Система подготовки
к ОГЭ по информатике
Автор : Кусраева Нонна Алексеевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ с. Виноградное
2020 год
Одной из составляющих успешности учителя
является успех его учеников.
В настоящий момент главным результатом учительского труда
многие считают успешность выпускников на ГИА.
Для учителя информатики подготовка учащихся к ГИА по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Учитель информатики в современной школе зажат в тиски: с одной стороны ГИА, с другой стороны образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере.
ГИА
Образовательная программа
Учитель информатики в современной школе зажат
в тиски
Социаль-ный заказ общества
Назначение ОГЭ
(основного государственного экзамена) –
оценить уровень общеобразовательной подготовки по информатике и ИКТ выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Задачи учителя:
- организовать работу с обучающимися так, чтобы их выбор предмета «информатика» на основном государственном экзамене был осознанным и правильным;
- создать условия для обеспечения качественной подготовки обучающихся и успешной сдачи ими ОГЭ по информатике и ИКТ.
С чего начинать
Методическая подготовка педагога
Содержательная подготовка
Формирование методической
копилки подготовки к ОГЭ
Ситуация уникальная, поскольку нет другой такой школьной дисциплины, не обязательной для изучения в старших классах, по которой бы сдавался ЕГЭ, необходимый для поступления в ВУЗы на многие популярные специальности.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим быть готовыми к ЕГЭ содержательно, методически и организационно.
Итак с чего начинать?..
Повысить свою квалификацию можно на всевозможных курсах, семинарах проводимых СКИПКРО, различных дистанционных курсах, форумах учителей . Опытные учителя активно обмениваются опытом в сети Интернет, пополняют базы знаний и обсуждают проблемы ЕГЭ в «Сети творческих учителей» и в «Открытом классе». (Возврат)
Создать собственную рабочую коллекцию полезных ссылок на основные Интернет – источники с материалами для пополнения своей методической и дидактической копилки.
Познакомиться с имеющимися методическими пособиями , рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
Систематизировала материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотрела возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.
Не исключаю (а точнее, уверена в этом), что моя “корзина” не полна. Но для начала вполне достаточно. Собрав в “корзину” множество источников, на следующих шагах предстоит разобраться, а что же из всего этого должно и может получиться? В тех рамках и при тех условиях, в которых предстоит нам работать?
Поэтому следующее, что предстоит сделать так это продумать система работы, что можно дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, что дать учащимся для повторения и подготовки дома.
Только системная работа в течение учебного года позволяют повысить продуктивность и качество подготовке к ЕГЭ и дают шанс надеяться на положительные результаты сдачи экзамена.
Построение системы работы
Система работы
Анализ результатов ОГЭ и рекомендаций по разбору заданий
Планирование работы
Раннее самоопределение
Объективная оценка образовательного уровня ученика
Формирование методической копилки подготовки к ОГЭ
Подготовка на урок е
Использование демонстрационного вар ианта
Использование компьютерных технологий
Работа с одаренными детьми
Анализ результатов ГИА
- анализ результатов ГИА по школе ( максимальный/минимальный по баллам результат, средний результат по школе, процент выполнения каждого тестового задания обучающимися в целом, перечень тем, по которым получены отличные, хорошие и не очень высокие баллы ); изучение аналитических отчетов о результатах ОГЭ по информатике на районном, республиканском уровнях и по РФ; анализ рекомендаций по подготовке обучающихся школы к прохождению ГИА в форме ОГЭ.
- анализ результатов ГИА по школе ( максимальный/минимальный по баллам результат, средний результат по школе, процент выполнения каждого тестового задания обучающимися в целом, перечень тем, по которым получены отличные, хорошие и не очень высокие баллы );
- изучение аналитических отчетов о результатах ОГЭ по информатике на районном, республиканском уровнях и по РФ;
- анализ рекомендаций по подготовке обучающихся школы к прохождению ГИА в форме ОГЭ.
Анализ результатов ОГЭ
МБОУ СОШ с.Виноградное
Год
Колич. сдающих
2016
2017
«5»
1
«4»
-
3
2018
«3»
-
-
2
2019
1
2
«2»
4
-
Средний балл
-
-
2
3
3
1
-
-
3
-
1
4
-
4,5
Результаты ОГЭ информатика -2019
Итого по Моздокскому району
Средний балл
3,4
Средний балл по РСО-Алания
3,7
Планирование работы
Первая часть состоит в том, что начиная с 7-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке.
Вторая часть предполагает разработку программы внеурочной деятельности по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
Третья часть - самообразование
Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке. Вторая часть предполагает разработку программы по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.
В рабочей программе был выделен блок «Обобщения и систематизации материала» в количестве 6 ч- в 10 классе и 26 часов- в 11 классе где целенаправленно необходимо заниматься подготовкой к ЕГЭ.» Для получения более чем удовлетворительного уровня знаний по предмету для базового уровня может стать элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по информатике»
Подготовка на уроке
Банк заданий из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, а также из различных сборников для подготовки к экзамену
Если обучающиеся прошли какую-либо тему и задачи по данной теме включены в перечень ОГЭ , то нужно акцентировать внимание обучающихся на это, указывая, что такое задание есть в ОГЭ
Мониторинг каждого сдающего экзамен ученика
На этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала отработка типовых заданий
После прохождения какой-то темы, которая объединяет в себе несколько уроков, я провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий подобных заданиям ЕГЭ. Если ученик выполняет тест меньше 50%, то он устно к следующему занятию готовит теоретическую часть и готовится к практической части- тесту. Если же ученик и во второй раз показывает такой же результат, то в индивидуальном порядке происходит разбор тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.
Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ЕГЭ, а также из сборников для подготовки к ЕГЭ под редакцией Макаровой Н.В., Якушкина П.А , Чуркиной , Зорина и др, допущенных для подготовки к ЕГЭ Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.
Кроме того, целесообразно использовать уже готовую электронную продукцию: «Репетитор по информатике Кирилла и Мефодия», «Информатика. Интерактивный задачник» и др. электронные тренажеры.
Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» ученика к ЕГЭ следует проводить мониторинг каждого сдающего экзамен ученика. Таким образом, можно получить достоверную картину успехов каждого ученика, а ученик, свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. Все результаты заношу в «Журнал по подготовке к ЕГЭ», чтобы вести рефлексию.
Использование демонстрационного варианта
и
Внеурочная подготовка
При проведении дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ, на первом занятии предложить будущим выпускникам ознакомиться с демоверсией ОГЭ по информатике и решить задания теоретической части. Затем подсчитать количество набранных баллов и огласить результаты. На данном этапе обучающиеся получают представление о том, что они уже знают и что им предстоит выучить для успешной сдачи экзамена.
Составить график дополнительных занятий.
Дополнительные источники для подготовки
- Диагностические и тренировочные работы по информатике системы «СтатГрад», Имеющиеся на сегодняшний день в базе данных http://www.fipi.ru/ контрольно- измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике (Открытый банк) Сборники для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М., В.Р.Лещинер Сайт К. Полякова – http:// kpolyakov. spb . ru . Содержит различные учебные материалы по подготовке к ОГЭ по информатике. На следующих сервисах можно выполнять задания из демонстрационных вариантов ОГЭ в режиме онлайн - тренировки;
- Диагностические и тренировочные работы по информатике системы «СтатГрад»,
- Имеющиеся на сегодняшний день в базе данных http://www.fipi.ru/ контрольно- измерительные материалы (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике (Открытый банк)
- Сборники для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М., В.Р.Лещинер
- Сайт К. Полякова – http:// kpolyakov. spb . ru . Содержит различные учебные материалы по подготовке к ОГЭ по информатике.
- На следующих сервисах можно выполнять задания из демонстрационных вариантов ОГЭ в режиме онлайн - тренировки;
https://yandex.ru/tutor/?exam_id=2
https://inf-oge.sdamgia.ru/
http://fizinfika.ru/podgotovka-k-oge/
ОГЭ 2020
ИНФОРМАТИКА
В 2020 году структура ОГЭ по информатике изменилась кардинально.
9-классники уже опробовали в 2018, 2019 годах частичное выполнение экзаменационной работы на компьютере. Но это была лишь небольшая часть заданий (2 задания из 20), и разработчики рекомендовали тратить на эти задания 1 час из 2,5.
В этом году 9-классники опять станут первопроходцами. Вес заданий, выполняемых на компьютере, ощутимо увеличился. Теперь это 5 заданий из 15, и разработчики рекомендуют тратить на них 2 часа из 2,5.
Если раньше в работе ОГЭ проверялись, в основном, теоретические знания, то теперь проверяются практические навыки, умение пользоваться конкретными программными продуктами.
Сами задания тоже поменялись. Количество заданий, выполняемых без использования компьютера, сокращено до 10. Это объединенные и немного усложненные задания прошлых лет, позволяющие глубже проверить уровень теоретических знаний ученика. А вот перечень заданий, выполняемых на компьютере, дополнился совсем новыми.
2020
Пересчет первичных баллов в оценки
в 2020 году будет производиться в соответствии со следующей таблицей:
« 2 »
« 3 »
0 — 4
« 4 »
баллов
5 — 10
« 5 »
11 — 16
баллов
17 — 19
баллов
баллов
Задание №4.
Анализ простейших моделей объектов
№ 4 (СтатГрад – октябрь 2019)
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E, проходящего через пункт D . Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.
1 способ:
Строим дерево.
Ответ: 10
№ 4 (СтатГрад – октябрь 2019)
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E, проходящего через пункт D . Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.
2 способ:
Строим граф
Ответ: 10
№ 4 (СтатГрад – октябрь 2019)
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E, проходящего через пункт D . Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.
3 способ:
Используя алгоритм Дейкстры
Алгоритм Дейкстры — алгоритм на графах, изобретённый нидерландским учёным Эдсгером Дейкстрой в 1959 году. Находит кратчайшие пути от одной из вершин графа до всех остальных. Алгоритм работает только для графов без рёбер отрицательного веса . Алгоритм широко применяется в программировании и технологиях, например, его используют протоколы маршрутизации OSPF и IS-IS .
3 способ:
Используя алгоритм Дейкстры
Чтобы найти кратчайший путь из А в Е, проходящий через Д, нужно найти кратчайший путь из А в Д, и кратчайший путь из Д в Е.
3 способ:
Используя алгоритм Дейкстры
Чтобы найти кратчайший путь из А в Е, проходящий через Д, нужно найти кратчайший путь из А в Д, и кратчайший путь из Д в Е.
От А до Д кратчайшее расстояние – 6,
и от Д до Е - 4.
Общая длина пути
6 + 4 = 10
Ответ: 10
(№ 1187) Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых
(в километрах) приведена в таблице. Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F, проходящий через пункт D. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
Используемые ресурсы
http://kpolyakov. spb . ru
Шаблон презентации с сайта http://linda6035.ucoz.ru/
http://www.fipi.ru/
Диагностические и тренировочные работы по информатике системы «СтатГрад»
http://online.fizinfo.ru