СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку»


Система подготовки


к итоговому собеседованию по русскому языку


С 2018 года в школах проводится устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов.

Оно вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ.

Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;

  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;

  • знать особенности диалогической и монологической речи;

  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Общие сведения

Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).

КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.

Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО.

Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.

Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.

Процедура проведения устного собеседования

Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт изучает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.

Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.

Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.

Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).

Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.

Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:

Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.

Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.

После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.

По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.

В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Будущим выпускникам будет предложен выбор формата экзамена: беседа с учителем, беседа с одноклассником, диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера. Демоверсия состоит из 4 заданий:

1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (3 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 1,5 мин.

Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.

Это задание оценивается 3 баллами.

2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.

3 задание состоит из двух частей: 1) необходимо описать фотографию определенной тематики. В помощь ученику будет предложен небольшой план для высказывания. Кроме этого экзаменуемому необходимо будет ответить на ряд вопросов по данной теме.

В этом задании проверяется монологическая речь с элементами диалога.

2) диалог с учителем. Ученикам предлагают обсудить или с учителем определенную тему для беседы, ответить на вопросы, высказать свою точку зрения. Здесь необходимо учащимся правильно реагировать на реплики собеседника.

Время на подготовку – 2 мин. Оцениваются данные задания 10 баллами.

4 задание: монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику. Задание этой части похоже на второе задание.

На первый взгляд, кажется, что задания несложные, и большинство выпускников должны с ними справиться. Но опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги.

Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.

Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов. Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Как же организовать подготовку учащихся к Устной части?

1. Вспомнить теорию.

2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор.

3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность.

4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг другу на ошибки, которые очевидны только со стороны.

С прошлого года я готовлю будущих выпускников к этому экзамену. Это не так легко, потому что выявилась масса проблем.

Дети плохо читают вслух. Просто ужасно. Не соблюдают темп чтения, интонации.

Пересказ легче даётся девочкам, чем мальчикам. Это мои собственные наблюдения.

Монолог. Либо школьники быстро и коротко говорят, а в итоге справляется за 40 секунд, хотя говорить надо не менее трёх минут. Либо ребята замыкаются и не могут ничего полноценно рассказать по выбранной ими теме.

Диалог с экзаменатором - более менее справляются.

1. Чтение вслух небольшого текста (размер 160-170 слов)

Время подготовки: 2 минуты.

Если у школьника низкая техника чтения, то за время подготовки он успеет прочитать 1-1,5 раза текст про себя. Нетренированный школьник не обратит внимание на даты, цифры, географические названия. А это очень важно!

Что делать? Надо ежедневно читать вслух, тренируя темп, набирая опыт выразительного чтения. Лучше тренироваться на научно-популярных и художественных текстах.

2. Пересказ текста + цитирование

Время подготовки: 2 минуты (в прошлом году было меньше).

Чтобы справиться с этим видом задания, надо уметь хорошо конспектировать текст, сжимая его до важных фактов, цифр и дат.

В пересказ школьник должен вместить все основные микротемы исходного текста, соблюдая фактологию. К сожалению, большинство ребят запоминают смысл урывками, а потом не могут их связать. А ведь именно пересказу учат нас в начальной школе. И как плохо, что в дальнейшем почти нет заданий такого формата.

Что делать? Учиться и тренироваться быстро конспектировать и пересказывать статьи, небольшие отрывки из параграфов (например, по истории). Самое важное — уметь выстраивать текст.

Цитата будет перед глазами. Не волнуйтесь, бланк для конспектирования вам дадут. Обязательно надо сказать, кто автор слов! Ну и вовремя процитировать. При тренировке пересказов ребята так увлекаются этим видом задания, так стараются передать все детали, что попросту забывают цитату: «Я что-то забыл! Ах да, ЦИТАТА!». А время уже вышло!

За что снизят балл?

Если были допущены грамматические ошибки (одна и более). Например, неверно выбрано окончание слов, подобрана не та форма степени сравнения.

Если допущено 2 орфоэпические ошибки.

Если школьник допустил 4 и более речевых ошибок.

Искажение слов.

Как тренироваться

Слабочитающий ученик, переходя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. Каких бы великих учителей ни приглашали бы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному: читать.

Надеяться на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Дети находятся в таком возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. Да, даже если вы в 7, 8 или 9 классе, ещё можно с этим работать!

Как же выйти на уровень хотя бы 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

Основной причиной этого я считаю нарушения чтения и письма. Многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому важно включить в программу занятия с логопедом, если вы заметили проблемы у своего ребёнка.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию: овладение звуко-буквенными значениями, послоговое, синтетическое.

Ступень становления синтетических приемов чтения требует от школьников развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

Ступень синтетического чтения — это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения. Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов и формирования у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у школьников оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминания информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении советуют использовать упражнение, например, перевёрнутого текста, корректировка деформированных предложений. Можно почаще использовать тексты для зрительных диктантов. Начало формы Конец формы

3. Монолог

В третьем задании предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов для подготовки к монологу: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу.

Время подготовки — 1 минута; время говорения — не более 3 минут.

Какие могут быть темы? Абсолютно разные. Например, «В кабинете биологии „(на основе описания фотографии), «Первый учитель» (повествование на основе жизненного опыта), «В чём для Вас заключается хороший отдых?» (рассуждение по поставленному вопросу). Или же вот такой набор тем: «Школьное мероприятие» (фотография, где школьники метут двор, субботник), «Спорт в моей жизни» (жизненный опыт), «Могут ли деньги сделать человека счастливым?» и так далее. Темы предложены интересные, но никто не знает, что именно попадётся конкретному школьнику.

Подготовка к монологу

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств. Вот те из них, которые наиболее характерны.

Целенаправленность. Она проявляется в том, что у говорящего всегда есть определенная цель — решить речевую задачу, направленную на собеседника. В основе целенаправленности лежит стремление (осознаваемое или нет) изменить поведение собеседника в желаемом направлении.

Логичность. Под нею понимается такое свойство высказывания, которое обеспечивается последовательностью изложения, т. е. рядом мыслей, фактов, связанных внутренне за счет смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих — в уточнении мысли, дополнении к ней, пояснении, обосновании.

Структурность или связность как последовательность изложения, обеспечиваемая внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка. Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для обучения монологическому высказыванию связи в сверхфразовом единстве объемом до пяти-семи фраз.

Относительная завершенность в содержательном, тематическом плане.

Продуктивность. Любое высказывание уровня сверхфразового единства всегда ново (если это не цитата), это новая комбинация речевых единиц, т. е. продукция, а не репродукция заученного.

Непрерывность, то есть отсутствие ненужных пауз, осмысленная синтагматичность высказывания.

Самостоятельность. Это одно из важнейших качеств высказывания, которое проявляется в отказе от всяческих опор — вербальных, схематических, иллюстративных.

Выразительность — наличие логических ударений, интонации, мимики, жестов.

Даже этот далеко не полный перечень качеств монологического высказывания предоставляет много возможностей для формулировки задач урока. Адекватными средствами для решения этих задач являются речевые упражнения.

Я предлагаю начинать так: " Для своего монологического высказывания я выбрал тему…» Далее надо развивать мысль в тематическом направлении.

Стараться не делать долгих пауз. Не сбивайтесь с намеченной мысли и попытайтесь её полностью раскрыть.

Карточка участника-собеседования будет перед школьником. Также не советую выбирать тему № 1, так как в голове нужно иметь чёткий план. Если детей не готовили специально или ученик самостоятельно не проработал подобное задание, то вряд ли школьник справится. Он может упустить важные детали, запутаться, а в итоге получить мало баллов по этому виду задания.

Критерии оценивания:

Участник справился с коммуникативной задачей.

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Отсутствуют фактические ошибки.

Учёт речевой ситуации.

Речевое оформление монологического высказывания (смысловая цельность, связность и последовательность).

Отсутствуют логические ошибки.

Как я советую готовиться? Надо брать сборники и осваивать в день по две-три темы, проговаривать и тренироваться ежедневно. Для того, чтобы себя послушать со стороны, запишите своё монологическое высказывание на диктофон (почти у всех школьников есть смартфоны, где есть функция диктофона). Только так вы сможете понять: говорите вы хорошо или плохо, что в вашей речи не так, какие ошибки допускаете.

4. Диалог

Какие могут задать вопросы?

Например, согласны ли вы с утверждением, что «культура — это любовь к миру», «Знаете ли вы историю своего родного края?», «Какой должна быть роль учителя на современном уроке?»

Давать надо полный и развёрнутый ответ. Использовать выражения «Я думаю, что…/Я полагаю, что…» Чаще обращайтесь к своему жизненному опыту, озвучивайте свою позицию — это важно! Нельзя давать односложные ответы, за это снизят балл. Не делайте долгих пауз.

Критерии оценивания. На что будут точно обращать внимание

Соблюдение грамматических норм.

Соблюдение орфоэпических норм.

Соблюдение речевых норм.

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические структуры.

Развиты синонимические связи в речи.

Баллы и переэкзаменовки

Максимальное количество баллов за монолог и диалог — 9.

Максимальное количество баллов за выполнение всей работы — 19. Экзаменуемый получит зачёт, если наберёт 10 баллов и более.


Безусловно, итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит конечный результат.

Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-партнер.


Для подготовки к собеседованию используем специальные пособия:


ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.


Дергилёва Ж.И. Основной государственный экзамен. Русский язык. Устная часть.20 вариантов: – Москва: «Интеллект- Центр», 2018.


Следует отметить, что тексты для чтения и пересказа в пособиях принципиально различаются: в пособии под редакцией И.П. Цыбулько это тексты публицистического стиля об известных людях России и их достижениях, например, о художнике В.М. Васнецове или хоккеисте В.А. Третьяке, а в пособии Ж.И. Дергилёвой тексты для чтения – это отрывки из произведений художественной литературы, например, отрывок из рассказа В.Г. Короленко «Парадокс». Варианты в пособии И.П. Цыбулько построены по типу демоверсии КИМов 2018 года, состоят из 4 частей. Варианты первой части в пособии Ж.И. Дергилёвой состоят из 3 частей; отсутствует задание пересказа текста с привлечением дополнительной информации; вопросы для участия в диалоге не связаны с монологическим высказыванием. Возможно, эффективнее для целостной подготовки к собеседованию использовать пособие под редакцией И.П. Цыбулько, а пособие Ж.И. Дергилёвой – для тренировки отдельных коммуникативных и языковых навыков. Мы советуем пособие И.П. Цыбулько, т.к. этот автор зарекомендовала себя в разработке пособий по подготовке к ОГЭ.


