениками нужны индивидуальные занятия, с многократным повторением учебного материала.
2 группа - учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать балл, достаточный для поступления в учебное заведение, не предъявляющее высокие требования к уровню математической подготовки Такие учащиеся могут работать в малых одноуровневых группах.
3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокий балл, необходимый для поступления в ВУЗ Для таких учащихся требуются так же индивидуальные дополнительные занятия в том числе и элективные курсы.
Для каждой группы можно сформулировать несколько принципов организации подготовки к ЕГЭ.
Учащиеся первой группы должны уверенно выполнить 6-7 заданий 1 части. После проведения диагностических работ выявляю у каждого сильные и слабые стороны математической подготовки и закрепляю то, что уже получается. В работе с учащимися первой группы отрабатываю в первую очередь практико-ориентированные задачи на проценты, чтение графиков, геометрические понятия, т.к. именно эти задачи являются для них наиболее понятными.
Выпускникам второй группы необходимо уверенно выполнять 11 заданий первой части, а также стараться выполнить задания С1. Учащиеся этой группы чаще ошибаются в вычислениях при решении заданий практико- ориентированного характера, чем в применении алгебраических алгоритмов. Поэтому в работе с учащимися этой группы в основном ставлю задачу сформировать навыки самопроверки при выполнении заданий 1 части, повторить темы, необходимые для решения определенных заданий части 2.
С выпускниками третьей группы отрабатываю умение уверенно выполнять задания В1 - С1 и ориентирую на выполнение заданий С2-С4.
Ребята знают, что со временем можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения.
Кроме того, систематически провожу дополнительные консультации.
Интернет - методы обучения становятся все более популярными, так как:
во-первых, они позволяют обеспечить каждому обучаемому возможности осваивать материал «своим собственным путем», ученику не нужно терять время и ждать, когда отстающие от него обучающиеся усвоят то, что ему уже известно;
во-вторых, Интернет - методы обучения предоставляют целое множество форм подачи, материла (текст, графика, аудио, видео), выбор которых опять же может быть легко подстроен под индивидуальные особенности обучаемого.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Электронные варианты тестирования учащихся особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
На своих уроках я активно использую ресурсы сети, особенно при подготовке к сдаче ЕГЭ учащимися 11 классов.
Мои учащиеся пользуются программой сайта http://uztest.ru/, которая автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организована отработка навыков решения примеров. Если ученик решил неправильно пример – ему показывается подробное объяснение и даётся следующий, аналогичный пример. Кроме этого ведётся Интернет-журнал оценок учащихся: выставляются оценки учащихся в журнал на сайте – значит, информация всегда доступна ученику, его родителям.
Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://fipi.ru). Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям, особенности КИМов. Также на сайте размещены различные материалы, необходимые для подготовки к ЕГЭ
Используя сайт http://shpargalkaege.ru, делая подборку заданий части В, представляю задания, используя презентацию или распечатку в виде тестового документа. На этом сайте есть генератор вариантов ЕГЭ. Основным направлением этого сайта является создание видео уроков по решению типовых заданий ЕГЭ. Это основной материал для самостоятельной подготовки ученика к ЕГЭ по математике. Также на сайте разобраны в формате видео уроков целые варианты ЕГЭ, проводимые в качестве контрольных срезов. На сайте проходят онлайн-семинары по подготовке к ЕГЭ. Все желающие на бесплатной основе могут принять участие в семинаре. Для этого необходимо устойчивое соединение с сетью.
Помимо этого мои ученики активные посетители сайта Решу ЕГЭ, где представлены не только задания ЕГЭ, но и подробный разбор их решений, есть возможность пройти интерактивные тесты. На этом сайте я создаю домашние контрольные работы, которые ученики с удовольствием решают. Решения первой части контрольной работы проверяется автоматически, а вторую часть ребята присылают мне для проверки.
Я также рекомендую использовать и ресурсы сайта Александра Ларина, сайт Ирины Фельдман. На сайте Ирины Фельдман весь материал разбит по категориям, заходя на сайт, сразу видно, где и что искать, он очень понравился учащимся подбором и содержанием материала, удобной и понятной навигацией по сайту, очень понятным, четким, логически последовательным изложением материала, системностью.
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.
Некоторые рекомендации учителю.
1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме, организовывая на каждом этапе обратную связь
2. Формы работы и контроля на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету,
3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания используя наглядность
4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ, после каждой темы готовить систему тематических тестов и решать их пока не будут результаты.
5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно– образное мышление.
6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.
7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.
8 На всех этапах обучения необходима обратная связь.
Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Контроль домашних заданий для учителя первостепенное дело, главное не пропустить пробелы у обучающихся чтобы не пропал интерес.
С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для “проблемных” детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий.
Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда.
Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с обучающимися, процессе обучения и учу контролировать свою работу .
Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
· Читать текст с карандашом, подчеркивая вопросы не пропуская главное, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
-внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
· если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
· если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ЕГЭ.