Система подготовки к ОГЭ по информатике
Королева Е.Н., учитель информатики МБОУ Школы-интерната г. Моздока
2019
- Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников.
- В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА.
- Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
- Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА.
- Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше.
- Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе.
- Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.
Ситуация непростая:
- с одной стороны ГИА,
- с другой стороны образовательная программа,
- с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере.
А часов на изучение информатики очень мало – всего по 1 часу в 7 – 8 классах и 2 часа в 9 классе.
Задача:
- С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества.
- С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:
- Представление и передача информации
- Обработка информации
- Основные устройства ИКТ
- Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов
- Проектирование и моделирование
- Алгоритмизация и программирование
- Основы логики
- Математические инструменты, электронные таблицы
- Организация информационной среды, поиск информации
УМК для подготовки к ГИА
- Информатику мы изучаем по УМК Босовой Л.Л., который достаточно хорошо готовит к итоговой аттестации.
Формы работы:
- урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике;
- внеурочная работа;
- контроль и анализ знаний;
- практическая работа;
- свободное самообразование;
- групповые занятия;
- консультации.
- Цель: организация подготовки учащихся к успешному прохождению ГИА по информатике
- Задачи:
- Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
- Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы.
- Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ГИА.
I этап подготовки:
- Уже в 7-8 классах в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ. Работа продолжается до конца 9 класса.
- При закреплении материала на уроке обязательно используются контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ.
- После прохождения темы проводится контроль знаний. В 9 классе это пробные задания ОГЭ по соответствующей теме. В 7-8 классах контрольные работы дополнены заданиями ОГЭ.
- Тексты тестов и задания:
- Из диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад», Из сборников КИМ и Контрольных и самостоятельных работ УМК Босовой Л.Л. Из сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М. Из ресурсов Интернета
- Из диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,
- Из сборников КИМ и Контрольных и самостоятельных работ УМК Босовой Л.Л.
- Из сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.
- Из ресурсов Интернета
II этап реализации:
- Провести вводную диагностическую работу по материалам ОГЭ для определения проблем учащихся в освоении тем
- Дополнительные занятия по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1 час в неделю).
- Начинаю подготовку к экзамену «от простого к сложному».
- Сначала отрабатываем задания частично пройденные в 8 классе или не слишком сложные для усвоения. Работаю в основном со сборниками для подготовки к ОГЭ по информатике.
- На каждом занятии отрабатываю 1-2 задания. После отработки этих заданий даю тестирование по пройденных темам.
- С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, провожу мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося.
- Таким образом, получаю картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.
III этап реализации:
- Третья часть подготовки заключается в отработке задания повышенного уровня сложности 20.1.
- Для учащихся это изменение вида деятельности, что должно положительно сказываться на результатах усвоения.
- Использую для отработки этого задания систему программирования «Кумир».
- На третью часть отводится 5-6 занятий.
IV этап реализации:
- Четвертая часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку заданий 2, 5, 6(чертежник), 10, 15, 16(автомат), 18.
- Так как эти задания являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится большее количество часов.
V этап реализации:
- Пятый этап –проведение диагностических и тренировочных работ по информатике.
- Формирую наглядную картину «готовности» ученика к ГИА. И учащийся узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения провожу консультации повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий.
- Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому учу обучающихся правильно ориентироваться во времени.
- Особое внимание уделяю работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика.
- Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, предлагаю возможно большее число вариантов формулировок.
- Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
VI этап реализации:
- Шестая часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20.2, которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50--40%.
- С ними провожу групповые и индивидуальные консультации.
Список источников для подготовки к сдаче ГИА по информатике:
1. Сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/
2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ Сайт Дмитрия Гущина Решу ОГЭ
3. Портал КЛЯКС@NET http://www.klyaksa.net/
4. Сайт ГИА с демоверсиями http://www.ege.edu.ru
5. Контрольные задания Московского института открытого образования
(МИОО) http://www.mioo.ru/ogl.php
6. Материалы сайта К. Полякова http://kpolyakov.narod.ru/
7. Online тесты по информатике и информационным технологиям
http://markx.narod.ru/inf/
8. Обучающие программы по информатике
http://markx.narod.ru/sch/
9. Авторская мастерская Босовой Л.Л.
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk5-9.php
- Основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Использую следующую систему работы по подготовке к ГИА по информатике в 9 классе:
- Изменение тематического планирования.
Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
- Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
- В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.
- Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.
- Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Использованные материалы:
- Слайды из презентации Босовой Л.Л. «Подготовка к ОГЭ-2019»