СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по информатике»

Система подготовки к ОГЭ по информатике Королева Е.Н., учитель информатики МБОУ Школы-интерната г. Моздока  2019

Система подготовки к ОГЭ по информатике

Королева Е.Н., учитель информатики МБОУ Школы-интерната г. Моздока

2019

Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок. Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА.
  • Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников.
  • В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА.
  • Не все обучающиеся, изучающие информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках ГИА по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
  • Значит, задача учителя – продумать систему организации подготовки учащихся к ГИА.
Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше. Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.
  • Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо как можно раньше.
  • Учитель информатики, как предметник, может и должен делать это с 8 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе.
  • Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.
Ситуация  непростая: с одной стороны ГИА, с другой стороны образовательная программа, с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере. А часов на изучение информатики очень мало – всего по 1 часу в 7 – 8 классах и 2 часа в 9 классе. Задача: С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.

Ситуация непростая:

  • с одной стороны ГИА,
  • с другой стороны образовательная программа,
  • с третьей - социальный заказ общества, который требует от учащихся конкретных практических навыков работы на компьютере.

А часов на изучение информатики очень мало – всего по 1 часу в 7 – 8 классах и 2 часа в 9 классе.

Задача:

  • С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества.
  • С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ГИА, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:   Представление и передача информации Обработка информации Основные устройства ИКТ Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов Проектирование и моделирование Алгоритмизация и программирование Основы логики Математические инструменты, электронные таблицы Организация информационной среды, поиск информации

Основу экзамена составляют темы, которые очень хорошо формализуются:

  •   Представление и передача информации
  • Обработка информации
  • Основные устройства ИКТ
  • Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах, создание и обработка информационных объектов
  • Проектирование и моделирование
  • Алгоритмизация и программирование
  • Основы логики
  • Математические инструменты, электронные таблицы
  • Организация информационной среды, поиск информации
УМК для подготовки к ГИА Информатику мы изучаем по УМК Босовой Л.Л., который достаточно хорошо готовит к итоговой аттестации.

УМК для подготовки к ГИА

  • Информатику мы изучаем по УМК Босовой Л.Л., который достаточно хорошо готовит к итоговой аттестации.
Формы работы:   урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике; внеурочная работа; контроль и анализ знаний; практическая работа; свободное самообразование; групповые занятия; консультации.

Формы работы:

  •   урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике;
  • внеурочная работа;
  • контроль и анализ знаний;
  • практическая работа;
  • свободное самообразование;
  • групповые занятия;
  • консультации.
Цель: организация подготовки учащихся к успешному прохождению ГИА по информатике Задачи:  Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы. Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ГИА.
  • Цель: организация подготовки учащихся к успешному прохождению ГИА по информатике
  • Задачи: 
  • Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
  • Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы.
  • Создание поэтапной системы подготовки учащихся к прохождению ГИА.
I этап подготовки: Уже в 7-8 классах в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ. Работа продолжается до конца 9 класса. При закреплении материала на уроке обязательно используются контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ. После прохождения темы проводится контроль знаний. В 9 классе это пробные задания ОГЭ по соответствующей теме. В 7-8 классах контрольные работы дополнены заданиями ОГЭ. Тексты тестов и задания: Из диагностических и тренировочных работ по информатике системы

I этап подготовки:

  • Уже в 7-8 классах в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ. Работа продолжается до конца 9 класса.
  • При закреплении материала на уроке обязательно используются контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ.
  • После прохождения темы проводится контроль знаний. В 9 классе это пробные задания ОГЭ по соответствующей теме. В 7-8 классах контрольные работы дополнены заданиями ОГЭ.
  • Тексты тестов и задания:
  • Из диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад», Из сборников КИМ и Контрольных и самостоятельных работ УМК Босовой Л.Л. Из сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М. Из ресурсов Интернета
  • Из диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,
  • Из сборников КИМ и Контрольных и самостоятельных работ УМК Босовой Л.Л.
  • Из сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.
  • Из ресурсов Интернета
II этап реализации: Провести вводную диагностическую работу по материалам ОГЭ для определения проблем учащихся в освоении тем Дополнительные занятия по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1 час в неделю). Начинаю подготовку к экзамену «от простого к сложному». Сначала отрабатываем задания частично пройденные в 8 классе или не слишком сложные для усвоения. Работаю в основном со сборниками для подготовки к ОГЭ по информатике. На каждом занятии отрабатываю 1-2 задания. После отработки этих заданий даю тестирование по пройденных темам. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, провожу мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося. Таким образом, получаю картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.

II этап реализации:

  • Провести вводную диагностическую работу по материалам ОГЭ для определения проблем учащихся в освоении тем
  • Дополнительные занятия по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1 час в неделю).
  • Начинаю подготовку к экзамену «от простого к сложному».
  • Сначала отрабатываем задания частично пройденные в 8 классе или не слишком сложные для усвоения. Работаю в основном со сборниками для подготовки к ОГЭ по информатике.
  • На каждом занятии отрабатываю 1-2 задания. После отработки этих заданий даю тестирование по пройденных темам.
  • С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины «готовности» обучающегося к ОГЭ, провожу мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося.
  • Таким образом, получаю картину успехов каждого обучающегося, а обучающийся, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности.
III этап реализации: Третья часть подготовки заключается в отработке задания повышенного уровня сложности 20.1. Для учащихся это изменение вида деятельности, что должно положительно сказываться на результатах усвоения. Использую для отработки этого задания систему программирования «Кумир». На третью часть отводится 5-6 занятий.

