СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель.

    И мы, учителя выпускных классов снова и снова задаем себе  вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Для нас важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?».

Просмотр содержимого документа
««Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике».»



Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель.

И мы, учителя выпускных классов снова и снова задаем себе вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Для нас важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовке к ЕГЭ?».

Ведущая идея моего опыта, моей деятельности как учителя - повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий.

Ну а любая деятельность, в том числе и подготовка к ЕГЭ должна начинаться с анализа результатов:




"5"

"4"

"3"

"2"

2016( огэ 16 чел)

5

6

4

1


качест.успев. - 69%



2016 (егэ база 21 чел)

11

10

0

0


качест.успев. - 100%



2017 ( егэ база 9 чел)

8

1

0

0


качест.успев. - 100%




ТБ 2(68 и выше)

ср балл



2016 (егэ профиль 17 чел)

8

61








2017 (егэ профиль 9 чел)

ТБ2

ср балл




5

58





Я для себя выделила некоторые основные направления своей деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ:


В первую очередь это


1. Методическая подготовка самого учителя


  • Это знакомство с нормативными документами по проведению ЕГЭ

  • Содержание КИМов разных лет, спецификаций и кодификоторов работы.


  • Повышение своего уровня профессиональной грамотности (развитие своих способностей при решении заданий второй части.)

  • Принимаю участие в бесплатных вебинарах и педагогических видеоконференциях на сайте «Завуч.инфо».



2. Создание банка тестовых заданий( книги для подготовки к экзаменам)



3. Диагностика и анализ качества ЗУН учащихся по материалам ЕГЭ

(сайт решу ЕГЭ, сдам гиа, решу впр )

   С помощью вышеназванных интернет ресурсов, я организую деятельность обучающихся по подготовке к экзаменам. 

Здесь я могу сгенерировать необходимый мне тест (либо тематический, либо аналогичный демонстрационному), а система выдаст индивидуальную ссылку, которую сообщаю учащимся.

Если планирую обучающее тестирование, то система позволяет мне сделать открытыми правильные решения задач после окончания работы.

Если тестирование контролирующего характера, номера заданий в тексте работы выводиться не будут, а набранные баллы, ответы и решения заданий появятся в статистике у учащихся только после моей проверки.

Также система автоматически проверяет решения задач второй части, выводит мне на экран загруженные учащимися решения задач второй части. Я могу просмотреть и оценить их. И что особенно важно, система запоминает результаты тестирования и выводит их по каждому учащемуся и каждому из тестов на странице статистики. Это, безусловно, экономит у меня много времени.

4. Организация элективных курсов, индивидуальных занятий

В ходе изучения, апробирования, написания различных курсов я пришла к выводу: нужна стройная система разнообразных, привлекательных элективных курсов.

Так в 9-11 классе считаю целесообразным( я провожу) проведение таких элективных курсов, как

9 класс:

1. Модуль

2. Решение текстовых задач

3. Графики функций

Эти курсы помогают обучающимся при решении второй части ОГЭ (21,22,23 заданий)

10 класс

1. Экономические задачи в ЕГЭ( задача 17)

2. Координатно-векторный метод решения стереометрических задач (задача 14)

3.Сложные задачи планиметрии (задача 16)

11 класс

1. Решение задач с параметром (задача 18)

Индивидуальные консультации провожу два раза в неделю. С расписанием знакомлю не только детей, но обязательно и родителей.


5. Организация вводного, текущего и итогового повторения, самостоятельной работы учащихся

При организации такой работы считаю самым важным :


1.Вычислительные навыки.   Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.


           

В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня.

При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы.


Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.



2.Обязательное знание правил и формул. Необходимое условие – знание теории, поэтому у каждого ученика ( начиная с 5 класса) имеется свой индивидуальный справочник с кратким изложением основных теоретических положений, куда вносятся индивидуальные дополнения;

А с 7 класса после изучения каждой темы составляем конспекты, которыми ребята пользуются до 11кл.

После изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант ( из 10-12 заданий), в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.



Каждый урок в 8 - 11 классах начинаю с проверки изученных формул, теорем. От 5 до 10 вопросов в виде математического диктанта, один ученик у доски, остальные в тетради.

3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.



Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка.

Стараюсь привлечь к такой работе детей. Рекламирую и рекомендую им сайты, курсы, видеоуроки, готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.


Группа в контакте, привлекаю информированность родителей.


5. Психологическая подготовка учащихся

Во-первых, не пугать школьников предстоящими экзаменами . Наоборот, с первых же дней учёбы убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всех лет обучения знакомлю детей с материалами итоговой аттестации.( впр, экзамен. работы показываю даже 5-6 классникам, естественно те задания, что они могут решить)

Кроме этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ: в 7- 9 классах – за основную школу, в 10-11 классах – за полную среднюю школу. Сегодняшние 8 классникам даю задание на неделю 10-15 заданий, на сайте или распечатанный)

В-третьих, знакомлю их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

- обучаю строгому самоконтролю времени;

- учу определять трудность заданий;

- знакомлю с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

- знакомлю с приёмом «спирального движения по тесту».


Начну с первого пункта. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут.

И из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста.


Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить карандашом те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части – это и есть принцип «спирального движения» по тесту.


Работая с КИМами с 7 класса, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач, систематическому пополнению копилки по теории (набору шпаргалок в конверте для запоминания). У них постепенно исчезает чувство растерянности и полной безнадёжности, появляется уверенность и психологическая готовность к новой форме аттестации.


вернуться на главный слайд




7 причин, почему профильная математика – самый сложный экзамен в ЕГЭ. 

1. Есть 2 версии математики: базовая (лёгкая) и профильная (тяжёлая), хотя изначально была только одна версия, почти совпадающая с сегодняшней профильной. А вот у русского языка, который тоже обязателен, такого разделения нет. 

2. В настоящий момент нет ни одного задания, в котором можно было бы угадать ответ. Везде ответ необходимо посчитать. Во всех остальных предметах, есть задания с возможностью угадать ответ (хотя их всё меньше и меньше, но, похоже, они никогда не исчезнут полностью). 

3. На каждое из заданий, начиная с 13 (7 задач), ученик может потратить больше времени, чем на это планировалось (норма 15-30 минут на задание). Причём поймёт он об этом только минут через 15. На задачах 16, 18 и 19 – это произойдёт с 90% вероятностью. 

4. Как решать задачи №18 и 19 – не проходят в обычной школе совсем. В профильных классах этим задачам не уделяется времени. Задача № 17 – это вообще отдельный разговор. ( экономическая, с большими, иногда огромными вычислениями, сложной математической моделью). Это означает, что редко какой учитель знает, как решать эти задачи. А уж научить их решать могут единицы. А стоят они дороже всех: по3- 4 первичных балла. Это означает, что без специальной подготовки ученик максимум может набрать не 32, а только 24 первичных баллов.





5. Самое маленькое количество первичных баллов - 32. Это значит, каждый первичный балл стоит очень дорого – в среднем более, чем 3 тестовых. А значит, потеря каждого первичного балла из-за ошибки стоит очень дорого. 


6. Один из самых низких проходных баллов: 6 первичных (столько же только на информатике, ниже нет) и 27 тестовых (ниже только иностранные языки - 22, но это 22 первичных). 

7. Единственный предмет, где 100 баллов можно набрать, решив правильно менее 100%. Т.к 100 баллов дают за 30 первичных баллов из 32, т.е с 94%. Это значит, что сделать 100% правильно – почти не реально.

И ещё для успешной сдачи экзамена важна мотивация

А каждый ученик должен помнить слова известного швейцарского математика Джорджа Полиа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».