Работа по подготовке к итоговому устному собеседованию ведется системно, начиная с 5-го класса и до выпускного класса. Несмотря на то, что разработчики не советуют начинать работу раньше 8-го класса, мы работаем уже сейчас, чтобы к 9-му классу учащиеся были готовы к такой форме проверки сформированности коммуникативной компетенции.


Особенность работы в 5-м классе – занятия проводятся в лингафонном кабинете. Планируется, что в конце 5-го класса школьники сдадут пробное устное собеседование. Подобная работа учит ребят слушать и слышать текст, анализировать его содержание. Важна также и лексическая, и орфоэпическая работа.


В 6-м классе, работая над описанием картины, тренируемся описывать и фотографию. Уже в 6-м классе у школьников вырабатываются умения видеть, чувствовать картину, а значит, и фотографию.


Уже с 7-го класса мы можем проводить работу в парах: один ученик читает текст, второй внимательно слушает, затем пересказывает. По окончании пересказа читавший ученик задаёт вопросы по прочитанному отрывку. Затем дети могут меняться ролями. При этом проводится взаимооценка: ученики выставляют оценки друг другу. Признаюсь честно, начав работать по такой технологии, испытывала определённые трудности: это и недостаточно высокая техника чтения и умение пересказа текста. И если сравнить семиклассников в начале учебного года и сейчас, то смело можно сказать, что результаты есть!


Предлагаю вашему вниманию отрывок такой работы в паре, проведенной в 9-м классе. Время, естественно, немного сокращено, но в целом понятно, как строится эта работа. Дети предварительно в течение 2-х минут ознакомились с текстом. Далее очень важен момент неожиданности, спонтанности. Например, в начале урока девятиклассники получают распечатанный текст, им даётся время на подготовку, а затем отвечает один ученик. При этом все школьники прочитают текст. Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на собеседовании чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.


Работа по подготовке к устному собеседованию не ограничивается только уроками русского языка. Здесь нам помогают, например, занятия по внеурочной деятельности. В 5-6-х классах это «Уроки словесности», в 7-8-х – «Речевой этикет». А также спецкурсы по русскому языку в в 9-х классах – «Занимательная лингвистика» и «Трудности русского языка». На таких занятиях дети получают задания по типу ОГЭ: чтение и пересказ текста, участие в условном диалоге, описание фотографии, использование цитирования. Спецкурсы для девятиклассников направлены не только на развитие умений и навыков выполнениязаданий ОГЭ, повышения «орфографической зоркости», но и на выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности.


Немаловажную роль в диагностике уровня подготовки учащихся 9-х классов играют пробные внутришкольные контрольные работы в формате ОГЭ. В начале 3-й четверти планируем провести также и пробное устное собеседование, чтобы увидеть не только положительное моменты в работе, но и недостатки.


У каждого девятиклассника есть папка-накопитель, в которую входят теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки, а также тексты для подготовки к устному собеседованию. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.


Помимо этого ведутся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка. Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года.


Безусловно, подготовка к итоговому собеседованию не должна ограничиваться только уроками русского языка. Навыки выразительного чтения вслух, пересказа, монологической и диалогической речи необходимо активно тренировать и на всех других уроках. Не случайно итоговое собеседование по русскому языку считается допуском ко всей государственной аттестации девятиклассника. Отмечу, что и на уроках литературы идёт работа по подготовке к устному собеседованию. К сожалению, школьники не умеют давать полный ответ, ограничиваясь лишь «Да!», «Нет!», «Не знаю!», поэтому при ответе на вопросы по литературе требую полного, развёрнутого ответа на вопрос.


Для успешного проведения устного собеседования также нужно проводить работу и с учителями, ведущими диалог с девятиклассниками. Главная задача учителя, который ведёт диалог, – любым способом разговорить ученика, заставить его говорить. Учитель, владея культурой порождения речи (это не равно культуре речи!!!), должен приобщать к ней ученика. Педагоги должны владеть коммуникативно-речевой стратегией, помогающей человеку (в частности ученику) не теряться в ситуации непосредственного общения, например, в ситуации исполнения устной урочной или экзаменационной речи и создавать ситуативно уместные, достаточно спонтанные речевые устные высказывания, которые требуются по условиям определённого учебного задания. Для этого планируется в рамках ШМО провести подготовительную работу с педагогами, рассказать им о требованиях, предупредить о возможных ситуациях (ребенок молчит, смеется, ребенок с дефектами речи и др.), рассказать о приемах и способах ведения беседы по заданным вопросам.


Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим хороший результат.


Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к ОГЭ и к успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!