III этап реализации:

  • Третья часть подготовки заключается в отработке задания повышенного уровня сложности 20.1.
  • Для учащихся это изменение вида деятельности, что должно положительно сказываться на результатах усвоения.
  • Использую для отработки этого задания систему программирования «Кумир».
  • На третью часть отводится 5-6 занятий.
IV этап реализации: Четвертая часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку заданий 2, 5, 6(чертежник), 10, 15, 16(автомат), 18. Так как эти задания являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится большее количество часов.

IV этап реализации:

  • Четвертая часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку заданий 2, 5, 6(чертежник), 10, 15, 16(автомат), 18.
  • Так как эти задания являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится большее количество часов.
V этап реализации: Пятый этап –проведение диагностических и тренировочных работ по информатике. Формирую наглядную картину «готовности» ученика к ГИА. И учащийся узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения провожу консультации повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий. Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому учу обучающихся правильно ориентироваться во времени. Особое внимание уделяю работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика. Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, предлагаю возможно большее число вариантов формулировок. Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.

V этап реализации:

  • Пятый этап –проведение диагностических и тренировочных работ по информатике.
  • Формирую наглядную картину «готовности» ученика к ГИА. И учащийся узнает уровень своей подготовленности. С ребятами, у которых выявились затруднения провожу консультации повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий.
  • Тестовая работа должна быть выполнена в строго отведенное время. Поэтому учу обучающихся правильно ориентироваться во времени.
  • Особое внимание уделяю работе с формулировками, характерными для экзаменационных материалов. Часто непривычная формулировка сбивает с толку даже вполне подготовленного ученика.
  • Важной составляющей работы является сведение к минимуму эффекта неожиданности. Подбирая тренировочные задачи, предлагаю возможно большее число вариантов формулировок.
  • Ученик постепенно привыкает к этому разнообразию, учиться вдумчиво читать условие, искать неявные смыслы в тексте.
VI этап реализации: Шестая часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20.2, которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50--40%.  С ними провожу групповые и индивидуальные консультации.

VI этап реализации:

  • Шестая часть подготовки заключается в отработке заданий 19 и 20.2, которые обучающиеся выполняют на компьютере. По опыту работы, тех обучающихся, которые будут выполнять задания на компьютере остается 50--40%.
  • С ними провожу групповые и индивидуальные консультации.
Список источников для подготовки к сдаче ГИА по информатике: 1. Сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/ 2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ Сайт Дмитрия Гущина Решу ОГЭ 3. Портал КЛЯКС@NET http://www.klyaksa.net/ 4. Сайт ГИА с демоверсиями http://www.ege.edu.ru 5. Контрольные задания Московского института открытого образования (МИОО) http://www.mioo.ru/ogl.php 6. Материалы сайта К. Полякова http://kpolyakov.narod.ru/ 7. Online тесты по информатике и информационным технологиям http://markx.narod.ru/inf/ 8. Обучающие программы по информатике http://markx.narod.ru/sch/ 9. Авторская мастерская Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk5-9.php

Список источников для подготовки к сдаче ГИА по информатике:

1. Сайт Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/

2. https://inf-oge.sdamgia.ru/ Сайт Дмитрия Гущина Решу ОГЭ

3. Портал КЛЯКС@NET http://www.klyaksa.net/

4. Сайт ГИА с демоверсиями http://www.ege.edu.ru

5. Контрольные задания Московского института открытого образования

(МИОО) http://www.mioo.ru/ogl.php

6. Материалы сайта К. Полякова http://kpolyakov.narod.ru/

7. Online тесты по информатике и информационным технологиям

http://markx.narod.ru/inf/

8. Обучающие программы по информатике

http://markx.narod.ru/sch/

9. Авторская мастерская Босовой Л.Л.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk5-9.php

Основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
  • Основной метод моей подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Использую следующую систему работы по подготовке к ГИА по информатике в 9 классе: Изменение тематического планирования.  Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ. Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям. В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.   Изменить систему контроля над уровнем знаний  учащихся по информатике. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

Использую следующую систему работы по подготовке к ГИА по информатике в 9 классе:

  • Изменение тематического планирования.

Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления, а также сократить число часов на отработку навыков невостребованных тем. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.

  • Включить в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
  • В содержание текущего контроля включить экзаменационные задачи.
  •   Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по информатике.
  • Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Использованные материалы: Слайды из презентации Босовой Л.Л. «Подготовка к ОГЭ-2019»

Использованные материалы:

  • Слайды из презентации Босовой Л.Л. «Подготовка к ОГЭ-2019»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс